Добавлено:

Благословенный день для Отечества

Есть в Москве особые благодатные уголки, куда стремится душа, чтобы очисться и обновиться. В последнее время туда инстинктивно тянется народ, в большинстве своем не осознавая зачем. Просто потому, что душа изнемогает от городской, современной на восемьдесят процентов никчемной и нелепой жизни. Особенно это касается современных мегаполисов, таких, как Москва. Если попытаться собрать статистические данные о жизни людей в Москве, то наверняка окажется, что люди в таких городах просто вымирают оттого, что не могут вынести бездуховного существования и пытаются как-то обезопасить себя от духовного растления и оскудения в каменных стенах города: убегают в тихие места, в деревни, на окраины, на дачные участки или в места, овеянные благодатью. Одно из таких благодатных мест, где отдыхает душа, – Коломенское.

Наверное, уже многие жители Москвы заметили, что в последние годы обрели необычайную популярность парки, как в давние дореволюционные и потом советские времена где-то до семидесятых годов. Тогда людям не хватало культурного отдыха, и парки назывались парками культуры и отдыха, где усталые от повседневной тяжелой жизни люди могли отдохнуть душой, насладиться чистым воздухом, тишиной, красотой природы и побыть в культурной и чистой атмосфере.

В общем-то парковая традиция перешла в советские времена из дореволюционной культурной традиции, просто была приспособлена к новому времени, соответствовавшим ему новым потребностям и устанавливавшимся новым традициям, вместо уходивших в прошлое. В парках люди отдыхали от повседневности. Потом в перестройку людям создали такой образ жизни, при котором нельзя выжить, если от него хоть на время куда-нибудь не убежать, чтобы восстановиться духовно и физически.

Такими отдушинами в городах снова стали парки и лесопарки. И все же не просто парки привлекают москвичей, которым тяжелее жить, чем жителям других городов.

Вот я иду в музей-заповедник Коломенское в воскресенье, 14 марта 2010 года, в половине пятого вечера, в храм Казанской иконы Божией Матери на вечернее богослужение, а мне навстречу, и тем, кто рядом со мной, спешит в обратном направлении поток людей, идет лавина людей, которые провели сегодняшний день в парке. Вся окрестная Москва здесь: молодые семьи с детьми и стариками – особенно приятно смотреть на такие полные семьи, умудрившиеся выжить в наше тяжелое время, рядом идут подростки компанией, молодежь, пожилые люди – и в одиночку и по двое-трое. И поверьте, так отрадно смотреть на это усталое, но бодрое шествие преображенных и просветленных людей!

Ведь эти люди пришли не за развлечениями сюда, а убегая от навязанных низкопробных развлечений. Коломенское ведь – это очень тихое и пустынное место, современная пустынька в центре столицы, где только сады, птицы да цветники летом, раздольные поля в сугробах зимой, храмы и тишина круглый год. Здесь нет никаких развлекательных мест! И именно это привлекает сюда людей, которые хлынули в поисках убежища именно в такие благодатные уголки, где можно обрести себя, стать лучше, духовно чище. Здесь, в уединении, где только Бог да человек.

Белоснежные храмы сияют голубыми луковками–куполами на холме и кажутся близкими, а до них довольно далеко идти. Сейчас на колокольне зазвонят колокола, и этот малиновый звон, слышный издалека, воспетый в песнях, лирических стихах и более приземленной прозе, а потом запрещенный на долгие годы, уничтоженный, теперь же снова воскресший и так и вливающийся в душу, заставит затрепетать сердца всех, еще находящихся в парке или уходящих по дороге.

Вот сначала мерно ударил басовый колокол, будто пробуя голос. Потом уверенно, мощно загудел, запел точно настроенным гулким басом, потом вдруг к нему присоединились разные колокола и колокольчики: и пошел перезвон – легкий, ликующий, веселый, одним словом, праздничный. И наверняка во всех душах отозвался радостью, даже в самых зачерствелых и окаменелых от горя, одиночества, боли…
А возвещает этот перезвон о том, что сейчас начнется вечерняя служба в храме, которая называется всенощная, и приехал владыка – главный человек, которого все ждут и который совершит это торжественное праздничное богослужение. И польются молитвы, и зазвучат чудные песнопения. И, наверное, среди того большинства, которое уходит в сторону метро из парка, потому что воскресный вечер и завтра на работу, и тяжело с непривычки стоять в храме, да и непонятны пока душе эти долгие молитвы, мало тех, кто не прогулялся возле этого храма, не взошел для этого на холм, не зашел даже внутрь, а может быть, и не написал поминальные записки, в которых попросил владыку и сослужащее ему духовенство помолиться о них, грешных, о здравии, а за их отошедших к Богу родных и близких помолиться о упокоении души, а может быть, и отмолить грехи ушедшего человека, который за себя уже молиться не может, а за него теперь помолятся владыка и батюшки – сослужащее духовенство, и те, кто остался в храме на вечернюю службу и завтра придет на утреннюю литургию.

