Добавлено:

БОЖИЙ ДЕНЬ И РОССИЯ НАЧИНАЮТСЯ С КАМЧАТКИ

Беседа с епископом Петропавловским и Камчатским Игнатием

Мы не могли раньше рассказать о епархии далекой Камчатки, тем более не могли организовать корпункт в Петропавловске-Камчатском. Но, судя по всему, воля Господа была такова, чтобы наши, не осуществленные до поры до времени устремления, в конце концов, «подогрелись» такими событиями, как 60-летие Великой Победы и 300-летие Православия на Камчатке.

И тут была явлена настоящая Милость Божия – в столицу на научно-практическую конференцию, посвященную юбилею епархии, приехал епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, и в один из чрезвычайно загруженных решениями камчатских проблем дней Владыка любезно согласился прийти к нам в редакцию. Мы с большой радостью встретили гостя и в обстоятельном разговоре, вместо оговоренного прежде часа, провели более двух с половиной часов. Наша беседа обнажила главное – сегодня, после значительного сокращения армейских, пограничных и военно-морских частей, после разрушения экономического уклада жизни дальневосточной окраины России, после отъезда на материк более 300 тысяч прежде любивших Камчатку, как родной край, соотечественников, обстановка в регионе напряжена до предела. И Камчатка, по воле правителей ориентированная на развитие свободной экономической зоны, уже давно бы сдала свои позиции на милость американцев, японцев, китайцев, корейцев, если б не истовая молитва современных подвижников ко Господу и Богородице да крепкий православный дух решивших стоять здесь до конца русских людей. Обо всем этом – слово Владыки Игнатия…

Не окраина, а начало

Камчатка – это не окраина России, а ее начало. Здесь и день начинается, и первая молитва ко Господу возносится. После Камчатки Божественная Литургия идет дальше по всему нашему Отечеству. И здесь, что важно отметить: как все солнце отражается в капле росы, так и в жизни нашего полуострова отражается жизнь всей России. Но обо всем по порядку.
 Когда Святейший Патриарх благословлял меня на это служение, он сказал, что моя главная задача – укреплять приходскую жизнь. К сожалению, нашей епархии, много претерпевшей от безбожной власти в ХХ веке, в начале ХХI многое приходится начинать с нуля, да при том в таких же тяжелейших условиях, что и первым православным миссионерам.
 В недавнем прошлом сравнительно небольшая Камчатка вмещала в себя множество национальностей, народностей, культур, различных научно-технических и промышленных производств, мощный военный и военно-морской щит Российской державы. За последние двадцать лет провальных перестроек и реформ некогда благополучная жизнь на Камчатке пришла в полный упадок.

На все воля Божия!

 И православные пастыри и миряне видят в этих скорбях попущение Божие. Вся библейская история тому подтверждение: Господь наказывал иудейский народ всякий раз, когда тот отклонялся от Его Святой Воли. Воля Господня – нам проповедовать Евангелие всему миру, поэтому мы должны идти в школы и профучилища, рыбацкие поселки, на пограничные заставы, в воинские части и на подводные лодки, дабы нести им Божие Слово и помогать конкретным делом. Если это Слово будет принято, Господь даст выстоять в лютых войнах: информационных, экономических, политических, поможет избежать сетей мнимых друзей. Многие философы, историки, писатели, этнографы сходятся в том мнении, что русский народ имеет своею целью крепить Православие, хранить его в первозданной чистоте и «возвещать даже до конца Земли».
 Ныне мне все более открывается глубокий смысл слов Его Святейшества: если вера и дух православных прихожан будут крепки, то будет крепок и приход, будет крепка и Церковь. Тогда и все внешние испытания можно преодолеть. К пользе духовной. Это можно сравнить с человеком. Говорят, на коже каждого из нас находится множество самых опасных микроорганизмов, но если человек здоров, инфекция не может принести ему вреда, в то время как любая рана на коже вызывает воспаление. Так же – и в приходской жизни, которая должна быть основана на вере в Бога, соблюдении установлений Церкви, братской любви и взаимной помощи.

