31 марта в Новоспасском монастыре, в храме Романа Сладкопевца-усыпальнице рода Романовых состоялась панихида по Михаилу Никитичу Романову—дяде Михаила Федоровича—первого царя из династии Романовых и родному брату патриарха Филарета. В этот день—400 лет назад(18 марта ст./ст.) в Новоспасском монастыре произошло торжественное перезахоронение останков Михаила Никитича Романова, перенесенных в Москву из деревни Ныробка Верхнего стана Пермско — Чердынского уезда.
Михаил Никитич Романов был третьим сыном в семье боярина Никиты Романовича Юрьева( в схиме Нифонта), брата первой жены царя Иоанна Васильевича Грозного-Анастасии Романовой, храброго воеводы и народного печальника, который заслужил любовь русских людей за дело собирания и укрепления Руси.
С детства Михаил Никитич выделялся доброжелательным нравом и красивым, поистине богатырским телосложением. Продолжая традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к Государю и в 1598 году ему был пожалован чин окольничего( чин ниже боярского). Вступивший в 1598 году на царский престол Борис Годунов поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича, тем более, что тот на смертном одре именно ему поручил заботу о своих детях, и Годунов дал «клятву» к «великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Но со временем, видимо, из-за опасений политического усиления Романовых, его отношение к ним изменилось. Дело в том, что дети Никиты Романовича—Феодор, Александр, Михаил, Иван и Василий по крови были ближайшими родственниками умершего царя Феодора—их тетка Анастасия была матерью Феодора, т.е. сами они были двоюродными братьями царя и, формально, имели больше прав на престол, чем Б. Ф. Годунов. Со временем усилились их родственные связи и позиции в Боярской Думе. Но осенью 1600 г. противникам Романовых с помощью ложного доноса подкупленного казначея А. Н. Романова удалось обвинить Александра Никитича и его братьев в умысле отравить царя. Доносчик Бартеньев, прежде чем написать донос, подложил в подклет, где хранится господская казна, мешочки с особыми кореньями, обычно используемыми при колдовстве и для изготовления ядов. Они были найдены, а братья Романовы были обвинены боярами в колдовстве, всяческих злых умыслах, в желании извести царя Бориса и самим занять трон. Их отправили в тюрьму. А вслед за ними туда же отправили и их родственников. Через несколько месяцев в июне 1601 года был оглашен Боярский приговор, согласно которому братья Романовы объявлялись государственными преступниками, лишались всех званий, имущества и сурово наказывались вместе с членами семей и родственниками. Все пять братьев были сосланы в отдаленные места, и трое из них умерли в течении года из-за тяжелейших условий содержания( это при том, что официально ещё не истек пятилетний срок обещания никого не казнить, данного царем Борисом при венчании на царство). Иван был временно разбит параличом, но остался жив и лишь старший из братьев—Феодор Никитич, постриженный в монахи, чтобы никогда не иметь возможности занять престол, будучи в монастыре, избежал тягот сурового заточения.
Михаил Никитич был отправлен в Пермь великую. Его тюрьмой стала деревенька Ныробка, которая была крайним северным русским селением Перми Великой и в то время состояла из 6 деревянных изб. Там Михаил Никитич прожил почти целый год в сырой, холодной, смрадной яме, без возможности двигаться, в тяжелых кандалах, вес которых достигал трех пудов. Пища его была—хлеб и вода, да и то его паёк всё время урезали и, наконец, к лету начали давать по ломтю хлеба через 2 дня. Проживя в таких условиях почти год, он умер, причем есть версия, что был удушен охраной.
Ныробцы полюбили невинного страдальца; они подучили своих детей, когда отходила охрана, как бы под видом игры бегать мимо ямы, где томился узник и бросать в отверстие глиняные дудочки с пищей для него. Но это вскоре было открыто, и когда выяснилось, что дети научены своими отцами—пятерых хозяев увезли в кандалах в Казань, откуда вернулось живыми четверо спустя пять лет.
В 1606 г. уже после смерти Бориса Годунова, когда тело Михаила Никитича было вырыто для перенесения его в Москву, по свидетельству церковной летописи, «в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едино некоторую часть земля отъяла». Михаил Никитич был похоронен в Новоспасском монастыре, 18 марта (старого стиля) 1606 года. Там же были похоронены в разное время три его брата—Александр( умер в 1601-1602 гг., похоронен 15 марта ст. ст.1606 г.), Василий( умер в 1602 г., похоронен в 1618 г.) и Иоанн( умер в 1640 г.). Над местом захоронения своих дядей в Новоспасском монастыре, царь Михаил Фёдорович построил храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»—родовой святыни Романовых.
В 1613 г. –в год воцарения Дома Романовых проезжими купцами на месте первоначального погребения страстотерпца была найдена икона святителя Николая. Для иконы построили первоначально часовню, а позднее—по указу царя Михаила Феодоровича—деревянный храм.
Ныробцы свято чтили память невинного страдальца. Над местом его первого погребения построен в 1736 году существующий и поныне каменный храм во имя Богоявления Господня, а в нескольких саженях освящённый в1705 г., поражающий своей внешностью—Никольский храм. Над темницей Михаила Никитича после его смерти была построена деревянная часовня, но позднее, в 1793 г. , старанием ныробцев и по указу Екатерины II, она была заменена каменной. «Жители села Ныроба, окрестных деревень; даже Вятской губернии и Зауралья почитают страдальца-боярина как бы святым—пишет пермский историк В. Лопухин в 1910е гг.-Ежегодно стекаются громадные толпы богомольцев и 6 сентября( воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех) служат по Михаиле Никитиче панихиду, а в день Святой Троицы к часовне со вершают крестный ход и служат молебен Михаилу Архангелу; молебен заканчивается провозглашением многолетия Царствующему Дому Романовых и вечной памяти боярину Михаилу Никитичу». По другим свидетельствам в Ныроб шли паломники и на Николу вешнего( 22 мая), от ключика и цепей были многочисленные исцеления. В 1913-1917 гг. были собраны и изданы материалы к житию Михаила Никитича и таким образом положено начало официальному его прославлению в лике святых. Но этому помешала революция. Бог даст— будут обретены мощи Михаила Никитича, находящиеся ныне под спудом в еще неосвященном Знаменском храме. Будем молиться и надеяться, что Михаил Никитич будет прославлен как первый страстотерпец из многострадального Дома Романовых.
Антон КЛЕПИКОВ