Добавлено:

Бой в невидимой области духа

О возрождении крестных ходов в России

Вызову времени мы должны дать адекватный по силе ответ, масштабу процессов духовной деградации общества — противопоставить масштаб нашей проповеди Христа. И здесь длительные крестные ходы — на тысячи километров — с их огненным призывом следовать за Господом являют сильнейшую и мгновенно действующую проповедь.

В крестных ходах «Под звездой Богородицы» и во всем созвездии молитвенных шествий по русской земле — если только будут они истинно покаянными — видится наш спасительный путь…

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Евангелие от Марка, 16, 15

«Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами — необъятное поле для миссионерских трудов…

Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей».

«Настоящих членов Церкви, воинов Христовых, мы сможем воспитать тогда, когда будем звать их вместе с собой на подвиг…»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

«От имени Белорусской Православной Церкви я сердечно приветствую Крестный ход, совершающий свой путь по землям России, Белоруссии, Украины…»

«Приветствую всех участников Крестного хода, совершающих подвиг…»

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет

«Крестный ход имеет огромное духовное значение, особенно в наше сложное время…»

Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан

«Здесь мощный дух… Это самое сильное оружие» (о Крестном ходе «Под звездой Богородицы»).

Протоиерей Сергий Мещеряков, Хабаровск

«Крестные ходы — это убедительное свидетельство величия Православия, проявление соборности нашего народа. Но это еще и очень действенная проповедь, горячий призыв к тем, кто стоит на обочине, наблюдает за Крестным ходом со стороны».

Протоиерей Сергий Нестеров, Самара

«Мы свято верим в то, что через подобные деяния сила русского духа, которым всегда было крепко наше Отечество, вновь возродится в нас».

Иеромонах Мелетий (Павлюченков), Смоленская и Калининградская епархия

«Значимость всероссийского Крестного хода в том, что он направлен на покаяние не только православных христиан, но и всего народа российского. Аналогов этому Крестному ходу еще не было в истории…» (о Крестном ходе Екатеринбург-Кострома в 2002 г.).

Телевидение Марийской Республики

«Все эти дни город жил удивительно яркой духовной жизнью. Наверно, более ста лет город не видел такого» (о пребывании в г. Моршанске Тамбовской обл. Крестного хода Курск-Дивеево в 2004 г.).

Глава администрации г. Моршанска Геннадий Викторович Калинин

«Вся Россия стала полем Куликовым» — эта поэтическая строка выражает масштаб и ожесточение той невидимой брани против духа разъединения, злобы, уныния и бездействия, которую должен вести на своем участке духовного сражения каждый русский человек до победного конца.

Возобновление православных традиций

Оглянемся на недавнее прошлое: пробуждению религиозного сознания народа способствовали два величайших юбилея: тысячелетие Крещения Руси и двухтысячелетие христианства. Между ними двенадцать лет, тоже символическое число, и какие это годы! Празднование юбилея Крещения в 1988 году возродило дивное явление — крестные ходы и в первую очередь Великорецкий с его 600-летней историей.

Юбилейный Архиерейский собор 2000 года прославил Царственных мучеников и тысячу новых русских святых — событие исключительного масштаба, оно нами еще не осознано, и плодами его мы в полной мере еще не воспользовались. В те памятные дни на Преображение Господне к воссозданному Храму Христа Спасителя двинулся всемосковский Крестный ход, на который преизобильно излилась благодать Божия. Он, по сути, положил начало новому подъему крестных ходов по всей необъятной России, вплоть до Приморья.

После празднования тысячелетия Крещения люди хлынули в храмы. Сейчас уже не видится ощутимого притока, очень многие все же не переступили церковный порог, а в части людей охладела вера. И тогда крестные ходы (эти, можно сказать, движущиеся храмы, которые сами приходят к людям) знаменуют собой второй этап воцерковления народа.

Паломничество, массовые шествия и Крестный ход

«Сейчас перевозят святыни на транспорте, но это не Крестный ход, это другое. Мы обязаны на своих руках святыню пронести, с молитвой, по всей нашей Родине», — говорит духовник многих длительных крестных ходов протоиерей Александр Петропавловский.