Край подвижников веры и суровых испытаний

На Камчатке никогда не было монастырей – средостения духовной жизни. Не было также высших богословских школ. Крест православных пастырей был крестом миссионерским, таким остается он и по сей день. Такова воля Божия, и, исполняя ее, наши священники и миряне получают от Господа силы и разумение для этого послушания.
 Камчатка – самый дальний регион от Центра. И в минувшее время здесь было мало хороших дорог, а ныне их почти не осталось: одна-единственная начинается от Петропавловска и достигает лишь середины полуострова. Во всем остальном дороги либо очень плохие, либо их нет совсем. Многие поселки находятся на побережье Тихого океана. Летом туда можно добраться только кораблем. Наши батюшки совершают экспедиции на военном транспорте. Читателю трудно представить себе, как такие поселки выглядят. Это двадцать-тридцать, а то и менее довольно ветхих домов, уцелевших из сотен некогда крепких, в которых проживали семьи тружеников, осваивавших природные, в основном морские, ресурсы. Ныне зрелище весьма печальное. Центральное отопление разморожено, врачей катастрофически не хватает, зачастую их просто нет. Не хватает учителей школ и воспитателей детсадов. Работать негде. Зарплату получают лишь госслужащие. На жизнь люди зарабатывают лишь тем, что дает море в летнюю путину. Если деньги не истрачены на спиртное, то, возможно, удастся дожить до следующего лета. В противном случае…
 Какова миссия наших священников в этих условиях? Каждый священник-миссионер окормляет один основной приход, где и проживает вместе с семьей, а то и еще один-два из более отдаленных. Причем, если в столице от одного храма до другого можно дойти за 20 минут, то наши приходы разделяются часами вертолетного и даже самолетного перелетов. Заметим, что от Петропавловска до отдаленного прихода стоимость билета такая же, как от Петропавловска до Москвы. Еще одна особенность камчатских условий: лето – самая, казалось бы, благодатная пора для миссионерской и пастырской деятельности, однако именно тогда трудиться наши батюшки здесь не могут. Поселки практически пусты, ибо все от мала до велика заняты рыбной ловлей. Приходится рассчитывать на зиму, когда взрослые и дети могут прийти в храм для богослужения, бесед, проповедей, иной приходской деятельности.

Медбрат, дипломат, судия…

Нынешняя зима выдалась по-особенному суровой. Невероятные снегопады и метели, холода в центральной части Камчатки – до минус 50-ти. Дороги заметает, передвигаться очень трудно, на самолете – опасно. Хотя, когда поздней осенью и ранней весной льют дожди или идет паводок, возникают трудности не меньшие. Из-за таких капризов камчатской природы священник может надолго задержаться в одном поселке. Конечно, времени зря он не теряет.
 Наши священнослужители – особый народ. Примерно 80 процентов всего священства епархии несут наряду с остальными и послушание миссионерства. Таково благословение Божие, чтобы всем нам и служить, и исповедовать, и строить, и петь, и быть рядом с тяжелобольным, и нести Слово Господне в школы и детсады, да так, чтобы оно глубоко запало в детские души. Иногда приходится решать и административные вопросы, когда от священника требуются дипломатические способности. Иначе не найти взаимопонимания с местной властью. Кстати сказать, отношение к нашим священникам со стороны администрации самое доброе: поднять Камчатку можно только совместными усилиями. А руководитель епархиального отдела по благотворительности отец Олег Андреев приглашен в областную комиссию, которая рассматривает апелляции заключенных. Кроме того, каждый батюшка еще и журналист. Любое событие из жизни прихода, пастырское напутствие и вразумление, раскрытие духовного смысла событий, происходящих в стране и мире, необходимо донести до читателя, зрителя, слушателя. Причины всему – и благополучного выхода из кризиса, и строгого наказания за грехи – нам давно раскрыты на страницах Священного Писания…
 Еще одна сторона нашего служения – постоянное окормление Армии, Флота и Пограничных войск. С ними мы трудимся давно, слаженно и плодотворно. Тем более, что третья часть наших священников в прошлом профессиональные военные.
 Как строится работа и что сделано в этом направлении? Во-первых, мы стараемся трудиться с военнослужащими постоянно. Всегда большой интерес к духовным вопросам у старших офицеров: командиров частей, подразделений, их заместителей по воспитательной работе. Интересно и воинам срочной службы. А вот младшие офицеры не всегда понимают, насколько важны духовное воспитание, духовные ориентиры человека. Дай Бог, чтобы с годами это прошло. Не может не пройти, ибо, чем старше офицер, тем больше его ответственность за вверенных ему по службе людей. Тем он мудрее. Старшие офицеры прекрасно понимают, насколько важен боевой дух. Именно Православная Церковь всегда воспитывала глубоко патриотичного, нравственно крепкого, непобедимого русского воина, православного христианина. Без Веры не будет и Любви к Родине, православного отношения к ее бедам, не будет серьезного отношения к своему служению. Это безусловно так. Тем более, если принять во внимание главную нынешнюю угрозу для нашей страны – нравственное растление молодежи.

