Добавлено:

«Божественного света незаходимое светило»

К 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского

600 лет назад, в самом начале XV столетия, в Обители Рождества Пресвятой Богородицы близ древнего Звенигорода мирно почил о Господе ее основатель и игумен — Преподобный Савва Сторожевский, прославившийся высотой и святостью жизни и вошедший в историю Отечества нашего как ближайший и любимый ученик и сомолитвенник «Чудотворца Земли Русской, Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского». Именно он, Звенигородский Чудотворец, «благоговейно почитаемый всеми, от Великих Князей до простолюдинов», известный своим благочестием во всем Отечестве, молитвенник и заступник за землю Русскую, дал русскому народу такой оплот Православия, каким является основанная им Сторожевская обитель.

Русская Православная Церковь вместе со всей Россией торжественно отмечает эту величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное имя преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу нашего Отечества.

Движимые глубокой верой в чудесное предстательство и заступничество преподобного Саввы, преклоняясь перед высотой его духовного подвига и служения ближним, мы, его соотечественники и наследники, считаем своим долгом, своей священной обязанностью почтить юбилей его честного преставления, свидетельствуя о нем, как о символе национального возрождения, нравственного и духовного обновления нашего Отечества.

Подвиг преподобного Саввы, как и преподобного Сергия Радонежского, велик и благодатен для всех людей. Но для народов нашей обширной страны, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его особенно дорого и значимо. Над ним не властны века, оно навсегда останется нашим священным достоянием. В памяти народа имена святых преподобных Саввы и Сергия связаны с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно-историческим подвигом на поле Куликовом и с золотым веком отечественной культуры…

Имя преподобного Саввы Сторожевского способно пробудить в душе каждого человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях наших предков в один из самых сложных и переломных моментов отечественной истории.

Века минули с тех пор, как закончилась земная жизнь этого великого и благодатного старца, светильника веры и благочестия. И чем дальше в стремительном беге времени удаляются от нас его век и его дела, тем таинственнее и величественнее становятся его образ, его высокие и светлые черты, его чистое добродетельное житие и иноческие молитвенные подвиги — все то, что получило в нашем народе имя — «святость»…

Преподобный Савва любил свою Родину и верил в свой народ, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Подвигом своей жизни преподобный Савва освятил и благословил то, что веками создавало и формировало национальный характер, созидаемый Церковью, семьей, всем образом жизни человека. В то время, когда народ наш был подавлен чужеземным игом и разорен внутренним раздором, преподобный Савва, как и преподобный Сергий, старался вдохнуть в него действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укреплял Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение. В лице игумена Сторожевской обители русский народ коснулся высшей ангельской праведности, и этого прикосновения было достаточно для обретения необходимых ему нравственных сил.

Вослед Великого Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, служение миру и единству России является величайшей исторической заслугой и преподобного Саввы, игумена Сторожевского. Тот благодатный дух правды и созидания, который стяжал Радонежский пустынник и который составляет основу единства и порядка мира, был внесен в отношения Церкви и государства и пустынником Сторожевским. В лицах преподобных Сергия и Саввы Церковь благословляет паству и молится за нее. В лицах святого благоверного князя Димитрия Донского и звенигородского князя Юрия (Георгия) Московская Русь ведет освободительную борьбу, отстаивает Отечество и веру. Справедливо будет отметить, что все народы России — народы Поволжья, Кавказа, Сибири и отдаленных пограничных рубежей вкладывали в защиту Отечества свою патриотическую преданность, военное искусство и жертвенную любовь. Но начало этому великому многовековому стоянию за Отечество было положено на Куликовом поле, когда Русь устояла и победила…

Победив на поле Куликовом грозного неприятеля, русские люди обрели волю к свободе, вновь ощутили себя хозяевами собственной судьбы. И новые иноческие обители, наполненные духом трезвенного подвижничества, стали знамением национальной метанойи, образцами новой Руси, свободной от порока, от страха человеческого, от лености, от распрей. Руси, устремленной к свету Христову, Руси, получившей в истории наименование Святой.

++++

Стоит сказать об особой роли Саввино-Сторожевского монастыря. Начиная со времени основания, Обитель служит примером тесного и «душеполезного» сотрудничества между Церковью и государством. Преподобный Савва был духовником семьи Великого Князя Московского Димитрия Донского, после наставлял и ободрял его сына — князя Юрия Дмитриевича, и тот с великим уважением и благоговением относился к своему святому молитвеннику, испрашивал у него благословение на труды и походы, оказывал всяческую поддержку новому монастырю.

Царь Алексей Михайлович (второй из династии Романовых, чья жизнь была спасена по молитвенному предстательству Преподобного) возвысил монастырь до статуса Лавры и «собственного государева богомолья», расширил и украсил его, часто подолгу пребывал здесь вместе со всей семьей и двором. До сего дня сохранились в Обители Царский Дворец и Царицыны палаты, построенные для этой цели. Укрепляясь и вдохновляясь строгим монастырским житием, он не забывал и о своих царских обязанностях — твёрдой рукой управлял он Российской Державой. Царевна Софья Алексеевна вместе с братьями Иваном и Петром и царицей Натальей Кирилловной укрывалась на Стороже во время первого Стрелецкого бунта — Хованщины, в благодарность построив в Обители трапезную Преображенскую церковь.