Владивосток—Москва. Акафист пред Державной иконой

Крестный ход, напоминает он, — это и не паломничество, где человек волен в любой момент изменить маршрут, совершить другие действия, не испрашивая чьего-либо благословения. Это и не массовые шествия с иконами без соблюдения строя и единой молитвы.

Крестные ходы в этой системе перечисленных форм проявления религиозности народа есть наиболее сильная, упорядоченная форма, дающая наибольший результат. «В Крестном ходе все совершается по уставу, по благословению, — поясняет о. Александр. — И идущий с нами не паломник, он делатель, труженик, он выполняет послушание Патриаршее, епископское, сообразно этому, послушание священника, который ведет Крестный ход. Идущего наиболее правильно будет назвать „послушником Крестного хода“. Может быть, своеобразный термин, но наиболее точно отражающий суть дела».

Наиболее известные из прошедших в последние годы крестные ходы из Курска и Екатеринбурга в Дивеево, из Москвы в Минск и Киев, из Пскова и Перьми на Куликово поле также руководствовались определенными правилами: «Крестный ход от начала и до конца — это православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием… Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не допускаются агитация и реклама политических партий, движений, союзов или их лидеров…» Эти правила были утверждены схимитрополитом Иувеналием (Тарасовым).

«Сейчас делаются попытки неконтролируемых хождений. Считаю, что все эти передвижения — длительные крестные ходы — должны быть четко спланированным на уровне нашей Патриархии мероприятием и соответствующим образом контролируемым», — убежден протоиерей Александр Петропавловский.

Раньше в России были большие, многолюдные эстафетные крестные ходы. Великую православную святыню, по словам о. Александра, несли по одной епархии до самых ее границ, передавали другой епархии, которая, приняв эстафету, проносила святыню уже по своей территории и передавала ее следующей епархии. И так несли дальше и дальше, сообща могли пронести святыню через всю Русь.

Живое чувство Бога

Крестные ходы — это пробуждение и оживление веры; проповедь Евангелия, горячий, огненный призыв идти за Христом. Это покаяние, прошение к Богу о помиловании, нравственное очищение. Это и освящение земных стихий и всего потребного для жизни. Они проводятся также вокруг городов, сел, жизненно важных объектов и имеют охранительное значение.

Вместе с мозолями, потом и кровью стертых ног отлетает всякая теплохладность, сонное состояние, оживает душа и чувствует Бога. И это живое чувство Бога, живое общение с Ним, столь редкое в нашей жизни, — такая радость, ценность для человека, ради которых он готов идти на любые лишения и трудности пути. И в этом секрет и отгадка того, почему люди идут тысячи километров, подчас на пределе человеческих сил, идут и на следующий год, и через год…

«Свидетельство миру о Христе»

Крестный ход — сама проповедь, на которую невольные зрители на обочине не думали и не собирались приходить. Она сама пришла к ним молниевидным обликом стремительного Крестного хода, сияющим на солнце золотом нимбов, дивными ликами икон, легким и радостным молитвенным дыханием десятков, сотен, порой тысяч просветленных людей — льющейся из сердец согласной и дивной молитвой. Словно небесный десант сошел с высоты и совершает здесь свою радостную десантную работу. И сработала она, проповедь, мгновенно. И сердца многих пронзила Божественная стрела призыва — идти за Христом.

И мы возвращаемся буквально к евангельским временам, когда люди могли, оставив все, мгновенно следовать за Господом. Известны случаи (Крестный ход Курск-Дивеево и др.), когда люди, завидев Крестный ход, выходили из домов и, увлекаемые его силой, тут же уходили с ним, прямо в домашней одежде и домашних тапочках, без денег и теплых вещей. И в течение дней или недель шли до конца.

Таково действие хода в пути, когда идущие стройны и подтянуты и льется молитва; еще более удивительно то, что происходит порой на привалах, переправах. Крестный ход Екатеринбург — Кострома переправлялся через Вятку. За штурвалом катера — некрещеный капитан. С ним никто не разговаривал, участники хода отдыхали. У другого берега этот человек принял решение — креститься!