Клятва верности Богу и Отечеству

Формы работы с личным составом – самые разнообразные. С новобранцами – это регулярные беседы о почетном долге охранять Родину, о послушании командирам, это и необходимые сегодня беседы о грехе суицида, о том, как молитвой укрепить свой дух и о многом другом. Это помогает преодолевать трудности адаптации к суровым условиям службы. В дальнейшем это уже другие встречи, когда обсуждаем не только какие-то текущие события, но и кинофильмы, музыку и то, что интересно молодым. Приглашаем воинов в храмы, и желающие принимают таинство крещения, соборуются, причащаются, венчаются.
 А в позапрошлом году нам удалось – сначала с командующим Пограничными войсками, а затем и с согласия командующего группировки – создать новое чинопоследование принятия воинской присяги. Теперь каждый, кто этого хочет (а это почти все), может принять воинскую присягу еще и на Кресте и Евангелии. Это происходит так. Перед строем новобранец приносит общую присягу, затем целует Крест и Евангелие, обращается к священнику, который благословляет его, вручает иконочку, окропляет святой водой. Предварительно мы проводим большую подготовительную работу, рассказываем о значении принятия такой православной присяги, о великих христианских святынях, о русских воинских традициях нашей армии, для чего эти традиции были установлены, что они сегодня дают воину. Затем проводим опрос, и кто хочет принять такую присягу, готовится к ней соответствующим образом. Понятно, что здесь не может быть никакого принуждения. Припоминаю день, когда на это торжество командующий Погранвойсками пригласил родителей. Нужно было видеть их восторг и слезы, когда сыновья с благоговением целовали Знамя, Крест и Евангелие. Отцы и матери просто не могли поверить, что их неверующие и непослушные сыновья клялись в верности Богу и Отечеству. И сами принявшие в тот день присягу не скрывали своей радости и воодушевления. В их глазах читалось такое внутреннее горение, что спрятать его было просто невозможно. С тех пор примерно 90 процентов новобранцев хотят наряду с принесением общей воинской присяги сказать слова верности Богу и подтвердить их целованием Креста и Евангелия.

Вечерняя молитва

Однажды в епархию пришел мой добрый знакомый майор Евгений Васильевич Крючков, зам. по воспитательной работе в одной из пограничных частей, и попросил меня побеседовать с солдатами по поводу Дня памяти Александра Невского. Кстати, у пограничников тут в большой чести такие христианские праздники, как День преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Димитрия Донского, святого великомученика Георгия Победоносца, святого праведного Феодора Ушакова. В тот момент у меня не было времени, и я вынужден был отказать офицеру. А он опять просит хотя бы о десяти минутах. Что делать, у меня только после десяти вечера появлялось небольшое окно. Договорились на этот час. Ровно в десять за мной приезжает УАЗик. И вот я уже в части, среди солдат, которым рассказываю о великом русском полководце. Вижу, что кто-то, уставший за день, отчаянно борется со сном, у другого – сна ни в одном глазу, но все же принимаю решение закончить побыстрее и отпустить всех спать. Но вдруг обнаруживаю, что даже сонные недовольны моим решением – словно ждут чего-то. И тогда я прошу у Евгения Васильевича разрешения прочитать вечерние молитвы и, когда тот соглашается, предлагаю: «Ребята, давайте на сон грядущий помолимся. Кто хочет, оставайтесь». Трое солдат «кавказской национальности», вероятно, мусульмане, ушли. У нас тут же нашелся Молитвослов, а у майора даже церковные свечи. Мы выключили электричество, зажгли свечи, и я стал медленно читать молитвенное правило, переводя текст с церковнославянского на современный русский язык. Тишина стояла невероятная, а когда я закончил читать и попросил включить свет, нужно было видеть выражения лиц солдат, как они подходили под благословение, как тихо, благоговейно уходили. Это были совершенно другие люди. Так Милостию Божией с тех пор и повелась в этой части традиция читать молитвенное правило.

