Крестовоздвижение в Бутырке глубоко символично: место мучений и убийств, совершавшихся здесь при советской власти, снова превращается в место покаяния, очищения, возрождения человеческих душ, каким оно было до социальной катастрофы 1917 года. Эта отрадная перемена сейчас происходит в тысяче российских тюрем и колоний, где открылись православные храмы. Из них уже выходят другие люди – просветлённые, примирившиеся с Богом, готовые трудиться для общего блага.
Свет Христов в темнице
Трудно передать чувства, которые испытали люди, не в первый раз побывавшие на Божественной литургии в тюремной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Раньше они молились в странном помещении, где стены были от старого храма, а потолок – от новых построек, втиснутых в него при советской власти. Этот неестественно низкий потолок как бы придавливал душу, мешал дышать, не давал возвести очи к небу... А в этот раз входившие в храм застывали на его пороге в радостном изумлении.
Над ними раскрылся огромный белый купол, под которым сверкало десятками ламп великолепное паникадило. Совершая Крестное знамение, люди с умилением смотрели вверх и вдыхали полной грудью благодатную атмосферу храма, омытого слезами заключённых, освящённого кровью новомучеников, наполненного их молитвами о спасении России. И очень символично, что на время литургии трёхметровый Крест, который должны были воздвигнуть над куполом, временно поставили в углубление стены, где висели иконы новомучеников и исповедников российских, пострадавших в Бутырской тюрьме. Казалось, что в это время они молились над Крестом, который будет вознесён над главной тюрьмой России.
И вот заканчивается Божественная литургия, на которой исповедались и причастились многие насельники и гости тюрьмы. Двое заключённых выносят на середину церкви сияющий Крест. Перед ним становится на колени епископ Дмитровский Александр, а за ним – служители и прихожане храма. В пронзительной тишине Владыка медленно читает чин освящения Креста. И, если бы люди имели духовное зрение, то, наверное, увидели бы под куполом ликующих ангелов и бутырских новомучеников. Наконец, Владыка кропит Крест святой водой. Свершилось!
– По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы освятили Крест, который будет сейчас вознесён на купол, и тем самым мы вернём первозданный вид этому величественному храму Бутырского тюремного замка, – сказал Председатель Комиссии по тюремному служению при Епархиальном совете города Москвы епископ Дмитровский Александр. – Я благодарю всех, кто потрудился по возвращению исторического облика Покровского храма и, прежде всего, его настоятеля священника Константина Кобелева, который жертвенно несёт своё пастырское служение вместе с другими священнослужителями. Хотел бы поблагодарить всех благодетелей, жертвователей, благоукрасителей святого храма, которые помогали отцу Константину. Постепенно, из года в год мы видим плоды ваших трудов.
И когда мы молимся в этом храме, – продолжал Владыка, – перед нашим мысленным взором встают лица новомучеников и исповедников российских, страдальцев за веру Христову, которые находились, особенно в годы гонений, в камерах этого изолятора. Это архипастыри и пастыри, и верные чада святой Церкви, которые не дрогнули перед лицом мучителей, гонителей веры Христовой, но мужественно претерпев до конца, пребывая в голоде и холоде, в болезнях, в изгнании, в предательстве близких, остались верными Христу даже до смерти. Они являются для нас бесконечным примером для подражания…
После проповеди Владыки сияющий Крест вынесли из храма, чтобы поднять на крышу и установить в золочёную главку наверху купола. Удивительное впечатление производили два парня, несшие крест. Один – маленького роста, тихий и смиренный, в арестантской одежде работника хозяйственного отряда тюрьмы. Рядом с ним особенно смотрелся высокий, красивый атлет в стихаре служителя храма. У него было вдохновенное, прямо-таки иконописное лицо, какое редко встретишь даже в церкви на воле. И я был поражен, когда узнал, что это тоже заключённый.
Александр отбывает в Бутырке небольшой срок и уже мог бы быть освобождён. Но началась реставрация храма, он стал в ней участвовать как работник хозотряда (в него набирают самых надёжных, проверенных ребят с образцовым поведением). И так радовали его душу эти работы, что он решил не покидать тюрьму до окончания реставрации.
Спасение… в тюрьме
Старший священник Покровского храма Бутырской тюрьмы иерей Константин Кобелев, которого поблагодарил за жертвенное служение Владыка Александр, всегда поражал меня удивительным состоянием радости, доброты, смирения, которое передавалось от него окружающим. Я всегда видел батюшку улыбающимся даже там, где, по нашим меркам, надо бы плакать или ужасаться.
Вот идём мы с ним по коридору Бутырки и вдруг видим под потолком плакат, на котором красными буквами написан какой-то замысловатый призыв быть вежливыми. На воле это воспринималось бы нормально, а здесь – через несколько шагов начинаются «стаканы», железные двери которых двумя рядами идут вдоль коридора. Это тесные конурки, в которых нет освещения и можно только сидеть, наверное, размышляя о том, что напрасно мы не вняли призыву быть вежливыми.
