Добавлено:

Царская Семья и «Державная»

Знали ли Сами Царственные Мученики о явлении Державной иконы Божией Матери? До недавних пор определенно ответить на этот вопрос не представлялось возможным. Однако не так давно среди бумаг Императрицы Александры Феодоровны, изъятых цареубийцами в Ее личных вещах, была обнаружена публикуемая нами молитва, собственноручно переписанная рукой Царицы-Мученицы и несколько отличающаяся от всем известной второй молитвы «Державной» (с которой схожа). Обнаруженный в Государственном архиве Российской Федерации, текст этой молитвы при напечатании впервые в журнале «Держава» был опубликован с многочисленными ошибками. Даем его, исправив все искажения, сверив с оригиналом:

Молитва
Пресв. Богородице пред Чудотворною Иконою Ея, именуемою «Державная»:

О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащего Дланью всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию Святую, Икону Твою во дни сии лукавые и лютые, яко вихрь, яко буря ветренная нашедшие на страну нашу, дни срама нашего и позора, во дни разорения и поругания Святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и языком и устнами дерзостно глаголют: «несть Бог!» и во всех делех своих сие безбожие показуют. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты Святыя Своея на скорбь и горе чад православных и яко солнце светлое увеселяеши ныне изнемогшие от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего! О, Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощница, Крепкая Заступница, благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас! спаси! Помози нам, помози! Потщися - погибаем. Се живот наш аду приближися, се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнозие, врази мнози. О, Небесная Царица, скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, враги наши видимые и невидимые, борющие ны, хулящие Церковь нашу Православную, губящие Отечество наше, сокруши горделивые замыслы их, запрети им! Вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг к другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки нечестия, беззакония, хотящие потопити землю Русскую в страшной пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под Державою Твоею всегда хранимии поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода Христианскаго во веки веков. Аминь.


