В Киево-Печерской Лавре состоялась международная конференция «Афон и славянский мир»
21 мая 2015 года, в день Вознесения Господня, в Киеве, в палате Трапезного храма Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры начала работу III-я Международная научная конференция «Афон и славянский мир», посвященная 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон, – сообщил корреспондент портала «Русский Афон».
В мероприятии приняли участие более 70 ученых из Украины, Греции, России, Болгарии, Сербии, Хорватии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Румынии, Молдовы. Великобритании, Франции, Италии, США. Организаторами конференции выступают Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь и Международный институт афонского наследия в Украине. Информационный партнер мероприятия – православный портал «Русский Афон».
Открыл международный научный форум Блаженнейший Митрополит Онуфрий Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви. В своем приветственном слове его Блаженство отметил: «Убежден, что сегодняшняя конференция поможет всем нам глубже осознать благотворное влияние, которое сделали подвижники Святой Горы Афон на становление и развитие народа Киевской Руси и всех славянских народов. Призываю на ваши труды Божие благословение. Пусть Господь наш Иисус Христос молитвами Своей Пречистой Матери умудрит всех нас и наставит на истину».
При открытии конференции с приветственными словами перед участниками также выступили наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, почетный митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, епископ Ирпенский Климент, епископ Обуховский Иона, игумен Афонского монастыря Хиландар архимандрит Мефодий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греции в Украине Василис Пападопулос, директор Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника Любомир Михайлин, народный депутат Украины Вадим Новинский, директор Международного института афонского наследия в Украине Сергей Шумило.
Приветствие и благословение от игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), духовника русской святогорской обители иеромонаха Макария (Макиенко) и Собора Старцев монастыря зачитал заведующий библиотекой и архивом обители монах Ермолай (Чежия).
Пленарное заседание началось с доклада настоятеля Киевского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Алексия (Корсака), который выступил на тему «Преподобный Антоний Киево-Печерский – основатель школы Афонского подвижничества на Руси».
Затем выступил архимандрит Августин (Никитин) из Санкт-Петербурга (Россия) на тему «Рукописное наследие Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря». Александр Магола из Кишинева (Молдова) зачитал доклад на тему «Румынские рукописи, хранящиеся в Библиотеке и Архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря». Представитель «Института Русского Афона» Дмитрий Зубов (Москва, Россия) выступил на тему «Влияние Молдавии и Валахии на историю Росикона». Протоиерей Димитрий Яковенко (Одесса, Украина) рассказал о истории и значении Афонских подворий в Одессе. Представитель Афонского монастыря Хиландар иеромонах Досифей (Радивоевич) (Афон, Греция) в своем докладе поведал о истории древней хиландарской келейной обители свят. Иоанна Златоуста, в которой в начале ХХ века подвизалось около 200 русских иноков. Закарпатский историк Юрий Данилец (Ужгород, Украина) раскрыл тему влияния Афона на возрождение православия на Закарпатье в начале ХХ века. Историк Михаил Шкаровский (Санкт-Петербург, Россия) рассказал о духовно-просветительской деятельности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в 1917-1980-е гг.
В завершение первого дня работы конференции заведующий библиотекой и архивом Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря монах Ермолай (Чежия) провел презентацию изданного к открытию конференции «Каталога архивного фонда Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне», составившего IV часть 7-го тома издательской серии «Русский Афон XIX-XX веков». Каждому из участников конференции от Свято-Пантелеимонова монастыря были розданы в подарок экземпляры презентованного тома.
Как уже сообщал портал «Русский Афон», в рамках подготовки к празднованию в 2016 г. юбилея 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон, Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем запланирована серия ежегодных международных научных конференций на тему «Aфон и славянский мир». Первая конференция была проведена в мае 2013 г. в Белграде (Сербия). В 2014 г. вторая конференция состоялась в Софии (Болгария). И третья конференция проводится в Киеве (Украина) на территории Киево-Печерской Лавры под эгидой Украинской Православной Церкви.
Инициированная Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем международная конференция «Афон и славянский мир» призвана способствовать восстановлению и сохранению накопленного русским и славянским монашеством афонского наследия, стать площадкой для обсуждения уже достигнутых учеными результатов и дальнейших перспектив их работы в направлении выявления и изучения материалов, раскрывающих историю афонских обителей, их взаимоотношений друг с другом и с внешним миром, вклад славянских народов в общую сокровищницу Афона и православного мира.
Афонское движение научной мысли
Подготовка к киевской конференции проходила в сложных условиях. Были предприняты стратегически выверенные шаги нашим Афонским монастырем святого великомученика и целителя Пантелеимона. Это выражается в том, что не так давно было принято решение об учреждении в Киеве подворья монастыря, что в некоторой степени облегчило задачу. Устроителями конференции была Украинская Православная Церковь, Свято-Пантелеимонов монастырь и Международный институт афонского наследия в Украине.
