Добавлено: 08.12.2019

Амурская экспедиция

Амурская экспедиция – это часть Царской стратегии движения России на восток. И эта стратегия приняла определенные очертания уже при Императоре Александре III, который в 1890 году отправил своего державного сына в Великое Восточное путешествие.

Масштабное многолетнее изучение возможностей фундаментального утверждения России на Тихом океане явилось одним из великих дел Святого Царя Мученика Николая Александровича Романова. Созданный им в 1909 году Комитет по заселению Дальнего Востока стал движителем большой дальневосточной стратегии. Главой Комитета был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. А начальником Амурской экспедиции стал томский губернатор Н.Л. Гондатти, впоследствии назначенный Приамурским генерал-губернатором.

Изучая труды Амурской экспедиции, мы увидим, что в них был не только глубокий научный подход. Там был дух Православной империи, которая мощно вставала на берегах Тихого океана. Там была миссионерская идея России, идея Третьего Рима - возвещать народам о Христе. Россия шла на восток и выполняла свое Божественное призвание. И в этом призвании с Божией помощью строились города и дороги, возводились мосты и осваивалась земля, на которой селились русские православные люди, проповедовавшие Евангелие своим образом жизни, славившие Христа и свое Отечество у границ с азиатскими странами.

Верим, что эти труды, созданные лучшими умами нашего Отечества, еще послужат делу созидания Руси у Океана Великого. Еще прорастут на Русской земле, по молитвам наших далеких предков, великие государственные мужи, которые на удивление сегодняшним «менеджерам» и «производителям услуг» крепко встанут лицом к Океану. Верим, что еще явит Господь сильных духом богатырей, верующих во Святую Троицу и готовых всей своей пламенеющей жизнью послужить родному Отечеству Российскому, устремленному на восток. К Солнцу Правды Христу.


Ноябрьский снег падает в зеленые волны. Берег в прозрачной ледяной глазури. Круглые камни в соленой воде сверху прихвачены белесым льдом. Мокрый темно-рыжий песок почти укрыт теплым ноябрьским снегом. Небо у самой воды, снежное серое небо касается мокрых припорошенных улиц Владивостока. Ноябрьское небо, плотное, облачное и снежное. Плывет по зеленым волнам Океана. К вечеру холодает. Теперь соленый ветер взвихривает внезапно снег. Морской мороз слабый и колкий. Желтый свет уличных фонарей в переливающейся белой пелене. Желтый свет кораблей в заливе как далекие звезды в тумане.

…Владивосток теперь столица всей Дальней России. И даже далекое Забайкалье смотрит на берега бухты Золотой Рог с особым вниманием. Владивосток - административный центр большого округа, в который не так давно на бумагах с гербовой печатью вписали Забайкальский край.

От Читы до Владивостока путь далекий, а все один Дальневосточный федеральный округ. Название нашего Дальнероссийского края на официальных документах уже двадцать лет звучит так, будто стучит стальными колесами состав с военной техникой по рельсам Транссиба: «Дальневосточный федеральный округ». С 1990-х годов эти составы уходят от восточных границ нашей Дальней России, оголяя рубежи, бросая землю русскую на попечение иностранным инвесторам и заботливым приватизаторам. Среди некоторых не очень притязательных во вкусах жителей Приморья до сих пор популярна мелодия сомнительной песенки со словами «Уходим, уходим, уходим… Владивосток две тыщи…» Впрочем под эту песню еще недавно танцевала министр финансов Набиуллина, когда публике была представлена новая купюра 2000 рублей с изображением мостов Владивостока.

Сейчас освоение восточных территорий России идет полным ходом. Особое внимание в программах нового освоения уделяется туризму. С 2020 года планируется запустить по Транссибу от Владивостока до Иркутска и обратно комфортабельный туристический поезд «Дальневосточный экспресс». В Министерстве Дальнего Востока сообщили, что поезд рассчитан на богатых японских туристов. И первая «партия» - 50-60 японцев – отправится в путешествие уже в начале следующего года. Обеспечивает весь этот проект некая немецкая компания совместно с российской некоммерческой организацией «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», созданной при Министерстве Дальнего Востока.