Текст этой молитвы, составленный, видимо, не ранее ноября-декабря 1917 г. (после большевистского переворота), был доставлен, возможно при посредстве Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны, Царственным Мученикам вместе с копией Державного образа.
В дневнике Государыни есть отметка о получении «почты» от сестры в Тобольске 24 сентября 1917 года, но, скорее всего, речь может идти лишь о другой оказии.
Сохранились свидетельства о посылке, полученной Царственными Мучениками уже в Екатеринбурге.
Из дневника Государя (3.5.1918): «Днем получили от Эллы из Перми кофе, пасхальные яйца и шоколад».
Из дневника Государыни (3.5.1918): «Получили кофе, шоколад от Эллы. Она была выслана из Москвы и находится в Перми (Мы прочитали это в газетах)».
Мы знаем, что вскоре после большевицкого переворота икона Божией Матери «Державная» находилась в Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой была Вел. Кн. Елизавета Феодоровна.
Во вторник Светлой седмицы (когда празднуется Иверская икона Божией Матери), 24 апреля/7 мая 1918 г. (память прп. Елисаветы чудотворицы) Великая Княгиня Елисавета Феодоровна была арестована и в сопровождении келейницы Варвары Алексеевны Яковлевой и сестры Екатерины Петровны Янышевой отправлена из Москвы поездом в Пермь. Здесь недолгое время Августейшая Молитвенница пребывала с сопровождавшими ее сестрами в Успенском женском монастыре (где ей довелось побывать еще перед войной, летом 1914 г.), утешаясь ежедневным монастырским богослужением. Вскоре их переместили в Екатеринбург, где одной из келейниц удалось близко подойти к Ипатьевскому дому и через щель в заборе увидеть даже Самого Государя. Недолгий приют предоставил им Ново-Тихвинский женский монастырь, откуда вскоре будут носить съестное Царственным Мученикам в Ипатьевский дом. Сама Великая Княгиня, несмотря на просьбы встретиться с Сестрой, не была допущена к Ней.
Во вторник Фоминой недели 1/14 мая все находившиеся в Екатеринбурге Члены Царского Дома (кроме Самих Царственных Мучеников) получили предписание переселиться в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии. Алапаевские мученики прибыли туда 7/20 мая, когда Церковь вспоминает явление на небе Креста Господня в Иерусалиме (351 г.).
Итак, посылка была отправлена Великой Княгиней из Перми.
В «Описи иконам, найденным при осмотре Дома Ипатьева» после цареубийства, значатся две иконы, одна из которых, по крайней мере, несомненно, «Державная»: «Образ Божьей Матери Коломенской, большого размера, на дереве, крашенном коричневой краской. Вверху Бог Саваоф»; «Образ Божьей Матери, большого размера, на дереве, старинного письма, на красном фоне черной краской. Вверху Бог Саваоф». Однако самым значимым фактом является свидетельство следователю Н. А. Соколову П. Н. Попова-Шабельского в 1921 г.: «В 4 часа утра 17 июля [1918 г.] все стихло. Мужики тотчас же кинулись к Ганиной яме и там нашли [...] несколько вещей [...]. Потом стали откачивать воду из шахты, привлекли учащуюся молодежь, офицерство и нашли разные вещи, из которых помню [...] икону Божией Матери Великодержавной, исколотую штыками, которую Великая Княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Толстую прислала Государю».
В показаниях речь идет о Зинаиде Сергеевне Толстой (1880-1961), урожденной Бехтеевой супруге полковника Кавалергардского полка Петра Сергеевича Толстого (1876 -1918), сестре известного русского поэта Сергея Сергеевича Бехтеева (1879-1954) и фрейлины обеих Императриц Екатерины Бехтеевой (1875-1958). Вместе с Государыней и Великими Княжнами Зинаида Сергеевна трудилась в лазаретах Царского Села, ухаживая за ранеными. Впоследствии она сблизилась с Царственными Мучениками, в годы заточения Которых в Тобольске отправляла Им посылки и письма, нередко вкладывая в них стихотворения брата. Сохранилось 11 ответных писем к ней Царицы и Ее Дочерей. Об обстоятельствах одной из таких оказий впоследствии было опубликовано свидетельство в эмигрантской печати: «Весною 1918 г. Зинаида Сергеевна [Толстая], постоянно сносившаяся с Царской Семьей, во время Ее заключения в Царском Селе, Тобольске и Екатеринбурге, послала своего доверенного человека Ивана Иванова в Екатеринбург, дабы узнать об условиях жизни Государя там. Посланный с величайшим затруднением исполнил свое поручение и ознакомился, насколько мог, с грустными и трагическими подробностями страданий Царской Семьи».
Та майская посылка от Эллы, полученная Царственными Мучениками в Екатеринбурге, была также послана через 3. С. Толстую. Об этом свидетельствует запись в дневнике Государыни, сделанная на следующий день после получения посылки (4.5.1918): «Огромное наслаждение, чашечка кофе. [...] М[ария] написала в 22-й раз детям, Элле и Зиночке [Толстой] (не отослала их)».
Посылка иконы «Державной» и, скорее всего, вместе с ней текста молитвы была, кроме всего прочего, формой покаяния. На наши расспросы о размолвке Великой Княгини с Ее Сестрой-Царицей в конце 1916 г. старец о. Николай Гурьянов отвечал, имея в виду Вел. Кн. Елисавету Феодоровну: «Она покаялась».
С «исколотой штыками» Великодержавной иконой нужно сопоставить версию автора серьезного, хорошо документированного исследования, потомка убитого вместе с Царственными Мучениками в подвале Ипатьевского дома повара И. М. Харитонова, специалиста-сыскника П. В. Мультатули. «Холодное оружие, приходит он к выводу, было основным орудием убийства Царской Семьи», причем «холодное оружие, имевшее граненый клинок, подобранный так, чтобы он совпадал по форме со штыком от русской винтовки».
Это значит, что Державная икона находилась на груди, под верхней одеждой, у кого-либо из Царственных Мучеников, и там, в Ипатьевском подвале, Первая приняла на Себя удары Бого- и Царененавистников. В лесу, у Ганиной ямы, при снятии с Царских тел верхней одежды, перед тем как их расчленить, а, может, и перед отделением Честных Царских Глав, Икона была обнаружена изуверами и отброшена в сторону...
К сожалению, след Свидетельницы мученичества Августейшего Семейства за Христа и за Ее (Царицы Небесной) Россию с тех пор затерялся. Но не исключено, для того, чтобы открыться в определенное Предвечным Советом время.
Вряд ли случайно также совпадение посвящения храма, в котором была явлена «Державная» икона в подмосковном Коломенском, с посвященном Вознесению же Господа нашего Иисуса Христа храмом в Екатеринбурге как раз напротив Ипатьевского дома. Да и сам Ипатьевский дом, напомним, был построен на месте первой екатеринбургской Вознесенской, еще деревянной, церкви.
Заметим также, что и сам Ипатьевский подвал «рифмуется» с подвалом Вознесенского храма в Коломенском. Место мученичества Царской Семьи и место обретения Державной иконы.

Сергей ФОМИН

от 25.04.2024 Раздел: Март 2010 Просмотров: 921
Всего комментариев: 0
avatar