Я с ужасом говорю отцу Константину о мрачном смысле увиденного – а он с неподражаемой улыбкой развеивает мои опасения. Мол, это раньше «стаканы» использовали для того, чтобы сломить «невежливых» заключённых, а сейчас в них ненадолго помещают пересылочных во время подготовки к переезду в другое место. Просто чтобы они не перепутались и не разбежались раньше времени. И вообще отец Константин видит в современной Бутырке гораздо больше доброго и милосердного, чем это было даже в царское время, не говоря уже о советском периоде.
Он рассказал мне, что до революции 1917 года из четырёх корпусов тюрьмы со второго этажа выходили галереи к храму. Днём из камер выпускали заключённых; они могли по галереям пройти в церковь на широкие балконы, с которых можно было наблюдать Богослужение через решётку. А потом батюшка индивидуально с ними разбирался, исповедовал и причащал в камерах. Внутри же храма молились свободные люди, которые проходили в него с улицы по специальному коридору. Обычно это были родственники заключённых.
– Раньше заключённые могли только со стороны смотреть на Богослужение, а теперь они молятся внутри храма вместе с работниками и гостями тюрьмы, – сказал отец Константин. – Так что мы сейчас фактически более милосердный храм, чем до революции.
Он объяснил, что Крест, который сегодня установили над храмом, имеет такие же размеры, как и тот, что был поставлен здесь 229 лет назад. Он только расположен немного выше: раньше там, где Крест заканчивался, сейчас он только начинается. То есть храм стал выше на высоту Креста.
Поразительный символ: храм Божий, как и человек (храм Духа Святого), возрастает за счёт Креста. Мы становимся духовно выше, если, как сказал батюшка, без ропота несём свой жизненный крест. Если благодарим Бога за возможность приблизиться к Нему и сподобиться жизни вечной через крестоношение.
Отец Константин рассказал, что удивительное возрождение тюремного храма после девяноста лет запустения происходит по молитвам многих и многих людей, наших новомучеников. Семьдесят из них уже можно увидеть на иконах, висящих на стенах храма. А всего известно 216 человек. Но на самом деле этот список гораздо обширнее, потому что не ясно, в каком изоляторе Москвы были перед смертью некоторые святые, и ещё не известны многие мученики, достойные канонизации.
– Именно это место, на котором мы сейчас с вами стоим, в советское время было внутренней бутырской пересылкой, – объяснил батюшка. – Раньше ведь людей много было, и после суда их помещали в камеры, пристроенные к зданию храма в три этажа. Перед расстрелом, перед отправкой на Колыму или Соловки все прошли через эти стены. Поэтому наш храм тоже как Крест, ведь Крест Господень – это орудие Его страданий, а для нас – славы. Сам храм, где страдали за веру наши новомученики, это орудие их славы: пройдя через испытания, они сподобились попасть в Царство Небесное, быть рядом с Господом и молиться за нас.
По словам батюшки, в течение семидесяти лет храм как бы прятали в недрах тюрьмы всё глубже и глубже. Сначала сняли Крест, потом снесли купол. Затем надстроили один этаж над окружающими храм корпусами. А вокруг замка построили высокие дома, которые закрыли его словно ширмами со всех сторон. В девятнадцатом веке храм доминировал над окружающими строениями, был виден и с Новослободской улицы, и с Лесной – а в двадцатом веке его отгородили от окружающего мира, казалось бы, навсегда.
– Но сейчас поднятый Крест уже виден с земли, – радостно сообщил отец Константин. – Я сам ходил на это место – называется Приютский переулок. Когда рабочие были на крыше, я поднялся наверх, осмотрелся и с одной стороны увидел прохожих в переулке. Соответственно оттуда виден и наш Крест. Это символично, что тюремный храм вышел из тюрьмы, стал виден на воле.
– Теперь многие поймут, что человек, попавший в тюрьму, может использовать её как инструмент для спасения души, – сказал я батюшке.
– Конечно, так оно и бывает, – согласился он. – Очень многие приходят к Богу именно в тюрьме. Раньше они в храме только свечки иногда ставили. А здесь исповедуются и причащаются, каются в грехах и преступлениях. Некоторые становятся алтарниками, читают псалмы и Апостол. А второй вариант: были верующими, но где-то какие-то имели шероховатости, за которые лишились свободы. В тюрьме Господь их исправляет, возвращает на путь к спасению.
