Саулкин В. А. В 1995 или 1994 годах мы с Владимиром Николаевичем Осиповым, патриархом нашего патриотического движения, к сожалению, ныне покойным, и тоже, к сожалению, ушедшим из жизни Леонидом Донатовичем Симоновичем-Никшичем, главой Союза православных хоругвеносцев, организовывали в Москве Царские Крестные ходы. Основным организатором было общество «Радонеж», потому что у нас была радиостанция, и нам удавалось собрать людей. Крестные ходы тогда готовили месяца за два-три. Призывали всех людей собраться на Крестный ход, помолиться святым Царственным мученикам и объясняли, почему это важно. А это важно было, потому что тогда было сильнейшее сопротивление канонизации Царской семьи. Крестный ход начинался с чтения акафиста Царю-мученику и Державной иконе Пресвятой Богородицы, после этого мы собирались у часовни героев Плевны в Москве, были разные маршруты, но в последние годы мы завершали их в храме Святителя Николая на Берсеневке.
Начинали мы с общей молитвы, потом были выступления патриотических общественных деятелей. Но народу хотелось обращаться с молитвой к Царю-мученику, Пресвятой Богородице, и когда начинался Крестный ход, люди как будто обретали второе дыхание.
Мы очень надеялись, что в 1998 году состоится прославление Царской семьи. На радио «Радонеж» священники, выступавшие с 1991 года, поддерживали нас: и отец Артемий Владимиров, и отец Владислав Свешников, отец Димитрий Смирнов, отец Аркадий Шатов, отец Амвросий Юрасов, — все поддерживали тему прославления Царской семьи и горячо молились, поэтому нам удавалось собрать тысячи москвичей на общую молитву и Крестный ход.
В 1998 году была особенная молитва. Милиция, которая выстраивала охрану по нашему маршруту, сказала, что было больше двадцати тысяч народу. Восемь священников. Среди них был покойный схиигумен Митрофан, игумен Агафон и протоиерей наш знаменитый Владислав Свешников. И когда мы шли Крестным ходом, радость была необыкновенная.
Надо сказать, что все Царские Крестные ходы сопровождались такими удивительными явлениями: то радуга встанет над нами, а на Державную, на День памяти Царственных мучеников была пасхальная игра солнца. Вы знаете, что это такое, когда солнце начинает играть, как будто движется... Так только на Пасху бывает. И когда мы на Берсеневку свернули, то нас кто-то с неба покропил хрустальным дождиком. Легким, радостным таким, хрустальным дождиком.
О. Анатолий Горбунов говорил: «Я глянул над куполом, а там Царь-мученик. Он с благословенной рукою благословляет всех. Царь во всем белом, белое на голубом-голубом фоне».
Всегда несли иконы Царской семьи, иконы Богородицы, русских святых, и кто-то нес кровоточивую икону святых Царских мучеников, которая затем стала чудесно преображаться. Она сейчас находится с нами.
У нас тогда мало было икон Царской семьи, их передавали из Русской Зарубежной Церкви, две ксерокопии в Рязанской епархии, под Иоанно-Богословским монастырем сделали две ксерокопии, поместили их в деревянный киот под стекло. И знаменитая икона Царя-мученика замироточила. А кровоточивую икону святых Царских мучеников тогда нес не хозяин иконы, а плотник Олег из Марфо-Мариинской обители. И когда мы пришли, разлилась необыкновенная пасхальная радость, 17 июля 1998 года, все пели «Христос Воскресе», чувствовалось присутствие невероятной благодати. Олег подзывает меня и батюшку, говорит: «Посмотрите, может, что-то произошло с иконой». И мы видим, на ликах Царской семьи как будто подтеки крови. Думаем, может быть, дождь попал и краски размылись. Открываем стекло, икона сухая, но раздается сильнейшее благоухание. Икону закрыли, вернули Георгию Баловленкову, и она начала на глазах преображаться, как будто прописывалась более глубоко — ризы, лики, чудеса совершались. Искусствовед Людмила Князева подробно писала об этом. Георгий Баловленков сидел на кухне, от усталости подпер голову рукой, в течение суток то архиерей приезжает со своими иподьяконами, то священники, молитвы и акафисты звучат целый день. Удивительная была благодать от кровоточивой иконы Царской семьи.
Монахиня Нонна (Тамара Москвичева), она тоже ушла из жизни, приложила тогда свои иконки к этой иконе и они благоухали года два или три. Она их всегда носила с собой.
