Почти две тысячи лет назад Господь послал своего первого ученика благословить будущий народ России, еще не появившийся на свет. Именно русский народ осознал себя народом Божиим и многие века так и называл себя «крестьяне», т.е. «христиане». Народы нашей страны, братских стран Белоруссии, Украины с благодарностью хранят память о своем первом благовестнике, возводя храмы и склоняясь пред его святыми образами.
Возмужав же до осознания себя народом державным, Третьим и последним Римом — наши благочестивые предки ввели благословение Первозванного апостола во все главные атрибуты своего государства: герб, принятый Россией из рук императорского рода Палеологов, на котором грудь царственного орла украшал косой андреевский крест, высшую государственную награду и военно-морской флаг. Россия, Белоруссия и Украина имеют перед Богом ходатаем блаженнейшего апостола Андрея Первозванного.
Все известные христианские источники свидетельствуют, что в проповеднический удел святого апостола Андрея вошли Вифинея, Понта, Фракия, Скифия, Севастополь великий, Патры, Согдиана, Страна Саков. Когда святые апостолы и ученики Господа нашего Иисуса Христа рассеялись по всей вселенной, апостол Андрей Первозванный посетил земли иверов, Сусанию, Аланию, в город Фуст, Авазгию, Боспор, Феодосию, Херсонес.
Посещение и благословение Первозванным апостолом будущих русских земель пересказал в назидание потомкам Нестор Летописец в «Повести временных лет».
«Якоше ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю ему въ корсунь, увиде, яко исъ Коръсуня близ устье Дьнепръское, и въсхоте поити въ Римъ, и приде въ устье Дьнепръское, и оттоле поиде по Днепру горе. И приключаю приде, и ста подъ горами на березе. И заутра въставъ, рече къ сущимъ съ нимъ ученикомъ: «Видите горы сия? Яко на сих горахъ въсияеть благодать Божия: имать и градъ великъ быти, и церкви мьногы иматъ Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и благослови я. И постави крестъ, и помолився Богу, и слезе съ горы сея, идеже послеже бысть Киевъ, и поиде по Днепру горе. И приде въ словены, идеже ныне Новъгородъ, и видев люди ту сущая, как ихъ обычай и како ся мыють и хвощуться, и увивися имъ. И иде въ варягы, и приде в Рим, исповеда, елико научи и елико виде…»
«Повесть временных лет» повествует также, что в 1086 году великий князь Всеволод I Ярославич начал возводить в Киеве Андреевскую церковь, которую освятил в 1088 году митрополит Иоанн II.
Как свидетельствует «Степенная книга», редактированная архиепископом Макарием, митрополитом Московским, после Киева, апостол Андрей посетил Новгород, проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в веси, называемой Грузино. После этого по Волхову, Ладожскому озеру и реке Неве отправился в Варяги.
Около 1215 года князь Мстислав Галицкий выстроил на Андреевском холме в Киеве, где Первозванный водрузил крест, Крестовоздвиженский храм.
Память об апостоле Андрее сохранялась на Руси с первых дней ее крещения, а возможно, и гораздо раньше.
При великом князе Всеволоде I, в 1089 году церковь апостола Андрея была построена в Переяславе.
С древности хранилась память о Первозванном апостоле и в северных землях Руси. В Новгороде, например, был построен первый храм апостола Андрея еще в XI веке.
В 1472 году русский царь Иоанн III вступил в брак с Софией Палеолог, греческой принцесой, дочерью Фомы Палеолога, родного брата последнего византийского императора Константина IX,. София родилась и воспитывалась в Патрах — городе хранившем мощи Андрея Первозванного и почивтавшем его своим покровителем.
Иоанн, желавший вступить в брак с Софией, послал в Рим послов к Папе Римскому Павлу II , т.к. после 1462 года будущая русская царица жила в Риме, и Папа передал Иоанну в качестве приданного права Палеологов на Византийский престол. При том же царе Иоанне III, в 1497 году, в Россию был перенесен герб византийских императоров — двуглавый орел, ставший с этого времени гербом России.
Между тем, русским людям было известно, что эта древняя эмблема имела тесную связь с именем и памятью Первозванного апостола. В Патрасском храме могилу святого апостола Андрея укрывала мраморная плита с изваянным на нем орлом и надписью «Апостол Андрей парит, как орел; он взят Богом».
В 1621 году состоялся в Киеве собор православных епископов во главе с митрополитом Иовом. В соборном «Деянии» члены этого собора говорят: «Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол русский, и на киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили, и семена веры он в нас насадил, то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо в ней проповедовал апостол».
В Москве в XVII веке была построена церковь во имя Андрея Первозванного, которая потом стала храмом Воздвижения Честного Креста при больнице. Существовала церковь апостола Андрея Первозванного и в старейшем в Москве монастыре — Чудовом.
В честь апостола Андрея был построен монастырь в Москве, в Пленницах в XVII столетии. В монастыре Андреевском по просьбе великого славянского просветителя митрополита Петра (Могилы) царь Михаил Федорович разрешил обучать «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». При Андреевском монастыре была основана библиотека и школа. В 1991 году указом Святейшего Патриарха Московского Алексия II было учреждено Патриаршее подворье, сейчас там размещается Синодальная библиотека, с 1998 года действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».