Известно, что Япония давно имеет интерес к нашим землям. Это подтверждается не только постоянными претензиями в отношении русских Курил. Японцы уже совершали попытку оккупировать территорию от Иркутска до Владивостока в 1920-х годах. И позднее, в конце 1930-х и в 1940-е годы они также вынашивали эти планы. В августе – сентябре 1945 года амбиции японцев угасли в связи с разгромом Квантунской армии нашими доблестными войсками. Однако в последствии с ослабеванием СССР и дальнейшим уничтожением Советского Союза, японцы вновь активизировались в геополитическом отношении, возвратившись к старым надеждам на свое господство в Сибири.

Именно пространство от Владивостока до Иркутска, включая Байкал, представляет для них особый интерес. И вот теперь поезд с представителями японской деловой элиты поедет от берегов Тихого океана к Байкальским берегам.

…Минуло чуть больше ста лет с тех пор, как в России разработали большой долгосрочный план освоения и заселения русским народом Приморья и Приамурья. Этот план стал плодом многолетних исследовательских трудов, которые велись в ходе «Амурской экспедиции, командированной по Высочайшему повелению». Экспедиция оставила более десятка томов, посвященных комплексному научному исследованию «социальных и экономических» возможностей Амурской и Приморской областей.

Составители отчетов экспедиции отмечают: «На Амурскую экспедицию, согласно Высочайше утвержденному 27 октября 1909 года Постановлению Совета Министров, было возложено колонизационное обследование района Амурской железной дороги и изыскание мер к его заселению. В соответствии с такими задачами, в состав экспедиции вошли партии специалистов по обследованиям: почвенно-ботаническим, агрономическим, статистико-экономическим, гидро-техническим, зоотехническим, лесным, дорожным и геологическим, а также уполномоченные всех ведомств, по деятельности их соприкасающихся с колонизационным делом на Дальнем Востоке».

Около сотни крупных специалистов трудились в составе Амурской экспедиции в течении нескольких лет.
Главная задача экспедиции – провести долгосрочное комплексное научное исследование дальневосточных территорий и на основе результатов исследовательских трудов подготовить на многие десятилетия вперед масштабный глубокопродуманный план создания крепкого цивилизационного фасада России на Тихом океане. Для этого необходимо было заселение Приморья и Приамурья такими людьми и созданием таких условий, при которых Россия мощными корнями на века прорастет на земле сибирской-дальневосточной.
Хабаровская исследовательница, профессор Нина Дубинина пишет: «…большое место в исследованиях Амурской экспедиции было отведено переселенческому делу, правильному использованию земель Приамурского края. Этому была посвящена целая программа, которая содержала меры законодательного, организационного и финансового характера. <…> Особо предусматривалось усиление правительственной помощи новоселам: повышение размера денежных ссуд, широкая организация казенной продажи сельскохозяйственного и промыслового инвентаря, предметов домоводства и продовольствия, заблаговременная расчистка и раскорчевка части надельной земли, ведение дорожного строительства, создание гидротехнической организации, ветеринарной помощи, содействие развитию животноводства и т.д.» [Дубинина Н.И. Приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти. - Хабаровск: Приамурское географическое общество, 1997.]

Амурская экспедиция до сих пор не стала популярным предметом диссертационных исследований и научных открытий, хотя вполне этого заслуживает. Этот эпохальный проект еще не осмыслен в той степени, в которой он того требует. Пока имеются лишь общие, поверхностные размышления и сообщения об этом деле, при этом слабо раскрывается основа великого замысла. Труды Амурской экспедиции не получили воплощения в связи с начавшейся вскоре Первой мировой войной и последовавшей затем великой катастрофой – крушением Российской Империи. В советское время очевидно использовались некоторые фрагменты из системных наработок Амурской экспедиции. Однако эти фрагменты встраивались в новые планы освоения и заселения Дальнего Востока, где уже совершенно отсутствовала смысловая, идейная основа, на которой велось державное строительство Руси у Океана Великого.