А мироточивая икона Государя до этого мироточить начала. Она написана по просьбе супруга сестры игумена Германа Подмошенского, с подписью: «Для прославления в России». Эта икона находится у Олега Ивановича Бельченко. Он пришел с ней в Сретенский монастырь, икону увидел один иеромонах и запел: «Царства земнаго лишение…». Хотя еще всероссийского прославления не было. Икона заблагоухала очень сильно, ее поставили на подоконник в Сретенском и потом подоконник благоухал. Как принято, эту икону уносят в алтарь, чтобы удостовериться, может быть, ее смачивали благовониями какими-то. Икона благоухала недели две. Ее отдали Олегу Ивановичу Бельченко, он врач-хирург и дежурит часто, не может каждый день читать акафисты. А покойная Алла Васильевна Дьякова акафисты читала каждый день Царской семье. Он отдал икону ей. И вот, 7 ноября Алла Васильевна позвонила мне и говорит: «Виктор Александрович, приезжай, икона замироточила». Мы тогда у нее собрались, была игуменья Новодевичьего монастыря Серафима, внучка Серафима Чичагова, знаменитого священномученика. Капли потекли сначала по киоту, потом внутри по иконе, по стеклу.
Матвейчук Е. Н. Способствовал ли, на Ваш взгляд, этот Крестный ход тому, чтобы была прославлена святая Царская семья? Насколько вообще важны Крестные ходы, особенно Царские, для России?
Саулкин В. А. Я уверен, что Крестный ход способствовал прославлению Царской семьи. Дело в том, что не только в Москве проходили Крестные ходы в ожидании прославления, об этом молились тысячи людей.
Мне довелось участвовать в Крестном ходе и в Петербурге, когда вышли от Храма на Крови, пришли в Казанский сбор, отслужили там молебен и вернулись к Храму на Крови.
Но самый, наверное, потрясающий момент был, не в 1998-м, а в 1999-м — Крестный ход в Одессе с мироточивой иконой Государя. Я не участвовал в нем. Владыка Агафангел читал покаянные молитвы в Успенском соборе, где находится знаменитая чудотворная Касперовская икона. И вот владыка коленопреклоненно читает молитвы. Народ на коленях стоит, наверное, тысяча человек поют молитвы вместе с владыкой. А в Иверском монастыре, на месте школьного аэродрома, где когда-то Государь принимал парад первых русских авиаторов, в алтаре на престол сходит Благодатный огонь. Представляете? Священники выбежали, побоялись, что ризы на них вспыхнут. И над Одессой на Сретение 15 февраля становится радуга, причем зимы теплые в Одессе, а эта зима была такая, что море замерзло, заснеженный город, а над ним радуга. И Одесская епархия тогда вслед за Барнаульской, Екатеринбургской, прославила как местночтимых святых Царскую семью.
Вот что значит — Крестные ходы! А о чудесах и исцелениях можно говорить долго.
Матвейчук Е. Н. Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский еще говорили, что Россия спасется Крестными ходами.
Саулкин В. А. Да. Я каждому советую, если есть возможность, хоть раз в жизни побывать в Екатеринбурге, совершить Царский Крестный ход. Я свидетельствую, что такая благодать бывает только в Иерусалиме у Гроба Господня. И слова «Русская Голгофа», это не просто образ, это действительно русская Голгофа в Екатеринбурге, на месте храма Спаса на Крови. А на Ганину Яму вы приходите, там сосны корабельные, благодать такая, красота необыкновенная, у Царского Креста, у Голгофы цветы благоухают. Мы были однажды перед Царскими днями, приехала воскресная школа из Украины, дети запели, заблагоухала просто земля. Говорят про Поросенков лог, но я в это никогда не поверю, потому что там (на Ганиной Яме — Ред.) благоухает сама земля.
Матвейчук Е. Н. Виктор Александрович, Вы рассказываете о временах, которые были еще до прославления Царской семьи, сколько людей поднималось, сколько людей шло за мироточивой иконой, за кровоточивой иконой и за другими святынями Царской семьи. Но такое впечатление, что сегодня все меньше и меньше становится почитателей, сейчас эти Крестные ходы уже не такие многочисленные, нет такого интереса к мироточивой и кровоточивой иконам святых Царственных мучеников, как раньше. Как Вы думаете, насколько важно обращаться сегодня с молитвой к святому Царю Николаю, к святым Царственным мученикам? Вы рассказывали про видение государя Николая Александровича, которое Вам было. Расскажите, пожалуйста об этом и о важности обращения к ним в молитвах.
