Добавлено: 29.12.2021

Бог дает проявить себя каждому

Беседа с наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
архимандритом Феофилактом (Безукладниковым)


— Дорогой батюшка, наша беседа проходит незадолго до великого праздника Рождества Христова и, конечно, хотелось донести до людей Ваши размышления о том, как наш народ собирается встречать этот великий праздник, готов ли христианин нынешний, современный к тому, чтобы достойно встречать Христа. И поговорить об этом великом празднике и вспомнить, может быть, другие какие-то важные моменты нашей церковной жизни.

— Сердечно благодарю, Андрей Николаевич, за приглашение к такой беседе. Надо сказать, что это, действительно, праздник великий Господский двунадесятый, и у нас он занимает второе место в церковной иерархии после праздника Светлого Христова Воскресения. Все-таки для нас Пасха — это праздник из праздников, торжество из торжеств, хотя вот, скажем, для других конфессий, например, у католиков, это первостепенный праздник. Но здесь как раз, может быть, даже нам не противопоставлять людей разных религий, а, наоборот, вспомнить о том, что богословы даже не могут по сей день ответить на вопрос, какое же из событий было для Господа бoльшим истощением, бoльшим самоумалением. То, что Господь, будучи Творцом вселенной, принял на себя человеческую природу — это ведь какое умаление-то было, какое смирение, что Он Сам создал нас, мы творение Божие, потом Он Сам становится этой тварью. Может быть, я немного грубо скажу, но представьте себе, что горшечник сделал горшок, а потом сам стал горшком. Вот чтобы нам понять примерно, почувствовать вот это умаление Божие, к нам снисхождение, когда мы говорим: Небеса преклонились, и Слово Божие, Бог Предвечный родился, пришел на землю. Или же событие, когда Господь, приняв на себя грехи всего мира — всех людей, которые жили до Его пришествия на землю, во время Его земной жизни и после Его вознесения на Небо, — будучи распятым на Кресте и страдал и умер ради нашего спасения и ради нашего обожения.

Вот эти два события: Боговоплощение и Искупление — являются, действительно, двумя главными событиями и являются двумя тайнами. Поэтому когда Вы меня спрашиваете о празднике Рождества, то надо нам, наверное, прежде всего, смиренно сказать, что ангелы пытаются проникнуть в тайну Боговоплощения и не могут этого сделать. Даже ангелы не знают до конца тайны Боговоплощения, а они преклоняются, они служат этому Таинству, благоговеют перед ним. И нам грешным обычным людям тем более надо трепетать перед этим важным событием. Это я говорю потому, что для нас, насельников Новоиерусалимского монастыря, эта тема очень важна. Она важна в той части, что она у нас даже определена и проявлена архитектурно. Вот смотрите, наш монастырь совершенно нетрадиционный для прочих монастырей как Русской Православной Церкви, так и других, если Вы посмотрите на архитектуру. Потому что Святейший Патриарх Никон строил этот монастырь как такой ковчежец, где должна быть икона-образ Святой Земли, то есть там первообраз, а у нас образ с того образа. Или список, как бывает чудотворная икона и с нее делается список. То есть это не точная копия, а именно такой образ или список, или преображенное подобие, можно так сказать. Вот наш монастырь относительно храма Гроба Господня и других святынь, которые мы знаем на Святой Земле в Палестине. У нас это очень ярко выражено. Вот смотрите: есть Гроб Господень, Кувуклия, а над ним стоит шатер ротонды. Но если мы выйдем на улицу, то мы увидим, что совсем неподалеку от него с западной стороны располагается церковь Рождества Христова. И под ней у нас устроена еще одна пещера. Пещера, которая символизирует место рождения Богомладенца Христа. У нас там еще пока храм не освящен, но когда Святейший Патриарх благословит, будет доступ туда тоже. Будем пропускать людей, может быть, через несколько месяцев. И в Святой Земле тоже есть такая же пещера, есть ясли, вертеп, где родился Богомладенец Христос. На первом этаже прямо под алтарем храма Рождества Христова.

То есть получается, у нас в монастыре есть две пещеры: пещера, где Господь родился и та пещера, где Господь был погребен и тридневно воскрес. И эти две пещеры тяготеют друг к другу. Они, как два магнита, устремляются друг к другу. Наш монастырь называется, конечно, Воскресенским, потому что праздник Воскресения, как мы уже сказали, первенствует, но вообще наш монастырь — Господский. Патриарх Никон его строил, чтобы как можно больше отобразить те святыни, которые связаны с земной жизнью Господа Иисуса Христа, и поэтому все праздники Господские у нас отражены очень ярко, и с такими темами и смыслами, перед которыми стоит благоговеть, благоговейно размышлять, трепетать перед ними и поэтому тема Рождества Христова для нас очень важна.

Мы проходим дни подготовки к празднику Рождества Христова, а нам Святая Церковь своим Уставом определила подготовку очень большую. Целых шесть недель идет Рождественский пост. Конечно, это чуть меньше, чем перед праздником Святой Пасхи. Там семь недель, но там седьмая неделя — это седмица, называемая страстная Пасха, это уже Пасха, но Пасха Страстей Господних. А уже следующая неделя — пасхальная седмица — это уже седмица Светлого Христова Воскресения. А тут тоже те же самые шесть недель, предшествующих этому событию, этой святой ночи, когда родился Богомладенец на земле. И для того, чтобы мы осмыслили всю важность Таинства Боговопллощения, Церковь предлагает нам в это время святой пост. Он, может быть, чуть помягче, не такой великий пост, но опять, Вы знаете, если посмотреть в Устав, то Устав дозволяет и тут в некоторые дни тоже не совершать литургию, а Богослужение может совершаться подобно Великопостному, то есть молитва Ефрема Сирина, тоже в темных облачениях. Сейчас это не во всех храмах и монастырях бывает. Например, у нас в Оптиной Пустыни, когда монастырь открылся, у нас такая практика была, что и в Рождественский пост у нас шла молитва Ефрема Сирина, и мы совершали часы и междочасье, как по подобию богослужений Великого поста. То есть на самом деле, подобного очень много. И нас Святая Церковь призывает в эти дни к такому воздержанию в пище, к посту и понятно, пост должен быть в меру сил каждого из нас, но тем не менее, это Божественное установление, пост, который не в праве никто отменить. Никакой иерарх и даже Собор церковный его отменить не может. Почему? Потому что это установление Господне, и каждый из нас, пускай в меру наших сил, наших возможностей, порой, наших немощей, но должны мы этот пост соблюдать, во всяком случае, стремиться его максимально исполнить, пускай где-то мы хромаем, где-то мы оступаемся, но все равно максимально мы должны стараться этот пост проводить благоговейно.