Среди участников конференции наиболее интересные доклады были следующие:
1. Иеромонах Алексий (Корский), возглавляющий подворье в Киеве, в своем научном исследовании показал несостоятельность эсфигменской версии принятия монашества преподобным Антонием Печерским. С привлечением наработок известных исследователей XIX-XXI вв. он обосновал именно ксилургскую версию, которая заключается в том, что Антоний Печерский именно в Ксилургской обители принял постриг.
2. Можно также отметить доклад директора по научной работе Института Русского Афона Д.В. Зубова о влиянии Валахии на Пантелеимонов монастырь, в частности, в XVIII веке. Это влияние позволило сохранить обитель. На первой конференции, которая прошла в Белграде в 2013 году, Зубов сообщил об интересных исследованиях, в результате которых была разработана методология исследования истории монастыря, но эта методология могла быть использована в том числе для составления истории других объектов: городов, стран и иных корпораций.
На второй конференции, которая прошла в Болгарии, Дмитрий Васильевич Зубов докладывал о влиянии Турции на Афон вообще и, в частности, на наш монастырь. На четвертой конференции, которая планируется к проведению в г. Москва, он планирует рассказать о влиянии Сербии на Афон и, в том числе, на русский Пантелеимонов монастырь.
Эти конференции дают толчок к некому афонскому движению научной мысли в области истории Церкви, которая, конечно, не прекратится, не иссякнет в 2016 г., когда будет отмечаться торжественная, весьма значимая дата для Русской Православной Церкви – 1000-летие пребывания русских на Святой Горе Афон, и эти исследования будут продолжаться. Институт Русского Афона, совместно с киевлянами, предполагает принять участие в организации этой конференции и быть пионером в выработке направлений и методов исследований.
Участие в киевской конференции приняли более семидесяти ученых из Украины, России, Греции, Великобритании, Болгарии, Сербии, Хорватии, Чехии, Словакии, Румынии, Молдовы, Франции, Италии, Польши, Литвы, США.
Выступил также митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, архиепископ Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, генеральный директор Национального Киевско-Печерского историко-культурного заповедника Любомир Павлович Михайлин. Следует отметить благожелательное отношение Музея историко-культурного заповедника, который всегда предоставляет исследователям возможность работать в богатейшем архиве монастыря. Выступил также архимандрит Мефодий, игумен Сербского монастыря Хиландар на Святой Горе Афон. Здесь следует отметить, что дружеские связи Хиландарского монастыря и Свято-Пантелеимонова монастыря не ограничивались какой-то взаимной помощью по частным вопросам. Крепчайшая дружба и взаимопомощь стоят в основе отношений этих монастырей. Нами даже были найдены документы, подтверждающие, что в тяжелые времена наш монастырь, который пережил за свою историю десять полных запустений, передавал свое движимое имущество на сохранение в Хиландарский монастырь, то есть здесь отношения более чем дружеские.
Институт Русского Афона
Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Светописанный образ Богородицы на Афоне, Чудо явления Пресвятой Богородицы у Святых Врат Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа/3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона.
Особенностью всех этих чудесных событий является то, что Пресвятая Богородица всякий раз удостоверяла действие Своего промышления знаменательным образом – явлением новой чудотворной иконы. Так было во время явления Матери Божией преп. Афанасию Афонскому, который, не выдержав испытаний, малодушно вознамерился покинуть Афон. Явившись ему, Пресвятая Игумения Святой Горы отвратила его от этого, напомнив, что Сама печется о всех нуждах монастырских и является не только Игуменией, но и Экономиссою. Напоминает нам об этом явлении икона Великой Лавры Икономисса. Примечательно, что преп. Афанасий не узнал поначалу Пресвятой Богородицы, и лишь после чудесного изведения воды из камня понял, Кому предстоит. В Ватопедской обители Матерь Божия взяла на Себя обязанности дохиарские (то есть – кладовщика), о чем свидетельствует чудотворная икона Дохиарная. В Ивероне Пресвятая Дева возвестила, что Сама является хранительницею Своего Удела, видимым знамением чего является Иверская икона.
Но не только о земном благе насельников Своего Удела печется Пресвятая Богородица, наиболее же о дарованиях духовных, о чем также сохранена память во многих чудотворных иконах. Так и ныне Пресвятая Игумения явилась, чтобы удостоверить Свое неусыпное промышление и исполнить одно из Своих обетований – быть не только врачевательницей, питательницей и наставницей Своих иноков, но и разрешительницей в различных недоразумениях и искушениях. Суть настоящего недоразумения заключалась в том, что Протат Святой Горы запретил Русской святогорской обители раздавать милостыню в виде пособий для нуждающихся келлиотов.
