Андрей Печерский. Дорогие друзья, я очень рад, что мы, единомышленники, встретились в таком составе накануне 80-летия нашей Победы. Хотелось бы порассуждать о духовных причинах минувшей войны и нашей Победы в ней и познакомить читателей с нашими мыслями.
Батюшка, просим Вас начать этот разговор.

У прошедшей войны могут быть разные измерения, причины, но мне представляется, что это была, прежде всего, битва за русский дух. Вспомним произведения литературы, которые были написаны тогда, например, очень важное стихотворение Константина Михайловича Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?», посвященное Алексею Суркову. Он говорит: «Ты знаешь, наверное, все-таки Родина // — Не дом городской, где я празднично жил…», а вот эти самые могилы, эти скудные селения, которые Тютчев описал, которые исходил, благословляя, наш Господь.
И действительно, они там, на войне, встретились с Россией, с русским духом, с русским народом. И русский народ тоже вспомнил, особенно остро почувствовал, что он русский народ, что у него есть Родина, что для него Родина дорога, как и для его предков. И началось единение со всей нашей историей.
Затем другое литературное произведение, тоже гениальное — поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Это суть, можно сказать, войны. Там нет ни слова о большевизме, о коммунизме. Но там присутствует русский народ, русский дух там живет. И не случайно не хотели давать Сталинскую премию Твардовскому за эту поэму, но его Иосиф Виссарионович вписал своей рукой в число лауреатов этой премии, потому что это, действительно, великое произведение.
Это измерение очень важное — возвращение русского духа. Сейчас на Украине тоже идет битва за русский дух. Они душой поддались прозападному влиянию, меркантилизму, материализму. Но есть там и дальше будут появляться люди, которые будут понимать, что это было глубочайшее заблуждение.
Вообще нам нужно смотреть гораздо шире на эту историю. Конечно, были эти острые, самые главные вопросы — большевики, гонения, репрессии против Церкви, но противостояние им русского духа было очень глубокое и шло весь XX век. Мы же учили: декабристы разбудили Герцена, потом пошли революционные демократы, народовольцы, большевики, — сколько было всего этого?! Белинский с Гоголем — главный русский спор XIX века. Но декабристы возникли не на пустом месте. Весь XVIII век — французское влияние. Накапливалась духовная болезнь в нашем народе, и святые XIX века предупреждали об этом очень остро. Святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов. И когда уже начались революционные события в XX веке — Иоанн Кронштадтский был как глас вопиющего в пустыне. Он говорил, что русский народ забыл, что он русский, забыл, что такое Россия, в чем ее предназначение.
Когда мы говорим о русском духе, надо понимать, что душа русского духа — это православие. Сейчас родноверы появляются, которые сеют искаженные собственные представления том, что такое русская вера настоящая. Но наш народ столько веков воспитывался именно в православии, душа русского народа приняла православную веру как свою. Это замечательно подметил Гоголь, пересказывая притчу о сеятеле, что семена Небесного Сеятеля были по всему миру рассыпаны, но упали они на русскую добрую почву, которая дала свои плоды. Поэтому когда говорят, что родноверие это что-то более русское, чем православие, это, конечно, заблуждение, и это серьезная проблема в сегодняшней армии. Наш народ хранил очень ревностно православие, настолько, что когда была Никоновская реформа, то даже за малейшие отступления от крестного знамения, от нашей церковной традиции они готовы были идти на смерть. Раскол получился из-за ревностного отношения к хранению нашей православной веры.
И вот, шло оскудение веры, и большевики только потому смогли прийти к власти, что в обществе были очень сильны и антимонархические, и прозападные настроения. Все это есть отступления от русского духа, они привели и к революции 1917 года.
Прошел очень маленький период — в 20 лет, и вот — Великая Отечественная война, которая началась в День всех русских святых и закончилась на Пасху. Две эти точки отсчета — очень важные. То есть русские святые, можно так предполагать, вымолили это исцеление духовное для народа. Оно произошло, и смотрите, какие удивительные события стали происходить: избрание Патриарха Московского и вся Руси (Патриарх Тихон был Патриархом всея России). В это же время принимается новый гимн Советского Союза, где такие слова: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь». Слово «Русь» появляется. «Интернационал» уходит.
Этот переход на русскую историю, начиная с Крещения Руси, начался именно до войны. До войны созданы фильмы «Александр Невский», «Петр I», «Иван Грозный».
Как говорил батюшка Николай Гурьянов, таких страданий, такой жертвы, такой Голгофы, как Великая Отечественная война, которая досталась России, в истории человечества не было.
Глядя на то, что происходит на СВО, мы с вами с болью воспринимаем: вот еще одного парня убили, вот уже список у нас только в районе в три столбца, сколько погибло ребят, а тогда погибло — 27 миллионов! Это, конечно, жертва необъятная, даже умом невозможно ее воспринять. Это историческое событие редчайшего, библейского значения, всемирного значения.
И теперь снова борьба — с Победой, с завоеваниями Победы, с русским духом. Русский дух — это особая форма мировоззрения, мироощущения. Это сердечное восприятие жизни, прежде всего, через Крест, через отношение к Кресту Христову. Запад не любит Креста, не понимает, не принимает. А русский человек, так ему Господь дал, полюбил Крест, он ему сочувствует, сопереживает, сострадает. Он воспринимает положительное значение Креста. Именно положительное — то, что отрицается в католичестве, протестантизме. Они все Крест не принимают. Наш народ и отличается этим евангельским духом, тем, что он не стремился что-то приобрести, как эти колонизаторы, которые покоряли народы, переплывали океаны за золотом и рабами, уничтожали целые народы.
У нас гораздо чаще шли на жертву — ради кого-то, кого-то спасали. Потом нас, конечно, забывали и даже считали, что мы плохо сделали, но мы ничего не делали для себя. Мы поступали так, потому что нам было жалко кого-то. Эта формула нашего народа, наверное, самая любимая и самая точная: главное, чтобы человек был хороший. Президент ли он, Патриарх ли он, священник ли, офицер, генерал, начальник, муж или жена — кто угодно. Главное, чтобы человек был хороший. А что такое хороший человек в русском понимании, в русском духе? Это человек добрый, скромный, работящий, верующий, у которого есть святыня в душе, который имеет возможность самопожертвования. И мы видим это на примерах из войны, когда наш народ, настрадавшийся от фашистов, не мстит, а приносит Европе мир.