Вы спросили, может ли нынешний христианин достойно встретить праздник Рождества? Могут ли люди сегодня достойно подготовиться? Ответ: конечно, могут. Во-первых, начнем поститься. Это уже есть подготовка, это есть шаг. Почему мы начинаем говорить об этом? Вроде бы казалось, мы столько про пост говорим, проповедей много про пост. Это только первая ступенька, но без нее не будет ни второй ступеньки, ни пятой, ни десятой. Почему? Это первая ступень, через которую никому не удастся перепрыгнуть. В духовной жизни нет такого понятия перепрыгивать через ступеньки. Там надо по-честному, спокойно пройти все ступеньки. То есть если не сможем иметь воздержания в пище, у нас не будет воздержания языка, или воздержания от гнева, от ярости, или от похоти, или еще чего-то. Все остальные добродетели начинаются только тогда, когда мы начинаем исполнять первую ступеньку. Мы должны постараться поститься так, как нас Святая Церковь к этому призывает. Это первое.

И во-вторых, мы видим, что Святая Церковь в это время очень призывает в храмы. Чем она призывает? Буквально тем, что уже с первых же дней на этих богослужениях, конкретно говоря о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, накануне уже звучат первые рождественские песнопения. Мы уже слышим эти слова торжественные: «Христос раждается, славите». Мы слышим эти рождественские песнопения, которых с каждым днем, с каждой неделей становится все больше и больше. В этом богослужебном цикле они используются уже чаще, более настойчиво звучит эта тема приближения праздника Рождества Христова. То есть уже Богоматерь с Иосифом идут из Назарета в Вифлеем. И мы должны совершать вот такое шествие.

Святая Церковь все время говорит о том, что духовная жизнь подобна дороге, подобна пути. Вот мы видим, что Сама Богородица, Иосиф подчиняются римскому Августу кесарю. Он приказал идти на перепись — они пошли. Богородица вот-вот должна родить Божественного Сына, но несмотря на это, они зимой совершают непростой путь. Пускай там зима не такая, как у нас, но все равно очень холодно, ветрено, небезопасно. И вот Она на ослике восседает, они совершают это шествие, тем самым, призывая, чтобы мы каждый в своей душе, в своем сердце, так же бы какое-то совершили подобное шествие. От Назарета к Вифлеему, чтобы в Рождественскую ночь никто бы из нас не сказал, что как далека от Вифлеема моя печальная звезда. Чтобы у нас ни у кого бы не возникло некоторого раскаяния, сожаления, что пролетели эти шесть недель, а я вот так по нерадению своему ничего не сделал, никакого шага не совершил и не проявил радения в посте, посещении храмов Божиих, не говел, не исповедовался, не причащался и дома как-то в молитвенном правиле проявил нерадение, поэтому чтобы этого не было, Святая Церковь призывает каждого из нас и мы, пастыри церковные, должны говорить об этом наиболее часто, что теперь время благоприятное, теперь время спасения.

К чему же мы должны прийти? В чем же должен заключаться праздник Рождества Христова? Именно в таком тоже очень глубоком смысле, что это не просто воспоминание того события, которое произошло несколько больше, чем 2000 лет назад, как исторический факт. Нет. Это именно событие домостроительства нашего личного спасения, каждого из нас. То есть у нас в эту Рождественскую ночь, в сердце каждого из нас должен родиться Богомладенец Христос. То есть мы за эти шесть недель должны приготовиться к тому, чтобы наше сердце стало тем вертепом, где Он возляжет, то есть наше сердце — это то место, где Он родится. И конкретно, если уж хочет кто-то узнать, когда, в какой момент,— в момент причастия. То есть нам надо в эту святую ночь быть в храмах обязательно, обязательно причащаться Святых Христовых Таин. И Вы знаете, даже и сам момент, который предшествует причастию, он уже очень важен, даже когда мы только будем к храму подходить, будем входить в храм, будем идти к иконе, которая лежит среди храма или особенно во время полиелея, когда поется Величание, когда мы праздничную икону будем лобызать, уже будет происходить таинство.

Нам говорят святые отцы, например, Феодор Студит: «Когда ты лобзаешь Богомладенца Христа, лежащего в яслях, Он лобзает тебя». Например, в книге «Песнь Песней» буквально первый стих этой книги начинается, как в Новом Завете, как бы пророчеством об этом событии, что как невеста ждет, ну когда же ее жених поцелует. Вот как она ждет этого поцелуя, так же и мы устремляемся к Богомладенцу Христу, лобызая Его ноги пречистые, лежащие в яслях, мы тоже ждем, что Он нас обнимет и поцелует. В чем же будет состоять смысл этого объятия, этого поцелуя? Здесь нам помогает Святое Евангелие. Через притчу о блудном сыне, что блудный сын ушел из отчего дома, как и Адам с Евой согрешили, потеряли рай, и вот отец ждет возвращения. Когда сын осознал, что в дому отца обителей много и там даже слуги не бедствуют и наслаждаются общением с отцом, решил возвратиться. И вот он идет, пытается еще принести покаяние. И нас теперь ждет Церковь в период поста, чтобы и мы раскаялись каждый в своих грехах, увидели их множество, посекли бы тернии страстей своего сердца. В притче отец бросается к сыну, обнимает своего блудного сына и его лобызает. Так вот это лобызание у нас у каждого будет, когда мы подойдем к иконе Рождества Христова, поклонимся и облобызаем Богомладенца Христа. И Он облобызает нас.

И смотрите, вот в этот праздник ум человеческий не может даже вначале воспринять то богослужение, которое нам поется, что Кто же это родился? Мы как бы видим перед собой маленького, беспомощного младенца, а Церковь его величает, говоря, что это Начальник жизни, Отец будущего века. Скажите, когда младенца называют отцом? Такого же никогда не бывает у нас в обычной повседневной жизни, а Церковь Святая нам говорит: это и есть наш Начальник жизни, мы к Нему потому и припадаем — Он Отец будущего века, мы к Нему устремляемся и вслед за ангелами воздаем славословие, вместе с пастухами идем и поклоняемся, подобно волхвам приносим свои дары: наше покаяние, добродетели, которые мы должны постараться в период Рождества Христова совершить, то есть дела милосердия, добрые дела к ближним, какие возможности у каждого из нас есть, чтобы этот праздник не прошел мимо нас и чтобы мы пришли к Отцу Небесному.