Саулкин В. А. Это видение было в тонком сне. Шел 1985-й год, я на любимый праздник Покрова Пресвятой Богородицы в своей комнате в коммунальной квартире готовился причащаться, вычитал правило, прочел акафист Скоропослушнице, любимый мой акафист, и лег спать. Моя комната была одновременно иконописной мастерской. Стараюсь, не теряя молитвы к Богородице, засыпать, и вдруг, наверное, тонкий сон наступил, лампадка как-то ярко вспыхнула перед иконками и осветила всю комнату. И я увидел: Государь стоит передо мной в защитной форме полковника с Георгиевским крестом. Фуражку снял и пригласил меня сесть к столу к нему. Такое впечатление, что беседа была долгой, но все сокрыто, запомнил я только первые слова. Государь сказал: «Передай всем — почему вы мне не молитесь?» И у меня такое чувство: а как же мы можем не молиться Государю? Я тогда особенно не молился Царской семье, хотя они уже были прославлены в Русской Зарубежной Церкви. И самое великое впечатление: глаза у Государя были голубые, такой небесной чистоты и такой доброты, какой на земле нигде не встретишь. Я ни у кого таких глаз не видел. И очень важное чувство — чувство отца. У меня отец — летчик. Две войны прошел, умер, когда мне четыре года было. И я чувствовал от Государя больше, чем отеческую любовь. Я это не могу передать, но это такая забота и такая отеческая любовь, причем я понимал, что это относится не только ко мне. Это свойственно Государю было при его земной жизни и относилось ко всем подданным.
Не помню, сколько беседа с Государем продолжалась, я в конце спросил о том, что, наверное, это страшно — погибать со всей семьей, когда детей убивают на твоих глазах, и Государь сказал мне (не дословно), что это вам по-земному кажется, что страшно, а на самом деле, это все как один миг — и в Царствии Небесном. И я как будто увидел на мгновение всю Царскую семью в белоснежных одеяниях в Царствии Небесном. Но тут же Государь что-то на столе переставил и дал мне понять, что на самом деле, это было гораздо страшнее, чем мы думаем. И у меня сердце от такого ужаса и сострадания оборвалось, и я очнулся, подушка вся мокрая от слез, слезы у меня текли рекой, лампадка горела, я тут же стал молиться о Царской семье. Еще появилось такое удивительное чувство, что я Государя знал, когда с ним беседовал, знаю его гораздо лучше, чем всех людей, с которыми общаюсь на земле. Я сразу приехал к своей сестре (она в постриге была Татьяна, в честь царевны Татьяны получила это имя перед смертью) и говорю: «Татьяна, все, что говорят о Государе, все слухи, — это ложь. Они великие святые». И потом всем рассказывал, что Государь просил передать всем: «почему вы мне не молитесь?».
Но наступил момент, когда у некоторых даже православных я видел недоверие в глазах, они смотрели на меня, как на немножко ненормального. Это недоверие очень больно было встречать. И я потом стал говорить только выборочным людям.
Еще одна история. Среди тех, кто с недоверием отнеслись, была Людмила Вьюнова. Она в Издательском совете митрополита Питирима работала с моей женой. И однажды она меня спрашивает: что значит глаза, которые на земле ни у кого не встретишь? Есть старцы с добрыми глазами. На земле таких глаз, я сказал, не бывает. Она пришла на службу в малый собор Донского монастыря. Служил игумен Даниил Сарычев, покойный ныне. Ничего не связано было с Царскими днями по календарю, был 1985 год. И вдруг он стал в проповеди говорить о Царской семьи, а Людмила стояла недалеко от амвона. И он произносит: «А глаза у Государя были такие, что на земле ты ни у кого таких глаз не найдешь». И посмотрел на нее, и еще пальцам показал. И она поняла, что это правда, рассказала мне это во время Царского Крестного хода, когда мы встретились.
Матвейчук Е. Н. Мне вспомнилось сразу же стихотворение царского гусляра Сергея Бехтеева:
Кто видел в жизни только раз
Сиянье кротких Царских Глаз,
Тому Их век не позабыть
И Тех Очей не разлюбить.
Кому их встретить довелось,
В том сердце верою зажглось,
Того в дни бедствий не смутят
Ни зло людей, ни смертный яд.
Всегда и всюду перед ним
Блестят величием своим
Глаза, Которым равных нет
В греховном мире слёз и бед.
Кто видел в жизни только раз
Сиянье кротких Царских Глаз,
Тому Их век не позабыть
И Тех Очей не разлюбить.
Очей не разлюбить.