Русский — это определение не по крови, а по духу. Русский грузинского происхождения. Почему? Потому что духа русского. А грузинского происхождения или малороссийского, как Николай Васильевич Гоголь, но главное — русского духа, тогда он русский человек.
Сейчас задача стоит очень важная. Мы ведем наступление на фронте, надеемся, дай Бог, на нашу очередную русскую победу воинскую. Но стоит очень важный вопрос духовного исцеления народа. Ведь и там люди, которых обманули. Стоит задача: возвращение русского духа во всю нашу Святую Русь историческую. Киев — мать городов русских. Киево-Печерская лавра, где лежат наши великие святые, от которых пошла русская монашеская традиция. Там должен быть русский дух. Задача, конечно, великая, но нам, когда мы определяем параметры всей своей истории, как духовные параметры, очень важно помнить об этих понятиях.
Перед нами стоит задача возвращения русского духа и в нашу здешнюю жизнь. Мы выходим на улицу, а у нас тут кириллицы почти нет, у нас совершенно другой дух.
В смуту 1917 года, несмотря на большие потери духовные, наш народ по-своему, по-русски воспринял западную коммунистическую идеологию — как справедливость, как трудолюбие, как коллективизм. Но смута 1991 года — это было посерьезнее нападение. Там материализм! Деньги решают все. Какая там нравственность? Пионер — он всем ребятам пример, он должен старушку перевести через улицу. На партсобраниях звучало: «Ты ставишь личные интересы выше интересов коллектива?!» Вот какие были проработки партийные. А здесь наоборот: бери от жизни все, хватай, воруй то, что народ наживал, трудился.
Как в начале XX века против духовной смуты, прежде всего, выступил Иоанн Кронштадтский, так же горячо в конце XX века выступил против нее митрополит Иоанн (Снычев) Санкт-Петербургский. Его слова: «Быть русским!» — это была первая его статья. Надо быть русским, значит, быть православным.
Удивительное дело, «Советская Россия» — газета искренне коммунистическая была. И они печатали статьи митрополита Иоанна. Потому что у них было сердечное отношение к России, к Родине, хотя они и были коммунистами, как главный редактор Валентин Васильевич Чикин. И то, что они печатали митрополита Иоанна, было очень важно для людей, которые считали себя неверующими, которые верили в Россию, в русский народ, но Богу не молились. Дай Бог, чтобы у нас и сейчас ценности русского духа, русского патриотизма соединились с нашей православной, церковной традицией.
Что такое русский дух? Это, конечно, преподобный Сергий, преподобный Серафим, святитель Феофан, благоверный князь Александр Невский, Димитрий Донской, Царственные мученики, Александр Васильевич Суворов, — это главное сокровище, которое есть в нашем народе, это наша основа, главное наше оружие и то, что нам давало от Бога с Небес Победу. Нам дал Господь Победу, потому что мы обратились к Нему. Об этом предсказал 22 июня 1941 года митрополит Сергий Страгородский. Первые и последние слова его были: «Господь нам дарует Победу». И Господь даровал Победу.

Эти вопросы я обсуждал и на Святой Горе Афон. Есть известный старец Гавриил, и на эти вопросы — когда и что нам ждать, он отвечал однозначно: «Пока вы (он имел ввиду вообще православных людей, не только русских) не поймете, что смирение — самое главное, ничего не будет». У него разработано шесть правил, как себя надо вести. Как-то я после этого нашего разговора пришел, он говорит: «Андрей, ну ведь никто же ничего этого не соблюдает».
То есть веяния современного общества перебивают все хорошие инициативы. Вспоминаю высказывание Бориса Корчевникова с телеканала «Спас», когда он говорил: «Идет война на Украине, а на телевидении и на московских улицах идет праздник. Люди просто забывают обо всем». Во время Великой Отечественной войны этого не было. Народ был един. Как Вы, батюшка, считаете?
Протоиерей Николай Булгаков. Дело в том, что люди, заставшие Великую Отечественную войну, родились и воспитывались еще при Царе. Удивительно, что и поколение советское, комсомольское, которое родилось уже после революции, воспитывалось родителями в православном духе, потому что это было главное наше воспитание. Что в селах, в деревнях было? Церковь была, прежде всего. Но люди при этом слышали и советские лозунги уже. Они в чем-то совпадали. Поэтому противопоставлять — это неправильно. Там очень много сочеталось. Патриотизм. Где сейчас патриотизм? Его очень мало, хотя он живет в душах людей. И в отношении Специальной военной операции я не был бы так пессимистичен. Наоборот, это удивительно, что столько героев появилось. Оказывается, героизм и честь у ребят есть, это живет в крови у русского человека.
Возвращаясь снова к довоенному времени, отметим, что тогда еще оставалась вера, много было людей, которые и в Церковь ходили. Они и были учителями этих советских поколений комсомольцев. Потом, в 1937 году массовое издание Пушкина появилось для того, чтобы русский дух вернулся. А в 1960-е, посмотрите, какие разрушения в хрущевское время, когда появился саксофон в нашей жизни, западная музыка. Помните, фестиваль 1957 года. Потом западное кино пошло. А потом уже перестройка открыла канализационные шлюзы с запада, и эти нечистоты духовные полились, что и сейчас продолжается.
Очень большая работа была сделана против нашего народа. И сейчас очень трудно идет возвращение русской истории советского времени. С трудом открываются факты, которые говорят о том, что и среди большевиков были разные люди. И в Церкви был раскол обновленческий до и после войны, и сейчас тоже есть неообновленчество. История должна быть объемная, а не плоская. Нельзя мыслить схемами: репрессии, репрессии. Покойный Евгений Андреевич Авдеенко, наш выдающийся современный богослов, говорил: «Репрессии были разные». А суть-то какая? Он напоминал, что каинов грех не смывается покаянием, а только страданием. Страдание — это очень важное измерение этих событий. Не по Солженицыну надо мыслить, что коммунизм — это примитив, а как святитель Лука Крымский говорил: «Я полюбил страдание. Оно удивительно очищает душу». Поэт Александр Солодовников писал в тюрьме: «Решетка ржавая, спасибо» В тюрьме ему открылись такие духовные глубины. Те, кто прошел лагеря, говорили: «Соловки мы заслужили».