И еще очень важная тема Рождества Христова заключается в том, что Адам, первый Адам, он не выполнил своего предназначения. Бог создал Адама и Еву как венец творения. И это проявлялось в том, что Господь после творения подводит к нему всех зверей, и Адам, видя сущность каждого животного, каждого зверя, нарицает им имена, потому что он господин теперь над ними, они ему подчиняются, они находятся с ним в гармонии, в согласии. Вся природа, весь растительный и животный мир — и человек все это венчает. Потому что только у человека есть разум, только у человека есть дар речи, только человек ходит прямой походкой так, что постоянно может смотреть на небо, ища Господа, взирая к Нему, а уже все творение через человека так же хочет служить своему Творцу, но именно через человека. И вот Адам эту миссию не выполнил. Бог поселил его в раю между Тигром и Евфратом. И дал ему поручение: рай распространить на всю землю, но он, к сожалению, этой миссии не выполнил, будучи искушен диаволом, соблазнился и вместо этого стал исполнять волю диавольскую, а не волю Божию. И вот когда мы грешим, мы подпадаем под власть диавола, исполняем его волю. И нам нужно, стремясь к этому празднику, приуготовляя себя, все-таки постараться эту волю Божию найти, которая есть секрет, какая-то тайна, которая изложена в Евангелии, в Новом Завете, в Библии.

И тут хочется процитировать очень правильные слова святого праведного

Иоанна Кронштадтского, который говорит, что нас спасет Библия и Церковь. И вот нам надо в этот пост Рождественский просто открыть Библию и читать как Ветхий, так и новый Завет. И почему я говорю так даже про Ветхий Завет, а обычно все упор делают на Евангелие, на Новый Завет, на Псалтырь. И это правильно. Но нам нужно все равно охватывать всю Библию целиком. Потому что, если мы в том числе не прочитаем Ветхий Завет, который содержит множество мессианских пророчеств о Христе или о Богоматери, нам трудно будет прочитать Новый. Ветхий Завет был водитель ко Христу, пестун ко Христу и вот как это было в домостроительстве нашего спасения, нам надо это все знать, нам надо это пережить и пропустить через себя, через свое сердце, ум, через свою душу, тогда это для нас откроется в бoльшей полноте.

Так вот поскольку первый Адам это не выполнил, то приходит второй Адам. И он уже принимает на себя целиком нашу природу, все наше естество, которое Он Сам создал. И вот это очень важно, что Бог принимает целиком всю нашу природу, кроме греха, то есть человека создал не диавол, а Бог, и все наши органы, все наши члены, это все творение Божие, оно все прекрасно. И поэтому Бог его взял и целиком его искупил, всю нашу человеческую природу. Как говорят святые отцы: что не принято, то и не уврачевано.

Так вот, для нас важен праздник Рождества Христова, что Господь принял нас целиком, какие мы есть, и все в нас прекрасно — в нашей человеческой природе, в нашем естестве. У нас все замечательно. Мы целиком и полностью, на все сто процентов творение Божие. И вот теперь мы должны во Христе все-таки выполнить назначение, которое было дано первому Адаму, но выполнить его уже через второго Адама — через Христа. То есть мы увидели, что мы одни сами по себе не смогли, не получилось у нас, сломались мы, соблазнились, искусились, отпали от Бога. Но теперь уже Господь нас все равно милует, нас прощает, к нам опять стремится. Сам принимает нашу природу, вот уже во Христе теперь сможем выполнить наше предназначение, которое с нас никто не снимал. Почему говорю, что надо открывать и прямо читать первые главы Библии — Бытие и дальше всю Библию. Там сказано о том, что плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте, оберегайте ее. Вот эти заповеди на сегодня все актуальны, их все надо сегодня выполнять очень тщательно, то есть каждый должен в себе и вокруг себя делать кусочек рая. Поймите, каждому сегодня эта задача, которая стояла перед Адамом, не отменилась, ее надо точно так же выполнять в меру своих сил и возможностей.

Природа страждет от того, что видит, что венец творения, ее господин — человек исполняет волю бесовскую, грешит, от этого вся природа мучается. Говорят, например, про проблемы экологии, проблемы климата, что земля того и гляди сгорит или разорвется на куски или какие-то другие катаклизмы страшные произойдут. Для решения этих проблем надо, чтобы прежде всего человек вспомнил о своем предназначении, о том, что он — творение Божие, и чтобы он начал выполнять заповеди Божии. А то сегодня некоторые просто начинают говорить: давайте будем бороться с СО2. Но надо бороться с грехом, прежде всего, и исполнять волю Божию и тогда уже и вот эти остальные задачи, даже по той же экологии, будут выравниваться, выправляться, исходя из решения этой первостепенной задачи, которую каждому из нас надо выполнять. А то, например, пытаются болота осушить или реки куда-то перебросить с севера на юг, а не решают духовные задачи. То есть мы должны помнить всегда, особенно сейчас, что душа больше тела. Проблемы души должны решаться преимущественно перед проблемами тела.

— Мне радостно слышать Ваши слова, и они откликаются в сердце. Сейчас я вспомнил фильм, который снял Александр Плиска «Где ты, Адам?» Он так его и назвал. Возможно, Вы слышали про этот фильм о греческом старце Григории, игумене монастыря Дохиар. Я видел этот фильм и задал ему вопрос: «Почему ты так назвал фильм?» Он говорит: «Ты, наверное, просто не понял его предназначение. Это как раз фильм о том, что Господь ищет нас, а мы Ему не открываемся». И вот он через этого старца хотел эту библейскую истину нам всем показать.

