Добавлено:

Богоявление в нашей жизни

Незаметно пробежали счастливые рождественские и крещенские дни. Великая святыня – крещенская вода будет ежедневно напоминать православным христианам о чуде Богоявления и Крещенья Господня. Об этом рассуждает настоятель Богоявленского кафедрального собора в Москве протоиерей Александр Агейкин. Своими воспоминаниями так же делится староста собора Николай Семёнович Капчук.

Настоятель Богоявленского кафедрального собора в Москве протоиерей Александр Агейкин:

– Богоявление – праздник особый. Богословы и церковные историки знают, что в древности был единый праздник. Праздновали вместе Рождество и Крещение. Этот день именовался Богоявлением, или Просвещением. В одном празднике соединялись две темы, потому что рождение Богомладенца, можно сказать, прошло в тайне, потому что мало кто знал о том, Кто этот младенец, родившийся в Вифлееме (какие-то разговоры, слухи распространялись: пастухам было явление ангелов, волхвы пришли и возвестили царскому дому Ирода о рождении Богомладенца, были избиты вифлеемские младенцы, потому что точной информацией Ирод не обладал). Со временем все это забылось, потому что младенец – есть младенец. Он рос, возрастал. Его искали, чтобы убить, злые человеческие сердца, вопреки всем традициям и законам, узурпировали царскую власть в Иудее. Обстоятельства не позволяли стать этому периоду истории временем просвещения человечества, явления ему Божества Спасителя. Это произошло позднее – явление на Иордане Христа, крещение от Иоанна, громогласное явление гласа Бога-Отца, явное сошествие в виде голубя («в виде голубине») Святого Духа и это видимое глазами многих, пришедших на Иордан – Богоявление, явление Божества Триипостасного, не просто вочеловечившегося Сына Божия, но Триипостасного Бога, то есть Бога-Отца, всеми слышимого, Святого Духа, сходящего на Христа, и самого воплотившегося Сына Божия – Богочеловека, стоящего перед Иоанном в Иордане. Многие это увидели, услышали и пошли за Христом. Первые апостолы пошли за Христом после Крещения, отойдя уже от Иоанна, который готовил пути Господни. Пошли, увидев уже цель своей жизни, возрадовавшись внутри, что они соприкоснулись с этим моментом начала спасения человечества. Богоявление поэтому – великий праздник. И великая святыня – та святая вода, которую мы с трепетом, благоговением освящаем, берем, храним в течение многих даже лет, не только в течение одного года (от Богоявления до Богоявления). Это событие как раз нас просвещает, дает нам явную возможность прикоснуться к Богоявлению каждый год в нашей жизни, обновить наше сознание.

И это величие, к сожалению, омрачают суетные человеческие интересы, идут «битвы» за воду, сама суть праздника, его духовная сердцевина уходит на второй план. В этом году мне пришлось в Богоявленском соборе, в который москвичи приходят из других приходов, почерпнуть этой воды, услышать совершенно непонятные для меня ропот и возражения: «Что вы тянете с освящением воды?» Литургия еще не закончилась, а народ уже с ропотом требует воды. Что это? К сожалению, получается, вода ради воды, а не ради духовного события, соучастниками которого мы становимся в богослужении. Вода, само водное естество, заслоняет праздник, его суть, цель, ради которой мы приходим. Не зря же воду освящают после литургии, потому что центр жизни христианина – это литургия. В старые времена, когда храмов было мало, и были гонения, были попытки лишить воды людей, и перекрывались водопроводные трубы, ведущие к храмам, и по капелькам набиралась здесь вода. И Богоявленский собор – свидетель этого. Потому здесь и пришлось устроить особую скважину, из которой вода подается без возможности перекрыть ее со стороны властей. Сюда многие приходили ради того, что здесь особое место благодати Божией, потому что сам собор посвящен Богоявлению. В те годы, когда была огромное количество желающих, когда возможности раздачи воды были ограничены, вода освящалась несколько раз, в том числе до ранней литургии. В условиях притеснения со стороны светских властей, это понятно. А когда мы уже стали свободны от всего этого, почему бы не вернуться к традициям, к тому, чтобы освятить воду после литургии, как положено, после заамвонной молитвы, тем более, мы всегда ожидаем приезда Святейшего Патриарха. И вдруг слышим, как люди с нетерпением, с ропотом, с гневом говорят: «Почему вы воду не освящаете?» – «Подождите, литургия должна закончиться» – «Не нужна нам литургия, не нужен нам Патриарх, нам воду надо».

