По страницам газеты
Вспомним: если бы нам лет тридцать назад кто-нибудь сказал, что в Москве будет выходить центральная православная русская газета, мы бы не поверили. А если бы поверили, то только как в чудо.
И так оно и есть. Тридцатилетнее существование «Руси Державной» — это, конечно, чудо Божие, чудо Божией Матери.
Теперь, слава Богу, выходит множество центральных и местных, православных и патриотических газет и журналов, и часто на высоком профессиональном уровне. Но «Русь Державная» выбрала с самого начала и прошла эти годы особым путем, очень важным, думается, для всех нас — для Православия, для Церкви, для России, для всех этих сложнейших лет, для нашего будущего.
У нас есть ныне патриотические издания, но в них, увы, иногда нет Православия или оно там в лучшем случае «в гостях». Там встречаются и коммунистические, и ярко выраженные безбожные, антицерковные статьи. У нас есть даже неоязычество — и тоже как якобы нечто сверхрусское. Якобы его последователи — более русские, чем Ломоносов и Суворов, Пушкин и Достоевский, Королев и Гагарин. Да и вообще чем все наши предки, которые жили на нашей земле больше тысячи лет и были верующими православными людьми. Более того, наши крещеные русские воины — их миллионы! — жизнь свою положили за наше православное Отечество — начиная со святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, до святого воина Евгения Родионова.
У нас есть сегодня и множество православных изданий — но их, к сожалению, никак не отнесешь к патриотическим. Они бы, пожалуй, даже обиделись, назови их таким словом. Можно насквозь прочитать эти газеты или толстые, прекрасно отпечатанные журналы и ни разу не встретить слова «русский». Патриотическое — это, мол, что-то не очень православное, не очень церковное, интеллигентное, что-то недуховно-политическое, «маргинальное», уж слишком узко смотрящее на мiр... На Западе ведь нет русского патриотизма, скорее наоборот, зачем же и нам отставать?
Но на Западе и Православия нет.
Есть у нас серьезные государственные, военные издания, но в них, увы, Православие даже и в гостях не бывает — оно тут как бы ни при чем. Это якобы не какой-либо государственный и не военный вопрос, а религиозный.
И вот, слава Богу, есть газета, где неизменно соединены Православие и русский патриотизм — «Русь Державная».
Она прошла, и идет, и, Бог даст, будет идти этим, срединным, царским, соединяющим, глубоко историчным — и именно православным, и именно русским путем.
И это очень важно.
В этом пути, в этом соединении — жизнь, сила, правда, прошлое и будущее нашей Церкви, нашего Отечества, нашего народа.
Наше великое Отечество — его и духовная, и государственная сила, его независимость, его державность — началось этим соединением. Тогда, когда тогдашний глава государства, святой благоверный князь Димитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, принесшую нашей
Родине освобождение, поехал за благословением к игумену Земли Русской преподобному Сергию.
Преподобный старец молился за воинов, сражавшихся на поле битвы. Воины, помолясь, отстаивали наше православное Отечество. Православие и патриотизм — это завет преподобного Сергия. Зримый тому символ — его благословение двух монахов, святых Пересвета и Осляби, на ратный подвиг.
Наша Церковь — Сергиевская. Патриотическая.
И страна наша — Сергиевская. Православная.
Пресвятая Богородица в день Своего Рождества даровала нам эту великую Победу. Она, Матерь Божия Державная, благословила это соединение. Россия как страна православная — и Церковь наша как Церковь державная — это благословение Пречистой. Это наша реальная церковная, духовная и государственная, общенародная история. И отступление от этого завета — это и отступление от истинного патриотизма, и от чистоты Православия.
Данная нам Богом заповедь о любви к ближнему — это и заповедь о патриотизме, о любви к своему народу. И она неотделима от заповеди о любви к Богу — подобная ей, по слову Спасителя.