А в современном нашем бытии, конечно же, зачастую очень многим людям, что называется, не до того. Они не думают, прежде всего, о душе, а думают о том, чтобы как-то выживать в наше время, как не умереть от этой смертельной напасти, которую — я более чем уверен, и об этом говорят святые отцы — Господь послал на землю. Чтобы люди все-таки образумились, чтобы люди, наконец, поняли свое предназначение. Потому что иначе просто, что называется, впереди ничего хорошего нас не ждет. Я вспоминаю довольно часто беседы с моим духовным отцом архимандритом Кириллом (Павловым), когда он как раз об этом и говорил, что надо читать святых отцов, надо ежедневно читать Евангелие. И я вспоминаю сейчас хорошо известного Вам митрополита Феогноста. Во время его речи на упокоение архимандрита Кирилла он так и сказал: «Батюшка как жил, так и говорил, как говорил, так и жил, а многие ли из нас так живут?» Большинство людей, и он совсем недавно в одной из проповедей тоже сказал, живет во лжи, в обмане. И это, по-моему, трагедия нашего сегодняшнего состояния общества.


— Вы касаетесь очень острых вопросов, очень сложных и трудных. Но, мне бы хотелось, если уже касаться нашей реальности, современной жизни и современного состояния общества, сказать, что мы далеко отступили от Бога, и у нас вот этот зазор между тем, что мы говорим и между тем, что мы делаем, стал катастрофически большой. И сегодня, наоборот, можно сказать о том, что появилось много, может быть даже, и лжеучителей, которые принимают на себя эту личину благочестия, у которых сожженная совесть. И это страшно. Поэтому нам, каждому из нас, надо очень внимать себе. Но в то же время я, как батюшка, который чуть ли не каждый день принимает таинство исповеди — я, не выдавая ничьей тайны, — могу сказать, что уже начинаю слышать чаще и чаще такие примерно слова, которые люди произносят: «коронавирус меня привел к Богу» или «пандемия меня привела в Церковь». То есть мы видим здесь Промысл Божий, который всякое доброе дело поддерживает, всякому доброму делу спомоществует, а всякое зло, возникающее через удаление добра, пресекает и обращает к добрым и благим последствиям.

Это, конечно, какое-то обращение Божие к нам через этот коронавирус, который, как говорят, ученые открыли в 70-х годах еще прошлого века, сейчас стал такой очень опасный, очень агрессивный. Кто говорит, что он искусственный, кто говорит, что какие-то произошли преобразования, так что он угрожает здоровью и жизни людей. И какая-то часть людей, действительно, к сожалению, погибла, и еще, может быть даже, заберет кого-то эта пандемия. Это все сущая правда, это реальность, против которой никуда не пойдешь. Но это все равно какое-то обращение Божие к нам. Мне нравятся слова, с которыми обратился Святейший Патриарх и члены Священного Синода еще прошлым летом, когда это только началось, и был первый Синод.

И мне понравилось, что говорят очень многие, когда пошел коронавирус, стали искать причину. Почему это такое у нас пошло, такая пандемия, болячки, больницы переполнены, сил не хватает и лекарств, ИВЛ не хватает, люди задыхаются, но дальше первый-то вопрос, может быть, был и хороший, он немножко опять куда-то уводит нас в сторону. Почему? А потому что опять стали искать причину в других, говоря: это потому что вот те-то так-то живут или так-то грешат, и стали называть грехи других людей или каких-то даже сообществ. А не продолжили эту мысль дальше, что Господь зачем это нам попустил? И надо бы каждому разобраться в себе, в своем сердце. И вот, к сожалению, эта работа так не и пошла или если и пошла, то идет очень медленно, очень тяжело она идет.

Обычно так и бывает, что духовные процессы как правило самые тяжелые, сложные. То есть сегодня каждому из нас надо совершить внутреннюю свою работу над ошибками. Нам надо каждому побеседовать со своим сердцем. И с ним разобраться. Это очень тяжело. Значительно проще сказать: ну это из-за того, что кто-то прелюбодействует или кто-то совершает аборты или кто-то, например, совершает содомские грехи. На кого-то навестить ярлыки и сказать: вот за это Господь карает теперь людей, землю карает и всех живущих на ней. То есть начинают тыкать пальцем в другого. Это очень легко и очень многие вот именно на этом поскользнулись. И я очень благодарен Святейшему Патриарху, членам Священного Синода, которые указали на правильный ход наших мыслей: давайте будем с Господом беседовать, беседовать со своим сердцем, что происходит в нашей жизни и почему, только давайте сперва разберемся с собой.

Как говорит Евангелие, вынь сперва бревно из своего глаза и только тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. То есть да, может быть, у брата тоже есть сучок, никто не безгрешен, но если ты хочешь искать причину, она точно кроется вначале в тебе. И мне здесь очень нравится образ Иоанна Крестителя, проповедника покаяния. Посмотрите, сама его жизнь для нас является таким наставлением. Он много лет был в пустыне. Спрашивается, зачем? Что он там делал в пустыне? А он эти годы беседовал со своим сердцем. И только после этого Господь его призывает к общественному служению, то есть выйди из пустыни и говори людям: готовь путь к пришествию Господа. Когда Господь идет на Иордан перед наступлением общественного служения, Иоанн Креститель готовит Господу Иисусу Христу это событие. Оно нам тоже очень близко, то есть праздники Рождества и Крещения очень близки. И даже в древней Церкви порой эти праздники праздновались вместе и назывались праздник Просвещения, настолько они близки, что их даже трудно разделить. И поэтому вопрос Иоанна Крестителя — предвестника, предтечи, — очень важен. А о чем была речь? Вот он вышел и говорит людям слова. Каждому те слова, которые людям полезны. Воинам говорит: не обижайте никого, будьте довольны своим достатком, не клевещите. Мытарям говорит: не берите ничего лишнего и так далее. Всем говорит: покайтесь, потому что идет Господь, креститесь.