Крестный ход – воинским парадом

 В 2003 году в Петропавловск-Камчатский привозили мощи святого праведного Феодора Ушакова. Это событие мы решили отметить крестным ходом. Вместе с многочисленными прихожанами в нем приняли участие военные. На лафете везли икону с мощами, отдавая, таким образом, святому еще и воинскую честь, как прославленному и непобедимому адмиралу Флота Российского.
 В центре города, на площади, состоялся военный парад. Здесь были освящены знамена лучших частей, потом одна икона с мощами святого праведного Феодора Ушакова была вручена пограничникам, два других образа, тоже с частичками мощей праведника, были отданы в группировку. Дальше крестный ход отправился на машинах, а потом на корабле – в поселок Рыбачий, где стоят атомные подводные крейсеры. Одну икону доставили в нашу корабельную церковь Андрея Первозванного, которая расположена на корабле «Камчатка», чудом уцелевшем от варварского уничтожения. Кстати, таким же чудом мы считаем спасение подлодки «Георгий Победоносец», о которой скажу позднее.
 Говоря о крестных ходах, вспоминаю прошлогодний, который мы вместе с пограничниками совершили к часовне преподобного Ильи Муромца, воздвигнутой усилиями командования. А недавно была проведена эстафета «Магадан – Анадырь – Петропавловск-Камчатский – Сахалин», когда пограничный самолет, пролетая над всеми этими городами, пронес капсулу со святой землей Мамаева кургана. В каждом городе, поселке, на пограничной заставе сопровождавший эту святыню о. Михаил Неверов служил, благословлял, крестил, исповедовал. Это наше служение происходило перед праздником Победы, поэтому прозвучавшее Слово Божие глубоко потрясло буквально каждого.

Трижды приговоренная

 Военно-морской флот – главное звено дальневосточного щита России. К сожалению, ныне он разрушается весьма скоро. Главное, что сегодня сдерживает амбиции наших «друзей», – это атомные подводные лодки. На Камчатке вторая по величине их база. Американцы называют ее «осиным гнездом». Это лодки разного назначения: стратегические, многоцелевые, противоавианосные. Расскажу об одной.
 Десять лет назад одна из подводных стратегических лодок была отправлена в ремонт. За это время была достигнута договоренность между Россией и нашими американскими партнерами (у нас же сегодня врагов нет?!) об утилизации российских подводных лодок, на что они выделили 250 миллионов долларов. Причем право определять, какую лодку пускать «на иголки», они почему-то взяли на себя. Когда американская комиссия приходила на верфи, то выбирала для этого лодки, на самом деле подлежавшие восстановлению. Здесь хочу отметить, что под Владивостоком есть место, где раньше ремонтировались корабли, сегодня это страшное кладбище нашего российского гения, инженерной мысли, самой лучшей в мире военно-строительной и боевой науки.
 Так вот эта атомная подводная лодка была трижды приговорена к смерти, и трижды Господь ее хранил. Когда заместитель по воспитательной работе эскадры обратился к Его Святейшеству с просьбой присвоить лодке имя святого великомученика Георгия Победоносца и благословение было получено, она начала стремительно восстанавливаться, и в позапрошлом году она была полностью восстановлена. Это вместе с рабочими завода сделал буквально за пять месяцев прибывший на место экипаж, работавший день и ночь в почти голой трубе, из которой за 10 лет было вынесено абсолютно все. Когда ремонт был закончен, подводный крейсер великолепно прошел все ходовые испытания. И 48 галсов (сложнейший маневренный маршрут с маленькими узкими воротами) в подводном положении под перископом – экипаж провел безукоризненно.
 С этой подлодкой я прошел из Владивостока вдоль Курильских островов в Петропавловск. Четырнадцать дней занял переход с иконами Спасителя, Богородицы, святителя Николая Чудотворца, иконой великомученика Георгия Победоносца, подаренной в 2000 году Святейшим Патриархом. За это время мы освятили всю лодку. Много часов провели с личным составом в беседах, укрепляя и наставляя на тяжелую работу. Тут же покрестили всех пожелавших принять Святое Крещение. Причем, как положено, все ребята прошли полный курс оглашения.

