Добавлено:

Без сельской школы - нет России!

Сельскую школу закрывать
нельзя. А вернуть её сельским
приходам - можно и нужно.

В июньском номере "Руси Державной" был обозначен наш взгляд на нынешнее незавидное положение сельской школы и предложено наше видение решения её проблем. Ныне же полагаем полезным ознакомить читателей с поисками некоторых министерских "ученых чиновников" таких дыр в российском законодательстве (или даже искусственного создания таких дыр), под прикрытием которых и ведется целенаправленная и пока небезуспешная атака на сельскую школу. Судите сами:

С 2002 по 2007 год количество школ в сельской местности сократилось на 5100, а в Архангельской, Псковской и Тюменской областях ликвидирована за эти годы треть сельских школ. В последние годы тенденция на сокращение количества сельских школ только нарастает, что имеет целый ряд тяжелых негативных последствий: возить детей в холодное время без ущерба для здоровья практически невозможно, перевод на интернатское содержание негативно сказывается на психике детей, ослабевают семейные связи и родительский контроль за ребенком, как следствие - дальнейшее опустение деревень. Из документов рабочей группы к заседанию Госсовета РФ 29.08.2001 года: "В последние годы ухудшилось социальное положение и здоровье детей… примерно 20% страдают пограничными нарушениями психологического здоровья… Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к качественным образовательным услугам". "Сохранение сети сельских школ - это сохранение села" (из выступления губернатора Тверской области В. И. Платова на Госсовете РФ 29.08.01). Губернатор Оренбургской области А. Чернышев: "Даже в самые трудные годы мы не спешили закрывать малокомплектные школы… Село живет, пока в нем существует школа".

Но ведь есть же Закон РФ "Об образовании" от 10.07. 1992 года, в котором имеется статья 34, в которой есть пункт 5 (дословно): " Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением".

А как быть, если Министерству образования РФ, для которого от сельских школ только постоянная головная боль, очень хочется от них избавиться?

А очень просто. Есть в Москве такой Государственный университет - Высшая школа экономики (где, кстати, профессорствует Г. Явлинский), которому вполне можно поручить составление ведомственной инструкции по этому щекотливому вопросу. Такая инструкция - как обойти Закон -- составляется и берется Минобразом РФ на вооружение. Не верите? Приведем несколько цитат из этого "документа":

"Пункт 5 ст. 34 Закона "Об образовании" запрещает "ликвидацию" любой сельской школы без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данной школой. Данная норма закона сформулирована некорректно жестко, что и дает возможность обойти (!!!) ее предписание. В частности… используемая формулировка позволяет закрыть сельскую школу даже без согласия схода жителей при следующих условиях:
- закрытие не должно быть оформлено как "ликвидация"…
- должна осуществляться только "реорганизация путем присоединения"...После реорганизации у опорной школы и ее учредителя (читай: муниципальной или региональной власти) появляется юридическая возможность… закрыть малокомплектную школу руководствуясь только целесообразностью и своим усмотрением" (то есть вопреки Закону без схода сельчан). "Закрытие малокомплектных школ или классов в них… могут встречать сопротивление населения". "При проведении реструктурирования сети школ (читай: закрытия сельских школ) наибольший интерес … составляет установленная Законом о местном самоуправлении ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которая… предусмотрена в случае нарушения Конституции РФ, федеральных законов, уставов и законов субъектов РФ, устава муниципального образования, но лишь в той мере, в которой их полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами (ст. 49 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ). "Как уже предлагалось ранее, в процессе … модернизации образования органы управления и должностные лица могут использовать противоречивые законодательные положения в интересах разрешения стоящих перед ними задач" (По закрытию сельских школ?). "Таким образом, с нашей точки зрения, учитывая особенности действующей правовой системы РФ, было бы неоправданно задерживать процессы реструктурирования образовательных учреждений и модернизации образования (читай опять: закрытия сельских школ! Какой напор!) до тех пор, пока не будут окончательно решены все юридические вопросы реформирования. Это время может просто не наступить" ("Правовые проблемы модернизации образования", М., 2002, с грифом "По заказу Министерства образования РФ"). Только ограниченные рамки газетной статьи не позволяют воспроизвести все аналогичные "рекомендации" из этого научного (?) труда. Нелишне указать, что в авторском коллективе этой "инструкции по ликвидации" не последнюю скрипку играют "советники" (не депутаты, упаси Боже!) госдумовского Комитета по образованию.

А что при закрытии сельских школ местные власти руководствуются не Законом, а именно рекомендациями упомянутой инструкции, видно из публикуемой нами информации из далекого Приморья (для сравнения напрашивается аналогия из не столь отдаленного прошлого: в начале перестройки на московских книжных развалах то и дело мелькали брошюрки с советами, как не платить налоги. Кто-то этим советам внял, но не всем они пошли на пользу).

Если уж само Министерство РФ нацелилось на ликвидацию "нерентабельных" сельских школ, то что остается делать нам, православной общественности и самим сельским приходам, для многих из которых закрытие местной школы смерти подобно?

На наш взгляд, как ни парадоксально это покажется, наиболее приемлемый выход подсказывается в этой же брошюре "Правовые проблемы модернизации образования". Нужно только изменить акценты в её рекомендациях поменяв некоторые адресаты (все замены выделены курсивом).