И сегодня эти слова актуальны. Хоть в период Рождественского поста, хоть перед праздником Рождества Христова или Крещения Господня, они также актуальны. Вспомним, как святой Иоанн Креститель увещевал Ирода: нельзя тебе брать жену Филиппа, брата твоего, то есть нельзя вступать в брак с разведенными. Сегодня это у нас в обществе тоже в переизбытке, когда вступают в брак, беря чужую жену. Пророк говорит, нельзя тебе брать жену Филиппа, брата твоего. Обратите внимание, Ирод что делает с ним за это? Сажает в темницу. И Иоанн Креститель с радостью идет в тюрьму. Почему с радостью? Потому что он знал, что это будет. Он знал, что если ты выходишь и говоришь людям, они говорят: что нам делать? Они это вопрос задают. Но когда ты им отвечаешь, тебя будет ждать тюрьма, во-первых. Это и случилось с Иоанном Крестителем. Его посадили в тюрьму, и даже в тюрьме, посмотрите, какое происходит двоякое явление. С одной стороны, Ирод приходит, любит подолгу слушать Иоанна Крестителя, потом в масштабах своего царства очень многое из услышанного исполняет. Понимаете? То есть сегодня мы можем говорить тоже с Президентом, с премьером, с депутатами. И они нас послушают и очень многое в нашем обществе исполнят, если будем говорить слова евангельские, наставления, заповеди Божии. Но только тут не стоит так благодушествовать, радоваться. Потом-то он все равно ему даже в темнице говорит: нельзя тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. Даже в оковах, в узах, в темнице повторяет эти слова, не устает, что прекрати прелюбодеяние. Ну и что же было по наущению жены своей незаконной? Ему отсекают голову. И святой с радостью встречает этого спекулатора, который к нему идет с мечом, чтобы исполнить смертный приговор. Он с радость идет на эту казнь, на эту жертву.

Вот то же самое нам надо сделать каждому в своем сердце. То есть нам надо разобраться. Если мы хотим тоже выйти на какое-то общественное служение, на общественное поприще. Посмотрите, что сегодня творится. Когда до кого-то что-то доходит, все стремятся к микрофону. Мы все стремимся кого-то учить, лечить, воспитывать, кому-то что-то говорить. Не сделав первой части — не разобравшись со своим сердцем. А что получается в результате? Наши слова не приносят никакой пользы. Они не касаются чужого сердца, чужого ума, осознания. Они не меняют жизнь других людей и в целом жизнь нашего общества, то есть сегодня мир захлебнулся от этих, может быть, красивых и даже где-то праведных слов. Почему? Потому что произносим мы все эти слова, не прилагая к себе и не начиная их исполнять.

Святые отцы говорят, что когда мы Евангелие не просто читаем, а начинаем его исполнять, только тогда открывается тайная сила, которая находится в евангельских заповедях. Как Вы сказали, батюшка отец Кирилл, святая Церковь говорят: надо читать Евангелие, святых отцов, которые толкуют нам Слово Божие, как нам жить. Но если мы при этом не будем их исполнять в своей жизни, то будем только слушатели, а не делатели, не исполнители, мы будем скользить по поверхности. У нас и в сердце ничего не изменится, и ничего там не прорастет, и наши слова не дойдут до других сердец, и не произведут там никакого действия. И вот сегодня мы видим эту трагедию. Все говорят и все вроде говорят правильно и столько хороших, красивых замечательных слов, но все больше и больше говорится одно, а делается и происходит совершенно другое. И отсюда и наступит та трагедия, которая ждет всю землю. Глобальная трагедия.

Поэтому даже игумену монастыря говорится наставление, что он должен мало говорить, но просто образом своей жизни, своими делами, поступками, должен давать пример братии. Не только должен быть проповедником, но и исполнителем своих слов. И вот это становится важной задачей. То же самое касается родителей. Вот дети слушают, что родители говорят. Но еще больше смотрят, как они поступают, что они делают, какой у них образ жизни. И они больше реагируют на это, больше доверяют этому. Или, скажем, подчиненные в какой-то организации или в целом в государстве, все смотрят на своих руководителей, прежде всего, на их жизнь. Сегодня красиво говорить умеют все. У всех замечательное, прекрасное образование. В наше время, знаете, особенно в Москве, у многих по два, по три высших образования. Сегодня ко мне подходит женщина и говорит: «Ищу работу». Я ее спрашиваю: «А вы кто по специальности?» Она мне отвечает: «А у меня четыре диплома». То есть дипломов много, а на работу устроиться не может. Вот сегодня какая трагедия. Стали мы слишком образованы, слишком грамотны. Это в принципе неплохо, но очень важно чтобы нашу жизнь, наши поступки мы максимально приближали к заповедям.

А чтобы это происходило, надо каждому уйти в пустыню, как святой Иоанн Креститель, — в пустыню своего сердца. Там один на один с собой разобраться, что же нам нужно на самом деле по жизни. Что нас ждет?! Мне понравилось одно выражение. Я его хочу отнести к святоотеческому, хотя его сказал обычный человек. Он сказал своему сыну, когда тот еще был молодым юношей. Он говорит: ты должен всю жизнь ждать смерти своей так, как ждет жених, придет его невеста к нему на свидание или не придет? Вот он пылает к ней любовью, томится, с нетерпением ждет, так волнуется, так переживает. Вот так мы должны ждать смерть. А не бояться ее, и вообще не убегать от памяти смертной.

Что сейчас предлагает нам общество, которое стремится сделать нас обществом потребления? Оно нам предлагает идолов: деньги или те наслаждения, удовольствия, которые мы можем получить за эти деньги, даже если мы их совсем и не заработали или получили каким-нибудь нечестным путем. И постоянно нас искушают, идет соблазн: своруй, живи красиво, получай удовольствие. Вот это несется очень часто с экранов или идет из гаджетов, из интернета. Сейчас все люди подпадают под это искушение. А посмотрите, каково же, когда у тебя замечательная дорогая машина или дорогое жилье или какие твои кушания, какие рестораны, какие способы отдыха, удовольствия, наслаждений. Для этого тебе надо как-то получить деньги, этого как-то добиться. Давай, думай как-то об этом, вместо того, чтобы думать о душе.

Церковь не запрещает нам тоже думать о насущном, как мы молимся в молитве Господней, которую дал нам Сам Господь: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хотя святые отцы говорят, что здесь под хлебом насущным прежде всего разумеется Святое Причастие. И вот мы должны стремиться к тому образу жизни, который был у первых христиан, когда они причащались каждый день. И вот под хлебом насущным подразумевается Хлеб жизни, то есть Тело Христово — Тело и Кровь Христовы, которые мы тоже стремиться должны вкушать максимально часто. Опять понятно, в меру наших сил, возможностей, стремиться и приступать с благоговением, со страхом Божиим. И тогда нас Господь не оставит и в наших земных нуждах, проблемах и здесь тоже надо трудиться, здесь тоже под лежачий камень вода не потечет, тут тоже надо прилагать труды, усилия.