Обитель не могла выполнить этого требования. Милостыня всем неимущим насельникам Афона разных национальностей и, в особенности поддержка русских пустынников – были заповедью великих старцев Русской святогорской Обители Иеронима и Макария. Угасшая в конце XVIII века по причине Петровских реформ и русско-турецких войн, и совершенно утраченная для русского монашества, Обитель была восстановлена и возвращена русским насельникам, не имевшим более своего пристанища на Афоне, по единой только милости Божией, что и обязывало ее иноков к милостыни и поддержке нуждающихся. Обитель выполняла эту заповедь во все дни своего бытия, как во время достатка, так и во времена нужды.
В описываемое время игуменствовал ближайший ученик и помощник игумена Макария схиархимандрит Андрей (Веревкин) – верный последователь заветов своих великих старцев. Особенно о. Андрей ревновал о милостыни, в чем, как казалось, превзошол даже самого игумена Макария. Игумен Андрей собрал Собор старцев Обители для принятия общего решения. Понимая, что все случившееся – искушение, он принял решения прибегнуть к единственному средству, с помощью которого можно избежать западни, расставленной диаволом. Это средство – молитва и упование на Вышний промысел. Отец Андрей велел, как и прежде выдавать милостыню и помолиться Самой Божией Матери, чтобы Она, как Игумения этого места, разрешила это недоразумение и вражие искушения. Во время раздачи милостыни была сделана фотография, на которой проявился образ Божией Матери в иноческом одеянии, подходящей за подаянием. Общее удивление и ликование охватило всех – и насельников монастыря и бедных келлиотов. Сам о. Андрей после очевидного чуда посчитал вопрос исчерпанным. Собор поручил иеросхимонаху Агафодору составить донесение в Кинот Святой Горы о совершившемся чудесном событии, с приложением фотографии, и с прошением продолжать выдавать милостыню, что и было исполнено. Ответа из Кинота не последовало. Милостыня не была отменена, но продолжалась даже в самые трудные для Обители времена, и была засвидетельствована новым чудом.
После начала Первой мировой войны и разрыва связей с Отечеством, афонские русские обители (да и греческие тоже) попали в большую нужду, особенно не хватало продовольствия, особенно бедствовали сиромахи – бедные странствующие пустынники. Монах Сергий (Токарев) заведовал тогда раздачей бесплатных пайков муки бедным пустынникам. Обладая добрым сердцем и видя тяжкое положение сиромахов, он не мог отказать в просьбе о надбавке горстки муки. Раздача подходила к концу. В спешной работе о. Сергий не обращал внимания на количество, остающееся в ларях отпущенной для бедных муки. Когда же последний инок-пустынник получил свою долю, тогда только о. Сергий заглянул туда, где была мука, надеясь найти лари пустыми. Но они оказались полными, как были в начале раздачи.
Своим явлением Пресвятая Богородица поддержала русскую святогорскую обитель в добродетели, утешила пустынников и безмолвно вразумила старцев Кинота, удостоверила Свое Верховное Игуменство и засвидетельствовала неусыпность Своего промышления.
По словам нынешнего игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии, именно милостыня и верность заветам старцев сохранили Обитель в тяжкие времена XX века, именно милостыня стала тем елеем, который не дал русской лампаде на Афоне затухнуть.
По материалам сайта «Русский Афон»
Митрополит Онуфрий на Афоне
На Святую Гору Афон приезжает много архиереев, но, пожалуй, самый узнаваемый, самый ожидаемый и любимый из них –Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Владыку Онуфрия знают и любят не только в Пантелеимоновом монастыре, где много его соотечественников, но и во всех монастырях и скитах Святой Горы.
Афону свойственно особое благоговение к архиерейскому сану, приезд каждого архиерея –событие для Святой Горы, и каждого архиерея Афон встречает с почтением и теплотою. Но владыка Онуфрий на протяжении многих лет стяжал особую любовь святогорцев. И причина здесь не только в тех подарках и гостинцах, которые он каждый раз привозит, чтобы раздавать монахам.
Главная причина кроется в устроении его души, которое привлекает особую благодать Божию. А уже благодать Господня привлекает и собирает к нему сердца людей. Это и есть признак истинного пастыря. Пастух собирает овец с помощью свирели, а пастырь Церкви Христовой — с помощью благодати Духа Святого.
По словам Игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии, много лет знающего владыку Онуфрия, главное, что отличает его –это глубочайшее смирение, простота и рассуждение. Чем выше Промысл Божий его поставляет, тем глубже он погружается в смирение, тем проще он становится в общении с другими. При общении с владыкой Онуфрием, осознавая высоту его положения и служения, ты видишь перед собою простого монаха, который общаясь с тобой, оставил всю стать своего сана где-то там позади, как кто-то оставляет одежду.