Если снова обратиться к истории, как русский народ воспринимал татаро-монгольское нашествие? Они проклинали татар? Нет. Тогда уже они были молодые начинающие христиане и воспринимали это так: это нам за дело, за междоусобицу Господь дал.
Поэтому я не смотрел бы на то, что сейчас в Церкви мало народу или народ слабо молится. Преподобный Серафим Саровский говорил Мотовилову: «Что же это у нас происходит? XIX век, оскудение веры». Даже у Пушкина нет слова Бог, а есть рок, судьба. Такое тогда было воспитание нашей элиты царскосельской. Пророк Илья говорил, что «один я остался, и мою душу ищут». А ему было сказано: «Еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих перед Ваалом». Одно я могу сказать точно: «Нет нам дороги унывать», как говорил преподобный Серафим Саровский. А Гоголь сказал вообще потрясающие слова: «Если от России останется один хутор, Россия все равно возродится». Мы же православные, у нас есть Крест Христов и Воскресение. Они неразрывно связаны: где Крест, там и Воскресение.
Андрей Печерский. Да, и батюшка Кирилл всегда повторял: «Без Бога ни до порога». А еще вспомним народную пословицу: «Без царя в голове». Мы с Виктором Саулкиным как раз на днях были, по сути, в гостях у нашего императора Николая II. И я надеюсь, что он начнет разговор с этого.

Мы много говорили о наших Царских крестных ходах, о чудесах, о пророчествах Государя, и затрагивали тему Великой Отечественной войны, потому что совершенно очевидно, что Победу вымолили все святые новомученики и, конечно же, Государь. Вспоминали явление Государя иеромонаху Феодориту. Он тогда был молодым солдатом или сержантом, забежал на ступени Рейхстага и увидел Государя в парадной форме с Анненской лентой, со шпагой или шашкой, не запомнил. Государь сказал: «Сегодня мы победили тевтона». То есть вернулась та победа, которая была изменой вырвана в 1917 году у победоносной Российской армии.
Почему Господь не даровал победу русской армии и Государю тогда? Потому что в спину Государю ударила военная аристократия, генералы, которые полностью спелись с финансовой ростовщической аристократией. И эта измена тех, кто служил золотому тельцу в виде промышленников-финансистов, погубила Российскую Империю.
Владимир Владимирович Путин — наш Верховный главнокомандующий, его называют греки: «Государь России». Андрей рассказывал о беседе с греками:
— Ваш Государь приезжал на Афон.
— У нас не Государь. У нас Президент.
— В России всегда только Государь!
Очень хорошо было бы обратиться к опыту Николая Александровича, святого Царя-мученика, потому что измена грозит ему сейчас — все те же самые финансово-промышленные круги, которые служат золотому тельцу. Почему нынешняя война идет так тяжело? Потому что мы сражаемся с цивилизацией мамоны, то есть цивилизацией золотого тельца. Но как трудно их побеждать, если экономика, банковский сектор и огромная часть нашей страны живет по той же идеологии, о которой отец Николай говорил — по идеологии золотого тельца, прибыли, духа стяжания. И Господь эту войну послал как очищение.
Великая Отечественная война была огненным очищением, страшным испытанием, которое очистило страну, связалась вновь священная нить русской истории. В 1991 году ее снова попытались прервать. И сегодня эта война возвращает, связывает священную нить русской истории. Отец Николай говорил, как происходит осмысление советской эпохи, которую пытались полностью исказить в информационной войне информационными технологиями, а сегодня мы видим образ Спаса Нерукотворного и Знамя Победы 150-ой гвардейской Идрицкой дивизии — они рядом в блиндажах висят, то есть нет разрыва этой истории.
Мне кажется, что это идет очищение, возвращение к русскому духу, а русский дух совершенно противоположен духу стяжания и духу поклонения золотому тельцу. Верим, русский дух вернется в нашу страну и приведет к Победе. Как быстро это будет, мы не знаем.
Если говорить о наших братьях на Украине, малороссах, кто против нас воюет, они находятся в одержимости бесовской: храмы уничтожают, в Киево-Печерской лавре беснования происходят. Кресты с Киево-Печерской лавры падают — такие знамения Господь дает! Веру у них отняли, язык отняли. За что они воюют? За золотого тельца, прибыль англосаксов? Кажется, это непонятно. А происходит все очень ясно: русский народ триединый — великороссы, малороссы и белорусы. И все малороссы, когда они строят империю, Третий Рим вместе с великороссами и белорусами, они часть единого русского народа. Когда они пытаются незалежность построить, то она никому не нужна. Этот проект Господь разрушает, показывает, что они не нужны, а нужны только как часть Святой Руси.
Протоиерей Николай Булгаков. «Москва — Третий Рим» — это гарант независимости русского народа.
Виктор Саулкин. Они ведь кроме нас никому не нужны. Кто их любит по-настоящему, наших братьев на Южной Руси? Только мы. Вот когда они вернутся к этому пониманию, мне кажется, война закончится.
Война на Украине — это только часть кампании войны с Западом, которая в Великую Отечественную происходила, и происходит сейчас. К сожалению, даже если мы Киев вернем, на этом война не закончится. Я не говорю, что мы должны войти в Берлин и Париж, но пока Запад не капитулирует, победы не будет. Не знаю, где это Знамя победы будет водружено, но мы должны добиться капитуляции безбожного, откровенно сатанинского запада, который воюет сейчас со Святой Русью.
Протоиерей Николай Булгаков. Нужно, прежде всего, чтобы наш народ очень хорошо представлял: в чем наши ценности, в чем смысл существования нашего народа, какое Господь возложил на наш народ послушание в мировой истории — хранить православную веру.
Андрей Печерский. К сожалению, очень мало кто знает об этом и обращает на это внимание, особенно, среди молодежи. И то, что мы недавно встретили молодых людей, которые монархически настроены, нас с Виктором просто изумило.
Виктор Саулкин. Больше всех нас с молодежью встречается Виктор Николаев.