Как Господь сказал Адаму, что в поте лица будешь возделывать землю, а на земле будут произрастать волчцы и терния, то есть эта вся заповедь осталась и сегодня. Мы видим, что каждое дело, за которое мы беремся, оно нам дается с трудом, а без труда, как говорится, не достанешь и рыбку из пруда. И этим не надо смущаться. На даче, на участке мы, скажем, пропалываем грядку, а затем она опять зарастает сорняком. Ну что же, мы же ведь не рвем волосы на голове, мы не хватаемся за свою голову, мы заново пропалываем эту грядку, но мы в прополке не видим самоцель. Для чего эта прополка нужна? Для того, чтобы мы, освобождая грядку от сорняков, давали бы возможность на ней взрасти доброму плоду какому-то, а иначе сорняки заберут на себя всю влагу, все питательные вещества, и тогда тот добрый плод, для которого эта грядка составлялась, не вырастет. То есть не будет там на ней урожая, не важно чего, помидоров, огурцов, что там мы на ней посадили. Мы сажаем, поливаем, удобряем, но при этом пропалываем сорняки, мы этим не смущаемся, что они лезут.

Вот такой же целый жизненный процесс должен быть у каждого из нас, что мы должны постоянно пропалывать сорняки в своем сердце, то есть те грехи, которые мы пропалываем, каемся, плачем в грехах, они опять лезут, а мы опять продолжаем очень старательно, усиленно их пропалывать. Но в результате мы даем возможность, чтобы в нашей жизни родились и воплотились какие-то добродетели. Когда мы крестились, мы надели белую рубашку в знак того, что мы святы, безгрешны, непорочны. Если бы мы тогда умерли, то наша душа, как свечка, вознеслась на небо, но Господь нам дал еще шанс пожить какое-то время на земле. Вот тогда уже начинаются другие процессы. Какие?

Мы должны следить за чистотой, за белизной этой рубашки, которую мы получили в крещении. Если где-то запачкали, то и стирать, чистить, мыть, то есть каяться в грехах. Таинство исповеди это вторая баня паки бытия. При этом мы еще должны украсить нашу рубашку драгоценными камнями, то есть добродетелями. Не просто жить и не грешить, но еще и принести добрый плод. А Господь хочет еще, чтобы этих плодов было много, то есть чтобы этих добрых дел было много. Так, чтобы наша награда там, уже в вечной жизни была бы максимально большой, вот воля Отца нашего Небесного: чтобы мы наследовали жизнь вечную, да причем еще наследовали ее с преизбытком. Господь об этом говорит прямо, не обинуясь. И вот мы должны то время, которое у нас есть, ему посвящать, а к земле мы не должны так относиться.

Когда нас искушают, соблазняют землей, то мы забываем о том, что мы на этой земле лишь пришельцы, сюда пришли как в гостиницу. Зашли, переночевали, завтра нужно будет встать и идти дальше своим путем, продолжить его. То есть вот этот образ пути очень полезно нам вспоминать в жизни, что все очень преходящее, и святые отцы нас потому и наставляют, что мы должны по этой земной жизни идти так, как катится колесо, которое только одной нижней точкой касается земли, а целиком все устремлено вверх. И вот оно катится по этому пути, по этой дороге жизни. Мы должны с землей соприкасаться, иметь что-то самое нужное, потребное, необходимое. Апостол Павел говорил, что имея пищу и одежду, будем довольны этим. Но жилье тоже нужно, особенно в наших северных широтах, где мы живем. У нас страна северная, холодная, сырая. В Африке можно и не иметь дома, можно сделать из листьев шалаш и в нем укрываться, когда уж очень солнышко припекает. Я был на экваторе: в Индии, в Африке. Там действительно, нет нужды иметь жилье такое капитальное в нашем восприятии. Там вполне достаточно сделать небольшой шалашик, чтобы не очень солнышко тебя жгло или когда дождик пойдет, чтобы тебя не очень поливало. Там такой климат, как в раю. Там так хорошо, очень комфортно, все время такая благостная температура. У нас, конечно, есть необходимость иметь дом, печку, иначе мы замерзнем.

А так целиком нам надо все время в горнее стремиться, все время воспарять горе. То есть мы должны быть подобны птице, о которой тоже пишется в книге «Песнь песней», как серна, птичка которая преодолела все сети, расставленные ей, и воспарила на небо. Так и мы должны очень достойно, благородно, красиво, пройти все соблазны и искушения этого мира, чтобы они нас не поймали в свои сети, не уловили, и все-таки чтобы наша душа, подобно этой птице, вознеслась бы ко Господу, к Отцу Небесному. Когда мы это забываем, когда колесо падает на землю, оно залипает, и если мы целиком вот так залипнем, и только начнем жить земными вопросами, проблемами, им давать первое место, приоритетное место в своей жизни, тогда все духовное у нас отходит на второй план, тогда у нас есть угроза погибнуть. Господь для того и рождается, что Он сходит на землю, чтобы мы бы имели возможность вернуться на Небо. Вот у нас у всех стоит такая задача: держать в своем сознании, в сердце, в уме эту цель.

— Я сейчас, слушая Ваши слова, почему-то вспомнил 1992 год, когда со Святой Земли впервые в Россию мой друг Вячеслав Клыков привез лампаду с Благодатным огнем от Гроба Господня. И открывали памятник святым Кириллу и Мефодию, тогда это место называлось площадь Ногина, сейчас — Славянская площадь. И Святейший Патриарх Алексий II, открывая этот памятник, в своем слове сказал: «Нужно, чтобы во главе всех процессов в России стояла духовность». Мне эта фраза врезалась в душу. И пожелание покойного Патриарха, может быть, на какую-то часть исполняется, но не до конца. Также вспоминаю давнишнюю беседу с нынешним Патриархом Кириллом о духовном просвещении, и он сказал: «Нужно ж не только стены штукатурить. Духовное просвещение народа — это очень важно на сегодняшний день». И еще хотелось вспомнить епископа Мытищинского Феофилакта. Раньше был в Черниговском скиту, отец Феофилакт. Вы его наверняка знаете. Он за чаем меня как-то спросил: «Андрей, как ты считаешь? На Страшном суде кому будет сложнее отвечать? Атеисту прошлых лет или атеисту нынешнему?» Я не смог ответить на этот вопрос. Он тогда сказал: «Ну, давай рассудим: атеист прошлых лет может всегда сослаться на то, что церкви закрыты, литературы не было, Евангелие не достанешь, духовного просвещения нет. А что будет говорить современный человек? Ему же нечем практически оправдываться. Все есть: храмы, литература, книги, два телеканала». Но приход людей к вере почему-то происходит в недостаточной мере. Как Вы считаете?