Саулкин В. А. Первую передачу о святых Царственных мучениках мне удалось сделать в январе 1989 года на выставке к Тысячелетию Крещения Руси. Я там большую икону «Знамения» выставил. И рассказывал людям о Царской семье, о всех святых. Там был Игорь Чернавский, неверующий журналист «Маяка». У него жена была художница. Он записал передачу. Думаю, как передача эта пойдет на «Маяке», ведь 1989 год? Вдруг мне художники-декораторы с «Мосфильма» звонят, говорят: «Витя, мы прослушали часовую передачу о Царской семье как о святых». Я обрадовался, конечно. А потом уже, когда возникло радио «Радонеж», у меня появилась возможность говорить о Царской семье и выполнять в какой-то мере слова Государя: «Передай всем, почему вы мне не молитесь?».
И меня очень безпокоит, мне очень больно, что сейчас, после прославления Царственных мучеников, все меньше и меньше начинают обращаться к ним с молитвой и чувствовать любовь Государя к нам.
Матвейчук Е. Н. Я как раз и хотел задать Вам этот вопрос. Что Вы хотите передать соотечественникам?
Саулкин В. А. Я могу только повторить слова старца нашего великого Николая Гурьянова, который говорил: «Над Россией постоянно нависает меч страшной войны, и только молитва Святого Царя Николая отводит от нас гнев Божий. Надо просить Царя, чтобы не было войны. Он любит и жалеет Россию. Если бы вы знали, как он там плачет за нас!»
То, что сейчас происходит (беседа записана в 2018 году — Ред.), это только цветочки. Война может развиваться по более серьезному сценарию, и молитва к Царю-Государю может остановить многие бедствия. И вообще молитва Государя может преобразить Россию, потому что самое страшное, что святая Царская семья молится о нас всех, как о своих детях, а народ к ним не обращается пока. И даже среди православных людей есть такие верующие, которые считают ненужным в молитве обращаться к Царской семье. И мне хотелось бы, чтобы благодать любви Царственных мучеников коснулась как можно большего количества людских сердец. Я уверен, что тогда страна изменится.
Матвейчук Е. Н. Спасибо Вам, Виктор Александрович! Мы обращаемся к нашему гостю Андрею Николаевичу Печерскому. Расскажите, пожалуйста, о Крестном ходе «Под Звездой Богородицы», который состоялся в 2008 году?
Печерский А. Н. Спасибо. Это, действительно, были памятные дни. Не только для меня, но для очень многих людей. Ныне покойный, к сожалению, Александр Мельник, тогда возглавлял Фонд Андрея Первозванного. У него возникла идея провести восемь Крестных ходов, которые пересекут Россию и встретятся в Москве.
А у нас тогда как раз не было своего помещения. Мы сидели в его фонде. Он ко мне заходит и говорит: «Слушай, Андрей, какую икону надо взять, чтобы шла во главе этих Крестных ходов?»
Я говорю: «Это икона Державной Божией Матери». Они согласовали этот вопрос, получили благословение. Было написано восемь икон Державной Божией Матери, освятили в Коломенском у чудотворной иконы Державной. Патриарх Алексий II освятил все восемь в алтаре, и они замироточили. Все Крестные ходы (самый дальний был из Владивостока, и из Одессы, и с севера, и с юга) должны были встретиться в Москве в Храме Христа Спасителя.
Но Храма Христа Спасителя ведь тоже когда-то не было. Сейчас люди идут, думают, что так всегда и было, а начиналось-то все с бассейна. Был у нас скульптор Владимир Мокроусов, который построил часовню у бассейна. Там читались акафисты Державной Божией Матери и Царю-мученику. Люди, выходя из бассейна, с недоумением смотрели, что это кучка людей здесь делает. И я хорошо помню, что противодействие в светском обществе было очень большое, и само решение о строительстве Храма Христа Спасителя не в раз состоялось. Помню были пасхальные дни. Накануне этого решения мы провели Крестный ход вокруг бассейна и даже среди тех, кто был в этом Крестном ходе, находились люди, которые провоцировали тех, кто пришел на дно бассейна, какие-то надругательства совершали. Но бассейн закрыли, храм Христа начал строиться. И сейчас он стоит величественный.
И сейчас мы с Виктором шли из Коломенского, где прошел один из Крестных ходов «Под Звездой Богородицы». Мы шли тогда как раз до Храма Христа Спасителя. Это было настоящее торжество. Я не знаю, насколько оно может быть повторено сегодня, но это было. Люди шли радостные, несли иконы Царя-мученика, Державные иконы Божией Матери.
Виктор Рыжко, ныне покойный кинорежиссер, снимал это. И особенно, конечно, большой подвиг совершили люди, которые шли пешком из Владивостока, и в этот Крестный ход вступали и священники, и архиереи, и военные, и представители власти. Все так гармонично складывалось и я даже помню, что в то время Георгий Сергеевич Полтавченко был полномочным представителем Президента России в Центральном федеральном округе. Мы с ним записали беседу, посвященную этим памятным и очень радостным дням, опубликовали в газете. Несомненно, это не должно остаться под спудом.