Вот такое братство людей образуется у нас на глазах, и часто люди этого не осознают разумом, но душой чувствуют, поэтому ходят и отдохнуть и помолиться, по-разному, в меру своей готовности открыть душу Богу, в те места, где в центре не рестораны, забегаловки с едой и пивные, а торжественные, строгие по-старинному монастыри и приходские храмы, как в Коломенском.
Так у нас на глазах восстанавливаются новые традиции и созидается новая духовность трудами людей, которые свой труд во славу Божию совершают тихо и скромно, не выставляя себя на показ и не требуя заслуг: труд этот им в радость и людям в радость. Сюда любил приезжать служить Святейший Патриарх Алексий II, чьими стараниями был перенесен в этот храм образ Пресвятой Богородицы Державной в 1990 году, и с тех пор находящийся здесь. Здесь любят служить владыки, любят служить священники, и любит праздничные богослужения в честь иконы Пресвятой Богородицы Державной народ.
Архиепископ Арсений Истринский, который совершает праздничные богослужения в этом году, тоже любит бывать здесь. Атмосфера праздника в Коломенском каждый год особая. В прошлом году было печально и тревожно на душе, какое-то волнение духа присутствовало в раскаленной общественной атмосфере и в церковной жизни, и эти чувства: печаль и раздумье о будущем, и тревожное ожидание чего-то были разлиты во влажном тяжелом весеннем воздухе, в подтаявших снегах и оголенных мрачных проталинках, а неуверенность и тревога пригнала людей помолиться за отечество перед чудной этой святой иконой. В этом же 2010 году в воздухе разлито какое-то торжественно-тихое спокойствие.

Зима выдалась в этом году на славу! Середина марта, а сугробы еще не собираются таять. Глубокие снега лежат вокруг на холмах и равнинах; утопают в снегу низины, так что нельзя подойти к берегу реки; да и от расчищенной дороги в сторону не отойдешь – такие глубокие намело снега; белым-бело от их сияния на душе, и какое-то тихое спокойствие навевает мягкая и долгая, как встарь, русская зима.

Какой глубинный покой и тишина в эти тихие праздничные дни середины Великого поста в Коломенском! И служба такая же: тихая, чистая, несуетная, слаженная, такая удивительно благостная; и как хорошо и блаженно от нее на душе; так и льется свет в душу, разгорается в ней теплый костер жизни, радости, ласкового тепла простого, недолгого человеческого существования в этом мире; и, как никогда в другое время, в эти минуты молитвенного предстояния перед Богом ощущается дыхание вечности... Во всем она: в протянутой ручке Богомладенца, в пурпуре ризы Богоматери, в колеблющемся свете алтарных свечей, в голосах владыки, священников, дьяконов, в словах богослужебных старинных книг, звучно произносимых чтецами, и в песнопениях… В гулких сводах храма под сенью куполов и выше, в бело-голубой небесной выси… и в бесконечных снегах, от которых белым-бело и в мире и на душе… Жаль, что многие люди лишают себя этого молитвенного предстояния перед Богом, после которого так легко и спокойно!

В этом году наша страна отмечает шестидесятипятилетие победы в Великой Отечественной войне. Дорогой ценой далась нам эта победа! Война забрала слишком много молодых жизней, и теперь мы ощущаем эту потерю в том, что у нас прервалась связь поколений, с ними уходят и традиции семейного воспитания, и преемственность поколений. Многие внуки не знают своих дедушек и прадедушек, слишком рано они ушли из жизни, и теперь это сказывается. У нас нет больших родов, как правило, маленькие беззащитные семьи, которые с трудом выживают в жестоком мире насилия и зла.

В церкви эти традиции семейной жизни сохранились лучше. В храмах есть пожилые, умудренные опытом священники, есть многодетные семьи, которые часто оказываются единственными и незаменимыми примерами для подражания молодым. Вот и в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском много лет служит настоятель протоиерей Владимир Гонтар. Он не только успел восстановить храм, в котором служит, и много лет наставляет людей в вере, но и является для многих образцом для подражания в семейной жизни, потому что он уже дедушка, а его внук, которым отец Владимир гордится, закончил не только институт, но и семинарию, а сейчас заканчивает духовную академию и тоже служит не первый год в церкви, пока иподьяконом. Так что в церкви складываются новые династии священнослужителей, а для этого внуков надо учить не только наукам, но благородству, отзывчивости на чужое горе, любви к ближним и добротолюбию. А поскольку в лице деда и духовного наставника юноша имеет хорошие примеры для подражания, то и он, даст Бог, будет хорошим священнослужителем. Пожилые священники, всю жизнь посвятившие служению Богу, – это особо ценное достояние русской православной церкви.