Господь безсмысленных страданий не посылает. Если муж находится на войне, жена тоже на войне. Она тоже точно так же все переживает. Если ранен муж, и жена ранена. Поэтому когда сегодня идет это очищение, а очищение в полном смысле, то, видимо, надо к этому подходить так… Вот, говорят, война все спишет. Знаете, старуха-война ничего не спишет. У нее своя канцелярия и свои дотошные исполнители. Они все запишут: и подвиг, и предательство. И действия всех, кто сейчас совершают предательства где-то в финансовых структурах — тоже влияют на войну, на СВО. Это все записывается, и за это придется отвечать, потому что если идет очищение, то очищение должно быть повсеместно. Это я по себе знаю. Почему ребята, вернувшиеся с любой войны, будь то или Афганистан, или Чечня, или СВО, примерно первые полгода, месяцев восемь, год, никак не могут вписаться в эту обстановку, потому что у них произошло абсолютное очищение, из них вышло все негативное, а остались только преданность, чувство веры, осталась дружба самая настоящая. Они едят из одного котла и с одного штык-ножа. То есть вот таким образом происходит очищение на войне. Какое у них возникает чувство, когда они сюда возвращаются и видят эти улицы, эти забитые по самый потолок кафе?..
Знаете, есть такое понятие «золотая молодежь». У моей книги «Безотцовщина» двойной смысл: что бывает в семье, когда нет отца родного или полное безбожие. Я просто хотел посмотреть, что такое понятие «золотая молодежь», которое навязывают нашим детям и внукам. Я был на Тверской улице в закрытых ночных клубах, был в Новосибирске в закрытых клубах, в Екатеринбурге. И понял, что везде бывать не надо. Знаете, у хамства и цинизма одна и та же рожа. Я видел поведение этих молодых людей и хочу вам сказать, что там золота нет, не было и никогда его не будет. Их души сгнили и восстановлению не подлежат, а если будут восстанавливаться, то только через жестокие скорби.
А вот настоящая «золотая молодежь» должна воспеваться, должен быть федеральный канал «Золотая молодежь России» и там должны рассказывать о подлинных биографических данных и истории подвига, к примеру, Жени Родионова. Удивительна и его мама Любовь Васильевна, она нашла боевика, который лично казнил ее сына. И сегодня к нательному крестику Жени, который они нашли, каждый год приезжает более семи тысяч человек. Уже есть икона Жени Родионова, пограничники его образ написали.
Виктор Саулкин. На Афоне пишут и освящают иконы воина Евгения. Его явления чудесные были во Франции, в Сербии, некоторые из икон мироточат.
Виктор Николаев. Если вам доведется ехать по трассе М4 на юг, то увидите, что у въезда в Тульскую область, справа на покатом холме стоит большой дубовый крест и внизу выложена камнями надпись «Воину Евгению». Этот крест поставили бывшие в прошлом осужденные офицеры, узнав об этом подвиге.
Еще «золотая молодежь», которую должна знать наши молодые люди — это шестая рота Псковской десантной дивизии. Эти ребята, 90 человек, удерживали банд-группу из двух с половиной тысяч. Они погибли почти все. В живых осталось шестеро.
Говорят, есть ли у преступности национальность? Знаете, у тех, кто воевал и служит сегодня в ФСБ, МВД, на этот счет свое мнение. И у меня тоже. Есть у преступности национальность. А вот у чего нет национальности, так это у подвига, у милосердия, у добра. Когда сегодня каждый день мать умоляет страну: помогите, больной ребенок, и люди помогают, не спрашивая ни о прописке, ни о национальности. Просто на милосердии и сострадании устроена человеческая душа. В этой шестой роте было более двадцати национальностей. И они, прикрывая собой друг друга, не спрашивали, какой ты национальности. Или когда был очередной бой, и парень прикрывал свою группу, рядом с ним разорвалась граната, ему выжгло глаза, и он вел бой слепой. Когда его достали всего изрешеченного и обожженного, он жил недолго, его успели спросить, как он вел бой слепой? И вот этот мальчишка 19-ти лет успел прошептать: «Пацаны, я не знал, что я слепой». Посылается другое зрение из другого мира, когда люди слепые, обожженные, изувеченные, без ног ведут бой, прикрывая своих. Поэтому должен быть федеральный канал Подвига. Без всякой пошлой рекламы. Необязательно для Героев России. Очень много людей, которые совершают подвиг сострадания и поддержки, и это просто очень скромные люди, о них надо рассказывать.
К примеру, старший лейтенант Прохоренко в Сирии. Боевики его окружили, и он, подрывая себя и банд-группу, успел прокричать: «Передайте Кате, что я ее люблю». Катя была тогда на восьмом месяце беременности. А он — Герой России посмертно.
Еще пример. В 2016 году в Дагестане боевики взяли в плен лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова и сказали: «Или с нами, или против нас». И он произнес эту великую простую фразу, обращаясь к своим коллегам, когда боевики записывали его на телефон: «Работайте, братья!». И сегодня весь спецназ ходит с этими словами: «Работаем, брат».
Сбитый летчик майор Филипов в Сирии, подорвал себя и банд-группу и успел прокричать «Это вам за пацанов!». И сегодня сами сирийцы, даже мусульмане, поставили ему памятник.
Таких примеров очень много. У нас вся страна пропитана духом подвига, милосердия, сострадания. Разговор об этом должен быть включен в общеобразовательную программу в школах. Дети должны знать, на кого надо равняться.
Я был несколько раз на Донбассе и хочу сказать о том, что фронтовой священник сегодня должен быть приравнен к участнику войны, у него должны быть те же самые льготы. Ввели для них программу допуска — четыре месяца, а если он завтра погибнет, послезавтра тяжелое ранение? Или он четыре месяца должен остерегаться пуль? Они точно так же выполняют боевые задачи. Они точно так же в грязи, в холоде, в окопах. Только военные прикрывают страну оружием, пулями и гранатой, а священник прикрывает Россию молитвой. Поэтому этот вопрос должен решаться немедленно.
Хочу сказать и о врачах, которые на войне. Это потрясающая практика и подвиг врача, который там находится, который за двадцать четыре часа, порой, не спав, пропускает под скальпелем и возвращает жизнь десяткам военных. И посмотрите, как зверски ведут себя фашисты на Донбассе и как себя ведут наши врачи, которые раненым пленным дают жизнь и надежду на будущее.