Виктор правильно выразил огорчение, что об этом Крестном ходе мало кто вспоминает. Можно еще вспомнить, что на 90-летие явления в Коломенском Державной иконы Божией Матери мы решили провести Крестный ход из Коломенского, где находится эта святыня, на станцию Дно, где Государь Николай Александрович якобы отрекался от власти. И когда мы пришли туда и служили молебен, внезапно замироточили две иконы Державной Божией Матери, а с иконы Царя-мученика (фотография, где Царь-мученик смотрит из вагона, руки у него в кандалах) из глаз Императора полились слезы. Это видели все, кто там присутствовал.
Когда мы вернулись в Москву, Патриарх Алексий служил литургию 15 марта в Коломенском. И там я ему преподнес одну из этих Державных мироточащих икон. Мироточение было тоже необычным: вся икона покрылась мелкими-мелкими точечками миро и благоухала, конечно.
Прошло еще десять лет, и на столетие уже явления Державной иконы Божией Матери мы решили повторить этот Крестный ход. Патриарх Кирилл служил в Коломенском на столетие. А когда мы пришли на станцию Дно, внезапно я узнаю, что мой друг, не говоря нам ни слова, уже начал закладывать храм во имя Царственных мучеников на станции Дно, рядом с покаянным Крестом, по другую сторону железной дороги. Храм уже стоит, действующий, в нем люди молятся. Вот такие чудеса происходят, и мы, я думаю, просто должны отдавать себе отчет в этом. Ничего случайного не бывает.
Мне часто задают вопрос: почему ваша газета называется «Русь Державная?» Это словосочетание отец Александр Шумский очень любил, спрашивал: «Где ж ты такое название откопал?» Это было довольно интересно. Моему сыну было два или три годика, я читал молитвы и думал, как же газету назвать? И тут слышу, что дочка готовит урок на кухне: «Это ты, моя Русь Державная, моя Родина православная». Я подумал — «Русь Державная»! Все. Поехал к своему духовному отцу архимандриту Кириллу Павлову. Он говорит: «Да, это так и должно быть». Патриарх Алексий тоже благословил. И вот уже 32 года издается эта газета.
Виктор рассказывал о своем сновидении. И я тоже хотел бы поделиться. У меня было такое сновидение, когда мы начали газету издавать. Снится мне, что я иду по Красной площади. Но на Кремлевских башнях вместо звезд стоят двуглавые орлы. В те годы — 1993-й и дальше — противодействие было очень сильным. Но люди видят нашу газету, а там узнаваемые черты Кремлевских соборов, а вместо звезд на башнях двуглавые орлы. В одной из московских газет нас даже «пропесочили», мол, смотрите, что люди творят, сумасшедшие.
Но это незаметно в сознание внедряется. А мы делаем вид, что мы ничего не знаем, что мы можем жить, как жили раньше. Да нет, сейчас времена настолько сложные, что нам без молитвы вообще никак не прожить.
Мы не сказали еще об одном нашем друге — о Вячеславе Клыкове. Он тоже был мой близкий друг, известный скульптор, который создал памятник Царю
Николаю. Первый памятник взорвали. Второй — тоже взорвали. Третий стоит, но стоит опять же не в центре Москвы, а по дороге в Троице-Сергиеву лавру, за кольцевой дорогой.
Поэтому память о Царе-мученике, Виктор, ты прав, должна проникать в наши сердца, потому что, может быть, это и есть последняя инстанция.
Саулкин В. А. Расскажи, как дети Крест несли. Это очень интересно.
Печерский А. Н. Когда мы шли на 90-летие устанавливать Крест, покойный Виктор Рыжко сказал мне: «Андрей, а давай здесь Крест установим, на станции Дно». Я говорю: «Витя, это хорошая мечта, но у нас нет согласований ни с церковными властями, ни со светскими». «Ничего, — говорит, — давайте, везите крест». И поскольку у нас этого в программе не было, мы его забыли. Пришли уже на саму станцию. Вдруг видим: идут дети и несут огромный крест из тяжеленного бруса 100 на 100, по-моему. Но они как-то его несут играючи. Он как бы у них парит в воздухе. Мой друг, профессор Успенский, говорит: «Такое было впечатление, что им кто-то помогает». Установили этот Крест, он стоит там до сих пор. Стоит Крест, а теперь совсем рядом — храм во имя Царственных мучеников, который на свои средства построил мой близкий друг, он помогает и тому, чтобы «Русь Державная» жила. Такие у нас очень памятные моменты, и хотелось бы, чтобы подрастающие поколения, молодежь, действительно, осознала, что надо не просто в храм приходить и лоб крестить, а знать Царственных мучеников, вспоминать Державную Божию Матерь. Для этого, может быть, мы и собрались здесь сейчас, перед святым Царским образом.
