Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации, а Патриарх Московский и всея Руси — не только Патриарх для верующих России. В этом факте нет ничего нового или необычного. Юрисдикция многих Поместных Православных Церквей не совпадает с границами одного государства (Антиохийский, Александрийский Патриархаты и проч.). Цвет паспорта Патриарха не имеет значения для церковной жизни. Патриарх Кирилл ездил на Украину не как гражданин России, не как член «российской делегации», но как Предстоятель Церкви, который в важный для своей украинской паствы период вместе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром помолился за Украину и за избранного президента. (И, кстати сказать, после молебна и совершенной вместе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Литургии сразу отбыл в Москву — для встречи с еще одним президентом, на этот раз Ливана.)
Обращаясь к Виктору Януковичу, Патриарх сказал: «Мы знаем, насколько велика трудность тех огромной важности задач, которые сегодня стоят перед народом Украины. И потому воля Божия, несомненно, в том, чтобы народ был единым, чтобы были преодолены разногласия <...>, чтобы была найдена общая духовная основа совместной жизни украинского народа». Не ставлю под сомнение право аналитиков интерпретировать события по-своему, но давайте хотя бы слушать то, что говорит Патриарх.
Кстати сказать, в чем-то похожая история получилась и с дискуссией о благословении нашей олимпийской сборной. Не буду объяснять, чем благословение отличается от магического ритуала, — думаю, любой мало-мальски образованный человек это и так понимает. Хочу лишь напомнить, что в обращении Святейшего Патриарха к нашим олимпийцам были и такие слова: «Я сегодня приветствую спортсменов из России. Но я являюсь Патриархом не только для Российской Федерации, но и для других стран, которые некогда объединяла историческая Россия. Я желаю всем спортсменам, которые связаны с нами общими историческими истоками, успеха на Олимпиаде в Ванкувере. Пусть дружба и добрые человеческие отношения связывают вас с вашими братьями и сестрами». Увы, на это тоже не все обратили внимания.
А ведь и здесь речь шла о том, что объединяет всех людей Русского мира: общие интересы, воспоминания детства, история. Наконец, общие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо — они тоже не изменились. И от этого Украина или Белоруссия не перестают быть политически независимыми. Но это значит, что всех нас, «постсоветских», объединяет нечто большее, нежели распавшаяся вместе с Союзом бюрократическая система с центром в Москве.
Именно об этом говорит Русская Православная Церковь, продолжающая объединять православных верующих не только на Украине, в Белоруссии, Молдавии, России и других постсоветских государствах, но и в диаспорах на территории ближнего и дальнего Зарубежья. Поэтому нет ничего удивительного в том, что украинцы и россияне имеют одного Патриарха, благословляющего и российского, и украинского президентов. Церковь вне политики, вне государственных границ, но это не означает, что она «ни при чем», скорее это означает, что она — выше.
Увы, подняться над сиюминутной политической ситуацией готовы далеко не все. Церковь говорит о Русском мире как о единстве людей, выросших на православном понимании добра и зла, на христианских ценностях и культуре. «Геополитический проект», — слышится некоторым политикам. Одним это нравится, другим нет. Одни заявляют о своей поддержке Патриарху, другие его критикуют. Но те и другие ошибаются, если видят в концепции Русского мира политическую идею вместо ценностной, цивилизационной реальности.
Плохо не то, что предложенную Церковью концепцию сегодня критикуют (мы готовы к дискуссии), а то, что понять ее до конца некоторым людям просто не позволяет привычка жить и мыслить в сиюминутных политических категориях.
В.Р. Легойда,
председатель Синодального
информационного отдела
Московского Патриархата