Мы нередко говорим: «опасные продукты». Знаете, сегодняшние СМИ, телевидение, литература, — это тоже опасные продукты, которыми пропитывается наша молодежь. Сегодня включишь любой канал — это ведь самая настоящая пошлость, которая там пропагандируется, культивируется, и все делается для того, чтобы наши дети брали самое худшее и самое тяжелое.
Во вторую Чеченскую кампанию на войну стали ехать священники. По одному, по два, но они стали там появляться. И сразу стала меняться ситуация в подразделениях, незримо, духовно-нравственно стала меняться. В одно из подразделений приезжает иеромонах. Там соорудили полевой храм, провели службу, потом к нему подходят несколько ребят и говорят: «Батюшка, нам завтра идти в бой, и у нас есть несколько человек некрещеных. Вы нас покрестите». А за ним бегал все время один сержант и говорил: «А у меня некрещеный БТР, его надо покрестить». Батюшка говорит: «БТРы не крестят — их освящают». А зам. командира батальона сказал так: «У меня свой Бог и у меня своя вера. И я креститься не буду». Знаете, когда человек находится на войне, то если ему в этой уютной комнате двадцать лет, то на войне ему шестьдесят — по бдительности, по осторожности, по умению предвидеть ситуацию. И вот эти ребята подходят к своему командиру и говорят: «Товарищ майор, если Вы креститься не будете, то мы с вами в бой не пойдем». И он сказал: «Ну, если вы так хотите…», — полушутя. В ближайшем бою пуля чеченского снайпера попадает ему в голову: 5,45, с измененной геометрией, она делает два прохода в голове, падает в рот, и он ее выплевывает. И сегодня этот майор — подполковник в отставке. Носит пулю с крестом, не снимая. И является добросовестным прихожанином храма.
Поэтому, как сказал мне один пожилой священник: «Не придешь в храм от радости, придешь от горя, но все равно придешь, чтобы уйти со спокойной душой». Как эти ребята десантники, уходящие в ночную разведку на Донбассе. У одного на рюкзаке было написано: «Прости нас, Господи!» И они вернулись живыми, а потом в ночном небе на Пасху трассирующими пулями написали: «Христос Воскресе!». Эта надпись висела очень долго, ее смогли прочитать очень многие.
Виктор Саулкин. Вчера был день памяти Дани Сухорукова, знаменитого Карлсона, батюшка знает его маму. У него три ордена Мужества, медаль «За отвагу», несколько других наград. Его и к Герою могли представить, потому что то, что он совершал, удивительно. Москвич молодой, пошел добровольцем. Из многодетной семьи. Когда его отпевали в храме Вознесения на Серпуховке, то много молодежи собралось! Я был просто удивлен. А он очень светлый человек был, и там девчонок и парней собралось, наверное, человек пятьдесят. Кроме боевых друзей, кроме тех, кто его знал. Они не все были воцерковлены, но многие после этого, я думаю, приняли крещение. Вот как один человек, подвиг одного героя, многих приводит к Богу.
Один чеченец сбежал из госпиталя, когда узнал, что погиб Даня, а у него тяжелые ранения, но он очень дружил с Даней. Сейчас он в очередной раз попал в госпиталь — 50 осколков. Полз с тяжелейшими ранениям на одной руке 16 километров.
Это братство появляется, когда православные и мусульмане истинные воюют. Мне кажется, что чеченцы лучше нас говорят, с кем они воюют. Мы говорим, что с фашистами, укро-нацистами. Они говорят, что с шайтанами. То есть они понимают, что это забесовленные люди.
А как бороться с тем, что у нас крестоповал? Трижды Патриарх на высоких собраниях говорил о том, чтобы остановили крестоповал. Крестоповал — это когда выходят плакаты, книжки, брошюрки, на которых на православных храмах, и даже на храме Василия Блаженного в Москве, нет крестов. На мечетях есть полумесяцы, а на православных храмах нет крестов. Сейчас в Туле появилось такое движение: люди ходят с наклейками крестов и везде, где должны быть изображения креста, их наклеивают. Но я думаю, что, обращаясь к государственной власти, надо просто сказать: вы что, не знаете, кто подписывает к печати эти плакаты и брошюрки, где храмы без крестов? Это, получается, враг, а мы знаем, как укро-нацисты бьют по храмам, как недавно деревянный храм, копию Нового Иерусалима сожгли в Белгородской области под Валуйками. До этого тоже много храмов они разрушили. Специально бьют по храмам и в Пасхальную ночь. На Донбассе можно книгу о разрушенных храмах составить. Они воюют с храмами, с Киево-Печерской лаврой. И у нас внутри страны, пятая это колонна или шестая, тоже с Крестом воюет. А в 2022-м году Киркоров — это несчастье, недоразумение — по Кресту ходил. Извинился потом, якобы, и все сошло с рук.
Когда приняли закон об иноагентах, пришлось говорить на радио о том, допустимы ли штрафы иноагенту. Представьте себе 1941-й год, приходит человек в НКВД и говорит: «Я агент Абвера». Ему говорят: «Иди, не мешай работать, но если что-то сделаешь, заплатишь штраф в советских рублях или в марках». Кто такой иноагент вообще? Это изменник Родины. Тогда же выступил Мишустин и сказал о спекуляции. Но во время войны нет спекулянтов. Во время войны все они саботажники, изменники Родины.
В своей передаче на «Радонеже» 24 февраля 2022 года я говорил, что нам придется возвращаться, хотят этого или не хотят, к опыту Великой Отечественной войны, к опыту Советского Союза. Должна быть ставка Верховного командования, вся страна должна работать, не должны депутаты говорить, что мы не способны это сделать, потому что у нас нет законов, надо законы принимать. Во время войны законы принимаются за 24 часа по Указанию Верховного главнокомандующего. Любой закон — в экономической, юридической сфере.
Потом мы с Виктором не раз говорили: как бороться с терроризмом, с диверсантами без высшей меры наказания? Это невозможно, иначе во время войны диверсантов и террористов не ликвидировать. Это все сейчас понимают. Что это за гуманизм? Говорят, у нас СВО. Против нас ведут борьбу на уничтожение. Какое СВО? Сейчас же все, что мы говорили, признали сами американцы, что в Висбадене штаб, где офицеры НАТО. Все главкомы работали, разрабатывали операции. А сколько офицеров — наемники? Это действующие военнослужащие армии НАТО. Счет пошел уже на тысячи их, уничтоженных во время войны.