Я хорошо помню, как в один из Крестных ходов, когда из Курска пришел Крестный ход в само Дивеево, несли икону Царственных мучеников Надымскую. Мы к ней прикладывались, я был там со всей семьей.
Атаман Сергей Кришталь прошел сотни тысяч километров с Надымской иконой Царя Николая II. С 2015 года Надымская икона по неизвестным причинам кем-то была скрыта, но не утрачена. По благословлению афонских старцев для совершения Крестных ходов был написан другой образ: Имперская Царственная Казачья воинская покаянная икона Царя Николая II. После смерти отца дело продолжил сын Сергея — атаман Николай. Эта икона уже не один раз обошла Россию. Возле нее очевидцы не раз видели Государя. Как и Надымская, икона мироточит и по молитвам к ней совершается множество чудес. Она и здесь, с нами на этой встрече.
Чудеса вокруг нас, но мы почему-то их не замечаем. Недавнее чудо: я Виктору показал, что мой друг по всему миру возит икону из Курского поселка Локоть «Умиление» Божией Матери. Она чудотворная. Недавно, когда ее вносили в храм, кто-то догадался сфотографировать, а там огоньки внутри играют. Никаких свечек там не было рядом, ни фонарей, ничего. Чудеса вокруг нас, надо только хорошо прислушаться и присмотреться: правильно ли я живу, туда ли я иду, и тогда, я уверен, многое изменится.
Я уже говорил, что архимандрит Кирилл (Павлов) был моим духовным отцом и очень много для меня сделал. И когда мы с ним однажды сидели в Барвихе в санатории на скамеечке и обо всем говорили, он вздохнул и сказал: «Андрей, вот если бы люди в своем большинстве сейчас воздохнули о Господе, Господь бы сотворил такое чудо, что все бы изменилось на нашей земле». Я думаю, что такой призыв нашего старца нас должен всколыхнуть, и наши чувства и нашу православную веру.
Матвейчук Е. Н. Спасибо, Андрей Николаевич, я тоже хочу вспомнить слова отца Кирилла (Павлова). Когда у него спросили, возродится ли Россия, он на некоторое время задумался, может быть, даже секунд на двадцать, поднял глаза, видно было, что он молился, и сказал, что нужно поднять нравственность сначала. Вот, действительно, дай Бог.
Спасибо! Теперь обращаюсь к Вам, отец Игнатий, расскажите про тот Крестный ход, который состоялся через десять лет. Так удивительно сложилось, что те Крестные ходы, про которые мы говорим, получились с разницей в десять лет: 1998 год — Виктор Александрович рассказывал о Крестном ходе, потом 2008 год — «Под Звездой Богородицы» и 2018 год — это Крестный ход, который состоялся на столетие со дня мученической кончины Царской семьи, он прошел от Пскова через Петербург в Екатеринбург. Об этом нам расскажет монах Игнатий.
Монах Игнатий (Пашнин). Спаси Господи! Милости Божией. И меня Господь сподобил внести свой малый вклад в прославление святой Царской семьи. Началось все гораздо раньше, и хочу рассказать о том, как сподобился я узнать о Царской семье, полюбить ее и в итоге служить и прославлять.
Это было в 2002 году, когда Господь меня призвал в Церковь. У меня был очень сложный путь воцерковления. Мы поехали на Урал с папой, корни наши в Челябинской области. Батюшка в простом сельском храме меня в первый раз завел в алтарь, подарил иконку Царской семьи, видимо, с Ганиной ямы привез. И говорит: «Вот святая Царская семья, Царственные мученики, молись им, они все выполняют, что бы ты ни попросил». А так как у меня была такая вера, детская, можно сказать, благодатная, я просто поверил, начал молиться и, действительно, в течение всей уже церковной и духовной жизни ощущается очень сильная помощь, они практически все исполняют, правда. Наверное, Господь так сподобил, что я по такой вере начал узнавать о Царской семье дальше. 2008-й год очень хорошо помню, Крестным ходом мы вышли из Петербурга в Москву. По ощущениям это было что-то неземное, потому что люди, которые просто мимо по самым большим улицам шли, сами того не ожидая, присоединялись, видя всеобщую соборную молитву, эта благодать собирала людей. Для меня лично это было сакрально, необъяснимо.