Будет ли польза от этой воды, которую они принесут в свой дом? С таким же успехом можно набрать дома воду из-под крана, и будет вода ради воды. Естество ради естества, без всякой молитвы человеческой, без действия благодати Божией. Мы же приходим в этот день в храм для того, чтобы присоединиться к этим молитвам, чтобы стать соучастниками, и главная цель наша – это литургия, общее дело, где Бескровная Жертва приносится. Ради этого и совершилось Боговоплощение, ради этого и было Богоявление. И цель Просвещения человеческого в этом. Ради того, чтобы понять, что Кровь Христа, которую мы принимаем в таинстве, начинает в нас, в наших жилах течь, и только через эту Кровь мы становимся братьями и сестрами, не через какую-то другую, не через гены, не через родство кровное, а именно через Кровь Христову, которой мы приобщаемся в таинстве причащения Тела и Крови, тогда только мы можем называться братьями и сестрами во Христе. И вдруг говорят: «Да зачем нам ваша служба? Надо воду освятить». В шесть утра набрал водички, и свободен, и запасся на целый год. Очень печально, что люди приходят в храм два раза в году: за водичкой на Богоявление и в Пасху кулич освятить. Вот этой жизненной энергии, соучастия, общего дела нет. Получается, что эти люди вне корабля Церкви. Может быть, по имени они христиане, по традиции русской, они православные христиане, но они вне Церкви, потому что Церковь – это сообщество людей, которые участвуют в общем деле – Литургии. В том числе Богоявление, освящение воды – это дело всех собравшихся на молитву. Только тогда эта вода может в полной мере явить то, ради чего она освящается в этот день. Поэтому для меня Богоявление – это особые дни и особые моменты, потому что вспоминаешь не только обеты своего крещения, но и явно прикасаешься к настоящему явлению Триипостасного Божества. От этого никуда не убежишь, оно явно, здесь уже не нужно никаких богословских осмыслений. Уже когда мы слышим чтение Евангелия за богослужением Богоявления, для нас открывается тайна Триипостасного Божества, которое в полной мере участвует в спасении человека.

Хотелось бы сказать о популярных сегодня крещенских купаниях. Это тоже все должно быть гармонично. Прикоснуться к водному естеству – это хорошо. Омыть свое тело, испытать стойкость своего духа, войти в эту ледяную воду, но это должно быть в гармонии. Когда ко мне люди приходят и говорят: «Благословите поехать искупаться в купели на Крещение». Благословляю с одним условием, что «вы вместе со мной молитесь на всенощном бдении, а потом едете на Иордань, а утром я бы хотел вас видеть трезвыми, выспавшимися, благочестивыми, бодрыми участниками Божественной литургии – не просто так». Иначе это будет уже не благочестивая традиция приобщения к освященному естеству, а некое соревнование моржей. Это ведь можно в любой зимний день делать.

Чистое язычество: придти на водный источник ради самого источника, а ведь многие, кто погружается, даже не воспринимают сути праздника, цели этого погружения. Просто «все же идут в прорубь, вот и я в прорубь», да еще потом можно найти повод для веселья, для возлияния – как же, «замерз, надо же изнутри согреться». Это имеет печальные последствия, о которых нас апостол предупреждает, всегда наставляя в своем послании: «Не упивайтесь вином. В нем есть блуд». Как говорит Священное Писание, в малых количествах вино веселит сердце человека, но в больших количествах – отнимает образ человека и превращает человека в некое сплетение страстей и животных инстинктов, когда человек себя не контролирует, а потом, когда приходит отрезвление, то человек плачет, кается, сокрушается, но ведь можно было удержаться от этого.

А прикоснуться к празднику можно только через молитвенное соучастие. Это явление модное в наше время, но я бы хотел, чтобы оно вошло в нормальное гармоничное русло, когда мы все вместе молимся, а тот, кто силен духом, идет потом, погружается в водное естество, только тогда от этого будет польза.

Вспоминает староста Богоявленского кафедрального собора в Елохове Николай Семёнович Капчук:

«Я пришел в собор старостой еще в 70-е годы прошлого века. Хорошо помню, как на праздник Крещения Господня приходили люди за крещенской водой. Раздача происходила после праздничной литургии и освящения воды. А это уже после 11 часов. Занимали очередь с пяти часов утра. Она часто до самого метро «Бауманская» доходила. Мороз, как правило, был большой, некоторые бабушки не выдерживали, падали. Воду раздавали быстро. У меня у каждого чана (а их было пять) стояло по восемь человек. И за час вода уже в чанах заканчивалась. Приходилось воду заново набирать и освящать несколько раз. Видя такое неудобство, я попросил Мосводоканал напор воды увеличить, но они ничего не смогли сделать. И тогда появилась идея скважину пробурить. И пошел я по инстанциям, потому что много согласований надо было пройти.

И вот, наконец, начали бурить. Официально не для собора, а как испытательную скважину для исследовательских работ. Затраты были сравнительно небольшие, металл тогда недорогой был. Пробурили скважину на 250 метров. Непросто это было. В первый день на 50 метров углубились, потом камни пошли и, тогда не более 10 сантиметров в сутки удавалось пройти. Более месяца эта работа продолжалась. Наконец вышли на подземное озеро. Хорошая вода пошла. За нашей водой со всей Москвы стали ездить. Многим хотелось именно в Богоявленском соборе крещенской воды набрать… Хотя она на Крещенье по всему миру одинаковая.

Помню в конце 40-х годов правящий архиерей в Саратове епископ Борис (Вик) освятил на Крещение воду в Волге. После освящения воды народ начал окунаться в реке, включая и местных партийных работников. На эту тему появилась вскоре статья в сатирическом журнале «Крокодил». А где-то через месяц владыке предложили вещи собирать и перевели в другую епархию. Воду в открытых водоемах по всему Советскому Союзу освящать запретили. Вот такая была история…

Соб. инф.

от 24.11.2024 Раздел: Февраль 2014 Просмотров: 1245
Всего комментариев: 0
avatar