Добавлено:

«Антарктида – великий заповедник Земли!»

(К 190-летию открытия пятого континента русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым)

28 января с.г. Движение поддержки Флота под руководством его Председателя, депутата Государственной Думы М.П. Ненашева в Геологическом музее имени В.И. Вернадского провело торжественную Кают-Компанию в честь этой знаменательной даты. В этот же день в Адмиралтейском храме Москвы и других православных храмах столицы и регионов были отслужены молебны в честь первооткрывателей ещё одной земли на нашей планете.

На вечере выступили: В.М. Котляков, директор Института Географии Российской Академии Наук, почётный президент Русского Географического Общества, академик; А.П. Лисицин, заведующий лабораторией физико-геологических исследований Института Океанологии им. П.П. Ширшова, академик, начальник морского геологического отряда первой и Второй Антарктической экспедиций 1955–1956 гг., 1956–1957 гг.; Г.Б. Удинцев, заведующий лабораторией геоморфологии и тектоники дна океана Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского (участник 5-ти экспедиций по Западной Антарктике), Член-корреспондент РАН, профессор, доктор географических наук; В.Л. Письменный, Герой России, заместитель начальника Управления авиации ФСБ России.

Перед собравшимися предстали и сама история этого удивительного континента, и захватывающие рассказы учёных-исследователей, участников многих экспедиций на Антарктиду, об уникальности этой огромной ледяной части света.

Её называли «всемирной лабораторией», «великим музеем Земли» и… самой большой тайной, раскрыть которую предстоит будущим поколениям. Из глубины льда учёные извлекают здесь замороженные капли дождя, выпавшего тысячи лет тому назад, уснувшие в анабиозе бактерии, неизвестные ныне науке. Ледяной панцирь Антарктики скрывает 90% мировой пресной воды, множество полезных ископаемых – золота, платины, железа, нефти и газа. Неизмеримы, не подаются учёту биологические богатства необъятного Антарктического шельфа. Наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте показали, что Антарктида является климатообразующим фактором для всей планеты. Изучение ледникового покрова сегодня приносит серьёзные научные результаты, информируя нас о том, какой была Земля сто, тысячи лет назад. В ледниковом покрове Антарктиды оказались «записаны» данные о климате и составе атмосферы за тысячи лет. Антарктида считается лучшей лабораторией на Земле, куда приезжают учёные из разных точек земного шара, чтобы найти ответы на различные научные вопросы.

Антарктические базы, особенно российские, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей нашей планете.

Да, Антарктиду, несмотря на заявление английского мореплавателя Джеймса Кука о том, что человек никогда не доберётся до «Южного океана», открыли русские, что и произошло 28 января 1820 года. Об этой сенсации писали газеты всего мира. Но Россия заявила тогда, что не претендует на право собственности на обнаруженный ею огромный континент, а рассматривает его как достояние всего человечества. В соответствии с конвенцией об Антарктике от 1 декабря 1959 года она не принадлежит ни одному государству – для них разрешена только научная деятельность. И вот результат: ни в одном справочнике Запада нет даже упоминания о России как стране, открывшей Антарктиду. Мало того, выступивший на встрече известный русский мореплаватель-одиночка Фёдор Конюхов продемонстрировал собравшимся карту Антарктики, где вся она уже разделена странами-претендентами на соответствующие секторы.

А что же сегодняшняя Россия? Пока, как это у нас принято, спокойно «безмолвствует».

Неужто нам снова придётся открывать Антарктику?
от 11.05.2024 Раздел: Февраль 2010 Просмотров: 1636