— Да, я полностью поддерживаю те слова, которые говорили Святейший Патриарх Алексий II и ныне здравствующий Святейший Патриарх Кирилл. И могу лишь только перед Господом засвидетельствовать, что в каждое время Господь поставляет в Церкви того кормчего, который и должен на этом отрезке историческом вести корабль церковный. И действительно, их слова очень важны. Я помню, что и раньше при прежних патриархах — я застал Патриарха Алексия I, и Патриарха Пимена в своей жизни — запоминались особенно важные их слова. Мы хотим или не хотим, а они имеют огромное значение. Я тоже безо всяких указок стараюсь читать слова Святейшего Патриарха, его проповеди и я через них почерпаю те ответы для себя, для своей жизни, для решения тех вопросов, которые на моем послушании возникают. Мы видим, что Патриарх живет жизнью Церкви, и Господь через него открывает свою Божественную волю. Он Ангел нашей Церкви, через которого Божественная воля открывается. Поэтому эти слова крайне важны. Я тоже всех призываю к тому, чтобы мы были внимательны к словам Святейшего Патриарха. Предстоятели Церкви в каждую историческую эпоху говорят крайне глубокие, очень важные слова.

Что касается того, как Господь будет судить человека, что мы до конца не можем ответить на это вопрос. Хотя нам в Евангелии открыто, как будет суд Божий происходить: Неделя о Страшном суде нам читается, и мы можем каждый день об этом прочитать. Господь будет спрашивать: Я был болен, вы Меня посетили? Или в темнице был. Даже сегодня, кстати, нам Святейший Патриарх прислал циркулярное письмо, где было его Послание о тех, кто находится в узах, в темницах. И призвал нас совершить молебное пение о тех, кто находится в заключении, потому что бывает, что некоторые несправедливо туда попали, кто-то оступился вольно, кто-то невольно. Кто-то умышленно шел на преступление, кого-то также искусили и соблазнили. И вот человек, который нарушил закон, попал в заключение, он действительно, там страждет и очень многое ему приходится переосмыслить. Прежде всего, тоже совершить эту трудную внутреннюю работу и постараться найти Бога. Так вот и Святейший Патриарх призвал сегодня нам всем совершить пожертвования свои, которые мы уже отправили на определенный счет для духовной миссии, которую совершают священнослужители.

Так что мы, не имея порой возможности непосредственно поехать в тюрьмы и там больным и заключенным омыть раны или накормить их, утешить, с ними побеседовать, потому что эти люди находятся под надежной охраной, но мы можем благодаря нашей Церкви, все-таки исполнить эту заповедь Божию, чтобы нам на Страшном Суде не быть безответными, когда Господь скажет: Я был в темнице, а вы Меня не посетили. А мы скажем: да, Господи, хотя бы служили или молились на этом молебне о заключенных, или положили свое пожертвование, какую-то копеечку. Господь потом говорит, что Я был голоден, вы Меня накормили, был раздет, разут, обули, одели, посетили в больнице или в тюрьме, — вот будут основные слова. То есть мы спасаемся верой, что без веры невозможно угодить Богу и что вера без дел мертва есть. Добрые дела являются подтверждением нашей веры. То, о чем мы сегодня с Вами говорим. Чтобы мы не были такие словоблудники, которые произносят какие-то слова, а жили бы и действовали и совершали бы поступки соответствующие.

По слову святителя Филарета Московского (Дроздова), язычники, которые не знают Евангелие, должны жить по закону совести, и судить их будут тоже по закону совести. Совесть — это голос Божий, который живет в каждом из нас. И вообще его невозможно убить в каждом из нас до конца. Он все равно будет пробиваться даже через корку, толщу страстей и грехов, его до конца невозможно заглушить. И поэтому тем людям, которые живут там, где не было просвещения светом Евангелия или тем людям, которые жили в эпоху безбожия, с одной стороны, им тяжелее найти этот путь, но, с другой стороны, у всех ведь совесть есть. Что, например, убивать — это грех, все знают. Или, скажем, прелюбодействовать — это плохо. Все же люди такие вещи понимают. Это у всех есть, в сознании людей разных национальностей, разных конфессий. Эти вещи как-то вообще принятые, признанные. У каждого есть совесть, а совесть — это голос Божий. И у всех людей душа — это дыхание уст Божиих. У всех людей есть душа, которую Господь вдохнул в момент зачатия. Возникла эта душа. Она от Бога, это Божия душа. И поэтому любой человек — даже больше Божие творение, чем родительское. Папа и мама дали каждый свою клетку, от которого составилось тело, а душа больше тела, и Бог больше заботится о каждом человеке, нежели могут позаботиться о нем его родители.

Владыка Феофилакт прав в чем? В том, что тот человек, которому было много дано, с него много и спросится. И когда человек видит храмы, что они не в руинах уже, а восстанавливаются, что в них идет богослужение и даже колокольный звон его зовет посетить этот храм Божий, а он остается нем и глух к этому и не хочет встать с дивана, с кресла, лучше он будет лежать, смотреть телевизор или что-то еще, конечно, он за эти вещи ответит, ему был дан такой шанс.

Или вот теперь продается духовная литература. Сейчас ее очень много. Ее можно приобрести, почитать. Даже у нас, повторюсь, в сетях, в мобильных телефонах теперь Слово Божие и святые отцы и туда достигли уже, целые библиотеки — все сканируется. Даже когда мы едем в машине, можем слушать слово Божие. Раньше не было такой возможности, а сейчас едем в машине, можем включить утреннюю молитву, вечернюю или службу можем включить, Евангелие, Псалтырь. Все записано на дисках, на флешках. Есть радио «Вера» и другие радио, которые нам в дороге расскажут, какие сегодня святые вспоминаются или какие читались зачала Евангелия, Апостола за богослужением и как святые отцы их толкуют. То есть возможностей, чтобы откликнуться на зов Божий, сегодня стало намного больше. И то, что некоторые на этот зов Божий не откликаются или откладывают это на потом, думая, что сейчас некогда, я сделаю то-то и то-то, а потом я буду ходить в церковь или потом я исправлюсь, неизвестно, даст ли Господь этот шанс или нет. Дай Бог, чтобы это время благоприятное наступило и чтобы долготерпение Божие не закончилось бы на этом человеке. То есть тут надо понимать такую двоякость в человеке, что Господь с одной стороны, дает нам время, он нам дал свободную волю, он никого из нас не насилует.