Также и заповедь «чти отца твоего и матерь твою». Господь заповедал почитать всех отцов и матерей, но особенно — твоих, родных. А значит — и твое Отечество. Родину-мать, которая у тебя одна.
Это — истинная вера.
Мы не более православные, чем преподобный Сергий. А он был русским патриотом.
Отступление от русского патриотизма, а тем более русофобия, есть отступление от всего духовного пути нашей Церкви — начиная с великого аввы Сергия до нынешних проповедей и речей Святейшего Патриарха Кирилла, есть обновленчество.
Русский патриотизм завещан нам всеми святыми, в земле Русской просиявшими. И святыми нашими князьями и царями. И священномучеником Патриархом Ермогеном, вера и мужество которого вдохновили Минина и Пожарского на избавление Руси от смуты. И святителем Митрофаном Воронежским, помогавшим Императору Петру строить флот, ходящий и ныне под флагом святого апостола Андрея Первозванного. И святым праведным воином Феодором Ушаковым, адмиралом Флота Российского. И святителем Московским Филаретом (Дроздовым), составлявшим молитвы о победе нашего воинства. И преподобным Серафимом Вырицким, и блаженной Матроной Московской, отмаливавшими страну в дни Великой Отечественной войны...
Наш великий чудотворец, святой праведный Иоанн Кронштадтский даже молитву Господню — основу нашего Богослужения — напрямую связал с Россией:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да приидет Царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!..
Слова этой молитвы эпиграфом привел в своей книге «Русская симфония» приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв; 1927–1995). В этом фундаментальном труде он дал православное осмысление всей русской истории, начиная с Крещения Руси, ключ к пониманию сегодняшнего и завтрашнего нашего дня, незаменимый учебник для полезного научения и воспитания нашего юношества.
Мы помним, как первую свою громогласную статью великий старец-святитель озаглавил: «Быть русским!» За ней последовали многие другие: «Державное строительство», «Остановим смуту!», «Без веры и Родины жизни нет», — одна другой важнее для нас и сегодня...
«Понятие Родины священно, — писал Владыка после кровавых осенних событий тридцать лет назад — тогда, когда начала выходить газета «Русь Державная», — ибо его даровал каждому человеку Сам Господь Вседержитель, от Которого, — по слову Священного Писания, — именуется всякое Отечество» (Еф.3:15)».
Нам даны жития святых для того, чтобы мы, изучая, как они жили, верили, что считали для себя важнейшим, в том числе и как любили нашу общую с ними Родину, тоже шли по пути спасения.
Царский путь — это и путь православно-монархический. Наша Церковь — филаретовская. Мы не более православные, чем он. А он был монархистом.
На главном тезисе интеллигенции начала прошлого века: о том, что Православие и монархия устарели, — была основана наша государственная катастрофа 1917 года.
Священномученик Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, расстрелянный в 1918 году чекистами, перед революцией «призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, — говорится в его житии. — Понимая, что Православие является основой русской народной жизни, Батюшка призывал интеллигенцию осознать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он».
За Веру, Царя и Отечество — это завет современных нам старцев: протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Моисея (Боголюбова), архимандрита Кирилла (Павлова)... Именно у архимандрита Кирилла, тогдашнего духовника Троице-Сергиевой Лавры, брал благословение на издание «Руси Державной» ее основатель и безсменный главный редактор Андрей Николаевич Печерский — и все эти годы не раз обращался к Батюшке за советом, публикуя в газете его столь важные для нас наставления.
Как же не быть православному патриотом, как не любить тот народ, ту страну, которую возлюбила Сама Царица Небесная — и избрала Своим Уделом, Своим Домом! Которую Она столько раз избавляла от неминуемой гибели — и избавляет. Где Она прошла Своими стопочками. Где Она столько раз являлась наяву — и преподобным Сергию и Серафиму, и простым нашим воинам на фронтах. Где Она явила столько Своих чудотворных икон, в самих названиях которых — имена наших городов и рек: Владимирская, Казанская, Смоленская, Калужская, Донская...