В статье 11 Закона РФ "Об образовании" устанавливается, что образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными… (так на стр. 9 "инструкции"). "Реструктурирование сети сельских школ юридически может быть оперативно оформлено на местном уровне следующим образом:

1. Представительным органом субъекта РФ или муниципалитета принимаются план и программа реструктурирования малокомплектной сельской школы (развития образования).

2. Глава субъекта РФ или глава исполнительной власти муниципалитета издает постановление о реструктурировании малокомплектной сельской школы, в котором:
- определяет концепцию, принципы и сроки проведения реструктурирования с передачей прав её учредителя местному приходу РПЦ;
- определяет порядок финансирования реструктурированной сельской школы исходя из ныне принятого подушевого принципа (с долевым участием регионального или муниципального бюджета);
- утверждает временное положение о реструктурированной малокомплектной сельской школе.

3. Орган управлением образованием во исполнение постановления главы администрации издает приказ о реорганизации малокомплектной сельской школы "путем присоединения" (например, к приходской воскресной школе), или просто в связи со сменой прежнего учредителя (на местный приход РПЦ).

4. Новый учредитель реструктурированной сельской школы (то есть местный приход РПЦ) проводит разъяснительную работу среди жителей населенных пунктов, обслуживаемых этой сельской школой в её новом качестве".

В ходе подготовки материалов по сельским школам автор интересовался и у клириков, и у церковных юристов, почему при приходах только воскресные школы, нет ни одной с названием "церковноприходской". Ответ был всегда одинаков: "Закон вроде не запрещает, но без благословения свыше как-то несподручно". Может, стоит вспомнить предписание Архиерейского собора 1994 года, в котором каждому приходу вменялось в обязанность "расширять сеть приходских воскресных школ… и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне". Кто первый? И еще: надо помнить, что с самого начала своего образования приходские школы в России рассматривались как низшее звено светских школ. Для сегодняшнего дня это назначение сельской приходской школы следует трансформировать как путевку для получения высшего и среднего профессионального образования.

Владимир ДЬЯЧКОВ

Школьные страдания села Приозерного

7 февраля этого года в селе состоялась церемония освящения Церкви во имя Георгия Победоносца. Её провёл архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. И если духовная жизнь в селе возрождается, то сегодня опасение селян вызывает судьба здешней школы. Уже несколько лет ребята старших классов ежедневно отправляются на занятия в село Благодатное, а в Приозёрном находится филиал Благодатнинской средней школы - её начальное звено. Сейчас в школе работают только два класса и два учителя На двоих у них девять учеников. У них индивидуальное обучение, а это означает, что в одном классе занимаются первоклашки и ребята постарше. На будущий год в школу запишется всего четыре первоклассника, а трое ребят перейдут в пятый класс. Вот и вся нехитрая арифметика. Сейчас и учителя ездят на работу в Благодатное. Для женщин это очень тяжело - оставлять домашнее хозяйство. За школу район боролся до последнего. Предполагалось, что учебное заведение будет работать и в следующем году. Но 18 июня 2008 года школу закроют. Персонал уже известили. Все ученики будут ездить в Благодатное.

- Наша общественная организация (прим.: "Благословенный Дальний Восток") берёт на себя ответственность сохранить здание, - говорит её представитель игумен отец Роман (Медведев). - Может ли государство нам помочь и в течение следующего учебного года сохранить хотя бы отопление? В перспективе мы планируем сами содержать школу. (Из газеты "Владивосток" )

Из истории Церковноприходских школ в России

Начало Церковноприходских школ в России восходит к началу XVIII века. Причем созданные по Уставу 1804 года приходские школы рассматривались как низшее звено светских учебных заведений. Быстрый рост числа приходских школ в XIX веке стимулировался специальными распоряжениями императора Николая Первого. Уже к 1861 году духовенством было создано в империи более 18000 таких учебных заведений (названия были разные: "церковноприходские", "священнические", "церковные", "школы для поселянских детей"). Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные "школы грамоты" и воскресные школы для взрослых. Для того чтобы получить представление о приходских школах до "революции" февраля 1917 года, приведем извлечения из "Полного собрания законов Российской империи":

Высочайше утвержденное Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания от 1 апреля 1902 года.

"Условия и порядок открытия начальных народных училищ ведомства Министерства народного просвещения и церковных школ в тех местностях, где уже находятся такие школы того или другого ведомства, определяются правилами, установленными Обер-Прокурором Святейшего Синода и Министерства народного просвещения, по взаимному между ними соглашению".

"Церковные школы предназначаются для лиц Православного исповедания без различия состояния. В школы грамоты и церковноприходские, с разрешения Епархиального Архиерея, могут быть принимаемы и дети лиц инославного или иноверного исповедания, а также раскольников и сектантов. Неисповедующие Православной веры дети принимаются в школы не иначе, как по изъявлении на то согласия их родителей или лиц, на попечении которых они находятся".

"В церковноприходские школы принимаются дети в возрасте от 8 лет. В церковноприходских школах преподаются следующие предметы: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, письмо, арифметика, церковная и отечественная история, география с началами естествознания, черчение, рукоделие (для девочек) и, по возможности, рисование".

"Окончившие курс учительских школ за успешное исполнение в течение 12 лет обязанностей учителя начальных школ возводятся в звание личного почетного гражданина…"

от 04.10.2024 Раздел: Август 2008 Просмотров: 1117
Всего комментариев: 0
avatar