Храм выходит из подполья
Когда здание храма было восстановлено в первоначальном объёме, его функции поменялись на прямо противоположные. Изнутри в «барабане» под куполом видны прямоугольные ниши: в царское время там располагались окна, из которых было видно небо. А при советской власти появились пристройки, в которых томились пересыльные, мучились приговорённые к расстрелу. Теперь вокруг купола находятся больничные помещения. И служители храма приветствуют это, потому что в больницу попадают люди, не выдержавшие условия содержания, которые больше всех нуждаются в помощи. Батюшки часто ходят к ним, потому что дело это Богоугодное: «Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 31—36).
– Выходит, при советской власти храм был в подполье больницы, а недавно вышел из него, когда на месте купола сняли плиты перекрытия?
– Образно говоря, так.
…Сейчас это кажется откровением: старейшая тюрьма России была задумана не как место наказаний, мучений и убийств, а как место покаяния, возрождения, исправления оступившихся людей. В 1771 году, 240 лет назад, здесь построили острог – а через одиннадцать лет в центре тюремного замка был возведён прекрасный храм, который стал как бы духовным сердцем этой темницы.
Храм и тюрьма много раз перестраивались, условия заключения менялись и до революции, и в наше время. Для нас очень важно, что на третьем этаже, под самым куполом, в 1991 году начинал своё служение отец Глеб Каледа. Потом появился храм на первом этаже. А в результате восстановления купола два храма соединились в один.
Считается, что тюремное служение здесь официально началось двадцать лет назад. Но фактически оно началось с началом гонений, в 1918 году. Потому что в помещениях храма находились новомученики. Гонимые, арестованные они продолжали своё служение, свою проповедь – среди людей, отверженных обществом, от которых оно хотело отгородиться. Очень часто тюремное начальство, желая сломить какого-нибудь нашего церковного деятеля, помещало его в камеру с уголовниками. Но нередко получалось прямо противоположное тому, что хотело начальство: под действием бесед и проповедей новомучеников десятки и сотни уголовников приходили к Богу.
– Мы почитаем Крест, как орудие страстей Христовых, – сказал отец Константин. – Казалось бы, на Кресте Господь умер, но благодаря ему Он и воскрес. И здесь, в Бутырской тюрьме, через страдания люди пришли к Богу. После суда приговорённых к смерти и лагерям направляли в помещения, пристроенные к храму. Поэтому он омыт особыми слезами, особой кровью, особыми молитвами. И эти молитвы чувствуются в наше время. Наши новомученики с нами. И их служение продолжается во веки веков.
Воспитание благотворителей
Меня удивило и обрадовало, что тюремный храм воспитывает не только заключённых и служителей изолятора, но и многих людей с воли, в том числе очень влиятельных – государственных чиновников, директоров заводов, бизнесменов, которые добровольно помогают Бутырской церкви. Когда закончилось торжественное воздвижение Креста, гости храма собрались в столовой за скромной трапезой (было время Великого поста), чтобы поделиться друг с другом своими впечатлениями.
– Событие сегодня историческое – не только для следственного изолятора, но историческое и для города, историческое для Русской Православной Церкви, – сказал начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Москве полковник Виктор Алексеевич Дежуров. – 90 лет на храме не было Креста. И сегодня эта историческая несправедливость устранена. Не случайно более двух веков назад именно на территории тюремного замка был построен этот замечательный храм. Видимо, создатели замка и храма ставили задачу, чтобы этот храм наставлял на путь истинный оступившихся людей, возвращал их обществу. Я абсолютно уверен, что и сейчас он выполняет эту функцию. После того, как храм обрёл свой исторический статус, он будет и дальше нести эту замечательную миссию.
Эту мысль продолжил начальник следственного изолятора № 2 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве Сергей Вениаминович Телятников. По его мнению, «храм наставляет на путь истинный» не только заключённых, но и тех, кто их опекает, искренне желая помочь оступившимся людям:
– Я считаю, что именно для нашей системы духовное воспитание очень важно, потому что ничто не поможет, никакое наказание, пока человек сам не начнёт внутри себя копаться, обратится к себе и этим самым обратится к Богу. Только после этого можно говорить о каком-то изменении своих взглядов. Поэтому сегодня действительно сделано очень большое дело. Это подтверждается тем, что у нас регулярно на Богослужение – вы не поверите – очередь стоит всегда. Мы выводим по 35-40 человек два раза в неделю. Постоянно люди хотят ходить в храм… Мы стоим на этом пути и будем стоять, чтобы люди именно верили. А когда человек верит, он будет жить, будет стремиться, будет становиться лучше.
Кстати, на празднике в Бутырке присутствовал бывший начальник СИЗО № 2 подполковник Николай Фёдорович Дмитриев (2001-2003, 2005-2007 годы). Собравшиеся с благодарностью вспоминали, что именно при нём в камерах появились душевые, холодильники, вентиляторы, которых раньше не было. Закончились ужасы прошлых лет, когда в камерах содержалось в два-три раза больше людей, чем положено по норме, и приходилось спать на кроватях по очереди. Каждый подозреваемый или обвиняемый получил свою койку, а в перспективе он будет иметь четыре квадратных метра площади.