Как не любить ту страну, тот народ, где Господь явил больше всего святых, возставил больше всего храмов, монастырей, сподобил запечатлеть свою веру в Него кровью новомучеников ХХ века!
Мы знаем, кто не любит Россию, кто не любит русский народ. Их не то что не любит, их ненавидит дьявол. Уж это он доказал не раз. Именно он жаждал всегда и жаждет ныне полного уничтожения нашего народа. Больше всего ему мешают Православная вера и державный народ, ее исповедующий, считающий ее главным своим сокровищем.
Наши маловерные или вовсе неправославные братья-патриоты, увы, не видят этой главной силы, боровшейся всегда и в настоящее время сражающейся с Россией. Диаволу Россия ненавистна не как некая страна, а как страна прежде всего православная, а русский народ — не как некий народ, а как народ, призванный Богом хранить истинную веру.
«Разделяй и властвуй» — его тактика. И в том числе — разделять Православие и русский патриотизм.
Недаром пугалом против всякого русского патриотизма — «великодержавным шовинизмом» — пугал лютый враг Православия, раскрещивавший Русь, основоположник ГУЛАГа В. И. Ленин.
Державное управление в нашей стране по-настоящему может быть только православным, с молитвой и покаянием, по Божьему благословению, по совести, людьми верующими, которые могут понимать и творить волю Божию о нашем православном Отечестве, а не быть управляемы через свои страсти противоположной, губящей всех и вся черной силой.
Наши маловерные или вовсе неправославные братья-патриоты, увы, не видят этой главной силы, боровшейся всегда и в настоящее время сражающейся с Россией. Диаволу Россия ненавистна не как некая страна, а как страна прежде всего православная, а русский народ — не как некий народ, а как народ, призванный Богом хранить истинную веру.
В эти тридцать лет Россия в очередной раз была приговорена к гибели. И она выстояла. Выстояла со Христом, предстательством Царицы Небесной. Христос — камень веры, и врата адовы безсильны.
Православная газета по-настоящему соединена с народом, потому что народ наш патриотичен. И этим она способствует очищению его мiровоззрения от остатков коммунистических заблуждений, от уродливого и ложного так называемого «социалистического патриотизма», «пролетарского интернационализма» и космополитизма, от уродливого и ложного так называемого «национал-большевизма». Она говорит ему, что настоящий русский патриотизм — это отношение к России как к православному Отечеству, потому что Русь наша больше тысячи лет православная, Православие вошло в плоть и кровь, возвысило, воспитало душу нашего народа, создало его культуру. Разве может подлинный русский патриот не уважать вековые поколения нашего народа, которые все были крещеными?
Вот почему с самого начала существования «Руси Державной» мы в ее редакции думали о том, что она, если Бог поможет, может стать центральной газетой в России. Недаром ее главный редактор пришел в нее из «Правды» — первые наши рабочие встречи и были там, на седьмом этаже, в ее стенах. Она сохранила некоторые черты тогдашней главной газеты страны: формат, 8-полосность, строгий, серьезный, буднично-торжественный русский стиль («Правда» и тогда была более русской газетой, чем, скажем, «Известия»).
И «Русь Державная» действительно стала центральной нашей газетой. Не по тиражу, не по частоте выхода, не по официальной принадлежности, это всё не главное в жизни, как известно, тем более перед Богом. По духу, по сути, по отношению к истинному благу народа, к тем задачам, которые ставит перед нашим народом Господь. Потому стала, что идет центральным, главным нашим государствообразующим православно-державным курсом, которым шла наша страна все века своей православной истории и который только и может вывести ее из смутного времени сегодня.
Она отнюдь не развлекала, не развращала народ эти годы, не занимала его внимание всем тем, о чем вполне можно и не знать?— подробностями видимаго сего жития, которые иногда кажутся очень важными, но о которых мы забываем на следующий день. Она привлекала его внимание к самому нужному его душе. Она поверяла земное небесным. То есть, она давала главный ориентир, нужный людям всегда: что есть истинное добро и что есть зло.