Монастырь посещали многие представители Царствующего Дома. В Обители часто бывали Их Императорские Высочества Генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович с супругой Великой Княгиней Елисаветой Федоровной, особо почитавшие звенигородского чудотворца. В 1898 году, во ознаменование 500-летнего юбилея обители, они преподнесли в дар массивную и драгоценную серебряную с позолотой лампаду к святым мощам преподобного Саввы, с нижеследующей вокруг лампады надписью: «Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной в память 14-го мая 1896 г. Святому Молитвеннику о Царях Богоизбранных». После мученической кончины супруга святая великомученица Елисавета Федоровна часто посещала монастырь инкогнито. Ныне возрождается традиция паломничества в Саввин монастырь первых лиц государства. Так, 7 января 2004 года Обитель торжественно принимала в своих стенах Президента России В. В. Путина.

Эти и ряд других исторических фактов свидетельствуют о том, каким благим может быть сотрудничество Церкви и государства. Поддерживая друг друга, опираясь на Христовы заповеди, власти — духовная и светская — способны совместно выстраивать здание российской государственности. Именно в таком союзе — сила народа, несокрушимость духа, самобытность нашего Отечества. Не случайно в юбилейном Послании Святейший Патриарх Алексий приводит слова из праздничной службы преподобному Савве, которые именуют его «забралом Москве, утверждением Царствию, всем грешным прибежищем».

++++

…Россия издревле была соединяющим началом между Востоком и Западом, что соответствовало ее географическому положению в мире и духовному потенциалу. Восточнославянские народы, исповедуя православную христианскую веру, стремились жить в мире с численно меньшими племенами. Создавая культуру, они не отгораживались от других населявших страну племен, но принимали их гражданственно, культурно и кровно в свой государственный организм. Как изначально Русь была многонародной семьей, собранной вокруг Новгорода и Киева, так и в последующие века многонациональной семьей собиралась она вокруг Москвы. России изначально была присуща мечта о братстве народов, могущем осуществиться под воздействием преображающей Божественной благодати.

Святой Савва Сторожевский был выразителем и вдохновителем нашей исторической жизнеспособности, воплотившейся в собирании духовных, нравственных и многонациональных сил. Величие нравственного духа народа, просвещенного светом Евангелия, носит промыслительный характер, полнее всего осуществившийся в деяниях святых избранников Божиих. В святых мы чтим и небесных покровителей нашего Отечества. В них мы ищем откровение нашего собственного пути…

Путь к возрождению России лежит через нравственное обновление всех входящих в нее народов, выросших в колыбели российской культуры и под сенью российской государственности. Эти народы самим ходом исторического развития призваны вместе трудиться ради общего блага. Они строили Россию в прошлом. Они призваны строить ее и в настоящем, и в будущем. От прежних исторических корней должна явиться новая Россия с новым вектором политического и культурного созидания, с новым, одухотворенным пониманием человека.

Традиционный для России принцип приоритета духовных ценностей должен быть сохранен и освящен как важная основа в этом ее грядущем развитии. Россия должна спасаться творчеством и обновляться религиозной верой. Народ еще не погиб, если он соотносит свою судьбу с объединяющим его нравственным идеалом, воплощением которого в нашей отечественной истории являются Преподобные Сергий Радонежский, Савва Сторожевский и весь великий сонм Русских святых — с древнейших прославленных имен до имен нашего века, до самых скромных, неизвестных и неприметных, но высоких и ценных перед Богом исполнителей Его вечных Божественных заповедей. Ибо созидать способна только любовь — та любовь, которую явил примером своего служения Богу, людям и Отечеству Преподобный Савва Сторожевский.

Вдохновляясь исторически явленным нам высоким идеалом, все мы в условиях переживаемого нами момента должны служить своей Родине, ее спасению и ее благу и тем самым служить Божиему делу, исполнению Божественного замысла в мире и в истории. Каждый гражданин, какой бы ни была его национальность, должен, следуя указаниям долга и совести, служить на благо своей страны, для ее обновления и оправдания перед лицом Божиим.

Во время раздоров, ожесточения и разорений нам должно помнить о благодатных духовных заветах Преподобного Саввы и указать пастве на утерянную стезю добродетельной жизни и нравственного совершенствования. В новом созидании, в духовном подвиге и нравственном очищении совершится возрождение наших народов. Но прежде оно должно произойти в умах и сердцах наших соотечественников, в их мировоззрении, в их творчестве. Тогда, воистину, народу — наследнику великого подвижника и молитвенника, служителя «Дома Пречистыя на Стороже» — не суждено будет быть отверженным от своего высокого предназначения. (В сокращении)

Игумен Савва (Фатеев),
наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря
от 19.11.2017 Раздел: Август 2007 Просмотров: 71
Всего комментариев: 0
avatar