И по поводу одного очень важного вопроса: вернуть Сталинграду имя. Сегодня нас порадовал Верховный главнокомандующий, сказал, что он подпишет указ — люди будут прилетать в аэропорт Сталинград. Но вообще мир не знает никакой битвы под Волгоградом. Не было битвы и под Царицыном, как некоторые православные говорят, что надо вернуть имя Царицын. Что такое Сталинград? В одном Париже — площади, станции метро носят это имя. По всему миру сотни названий «Сталинград». И только у нас великий город, священный для нас, не имеет этого имени.
Григорий Наумович Чухрай, наш великий режиссер, в своем безсмертном фильме «Баллада о солдате» отдал должное всем своим сверстникам. Он сталинградец, десантник, у него было много выходов в тыл врага. Когда Хрущев переименовал Сталинград, он считал это преступной глупостью, и говорил, что одно слово Сталинград вызывает у наших врагов во всем мире содрогание.
Вот замечательные слова одного фронтовика Марата Зубовленко:
Я помню бой, напоминавший ад,
Друзей, что спят в окопах Сталинграда
И говорю я в память тех солдат:
Нет для меня на карте Волгограда.
Это был голос сталинградца. Или Арсений Тарковский, которого все знают. Он тоже сталинградец:
И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград.
И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.
Вот какие слова удивительные. Я думаю, что Сталинград будет обязательно Сталинградом. Сам знаменитый командарм Чуйков говорил, что по военной науке вообще невозможно объяснить, как Сталинград удержали. Это чудо Божие. И есть знамение — явление Матери Божией в Сталинграде. Это изображение — мозаика — есть в Главном храме Вооруженных сил. Оно канонически уже признано, хотя всякие дьяконы разоблачали его, как благочестивые сказки, но все уже утверждено духовно. Икона называется «Сталинградское явление Пресвятой Богородицы».
Икона есть с именем Сталинграда, а Верховного главнокомандующего имени и портрета нет. Я считаю, что со стороны некоторых православных оголтелых антисоветчиков это настоящее преступление. В этом Храме Вооруженных сил на мозаике, где на Красной площади под Казанской иконой Богородицы стояли солдаты и командующие, маршалы, был плакат со Сталиным на заднем плане. Они заставили эту мозаику убрать. Но ведь народы без вождей и Верховных главнокомандующих побед никогда не одерживают. К сожалению, не будет и на Красной площади портретов маршалов Победы, хотя они должны быть. А знаете, почему не будет? Потому что портреты маршалов поставить, а Верховного главнокомандующего не поставить — как-то неприлично будет. А война нынешняя заставит, когда будет наша победа. Сталинграду вернется имя. Я не говорю, что надо Иосифа Виссарионовича Сталина обожествлять, забывать все ошибки и преступления советской власти, но отдать ему должное, как человеку, который стоял во главе страны и Вооруженных сил в то время, когда в священной Великой Отечественной войне мы одержали победу, это просто необходимо. Без этого и в нынешней войне с той же фашистской силой темною, с проклятою ордой, победу не одержать.
Протоиерей Николай Булгаков. Нам, православным людям, нужно просто знать правду. Люди до сих пор живут понятиями 60-х годов, хрущевской лживой насквозь речи 1956-го года. За это время появилось столько исторических фактов, «Русь Державная» об этом публиковала материалы, которые говорят, что все было совсем не так.
Недавно прошло столетие Патриарха Тихона. Везде звучало, что для православных людей как будто бы в советское время Бога вообще не было. Троцкий, Ленин, Сталин — все были, только Бога не было. Но ведь Промысл Божий виден на каждом шагу. В 1922 году начинают наступление на Церковь, прежде всего, Троцкий и Ленин, два безбожника оголтелых. Ставится задача полного уничтожения Церкви. Действовали и через обновленцев. И тут же, в 1922 году, избирается генеральным секретарем ВКП(б) товарищ Сталин. Сажают они в тюрьму Патриарха Тихона. Ленин сходит с ума и умирает. В 1923 году против того, чтобы Патриарха Тихона казнить (есть слова Ленина об этом), и против наступления на Церковь (факты есть, мы разбирались с этим историческим вопросом) были Чичерин, потому что международная была кампания, Сталин и Дзержинский. И через два месяца после того, как выпускают на свободу Патриарха Тихона, выходит постановление за подписью Сталина: перестать преследовать верующих и перестать закрывать церкви. Начинается уже движение в сторону возвращения в тихоновские храмы. Обновленцы вытесняются опять.
В этом во всем Промысл Божий видно. Ну не дал Господь ему еще прожить, Ленин умер молодой. Троцкий тоже уже в 1925 году уходит из руководства страны, он уже не военный нарком. В 1927 году его исключают из партии и высылают из страны. Эта борьба — духовная, прежде всего, и в жизни, и в каждом человеке, и во всей стране, в партии, в Церкви — везде.
Виктор Саулкин. В книге «Преданная революция» Троцкий потом якобы обличал Сталина и писал: «Сталин остановил штурм небес, вернул седьмую заповедь, вернул семью. Мы столько сделали, чтобы детей оторвать от родителей, а он возвращает семью. Это преступление».
Андрей Печерский. Давайте все-таки вернемся в наше время.
Вы, батюшка, говорили о владыке Иоанне Санкт-Петербургском. Он все-таки наш современник. Я помню его статьи в «Советской России». Именно статья «Державное строительство» настолько меня пронизала, что газета «Русь Державная» появилась под влиянием этой статьи. А кто эту статью из молодых читал? А там ведь, по сути дела, программа развития нашего общества именно в православном, а может быть, даже в монархическом духе.
Мне довелось встречаться с владыкой и неоднократно. Я помню, как-то ему позвонил, и последнее, что он сказал, были такие слова, которые звучат как его завещание: «Пока русский народ не преодолеет в себе беса разъединения, у нас ничего не получится». А это, наверное, самое важное. Правильно батюшка говорит: единого духа-то у народа нет православного. Поэтому если мы как-то сможем повлиять на это, то давайте это делать. И с помощью радио «Радонеж», и с помощью батюшки, и с помощью нашего писателя Виктора Николаева. И с помощью «Руси Державной».