Шел Крестный ход на Куликово поле из Прохоровки, с третьего ратного поля России. Город Обоянь. На углу улиц стая задиристых подростков, не знающих, куда себя деть, куда идти и во что вложить свою нерастраченную энергию юности. Они увидели Крестный ход, и глаза одного из подростков наполнились слезами. В них была горечь за свою судьбу, жажда настоящего дела, тоска, что нет еще сил вырваться из среды и влиться в строй Крестного хода.

И был этот подросток для участников хода символом брошенного молодого поколения России.

Покаяние

Судьба государствообразующего русского народа трагична: немыслимые масштабы детской безпризорности, преступности, пьянства, наркомании; вымирание народа, военные конфликты, беззащитность от атак терроризма. Они есть проявление глубокого кризиса общества, отступившего от Христовых заповедей.


Великорецкий крестный ход

И здесь мы приближаемся к ключевому моменту, который никак не можем осознать. А не осознаем его, не усвоим — да не будет этого, Господи! — не увидеть нам дороги в хорошее будущее. По слову православного пастыря, выражающего учение нашей Церкви, Истину — точнее знания нет уже во всей Вселенной: «Наша ошибка в том, что мы оправдываем себя, ищем причину своих несчастий вовне, и потому евангельский призыв к покаянию не находит живого отклика в нашем сердце…»

И этим покаянием во многом могут стать именно крестные ходы. Они есть не что иное, как молитвенно-покаянный подвиг.

В каждом слове их молитвы глубина смысла: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Помилуй нас — идущих, нас — встречающих, нас — всю Россию.

Летит в небесный радиоэфир молитва — сигнал о спасении наших душ, духовный сигнал «SOS» о терпящих бедствие в греховной пучине.

Движутся стройные колонны крестных ходов, и уходит в небесный эфир с просторов Руси непрерывно по десять часов в день и более неделями, месяцами этот сигнал о нашем спасении. Этот согласный молитвенный вопль множества людей.

Пронося святыни: крест Христов, частицу пояса Пресвятой Богородицы, мощи великих святых, чудотворные и чтимые иконы на своих руках, на тысячи километров; преодолевая себя, греховность, усталость до слез, мозоли кровавые, они обретают особое дерзновение в молитве…

Неужели не услышит Господь, неужели оставит без внимания их молитвенное прошение о помиловании России?

Через молитву Иисусову «… помилуй нас» — по слову Паисия Святогорца — «весь мир получает помощь», значит, получает ее вся наша многострадальная Родина.

Покаяние, охватывающее людей при соприкосновении с Крестным ходом, порой такой исключительной глубины, какую не приходилось больше видеть в жизни никогда.

Упали на колени жители тамбовского села Рысли и зарыдали покаянно, встретив Крестный ход из Курска в Дивеево (в 2004 году), и слезами наполнились глаза мужчин, несущих иконы. Именно в этот день не удержится фотохудожник Владимир Семин и скажет: «Это что-то фантастическое», — а он, идущий с ходом, чего только не повидал за многие и многие годы работы в православной журналистике.

Спустя несколько дней на пении Херувимской в Рязанской области покатятся слезы и по лицам самих участников хода — молодых, физически крепких мужчин, лишенных какой-либо излишней чувствительности. То будут слезы покаяния и слезы сострадания к вспоминаемым Церковью в тот день святым Царственным мученикам. Вне Крестного хода подобной глубины восприятия Божественной литургии в мирской среде не доводилось видеть нигде.

Это только два эпизода из небольшого отрезка пути одного хода, а сколько таких золотых россыпей за эти годы — не счесть!

Врезались в память участников падающие на колени при виде Крестного хода Прохоровка-Куликово поле, с изменившимися лицами, порой еще не выпустившие бутылки из рук, но уже полагающие на себя широкий крест мужчины, которых поразила Божественная стрела покаяния.

«Тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лк. 15, 10).