…Нам могут возразить, что сотрудники системы исполнения наказаний должны заботиться о своих подопечных, даже если их не призывает к этому Церковь. Да, но когда слышится такой призыв, эти заботы бывают гораздо искреннее и плодотворнее. Наконец, есть люди, которые не служат в этой системе и не обязаны помогать тюремному храму, но делают это добровольно, потому что они православные и знают, что, посещая узников в темнице, они посещают Господа. А помогая заключённым восстанавливать храм, спасать свои души, благотворители ещё больше помогают своему спасению.
Начальники и насельники Бутырки очень благодарны генеральному директору ОАО «МТЗ Трансмаш» Николаю Анатольевичу Егоренкову, который оказал огромную помощь и финансами, и техникой в восстановлении храма. Здание уже выглядит вполне достойно, а дальше запланирован ремонт крыши и приведение в первоначальный вид фасада, чтобы купол был виден со всех сторон на внутренней территории изолятора. И всё это во многом благодаря Егоренкову. Он почти двадцать лет руководит огромнейшим предприятием, сам верующий человек и с душой относится к возрождению храма, показывая пример другим благотворителям.
– Сегодня замечательный праздник, – сказал Николай Анатольевич. – Ведь что такое крестовоздвижение? Это фактически законченный храм. Как без крыши нет дома, так и без Креста нет храма. Не важно, есть стены в нём или он держится на столбах. Но если Крест есть, значит, это уже храм. Дальше идёт новый иконостас, роспись и прочее – это уже отделка. Но основное – это именно Крест. Особое чувство переполняет тебя, когда видишь, как Крест поднимается над людьми, ощущение знаменательного события. Отец Константин сказал, что наш Крест уже виден с воли. И я хотел бы пожелать, чтобы он, в конце концов, был виден отовсюду.
…Удивительно, как православный храм выявляет достойных людей. В народе бытует мнение, что большие начальники – воры и карьеристы, заботятся только о себе и своих приближённых, а бедных людей притесняют, заставляют тяжело работать за нищенскую зарплату. И вдруг выясняется, что какой-то начальник ходит в храм Божий и не ради моды или создания имиджа. Что, выполняя заповедь Христову, он жертвует огромные средства на восстановление храма, на помощь самым несчастным и обиженным – заключённым и больным.
Интерьер храма восстанавливался в течение шести лет по проекту и под надзором главного архитектора Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Сергея Васильевича Демидова. Все работы выполняла архитектурно-реставрационная мастерская «Аркада» (генеральный директор – Владимир Александрович Белавкин), которая безвозмездно построила главку храма, изготовила и установила Крест: сначала запросили за это небольшую сумму, а потом отказались и от неё.
Раб Божий Андрей, инвалид с детства, за три недели рассчитал в соответствии с проектом и изготовил металл главки. Рабочие мастерской Вячеслав, Александр, Феодор, Николай десять дней прожили в общежитии при Бутырском изоляторе и выполнили все подготовительные работы, необходимые для установки Креста, который делал кузнец Сергий. А золотил Крест известный мастер, художник-реставратор Александр Аркадьевич Марьин.
Бизнесмены Владимир и Зоя пожертвовали икону «Неупиваемая чаша» (список со знаменитой иконы Серпуховского монастыря) – это главная святыня Бутырского храма, которая помогает зависимым от алкоголя, табака, наркотиков. На ней висит множество крестиков – благодарность людей за исцеление. Иконописец Серпуховского монастыря Владимир Артемьев сначала отказывался написать для Бутырки этот образ восемьдесят сантиметров высотой (в Бутырском храме все главные иконы такие): мол, больше размера оригинала я не пишу. Но потом он сказал: «Ну, так и быть, для тюрьмы сделаю». А незадолго до смерти раб Божий Владимир признавался, что это лучшая икона в его жизни.
И таких благотворителей у храма было много. Как сказал Владыка, «теперь мы будем за них молиться».
Но труды по возрождению церковной жизни ещё не закончены. Сейчас в храме стоит скромный одноярусный иконостас отца Глеба Каледы, который двадцать лет назад начал здесь тюремное служение. Но иерей Константин уверен, что скоро будет установлен великолепный трёхъярусный иконостас пропорциональный объёму храма.
– Мы надеемся, что с помощью вашей, дорогие друзья, закончим эти работы, – сказал батюшка. – Благодаря вам наш храм приобретает всё большее значение как центральный храм системы исполнения наказаний. А всех наших братьев, которые сейчас пришли из камер, мы призываем держаться покрепче за ризу Господню. И как сказано: «С Господом мы и в темнице свободны, а без Бога и на свободе тюрьма».
Михаил ДМИТРУК
Фото автора