Но уже в 2009 году Царь призвал меня в Крестный ход. Организатор ежегодных Крестных ходов «Санкт-Петербург-Екатеринбург», председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Соборное дело» Николаевская Людмила Владимировна позвонила мне, когда я как раз изучал пророчества, двухтомник «Россия перед вторым пришествием». И прямо на этих словах — «почему мне никто не служит» — звонок телефонный. И она говорит: «Срочно. У нас Крестный ход немного распался, некому нести хоругви». Они уже были на границе с Костромской епархией, то есть еще полпути не прошли. «Срочно выезжай. Ты нужен». Разве мог я не поехать?
Помню этот день — день Священной коронации 27 мая. Я вышел из поезда, там встретили крестоходцы. У них произошел небольшой разлад — технические сложности. Это был призыв мне, и я прошел практически полпути, где-то около полутора тысяч километров до Екатеринбурга. А когда вернулся в Петербург, моя жизнь сразу в корне изменилась. Я прихожу чудесным образом в Царский храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, построенный в честь десятилетия со дня венчания Царской четы, храм с левым приделом Царственных мучеников, и по молитвам святого батюшки нашего Иоанна Кронштадтского, который освящал этот храм во время строительства, я попадаю в алтарь, уже к церковному служению.
И в последующие два года были знаменательные события. Мы с Божией помощью организовали военно-патриотический клуб «Верность», впоследствии санкт-петербургские кадетские классы, сейчас это закрытое учебное заведение, историческое, Первый кадетский корпус с главной задачей и целью — возрождение духа и традиций Русской Императорской армии. То есть, программа кадетских корпусов по уставу Императора Александра III. До сих пор дело живет, слава Богу!
Затем открывается памятник Царской чете. Он уникальный, такого я нигде не видел. Царь Николай с царицей Александрой на постаменте, и на подставке лежат скипетр и держава, то есть они их сняли и отдают, передают.
И теперь в царской теме полностью Господь ведет. Очень много всяких мероприятий, событий, Крестных ходов. После того, как десять лет организация «Соборное дело» во главе с Людмилой Владимировной Николаевской проводила ежегодные Крестные ходы, конечно, в 2018 году мы не могли не пойти к столетию. И у меня было сильное желание (я был уже постриженик Свято-Успенской Макарьевской пустыни Гатчинской епархии) и благословение архиерейское было на помощь и организацию. И получилось чудесным образом, что я оказался свободным от всех монастырских послушаний. Я понял, что как раз для этого важного и главного дела в моей жизни. И с Божией помощью мы начали организационную работу. Главная цель любого Крестного хода — это покаяние. Покаянная молитва — это выход из наших тупиковых ситуаций, это примирение с Богом. Что мы можем изменить на общем уровне? Мало что. А вот на частном, на личном мы можем явить ответную любовь к Царской семье, их жертвенному подвигу, пройдя хотя бы сто метров. Мы так и говорили: вы пройдите сколько сможете. Не надо идти весь длинный путь три тысячи километров, как мы, около трех тысяч прошли. Это и будет вашим посильным вкладом и ответом на любовь к Царской семье, к русскому народу. Поэтому мы хотели именно так сделать, чтобы этот Крестный ход к столетию коснулся каждого русского человека, чтобы мы не просто сами взяли и прошли, а чтобы проводилась духовно-просветительская деятельность на приходах, в монастырях, где мы проходили — для народа, для прихожан, для верующих. Надо сказать, что все с Божией помощью получилось, что мы задумали.
И еще. Мы ходили уже наработанным маршрутом Санкт-Петербург — Екатеринбург, но в 2018 году, к столетию, все-таки было принято решение выйти из Пскова — с того места, где совершилась так называемое отречение, но я его называю отречение от Царя своего верноподданного народа, воинства, генералов, интеллигенции. То есть отречение от Царя во Пскове случилось. Батюшка протоиерей Олег Тэор, тоже крестоходец, показал нам это место, где вагон стоял. Мистически все было: мы выходили в день явления иконы Божией Матери «Державная» 15 марта. И получилось так, что первая часть нашего Крестного хода была покаянная. Это был Великий пост и до Пасхи мы планировали войти в Петербург. И дальше уже после Страстной седмицы и молитв именно на царских местах, где молилась Царская семья, в царских храмах, памятных местах царских, уже в саму Пасху выйти далее на Екатеринбург. А вторая часть получилась полностью торжествующая, потому что мы шли уже с радостной вестью: «Христос Воскресе»!