Глубоко почитал Первозванного ученика Христова русский царь Петр I. Имя этого апостола «святым крещением первоначально пределы наши просветившего», государь дал первому русскому ордену, который он учредил в 1698 году. На кресте ордена имелись латинские буквы: S.A.P.R.: «Sanctus Andreas Patronas Russicee», т.е. Святой Андрей — покровитель России, а на обратной стороне значился орденский девиз: « За веру и верность».
Как основоположник Российского флота. Император Петр I обратил особое внимание на тот факт, что апостол шествовал не только по русской суше, но и водным путем, и потому поместил изображение Андреевского «X»- образного креста на полотнище морского флага. Частицу же мощей первого ученика Христа он положил в основание своей новой столицы.
Это было так. Осматривая остров, государь взял у солдата башнет, вырезал два дерна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь быть городу». Затем, взяв заступ, первый начал копать ров. В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем. Когда ров был выкопан, в него поставили ящик, высеченный из камня. Священники окропили этот ящик святой водой, государь поставил в него золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного и покрыл ящик каменною доскою, на которой была вырезана следующая надпись: «от воплощения Иисуса Христа 1703 года, мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, Самодержцем Всероссийским». Затем у двух длинных тонких берез связали верхушки. Получилось что-то вроде ворот, на которые тут же спустился парящий над островом орел. Ефрейтор Одинцов снял его выстрелом из ружья. Петр был очень рад этому, увидев в случившемся доброе предзнаменование. Перевязав у орла лапы платком, государь посадил себе на руку и с орлом в руке взошел на яхту.
Подобный ковчег с мощами Андрея Первозванного был заложен в 1716 году в основание соборной церкви во имя Живоначальной Троицы при Александро-Невской лавре.
В царствование Петра I был также сооружен каменный Андреевский собор в Кронштадте (архитектор А. Захаров). По преданию, настенный образ для него написал сам Великий государь. Кроме того, на «царском» образе хранилась орденская Андреевская лента, которую государь получил из рук адмирала Головина в 1703 году за взятие в плен шведских судов у деревни Калинкиной; на ленте был также укреплен образ святого Андрея, вырезанный из слоновой кости также лично царем Петром. Этот собор навсегда связал себя в памяти русского народа со служением в нем одного из последних столпов царской России, провидца и чудотворца праведного отца Иоанна Кронштадского. В этом соборе праведный отец Иоанн прослужил 53 года.
Петр I планировал построить также специальный орденский храм. Такая церковь была заложена уже после его смерти, в 1732 году ее освятил архиепископ Феофан Прокопович «для торжества и праздников кавалеров Ордена Святого Андрея Первозванного». По проекту архитектора Виста в 1780 году был возведен на месте деревянного храма каменный собор.
Державная дочь Петра I Елизавета Петровна на месте бывшей Десятинной церкви в августе 1744 года заложила первый камень в основание Андреевской церкви. По мысли государыни, эта церковь должна была стать соборным дворцовым храмом. Эта церковь строилась на священном не только для Киева, но и для всей православной России месте.
План и фасад нового собора были разработаны знаменитым архитектором графом Бартоломео Растрелли.
Андреевский собор воздвигнут был графом А.А. Аракчевым в селе Грузино, где хранились много исторических достопримечательностей времен Отечественной войны 1812 года.
В XIX веке в честь апостола Андрея в Москве была выстроена церковь при второй мужской гимназии на Елоховской улице.
В конце XX столетия в Луганской и Старобельской епархии (УПЦ) основан Андреевский мужской монастырь.
Особое место в «русской славе» Первозванного апостола Христова занимает общежительный Свято-Афонский скит на Святой Горе. Местность Серай, где он находится, была местом обитания иноков едва ли не с первых пор существования монашества на Афоне.
Первые русские иноки окончательно вошли во владение кельей святого Антония Великого в 1842 году. 15 сентября 1849 года келья была превращена в скит, посвященный Андрею Первозванному и преподобному Антонию.
Главный соборный храм скита во имя святого апостола Андрея Первозванного был заложен 16 июля 1867 года, а освящение состоялось 16 июня 1900 года.
Насельники Андреевского скита обустроили подворья с церквами во имя апостола Андрея в Константинополе, Одессе, Санкт-Петербурге.
После смерти последнего русского насельника Андреевский скит в 1971 году перешел во владение Ватопедского монастыря.
Среди главных святынь Андреевского скита была часть главы Первозванного апостола — лобная, отделанная серебром, в виде главы, лежащей на блюде.
В русском же Пантелеимоновском Афонском монастыре хранится стопа Первозванного ученика Христова, а в великой афонской Лавре — его рука.
С благоговением хранятся в России части мощей первого благовестника. В настоящее время в Богоявленском соборе Кремля хранится десница Первозванного апостола, которая была получена в дар царем Михаилом Феодоровичем в 1644 году от иноков монастыря св. Анастасии Узорорешительницы близ Фессалоник. Части мощей Первозванного апостола хранятся и в Синодальной палате.
Фото Андрея Артамонова