Тогда в самом начале XX века масштабное многолетнее изучение возможностей фундаментального утверждения России на Тихом океане явилось одним из великих дел Святого Царя Мученика Николая Александровича Романова. Созданный им в 1909 году Комитет по заселению Дальнего Востока стал движителем большой дальневосточной стратегии. Главой Комитета был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. А начальником Амурской экспедиции стал томский губернатор Н.Л. Гондатти, впоследствии назначенный Приамурским генерал-губернатором.

Амурская экспедиция – это часть Царской стратегии движения России на восток. И эта стратегия приняла определенные очертания уже при Императоре Александре III, который в 1890 году отправил своего державного сына в Великое Восточное путешествие. За три года до восхождения на Российский престол Цесаревич, будущий Российский император Николай II, посетил Владивосток, заложил Великий Сибирский рельсовый путь и прошел пешком и на лошадях по тем землям, которые почти через двадцать лет досконально обследовали около сотни высококлассных специалистов и выдающихся ученых.

Изучая труды Амурской экспедиции, мы увидим, что в них был не только глубокий научный подход. Там был дух Православной империи, которая мощно вставала на берегах Тихого океана. Там была миссионерская идея России, идея Третьего Рима - возвещать народам о Христе. Россия шла на восток и выполняла свое Божественное призвание. И в этом призвании с Божией помощью строились города и дороги, возводились мосты и осваивалась земля, на которой селились русские православные люди, проповедовавшие Евангелие своим образом жизни, славившие Христа и свое Отечество у границ с азиатскими странами.

Отчего-то сегодня не могут в полноте увидеть масштаб Амурской экспедиции и державный подход к воплощению подобных замыслов. Сегодня время иное. Сегодня дальневосточный размах сузился до пределов «дальневосточного гектара». И на эти гектары уже внимательно смотрят своими суженными глазками наши азиатские соседи, отправляющиеся по Транссибу немецким поездом «Дальневосточный экспресс» от Тихого океана до Байкала.

…В университетской библиотеке на улице Алеутской во Владивостоке мы держали в руках и листали старинные тома Амурской экспедиции. Такие же фолианты хранятся всего лишь в нескольких городах России: в Хабаровске, Томске и Санкт-Петербурге. Оказалось, что эти массивные книги мало интересуют студентов, преподавателей и местных ученых. Судя по отметкам в библиотечном формуляре, труды в течении долгих лет заказывались всего лишь несколько раз. Для выставок в музее…

Верим, что эти труды, созданные лучшими умами нашего Отечества, еще послужат делу созидания Руси у Океана Великого. Еще прорастут на Русской земле, по молитвам наших далеких предков, великие государственные мужи, которые на удивление сегодняшним «менеджерам» и «производителям услуг», запускающим «японские экспрессы» по Транссибу, крепко встанут лицом к Океану. Верим, что еще явит Господь сильных духом богатырей, верующих во Святую Троицу и готовых всей своей пламенеющей жизнью послужить родному Отечеству Российскому, устремленному на восток. К Солнцу Правды Христу.

…Яркое бордовое солнце в утреннем морозе. Солнце над зелеными волнами Океана. Ясное голубое небо. И синие сопки у залива Петра Великого. Снежная пыль унеслась в горизонт с давним ноябрьским ветром. Задули новые ветра над Океаном. Крепкие, тугие, холодные. Декабрьские ветра над зимними волнами. Грядущий январь, Рождественский и Крещенский, заморозит эти могучие волны, превратит их в лед, который будут ломать корабли в заливе... И уже скоро – в марте - апреле откроются океанские воды, растворятся в соли морской белые льдины. Придет весна. Пасхальная весна на востоке…

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
от 18.01.2020 Раздел: Декабрь 2019 Просмотров: 326
Всего комментариев: 0
avatar