Я не хотел об этом говорить, но мы находимся в центре Москвы тоже по Промыслу Божию. По просьбе Патриарха Алексия II Юрий Михайлович Лужков выделил нам это помещение. А что вы думаете, нас очень любят что ли вокруг? Здесь рядом одни рестораны и закусочные. И вот в очередной раз у нас наступает срок продления аренды, нам всячески ставят рогатки. Не нужны мы здесь, в центре Москвы, не нужна им здесь «Русь Державная». Мы живем как будто в вакууме, далеко от всех. А этого не должно быть. Если мы нужны, давайте совместно работать. Ведь много инициатив есть и у нашей мэрии. Надо объединять эти хорошие усилия, то, что Патриарх наш говорит, и крестные ходы, и Безсмертный полк. Мы можем очень многое сделать, если будем объединяться и делать одно общее дело. И сегодня мне радостно сознавать, что когда нашему мэру Сергею Семеновичу Собянину стало известно о наших трудностях, он распорядился оставить нашей редакции это помещение, в котором мы трудимся уже более 17 лет.
Я бывший правдист и помню: идешь с улицы Правды к метро, и над Белорусским вокзалом неоновые буквы:
«Газета — коллективный агитатор и организатор». Увы, сейчас появилось много других источников. Но все-таки, по милости Божией, мы отстоим этот наш православный окоп с вашей помощью, по вашим молитвам.
Виктор Саулкин. Был у нас родной Славянский центр, который создал Вячеслав Михайлович Клыков. Где Славянский центр? Выясняется, что православному человеку сегодня устроить какое-то мероприятие, как раньше, невозможно, а какие Царские вечера были в Черниговском переулке. В редакции «Руси Державной» тоже благодать, мироточивые иконы, портреты владыки Иоанна, старца Николая, старца Кирилла (Павлова), иконы нашего Императора Николая II, святых Царственных мучеников, святителя Николая. Сколько раз здесь акафист Державной читали, молебны служили, когда икона при этом начинала мироточить. Как это помещение можно потерять?!

Увы, пока что до сих пор информационное пространство не в наших руках. Сколько у нас осталось патриотических СМИ, таких, как «Русь Державная»? На пальцах одной руки можно пересчитать. И в том, что мы воюем со своими братьями, в том, что мы получили трагедию в центре славянского мира, во многом виноват телевизор, где невозможно услышать доброжелательных экспертов и политиков, которые бы несли миротворческую миссию, говорили бы с любовью к своему народу — русскому, украинскому. То, что происходит на Украине (сектанты, бандеровцы) — это тоже проигранная, не сделанная работа культуры. Мы не смогли решить вопросы веры, языка, и за это расплачиваемся кровью.
А в нашей стране что мы видим? В 2021 году в школьную олимпиаду по литературе в Московской области включают совершенно непотребную авторшу, известную карикатурами на Церковь, на Президента.
Как это было возможно? Эта ситуация мне напомнила то, что было в предреволюционное время, Серебряный век, спиритизм, «Дыр бул щыл», когда литераторам уже нечего было сказать народу. Поэтому революция и Гражданская война, к сожалению, смывали это кровью.
И Великая Отечественная война в какой-то степени дана нам была для возвращения к вере. Ведь на 22 июня 1941 годы был запланирован взрыв храма Рождества Богородицы в Путинках. И начинается война. А эти три роковые дня, когда правительство уже готово было сдать Москву в октябре 1941 года? Кто-то жег партийные билеты, а кто-то пошел в храм, есть фотографии заполненных людьми московских храмов в эти дни. И буквально три дня изменили ситуацию, правительство отменяет эвакуацию и сдачу Москвы.
Какие-то три дня, и воюем мы уже не за третий интернационал. Сталин в беседе с американским послом Гарриманом говорит: «Они сражаются не за мировую революцию, а за свою матушку-Россию».
Моя родина — это ржевская земля. Все знают историю Ржевско-Вяземского котла, и мои бабушки и дедушки подростками пережили эту войну там, когда ни эвакуации никакой, ни медицины, ни гуманитарной помощи. Полтора года оккупации и непрекращающихся боев. Мой народ такую муку пережил, и даже эти страдания заслуживают благоговения, и они не напрасны, Господь все учтет. Даже бои за Ржев нельзя считать поражением. Во-первых, потому что немцы ушли сами, они положили там свою элиту, которая не дошла в Сталинград, на Кавказ. Во-вторых, это часть битвы за Москву, то есть Ржев (Белый — Оленино — Вязьма…) Москву защитили. И эта победа была полной, чистой, потому что ее признал сам враг.
Но наша Победа нивелировалась уже в хрущевское время, а в 1990-е годы потеря Победы ощущалась острее всего. Мы стали проигрывать в экономике, в образовании, потому что стали уходить ветераны, фронтовики, которые вернулись с войны и построили для нас страну, и дали полвека мира безпамятной Европе.
Был такой эпизод, когда участники войны — немцы, приехали во Ржев, потом в Новороссийск. Они приезжали просить прощения у наших ветеранов. Тогда, в 90-е, у нас были трудности с медициной, они привезли какие-то медикаменты. Но не это важно. Главное, что наш бывший противник признал свое поражение и признал нашу Победу. Подобного не было больше вообще в мировой истории. Ни у хорватов и сербов, ни у грузин и осетин, — никто друг у друга прощения не просил. А вот эти немцы, мудрые старики нашли в себе силы приехать к нашим ветеранам. И был среди них один старый солдат Вилли Рэм, его записал кинодокументалист Валерий Тимощенко, он сказал: «Единственное наше оправдание в том, что мы пришли воевать с русскими — то, что самому старшему из нас было 20 лет. И я верил Гитлеру, а мой отец мне сказал: «Вы никогда не победите русских». Но я не верил отцу, а верил Гитлеру». То есть зомбированные были. То же самое, что сейчас на Украине. Помните, как на майдане украинские генералы кричали: «Америка з нами!». Эта война, которая идет с 2014-го года на Донбассе, стала возможной только когда ушли фронтовики — и наши, и немецкие. Разве мог возникнуть Шольц, если бы был жив вот этот дед Вилли Рэм и многие другие?! Они бы пришли к нему и размазали бы его тонким слоем по стенке, потому что они знали, что такое война. И ополченцы на Донбассе тогда, в 2014-м, говорили той стороне, где у них братья, друзья, одноклассники: «Ребята, вы не победите, потому что вы отменили у себя Победу, вы отказались от празднования Дня Победы».