Наша несчастная пьющая Россия, когда ты выплачешь грехи свои?

А ныне к зеленому змию и никотину (каждению бесам) добавилась еще и игла.

Крестные ходы идут словно по полю боя — по полю духовной Куликовской битвы за души людей, за Отечество.

Освящение

«Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное» (Скрижали, 245).


«Под звездой Богородицы». Хабаровский край

Скажем, не щадя себя: земля наша полита кровью миллионов невинных детей, убитых в тяжком грехе аборта. И вот впервые в Крестном ходе Пермь-Куликово поле (духовник протоиерей Александр Петропавловский), на тысячные расстояния, по семи губерниям России, пронесли на руках с непрерывной покаянной молитвой вместе с частицей ризы Божией Матери и мощами многих святых и мощи Вифлеемских младенцев, детей-мучеников, имеющих дерзновение перед Господом вымаливать нас из этой ужасающей греховной пучины.

А сколько других неотмоленных грехов?..

Земля наша поражена смертоносной «радиацией» греха, и крестные ходы, являясь молитвенно-покаянным подвигом идущих, вызывая покаяние у окружающих, освящая людей и все потребное для жизни, совершают, можно сказать, духовную дезактивацию русских пространств на тысячи и тысячи километров своих маршрутов.

Вспоминаются слова вятских священников: «Где прошел Крестный ход, там жизнь расцветает».

Духовная оборона

Крестные ходы проводятся и в целях охранительных — вокруг городов, сел, жизненно важных объектов.


«Под звездой Богородицы». Хабаровский край

Дивный пример кругового хода являет нам Великорецкое шествие, совершаемое по Вятской земле, ставшее всероссийским и даже мировым. Оно особенно намоленное и многолюдное, с множеством участвующих, молящихся детей — младенцев и подростков (а многие идут целыми семьями), с высокой интенсивностью нагрузок, и что особенно важно и пока уникально — оно имеет ночные переходы, особенно благодатные для молитвы.

В значении и силе крестных ходов убеждает Церковное предание, оно хранит историю о том, как обремененные суетой мира сего вятичи не пошли однажды с иконой святителя Николая в свой ежегодный ход — и в теплое время года ударили сильнейшие морозы, грозящие полной гибелью урожая. Когда же вятичи опомнились и двинулись в путь, то по совершении его тут же установилась погода, урожай был невиданный.

Великую силу имеют проводимые ныне по архиерейским благословениям покаянные и охранительные крестные ходы вокруг селений, городов, атомных станций, других жизненно важных объектов нашего Отечества.

В Пскове рассказали участникам шествий, как протоиерей Николай Гурьянов, которого Святейший назвал «столпом русского старчества», благословлял еще в памятном 1999 году совершать с молитвой и иконками малые ходы — вокруг своих жилищ, дабы защитить их от возможных терактов и всякой беды. Решить эту задачу может даже и единственный православный, проживающий в многоквартирном доме.

Вокруг многих городов совершаются ныне крестные ходы. Развивая идею кольцевых маршрутов, можно предложить ходы и большей протяженности, большего диаметра — по районным городам вокруг областных центров, что позволит охватить гораздо больше людей, освятить, взять под духовную охрану новые пространства Русской земли.

Главное чудо

На длительных крестных ходах происходят исцеления больных, бесноватых, мироточения чудотворных и чтимых икон, другие чудотворения. Когда шли в 2004 году из Курска в Дивеево, в небе появился крест из облаков, истекла вода из подножия поклонного креста после совершения молебна…

Сколько таких драгоценных воспоминаний! Остается глубоко сожалеть, что до сих пор не удавалось организовать систематический сбор и документальную фиксацию этого богатейшего и уникального материала, чтобы подробнее ознакомить с ним Священноначалие, православную общественность, читателей, зрителей.

Но главное чудо на крестных ходах — это, конечно, преображение души человеческой.