Собственно, для страны, как это всё лучше понимает наш народ, это и был бы наилучший путь: от «Правды» — к «Руси Державной». То есть, не ломая революционно все то, что было создано, защищено нашим народом величайшим напряжением сил в мирные и военные годы, но, сохраняя государственную, экономическую, военную, научную, культурную, социальную, образовательную мощь страны, вдохнуть во всю нашу жизнь главное, чего ей не хватало — дух Православия и патриотизма, выводя страну на традиционный державный путь, давая ей силу и правду — истинную правду, правду святого Александра Невского, сказавшего: «Не в силе Бог, но в правде». И эти его слова вполне могли бы стать лозунгом этой, новой русской «Правды», заменив, по сути, еще Сталиным отброшенный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Да, борьба за русскую правду шла у нас всегда, ни на минуту не затихая.
Если мы развернем номер газеты «Правда» от 10 мая 1945 года, который возвещал о нашей Великой Победе — мы удивимся: какой же он тихий, скромный... Даже без «шапки» наверху первой полосы. А в «Обращении тов. И. В. Сталина к народу» — ни слова коммунистического: «...Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией...» В этом номере газеты в одной заметке слово «Бог» даже напечатано с большой буквы...
Нам еще очень многое предстоит прояснить в изрядно замутненной, хорошо засекреченной истории России ХХ века. И над этим тоже потрудилась «Русь Державная».
Одним из важнейших прорывов в правду нашей истории была публикация в одном из первых номеров газеты отрывка из только что вышедшей тогда книги воспоминаний о блаженной Матроне Московской Зинаиды Владимировны Ждановой, у которой восемь лет жила святая старица. Именно из той публикации мы впервые узнали о приезде к Блаженной Сталина в 1941 году...
Такова, прежде всего, сила Божия, сила Божией Матери Державной, Которая с 1917 года царствует в России и творит чудеса русской истории.
Нас насильно оторвали от всей нашей истории, и этот отрыв продолжается, и в нем — важная причина продолжающегося ныне смутного времени: жизнь не имеет прочного корня в прошлом, не имеет и ориентиров для будущего.
Если бы мы, все русские люди, объединились сегодня в любви и ко Христу, и к России, то, наверное, совершилось бы новое русское чудо...
Тридцать лет назад, в прошедшие годы мы упустили, возможно, исторический шанс для России пойти по традиционному русскому державному пути. Так же, как был упущен для этого, может быть, еще более реальный шанс в 1945–1948 годах...
Чего нам всем не хватило?
Прежде всего, веры.
Единства во Христе.
Эту цель хранила и продолжает держать для всех нас «Русь Державная».
Не все публикации газеты, которая стремилась предоставить трибуну многим нашим соотечественникам, имеющим разный духовный опыт, были безукоризненно церковными. Но церковно-государственная линия, опирающаяся на точку зрения наших иерархов, священников, писателей, общественных деятелей, которых выделяла редакция за их прямоту, за их искреннее отношение к России, за печалование о нашем народе, за безкорыстную любовь к правде Христовой, к русской правде, — была незыблема из номера в номер. И газете удалось стать голосом нашего православного русского народа, поддерживая всё духовно укрепляющее, объединяющее наше общество, созидающее его соборность на самой прочной, проверенной русской историей основе: Православия, Самодержавия, Народности.
Ин суд Божий и ин суд человечь. То, что нам, людям, кажется важным, у Бога может не иметь никакой цены. И наоборот — малое в глазах людей может решать судьбу народа, потому что Господь это принимает.
Дай Бог, чтобы Господь принял скромный труд в двух-трех невзрачных комнатках этой очень маленькой редакции, делающей свое очень трудное и очень счастливое дело — и даровал нашему народу то, ради чего она существует, по молитвам Пречистой.
(В сокращении)
Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков
«Русь Державная», 2013, № 9
Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков
«Русь Державная», 2013, № 9