«Если бы можно было охарактеризовать человека одним словом, то о владыке Онуфрии следовало бы скать, что он прежде всего монах. И как настоящий монах, Митрополит Онуфрий постоянно работает над собой, над своим совершенствованием в иноческих добродетелях, поэтому и слово его всегда растворено благодатью», –говорит схиархимандрит Иеремия. «С радостью мы узнали, что Митрополит Онуфрий стал Предстоятелем Украинской Церкви. Это прекрасный архиерей и истинный монах. Именно он сможет стоять за Церковь и паству. Митрополит Онуфрий не просто администратор, но истинный пастырь и любящий отец. Понятно, почему Господь избрал и поставил его в такой момент истории».
Духовный опыт в борьбе со страстями, в стяжании благодати Святого Духа становится источником рассуждения. Многие святогорцы, насельники монастырей и келлиоты, словно дети, стекаются к Митрополиту Онуфрию, чтобы получить благословение и духовный совет. В Афонском Пантелеимоновом монастыре, из уважения к духовному и пастырскому опыту владыки Онуфрия, старцы монастыря просят его провести исповедь для братии, которая затягивается на несколько часов.
В 2003 году Митрополит Онуфрий освящал в Пантелеимоновом монастыре храм святой праведной Еввулы (мать великомученика Пантелеимона) и священномученика Ермолая (духовный отец и учитель великомученика Пантелеимона).
По рассказам святогорцев, в этот день святые угодники Божии Пантелеимон, Ермолай и Еввула явили особое благоволение к обители и, должно быть, к самому Митрополиту Онуфрию, совершавшему чин освящения. Во время всенощного бдения, при совершении Полиелея, эти угодники были видимы посреди собора. Несколько монахов из числа насельников монастыря и пришедших на праздник келлиотов были свидетелями чуда. Другие же паломники и монахи, не сподобившиеся видеть само явление, потом говорили, что ощущали особое благодатное состояние на этом богослужении, благодаря которому легко было молиться и не хотелось спать. В память об этом знаменательном богослужении в монастыре ежегодно совершается бдение с торжественным крестным ходом в храм святой Еввулы, как и в самый день памятного освящения храма.
Более 20 лет Митрополит Онуфрий ежегодно посещает Святую Гору Афон, останавливается в Пантелеимоновом монастыре на 7-10 дней, откуда паломничает, нередко пешком, по другим обителям и келлиям Афона. В дни пребывания Митрополита Онуфрия в Пантелеимоновой обители часто можно увидеть, как он остается после трапезы и помогает братии убирать посуду со столов и подметать полы. Таково устроение Блаженнейшего владыки: быть среди простых людей, просто говорить, в простоте спасаться и жить.
В какой бы монастырь, скит или келлию Святой Горы не пришел владыка Онуфрий, его везде встречают с особой теплотой, радушием и любовью.
«Видя митрополита Онуфрия, мы видим Самого Христа, –говорит старец Благовещенской келлии скита праведной Анны Иоанн, более известный как «папа Янис» (то есть, батюшка Иоанн), –в каждом человеке мы обязаны видеть Христа; очень часто мы затмеваем образ Христов, который носим в себе, своими страстями, своим «эго»; наша икона Христа –обугленная и закопченная. Но у Митрополита Онуфрия этот образ чист и светит другим людям. На Украине много хороших архиереев, но Онуфрий –свят. Пусть все верующие сплотятся вокруг своего архипастыря и делают, что он говорит, тогда будет мир в Украине», – считает папа Янис.
Преп. Силуан Афонский и чудо Богоявления
На первом году жизни преп. Силуана в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре с ним произошло чудо, изменившее всю последующую жизнь: во время уединенной молитвы в мельничном храме в честь св. пророка Божия Илии образ Спасителя на иконостасе вдруг «ожил». На месте иконы он увидел Господа, смотревшего на него.
Это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога, троичного в Лицах. Во время этого явления, по словам самого преподобного, благодать Святаго Духа наполнила его душу, и Духом Святым он не просто увидел Господа Иисуса Христа, но узнал в Нем своего Бога, Спасителя и Творца, пришедшего по благоволению Отца. Это Богоявление оставило настолько неизгладимый след в душе преподобного Силуана, что память о нем красной нитью прослеживается во всех его писаниях.
Икона Спасителя, с которой связано описываемое нами чудесное событие пребывает в русском святогорском монастыре в иконостасе Ильинского храма, что на жерновах, где и произошло чуду, и является одной из самых почитаемых в Обители святынь.
Сайт «Русский Афон»