И, конечно, можно очень много говорить о чудесах, во-первых, о личных чудесах, во-вторых, об общих, потому что каждый день там случались чудесные события, встречи, явления. Допустим, на выходе из Петербурга у Федоровского государева собора, который в центре города, женщина принесла икону и сказала: «Я хочу, чтобы эта икона была в вашем Крестном ходе». А икона эта была Дивеевского иконописца «Благословение на возрождение монархии». Она не канонического письма, а все, что не канонического письма, я решил везти в автобусах, в машине, не выставлять напоказ, но пообещал, желание ваше будет исполнено, я тоже не против, если такая икона поедет или пройдет с нами, потому что, наверное, это и есть та народная любовь к Царской семье, у каждого в жизни были такие чудеса, в каждой семье, наверное, верующие ощущали благодатную помощь Царской семьи и явно, и тайно. Прославили Царскую семью именно снизу, из народа.
Образ нашего Крестного хода можно описать так: вместе с нами шел циклон — дожди, тучи. Мы идем и впереди на горизонте, где какой-то населенный пункт, темно, пасмурно, тучи, дождь, ливни, грозы, ураганы, а позади нас солнце. То есть мы как бы разгоняли эту тьму, практически в каждом крупном городе так было. Это очень укрепляло. По сути, это и есть то, о чем говорили многие святые: покаянными Царскими Крестными ходами спасется Русь. И батюшка Серафим Саровский говорил об этом.
Слава Богу! Крестный ход идет, ад трепещет. Покаяние за весь русский народ, наверное, в Царских Крестных ходах и нужно приносить такими молитвами, просьбами общими, соборными. Мы проводили чины покаяния по маршруту. И люди хотели поучаствовать, покаяться. Об этом надо говорить и вести просветительскую работу с народом.
Матвейчук Е. Н. В том Крестном ходе в последние три дня отец Игнатий взял с собой в автобус меня и мою соратницу. И вот эта награда, которая у меня на груди, нам досталась как работникам единонадесятого часа.
Я хочу сказать, что там, в этом Крестном ходу не было ни времени, ни пространства. Как будто бы часы остановились и ни дня, ни ночи мы не наблюдали. Удивительное было ощущение, мы как будто летели и парили. Результатом этого Крестного хода, который Вы, отец Игнатий, организовали, явилось то, что у меня появилось желание что-то сделать для Царской семьи. Именно после него, после молитвы и покаяния пришла идея создать выставки «Царский венец». С тех пор десятки этих выставок, которые мы открыли по России, пошли в народ.
Монах Игнатий (Пашнин). Хотел бы поблагодарить наших помощников, организаторов этого Крестного хода, духовников и, в частности, архимандрита Гавриила Коневиченко, который и предоставил нам такие награды: медали к столетию и орденские знаки «Святой Царь Николай II». Благодарны тем людям, тем батюшкам, которые соучаствовали, помогали, которые принимали крестоходцев, кормили, поили, в баню водили. И за молитву благодарим нашего духовника Крестного хода отца Гавриила. И всех казаков участвовавших.
Матвейчук Е. Н. Я сейчас говорил про десять лет: десять, десять. И у нас с отцом Игнатием был разговор в течение сегодняшней встречи, что еще десять лет осталось. 2028-й год, а что это за рубеж? Я как-то с Вами встретился, когда приходила Имперская покаянная икона в Москве, и вот тогда я узнал: это же отец Игнатий. И отец Игнатий рассказал интересное пророчество, о котором Вы поведайте, пожалуйста.
Монах Игнатий (Пашнин). Есть пророчество блаженной Параскевы Дивеевской, которая говорила, что отмеряно России 110 лет: за каждого убитого в подвале Ипатьевского дома по десять лет. И, наверное, 2028-й год как раз и будет той определяющей во многом датой, потому что 110 лет — это образ 70-летнего пленения Вавилонского. И после вывода из египетского плена 40 лет Господь водил свой народ по пустыне, чтобы изменить сознание рабское, чтобы в землю обетованную вошли не рабы, а сыны и дети Божии, которые имеют наследство.
Но интересно еще и то, что наш праотец Ной 110 лет ходил по земле и говорил, что будет потоп всемирный. А мы знаем из текста Священного Писания, что Господь напрямую указывает нам, что как было во времена Ноя, так будет и во времена Сына Человеческого. Ной предупреждал о Всемирном потопе, но кто услышал его?
Но мы с верой, надеждой и упованием говорим об этой дате, что, может быть, по пророчествам Паши Саровской к концу этих 110 лет в России будет Государь явленный и избранный по сердцу Божию.
Матвейчук Е. Н. Спасибо вам, дорогие гости, что пришли сегодня сюда, за то, что разделили радость нашей беседы, нашего общения!
Расшифровка «Руси Державной»