Сказал Господь: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие…» И вот маршруты длительных крестных ходов сопоставимы по масштабу с апостольскими. Это несение великих православных святынь на руках по Руси, с непрестанной молитвой, на тысячи километров есть «вспахивание» того самого необъятного поля для миссионерских трудов, поля, о котором говорил Святейший Патриарх; это, можно сказать, духовное прорабатывание каждого метра русской земли, сопровождаемое проливанием многих потов и слез. А сеющие слезами пожинают великую радость жизни с Богом, излучая ее в окружающий мир.

«Апостольское служение»

На основании многолетнего опыта длительных крестных ходов, обобщения доступной по данной теме информации можно сделать следующие выводы.

Длительные крестные ходы — это, по сути, ближайший и прямой ответ христиан на призыв Господа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Это «апостольское служение», по словам епископа Туровского и Мозырского Стефана. А крестные ходы «Под звездой Богородицы» осеняет еще и святой образ Первозванного апостола Христова Андрея, небесного покровителя фонда «Андреевский флаг», апостола, который и принес свет веры православной на Русь.

При совершении благословленных Святейшим Патриархом Алексием, многими архиереями Русской Православной Церкви, старцами длительных крестных ходов происходит частое служение Божественной литургии, а в пути ежедневно творится многочасовая молитва всеми участниками — священниками, монахами, мирянами из множества епархий, областей, городов России, Белоруссии, Украины, всего ближнего зарубежья, представителями разных сословий, гражданскими и военными, мужчинами и женщинами, взрослыми, пожилыми и детьми. Встречающие архиереи и священство оценивают это делание как молитвенно-покаянный подвиг. Покаяние, охватывающее идущих и встречающих, достигает подчас исключительной силы. Великие святыни проносятся на руках по многим епархиям и областям на тысячи километров, что выливается порой в грандиозный духовный праздник. Через все это совершается действенная проповедь, горячий призыв идти за Христом, обращенный к сотням тысяч очевидцев молитвенных шествий. На тысячи километров освящаются природные стихии и все, потребное для жизни человека.

Отзывы архиереев нашей Церкви, множества опытных священников, представителей власти, православных писателей, ряда средств информации о силе крестных ходов необычайно красноречивы.

Святейший Патриарх назвал крестные ходы «исключительно важным событием общенародной жизни» (Послание Святейшего Патриарха в связи с открытием Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы»).

Возрождение крестных ходов

Вызову времени мы должны дать адекватный по силе ответ, масштабу процессов духовной деградации постхристианского общества — противопоставить масштаб нашей проповеди Христа. И здесь именно крестные ходы, масштабные, длительные, на тысячи километров, многолюдные, особо молитвенные, с великими святынями являют сильнейшую и мгновенно действующую проповедь в самой толще постхристианского мира, они, как ничто другое, работают на эту главную задачу свидетельства о Христе.

Святейший Патриарх говорил в одном из своих выступлений и о воспитании воинов Христовых призыванием их на подвиг. А крестные ходы и есть подвиг идущих и призывание других — тоже на подвиг, доступный всем.

Идет битва за Русь, ожесточенность и изощренность ее форм нарастают. Трагедия разрушения России, обезлюдение и разрушение тысяч и тысяч деревень, вымирание народа, жертвы наркомании, пьянства, братоубийственных разборок, самоубийств — все это в цифровом выражении не что иное, как фронтовые сводки. И это суть видимые отголоски и проявления того гигантского сражения, которое кипит в невидимой области духа за души русских людей.

На это сражение, на брань духовную, хранимое Божией благодатью, покровом Царицы Небесной, ангельскими воинствами, молитвами всех русских святых и всех угодников Божиих, устремляется земное воинство Христово крестными ходами.

«Радуйтесь!» — возвестил нам Господь по своем Воскресении, а потому нет нам дороги унывать.

Возобновление эстафетных крестных ходов как делания всей Русской Православной Церкви, а с ними и всех молитвенных шествий по русской земле — важнейшая задача нашего времени.

Оргкомитет Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы»,
редакция газеты «Русь Державная»
от 19.11.2017 Раздел: Октябрь 2007 Просмотров: 221
Всего комментариев: 0
avatar