Святой Победе – слава!

 Великая Отечественная война, начавшись на Западе, закончилась высадкой советского десанта на Курильские острова, которые японцы сплошь усеяли мощными оборонительными укреплениями. Сколько наших воинов там погибло – один Господь ведает. Сейчас планируется большая экспедиция на остров Шум-шу, где проведем панихиду по нашим павшим воинам, а военные моряки отдадут все воинские почести. Кроме этого, все священники нашей епархии будут в эти дни в школах, среди молодежи, расскажут о великом подвиге нашего народа. Это очень важно делать именно сейчас, когда заграничные и доморощенные «друзья» лукаво хотят всю историю Второй мировой войны переиначить. Но пока на Камчатке есть настоящие воины духа, последователи Дмитрия Донского и маршала Жукова, Федора Ушакова и героев «Варяга», лжи и хулы мы не допустим – «Яко с нами Бог, покоряйтесь, языцы!»

Судьба Курил – судьба России

 Лучше всего такой вопрос обсуждать с политиками, экономистами, но что касается моего взгляда, то у меня такое ощущение, что наше государство пилит сук, на котором сидит. Я имею в виду не Родину, Отечество, а государство, как систему, принимающую кардинальные решения.
 Нельзя оставлять свои рубежи. Нельзя. Потому что слишком лакомым кусочком является Камчатка. Я не говорю об ее экологической чистоте, не говорю об ее полезных ископаемых и рыбных ресурсах, но подчеркиваю ее стратегическое значение для Тихоокеанского региона. Нужно помнить, что если мы отдадим хотя бы один участок российской земли на Дальнем Востоке, то начнется цепная реакция распада всей России. Я уже говорил, насколько условия Камчатки, в которых живут люди, сложные, трудные, и тем не менее они там живут, уезжать не хотят, проявляют свою решимость отстаивать свой полуостров до тех пор, пока наши политики не поменяют своих планов раздавать завещанную отцами и дедами российскую землю. Если бы жителям Камчатки просто не мешали, они возродили бы регион, как это случилось уже однажды с подлодкой «Георгий Победоносец». Если потеря прибалтийских республик была не столь существенной, ибо они никогда не были нашими по духу, то Камчатка – это наша земля, которая осваивалась нашими первопроходцами, на которой трудились наши миссионеры, обращавшие ко Христу местные народности! Повторяю, потеря Камчатки – это сигнал врагам, что Россия уже совсем созрела для распада. Многие секты трудятся в этом направлении. Но, слава Богу, прошло достаточно времени, чтобы наш народ вразумился при виде разрушительной работы волков в овечьей шкуре. Как-то у меня произошел разговор с одним сектантом, который утверждал, что-де зря вы, Владыко, утверждаете, что мы разрушаем Россию, ведь мы говорим о любви и о Боге. Я в ответ: «Хорошо, вы проповедуете любовь и Бога, а скажите, кто из вас говорит своим слушателям об истории России, кто такой Сергий Радонежский или Димитрий Донской. А об иконах говорите?» Он: «Иконы – это идолы». Я: «Ладно, если поклоняться им как предмету. А если Тем, кто на них изображен? А еще давайте посмотрим на икону, как на произведение искусства, на изображенный лик, как на героя истории, литературы…» В ответ – молчание. «Так если вы не говорите об основах русской истории, культуры, духовности, что вы тогда делаете на нашей земле, о какой такой любви вы можете говоить? А если сейчас, не дай Бог, начнутся военные действия, что заявит свидетель Иеговы?» Не пойдет он страну защищать!
 Вот он самый главный ответ. Так что если завтра война, то и тогда только православным придется защищать свою Родину, как это было много раз за тысячелетнюю историю нашего христианского государства. Ну а мы, православные пастыри, все силы положим для духовного укрепления нашего камчатского народа, для кого 300-летний юбилей нашей епархии, отмечаемый 17-19 октября с.г., будет нашим настоящим праздником победы добра над злом мира сего грешного.
 Благослови нас, Господи, на труд во славу Твою и России!

Записала Ирина ДАВЫДОВА

от 26.04.2024 Раздел: Май 2005 Просмотров: 692
Всего комментариев: 0
avatar