А для нас сегодня главное — вернуть Победу нашим детям!
Виктор Николаев. Украина вернется тогда, когда это будет Русская Православная Церковь. После того, как только они отвергли Церковь, наступил конец этой Украины.
Когда я с молодежью встречаюсь, им надо именно так и говорить. Насколько они глубоко начинают грешить, настолько же остро с ними надо разговаривать.
Почему упразднили орден Красной Звезды? Это орден, которым награждены люди посмертно, которые имеют по несколько орденов. Почему упразднили орден Красного Знамени? Это легендарные ордена. Как сказал мне один фронтовик, «будешь встречаться с кем-то из руководства страны, скажи, чтобы тогда эту Красную Звезду убрали с самолетов, с кораблей, если вы так презрительно к этому ордену относитесь».
Когда с молодежью говорю, то привожу такой пример. У меня однажды был разговор с одним непростым человеком в зоне. Вор в законе, в прошлом военный. Говорит: «Знаешь, чем отличается воля от своеволия? У меня была прекрасная семья, дети, дом и работа. И все было благополучно, потому что мы жили по воле. По воле родительского совета и по воле Божией. Потом я решил жить по своеволию. Жить так, как я хочу, и вы мне не указ. А когда вы мне не указ, тогда идет наказ. С тех времен у меня ни жены и ни детей. Это я здесь в авторитете, а там за колючкой я — никто. Но иногда приходят такие мысли, передай, особенно молодым, кому-то в жизни пригодится. Говорят: на нет и суда нет. А ты скажи, что за одно только «нет» суд будет суровый и жестокий. Я не буду воспитывать своих детей, я не буду ухаживать за больными родителями, я не буду жить с женой, с которой прожил 30 лет — за все будешь платить.
И еще о детях и родителях. Мать умоляет ребенка: «Так себя вести нельзя, успокойся». А в ответ сегодняшняя молодежь может сказать: «Да я на тебя плевал». А ты скажи, что когда плюют на родителей, особенно на мать, это все равно, что плевать против ветра. Слюна вернется на твою поганую физиономию, и ты будешь всю жизнь вытирать. Или говорят, что безплатный сыр в мышеловке. А ты скажи, что в мышеловке сыр самый дорогой, потому что крыса за него платит жизнью». Поэтому когда эта вульгарщина гуляет по стране, слетает с языка и бравирует, то нужно с ними на эту тему говорить, и они слушают.
И последнее. Мы нередко говорим: «Мы сделаем все, чтобы у наших детей была красивая молодость». А я всегда говорю: вы сделайте так, чтобы у ваших родителей была красивая старость, чтобы они не боялись быть старыми, чтобы они знали, что их любят всегда, и дома тепло и уют для них всегда до последнего вздоха, чтобы дети гордились фамилией родителей и говорили: хочу быть похожим на папу и маму в лучшем смысле этого слова.
Андрей Печерский. Все верно. Наверное, у каждого найдется, что еще сказать, но я хотел бы вернуться к проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), к самому окончанию этой проповеди. Она как будто написана для сегодняшнего дня.
«Сегодняшний хаос — это тоже, конечно, попущение Божие. И все эти войны на окраинах России — тоже. Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели. Господь дает испытания: образумьтесь, обратитесь ко Мне. А то, что бесовщину допустили, — это страшное дело. И не знаешь, что и ожидать. Если не образумимся, не раскаемся, не осудим себя, не обратимся к Богу, наказание неминуемо постигнет. Пока же Господь все это терпит за счет верующих. Церковь еще существует, она молится и умоляет Господа: не попускай, молю Тебя. А всю нечисть Господь уничтожит. Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от истины, ко лжи приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь — есть ложь, поэтому люди и задыхаются оттого, что во лжи пребывают. А если к истине обратятся, то почувствуют жизнь, радость».
В Троице-Сергиевой лавре в прошлом месяце как раз была встреча, посвященная батюшке Кириллу. Я там много чего интересного услышал. Но самое главное, конечно, что мне запомнилось, это когда батюшка умер, то на сороковинах его наместник Лавры владыка Феогност, сказал простые слова: «Батюшка Кирилл как жил, так и говорил; как говорил, так и жил». А разве многие из нас могут сказать о себе так? Слов у нас бывает очень много, дел — мало, а лицемерие почему-то господствует во всем и всюду. И вот если мы действительно постараемся этот завет старца выполнять, я думаю, что мы многое еще можем совершить в этой жизни, придет и Победа.
Мой друг, который воссоздал в Истринском районе храм Крестовоздвижения, был радистом на Афганской войне. Он нашил на свою пилотку крест, и, по сути дела, это спасло ему жизнь, потому что почти все его товарищи погибли в этой войне. Храм был восстановлен и усилиями его друзей-афганцев и сейчас является одним из самых красивых храмов в Подмосковье.
Виктор Саулкин. Я хотел бы к словам батюшки добавить. Он вспомнил Патриарха Сергия, и я знаю, что мы Победу одержим обязательно, потому что Россия — удел Пресвятой Богородицы. И на Покров 1941 года, в самые страшные дни, когда казалось, что враг Москву может взять, святитель Николай (Ярушевич) в своей проповеди говорил: «Мы победим под знаменем Пресвятой Богородицы».
И сейчас ребята наши сражаются, подвиги совершают, о которых мы все знаем. И я уверен, что эти подвиги в очах Божиих обязательно перевесят все подлости, все воровство, все лицемерие всех олигархов, тех, кто крестоповалом занимается, потому что в очах Божиих героизм и подвиг безценны! Матерь Божия смотрит, принимает героев в свои Небесные обители, небесные венцы им дарует и дарует России окончательную победу.
Андрей Печерский. Да, и батюшка из Крестовоздвиженского храма любое поздравление с праздником всегда заканчивал так: «Победы! Ничего, кроме победы!».
Спасибо всем!