Вообще же, у нас на глазах складывается новая практика богослужения. Ведь за годы советской власти богослужебные традиции были почти полностью разрушены. И в девяностых годах двадцатого столетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию пришлось начинать почти все заново. И вместе с ним начинал родившийся в разгар борьбы с верой в хрущевские времена будущий владыка, архиепископ Арсений Истринский, а в то время совсем молодой, бесстрашный епископ, недавно принявший постриг и давший обет всею душой служить Богу и церкви Христовой…

14 марта в воскресный вечер Высокопреосвященнейший Владыка Арсений служит праздничную вечерю в честь иконы Божией Матери Державной, прославленной уже на весь мир после кругосветного путешествия в Дальнее зарубежье. К иконе всегда притекает много людей. И теперь тоже храм полон и в воскресный вечер, и в понедельник утром во время праздничной литургии преждеосвященных даров. Люди просветленно молятся, и причащается традиционно почти весь храм.
И так хорошо стоять перед этой чудной иконой в коленопреклоненных молитвах, так исцеляются душа и тело в этих из самого сердца идущих словах и песнопениях, словно не было в мире ни войн, ни крови и слез, ни болезней, ни смертей, ни горя – ничего и никогда не было и не будет…

По окончании богослужения Архиепископ Арсений произнес напутственную речь. Вот что сказал на прощание владыка:
Я надеюсь, что те, кто приходит в этот храм, чтобы не только полюбоваться стариной, которая сосредоточена в этом храме, и его архитектурой, но и приложиться к его святыням, невольно соприкасаются и с тем чудотворным образом, который с семнадцатого года в России как бы является державным покровителем земли русской.

Мне хотелось бы сердечно приветствовать и духовенство вашего клира, а также и то духовенство, которое, движимое любовью к Царице Небесной и духовным энтузиазмом, приходит в этот храм, чтобы соучаствовать в богослужении, в молитвах и таким образом усугубляют торжество и радость сегодняшнего праздника иконы Божией Матери Державной. Мне хотелось бы сердечно поблагодарить и то большое число наших сомолитвенников сегодняшней литургии преждеосвященных даров, наших братьев и сестер, пришедших из многих приходов нашего града и ближайшего Подмосковья, чтобы также усугубить и разделить торжество сегодняшнего праздника, посвященного Царице Небесной.

Мне хотелось бы вас сердечно приветствовать от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благословил сегодня архиерейским чином возглавить здесь праздничное богослужение и просил каждому из вас передать его Первосвятительское благословение с пожеланием мира душевного и помощи Божией на вашем жизненном пути.

Итак, мы с вами совершили сегодня молитвы Той, которая ближе всех к нам, мы прославили образ, тот, который уже многое время хранится в этом месте и явился на этом месте. И мы рады, что в тот печальный день истории Российского государства не Одесса или Крым, Екатеринодар или Екатеринбург, или Иркутск, или Николаев-Новосибирский стали центром явления этой иконы, а то историческое село Коломенское в пригороде Москвы, где великие князья и цари считали своей радостью побывать и найти здесь решение тех вопросов, которые их беспокоили в то время.

И нам радостно, что из немногих сохранивщихся храмов старого Коломенского Матерь Божия избрала один, который стоит на отвесном берегу реки Москвы, и явилась там. И милость Божия, что здесь, в Казанском храме, также нашлось местечко для того, чтобы поместился этот чудотворный чтимый образ, и двери этого храма для каждого из нас открыты в любое время, когда у нас есть душевный порыв, необходимость или страдание и печалование о земле нашей.

И мне хотелось бы пожелать духовенству, которое здесь совершает богослужение, приходскому совету, который способствует нормальным взаимоотношениям между государственным музеем и приходом, терпения, потому что время изменяется, когда-то здесь было село с простыми жителями, а теперь Коломенское стало государственным заповедником без селян и жителей, но зато с прекрасными неповторимыми архитектурными памятниками – жемчужинами золотыми нашей дорогой златоглавой Москвы.

И мне радостно, что мы все из года в год стараемся не забывать этот благословенный день для России и особенно для нашей Москвы и этого храма, когда проникаем под его своды, чтобы из глубин своего сердца и души воспеть неповторимые духоносные величественные песнопения, прославляющие Царицу Небесную.

Каждому из вас желаю, чтобы он, воздыхая в молитвенном порыве к Царице Небесной, имел бы и ту силу и дерзновение, и то чувство благодати, которое каждый из нас ощущает, когда сделает что-то хорошее и доброе и чувствует, что действительно он поступил по слову Христову и Священному Писанию.

В этом намоленном месте нет ничего лишнего и ничего мешающего молитвам свободно изливаться из уст. Здесь только Господь и паства Его. Здесь, в царском этом селе время как будто остановилось и будто невидимо сосуществует рядом с двадцать первым далекий век семнадцатый до раскола, когда Русь Державная была едина в молитвах, устремленных к Богу, и не прошла рана по самому сердцу ее, по вере православной.


Светлана Серобаба
Фото автора


от 19.04.2024 Раздел: Апрель 2010 Просмотров: 819
Всего комментариев: 0
avatar