В Церкви нет насилия, нет даже навязчивости, но с другой стороны, это все равно будет продолжаться не до бесконечности. И мы это видим из окружающей жизни. Кто-то, например, попал под машину или на кого-то кирпич упал, или кого-то бандит зарезал или какая-то тоже случилась болезнь, как эта пандемия, которая резко вторглась в жизнь нашего общества, в жизнь человека, рушит все его планы и он становится, может быть, больным, инвалидом, калекой, а может быть, совсем умирает и поэтому мы должны понимать, что стремясь к такому человеческому счастью, можем в любой момент оказаться на пороге вечности. Надежно то счастье, которое основывается на Боге, на вечности.

Все-таки давайте в это понятие счастья включать и Бога, и вечное наше бытие. И вот тогда наше понимание счастья будет не просто, как говорят, поесть, попить, а оно будет еще как-то продолжаться и в дальнейшие годы и даже переходить за рубеж нашей земной временной, короткой жизни туда, в вечность. И это понимание, мироощущение нас будет трезвить, бодрить, будет давать ответы, как нам надо себя правильно вести в жизни, имея эту свободную волю. То есть надо помнить, что у Господа Бога тоже есть свободная воля, Он ведь тоже личность. Каждый из нас — это личность, у каждого есть свободная воля. Но у Бога тоже есть. И наша жизнь — это как бы взаимодействие этой свободной воли и Бога, и Божией Матери, и Божиих ангелов, и святых угодников, и даже нечистых сил, которые тоже личности. Они себя тоже проявляют. И поэтому для нас такими трезвящими, будоражащими звучат слова, как пишут святые отцы. Проявляя свободную волю, Бог говорит: «Пускай сегодня праведник еще освятится, грешник еще осквернится, потому что дальше каждый получит свое воздаяние сполна». То есть Господь дает возможность нам во время земной жизни проявить свободную волю до конца. Это надо помнить, что Бог не то, что не видит, не слышит или Его нет, или Он бездействует. Не так. Он просто дает каждому возможность себя выразить до конца, и это страшно. Это очень ответственно, так что потом, когда мы предстанем на суд Божий, мы будем безответны. Господь скажет: «А я тебе давал все шансы, все возможности тебе дал, у тебя были все возможности, чтобы ты одумался, исправился, сделал бы добрые дела или не делал бы плохих дел». То есть вот эта мысль святоотеческая, которая нам изъявляет волю Божию, она нас очень должна бодрить и трезвить. И поэтому когда сегодня видишь, думаешь, ну что же такое, какой-то беспредел творится, и никто его не остановит. А вот святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «А ты и не дерзни своей немощной рукой остановить то зло, которое попустил Бог». То есть идут порой такие процессы в нашем обществе, в нашей жизни, от которых оторопь, ужас берет. Но мы не должны смущаться. Да, кто-то себя проявляет вот так. И Господь это попускает, и мы должны в этих условиях думать о себе. А я-то как буду себя вести?

Мне нравятся слова Иоанна Крестьянкина, который говорил в самом начале 90-х годов, когда только рухнул Советский Союз. Он говорил: «Вы знаете, начался Страшный Суд, пошел водораздел, уже Господь ставит одесную, с правой стороны, овец, а слева козлищ». Смотрите. Как резко, полярно стало разделяться наше общество. То есть когда был Советский Союз, была советская действительность, мы были все такие средненькие, серенькие, усредненные, советский человек был какой-то, а тут резко. Помните, появились новые русские. Или малиновые костюмы. Что значит, новые русские, это что, новая мутация людей? Что, есть старые или еще какие-то? Будут еще суперновые? А вот это и пошел водораздел. Кто куда. Кто стал служить мамоне, а кто Богу, кто чему. Кто-то пошел во власть, по головам, по трупам, а кто ради денег готов на все, а кто-то старается сохранить заповеди Божии и благочестие, и мы, все это видя происходящее вокруг, не должны этим смущаться, должны наоборот, понимать, почему Господь это попускает: идет уже Суд Божий. Каждый себя выражает, проявляет, и мы лишь должны в этом плане встрепенуться, остепениться и сказать: «Господи, помилуй, а я-то тогда как себя проявлю в этих условиях, в этих обстоятельствах, тогда я как сейчас поступлю, потому что мне ведь тоже отвечать и за себя, прежде всего». И надо помнить, что за других мы отвечать не будем или будем отвечать в какой-то степени как, например, родители в какой-то степени будут отвечать за своих детей. Как они их воспитывали. Или руководитель будет отвечать за своих подчиненных, или глава государства будет отвечать тоже за свое народонаселение. И то же самое: еще больше ответственности Церкви. Пастырь будет отвечать за свою паству, архипастырь — за свою епархию, Патриарх — за свою Церковь будет отвечать, то есть там ответственность еще выше, еще страшнее, но, тем не менее, все равно будут отвечать в той степени, что они могли и должны были сделать и не сделали.

За свою душу мы ответим на все сто процентов. И тут уже у нас никаких извинений не будет. Как мне нравятся слова Николая Сербского: «Запомни, у тебя есть только одно настоящее сокровище — твоя душа, за которую ты ответишь в полноте во всей». И вот сегодня нам не надо смущаться какими-то соблазнами, искушениями, которые происходят порой вокруг нас, тем беспределом, который мы видим, а надо понять, что да, Бог дает возможность проявить себя каждому.

— Дорогой батюшка, спасибо за Ваши слова, за такую интересную и духоносную беседу. Я надеюсь, что она дойдет до людей, до их сердец, и я надеюсь, что на рождественских днях они прочитают ее у нас в газете.

— Будем вместе готовиться к встрече праздника Рождества Христова!

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
от 26.04.2024 Раздел: Январь 2022 Просмотров: 1001
Всего комментариев: 0
avatar