5 марта из Москвы в Псковскую область отправился необычный Крестный ход. Необычность его состояла и в том, что маршрут его проведения еще не обозначен ни в одном из справочников и рекламных буклетах паломнических фирм, но и в составе участников, среди которых не было людей посторонних – а значит, равнодушных и теплохладных. Группу «крестоходцев» составила паломническая дружина из числа почитателей государя-императора Николая Александровича, бывалых паломников и сотрудников редакции газеты «Русь Державная». Маршрут ими был выбран не случайно, и как потом оказалось, был непростым и далеко не самым легким. Предстояло невидимой мистической нитью связать два поворотных в истории современной нам России населенных пункта: станцию Дно и село (в прошлом) Коломенское.
Два важнейших события в новейшей истории России стали источником и отправным пунктом в этом действии – отречение от самодержавного престола последнего русского царя Николая II и явление Иконы Державной Божией Матери…
Первым пунктом движения из Москвы предполагался старинный русский город-крепость Порхов, известный еще со времен его героической обороны от нашествия польских интервентов во главе со Стефаном Баторием, где участники Крестного хода хотели принять участие в литургии перед прибытием на станцию Дно. Но ночью произошло непредвиденное. То ли водители проскочили нужный поворот, то ли заплутали по карте, но утром автобус уже двигался прямиком (Божьей волей и по молитве Архангелу Михаилу) по дороге на станцию Дно, где перед ним и всеми участниками чудесным образом появился православный храм. К радости паломников, абсолютно ничего не знавших до этого о наличии каких-либо церквей в городе, это был храм именно Архангела Михаила, в котором уже начиналась воскресная служба. Таким удивительным образом, ломая все свои первоначальные планы и схемы, в ряды местных православных прихожан дружно влилась дружина крестоходцев из Москвы. Особая, мистическая, важность этого события заключалась еще и в том, что впервые в православную церковь на станцию Дно пришла из столицы икона Державной Божией Матери, сопровождаемая мироточивым и благоухающим образом царя-мученика Николая II и образом Серафима Саровского из кельи старца о.Николая Гурьянова. После чего в сопровождении местного духовенства дружина двинулась Крестным ходом на саму железнодорожную станцию Дно. К сожалению, ни на самой станции, ни на вокзале до сих пор нет никаких памятных знаков, способных видимым образом свидетельствовать и напоминать о свершившемся здесь историческом событии, хотя, и паломники в этом убедились, в народной памяти это печальное событие сохранено. Видимо, установка такого рода знаков, а в наилучшем варианте – и сооружение часовни в память о царе-мученике Николае Александровиче, претерпевшем здесь свои первые крестные страдания, является предметом дальнейших инициатив, трудов и действий всей нашей православной и патриотической общественности, да и всего верующего русского народа, чьими трудовыми копеечками здесь может быть (и должна быть) воздвигнута Царская часовня. Созидание такой часовни на станции Дно станет реальным шагом в покаянии всего нашего народа за грехи отступления от Царя и Бога. Свой маленький подвиг на этом нелегком пути всероссийского покаяния совершили и дружинники-крестоходцы, отслужившие и отстоявшие на крепком морозце и пронизывающем насквозь ветре покаянный молебен. Начало традиции царских молебнов на станции Дно, положенное группой паломников и редакцией газеты «Русь Державная», впервые совершивших подобный Крестный ход и молебен в прошлом году, было, таким образом, успешно продолжено и даже расширено, т.к. впервые в Крестном ходе и царском молебне совершенно добровольно приняло участие и местное духовенство, и население.
Вторым пунктом в маршруте Крестного хода был город Порхов, в центре которого расположены старинная крепость-музей и церковь святителя Николая. Из Порхова дружина двинулась на остров Талабен, где долгие годы подвизался знаменитый русский старец о.Николай Гурьянов.
Посещение самого острова, церкви, где служил о.Николай Гурьянов, панихида на могилке старца, посещение его домика и келии – все это оставило совершенно особые воспоминания у каждого из участников. Согревший сердца и души паломников, быстрый и легкий обратный путь, совершенный, без всякого сомнения, по молитве и с помощью старца, описать словами трудно. Это нужно было прочувствовать самому. Но чувство приобщения к великой святыне, напоившей всех необыкновенной силой жизнелюбия, радости и оптимизма, было всеобщим и легко ощутимым.
Дальнейший путь лежал в город Псков, где паломники посетили воинский храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, а затем достигли Псково-Печерского монастыря, где отстояли вечернее богослужение.
Обратный путь прошел через знаменательное во всех отношениях место – Иосифо-Волоцкий монастырь. Помощь святого преподобного Иосифа Волоцкого в делах патриотического делания и борьбы за Россию сейчас, как никогда, нужна каждому православному человеку. И кто, как не сам преподобный Иосиф, может нам в этом помочь и укрепить? Ведь именно он вместе с архиепископом Геннадием Новгородским и архимандритом Тихоном Малышкиным положил начало борьбе с величайшим злом–ересью жидовствующих, злобными метастазами поразившей нашу землю?
Завершился Крестный ход в селе Коломенском. Обойдя Крестным ходом храм Вознесения, место, где и была 2 марта 1917 году, сразу же после отречения государя, явлена икона Божией Матери Державная, дружинники замкнули символическую цепь времен и событий, протянули временную невещественную нить через столетие от старого к новому времени, нить, накрепко связавшую нас с нашими дедами и прадедами, и напомнили тем самым и нам с Вами, дорогие читатели газеты «Русь Державная», об ответственности за будущую судьбу нашей Родины – России.
Олег МАКОВЕЕВ