Добавлено:

Черноморский флот или НАТО?

Русская держава давно выступила на историческом поприще. Ее государственная жизнь продолжается беспрерывно уже более тысячи лет. Все это первое тысячелетие русской истории почти без перерыва наполнено территориальным ростом Русского государства. Рост этот временами замедлялся, но затем опять продолжал идти вперед, так что, в общем, вся русская история со времен Рюрика и до наших дней представляет вполне определенное впечатление непрерывного роста нашего государственного организма.

 Причина, почему объединение славянства случилось именно вокруг русского народа, ясна сама по себе.
 Необходимо объективно констатировать, что из всего славянского рода только один русский народ достиг великодержавного мирового значения и вырос в могучую по силе и численности нацию. Из более чем 150 миллионов всех славян порядка 100 миллионов, то есть свыше 2/3, приходится на долю одного лишь русского народа, который, таким образом, занимает в братской славянской семье положение старшего в роде, обязанного заботиться о младших братьях. Этот долг свой русский народ неодно-кратно исполнял, ведя многовековые тяжелые войны за освобождение славян и за православную веру.
 Собрав северо-восточные славянские княжества, Московская Русь взяла на вооружение геополитическую концепцию великой империи. После падения Константинополя в 1453 году страна осталась единственной крупной державой, хранительницей восточно-христианской православной традиции.
 Колонизация Сибири и других земель на Востоке вплоть до Тихого океана создала уникальную ситуацию превращения России в Евразийское государство с огромными задачами во внутренней и внешней политике.
 Петр Великий «прорубил окно в Европу», а Екатерина Великая закрепила новое геополитическое положение России на Балтике и в Черноморье.
 Она же предписала 10 февраля 1783 года: «Организовать крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть: Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение».
 Европе всегда было свойственно проявлять недальновидность в отношении России и ее роли. А ее роль и судьба, ее главная историческая миссия всегда заключались и заключаются в том, что она, Великая Европейская Держава, является и Великой Азиатской Державой. Это двойное величие служило залогом равновесия между Европой и Азией. Нетрудно заметить, что Советский Союз, сохранивший территорию Российской империи и, главное, ее стратегические географические рубежи (прежде всего выходы к морю), продолжал выполнять эту внешнюю функцию – держателя равновесия между европейской и азиатской цивилизациями.
 Своеобразие географического положения Руси, России на стыке Европы и Азии сделало ее одним из главных участников противоборства и примирения этих цивилизаций, превратив «мировой Восточный вопрос», в центре которого находился Крым, в главное содержание истории этих отношений. Лишь окончательный выход России в Причерноморье с утверждением ее в Крыму в качестве Черноморской морской державы привел наконец, этот регион и в целом Европу к устойчивому равновесию. Найденный баланс обрел не только континентальное, но даже мировое значение.
 В 1985-1989 годах в СССР был взят политический курс на реформирование советской системы. Перестройка привела к гласности, политическому плюрализму внутри страны и окончанию «холодной войны». Внешнеполитический курс на «общечеловеческие ценности» сопровождался катастрофической угрозой государственных интересов. Перестройка и «новое мышление» стали одними из причин распада Советского Союза. Большую роль здесь сыграла предательская деятельность Горбачева.
 Украина, забыв о своих многократных высказываниях о братском русском народе, одной из первых заявила о своем суверенитете, повела самостоятельную политику, а во многих вопросах и антироссийскую. Историк-исследователь Н.А. Нарочницкая дает такую оценку положению вещей. «Официальный Киев в дипломатической риторике заявляет о равных добрососедских отношениях с Россией и со всеми другими государствами, что говорит о нероссийском векторе государственной доктрины страны, где более трети населения – русские, а более половины считает русский язык родным. Рада отказалась в 1996 году придать русскому языку статус государственного даже в Новороссии и в Крыму — на землях, которые никакого отношения не имели к Чигиринской республике Б. Хмельницкого, воссоединившегося с Россией в 1654 году.
 Основная государственная линия Украины, направленная на Запад, складывается из следующих составляющих:
 Украина, взяв на себя роль ликвидатора СССР, провозгласила себя и «учредителем» СНГ. Однако Украина так и не стала настоящим членом СНГ – она не подписала Устав СНГ и Договор о коллективной безопасности. С самого начала именно позиция Украины вела к тому, чтобы не сохранились не только единые вооруженные силы, но даже не было бы «объединенных». Политика Украины в целом за истекшее десятилетие была нацелена на то, чтобы СНГ, как структура, удерживающая военно-стратегический и геополитический ареал исторического государства Российского, стала номинальной. Украина приняла участие в оформлении соглашения ГУАМ, получившего название по первым буквам названий составляющих его членов – Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы. Это региональное объединение без России стран Черноморско-Каспийского бассейна – важнейшего стратегического региона, создано в противовес СНГ государствами, открыто заигрывающими с НАТО, США и Турцией, откровенно проявляющей идеи исторического реванша».
 4 ноября 1998 года Кучма подписал указ «О Государственной программе сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года». Это было, конечно, вероломным актом, если учесть, что ранее был подписан договор «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве России и Украины», принесший односторонние преимущества Украине. Так, в ноябрьском указе Кучмы сказано: «Сотрудничество с НАТО в военной сфере является одним из приоритетных направлений военной политики Украины».
 Поэтому Украина — объект приложения колоссальных политических, финансовых усилий и «демократических» ухаживаний США. США самым пристальным образом контролировали ситуацию и перипетии с проблемой автономии Крыма и статусом Севастополя. Еще до разгрома Киевом пророссийских крымских государственных структур они сформулировали с завидной жесткостью свою позицию: Вашингтон непременно должен быть четвертым участником, если к диалогу Крыма и Украины присоединяется Россия.
 «Оранжевая революция» и оранжевый переворот усилил эти направления деятельности всех прозападных сил на Украине.
 Как никогда еще, исключая 1991–1992 годы, осложнилась обстановка с Черноморским флотом. Черноморский флот после окончания Второй мировой войны прошел через огромные качественные и количественные изменения. Стал ракетно-ядерным, с большим авиационным, противолодочным потенциалом, с хорошо развитой инфраструктурой базирования, системой управления, связи, тыла, в том числе и плавающего тыла. Действовал флот вместе с Закавказским, Северокавказским, Одесским округами, сухопутными войсками и флотами Болгарии и Румынии на Юго-Западном стратегическом направлении коалиции стран союзников по Варшавскому договору. Зона его деятельности распространялась и на Средиземное море. Деятельность флота существенным образом влияла на обстановку в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. США и НАТО приходилось считаться с его присутствием в этом регионе, а также с возможностью наращивания его.
 В настоящее время существующая организационно-штатная структура флота позволяет решать поставленные на сегодня задачи. В составе флота сохранились все рода сил.
 Всего на флоте: два оперативно-тактических объединения; одно оперативно-тактическое территориальное объединение; одна дивизия надводных кораблей; восемь бригад различного назначения; шесть полков различного назначения; восемь дивизионов кораблей; десять дивизионов судов.
 По настоящему состоянию штатная численность личного состава Черноморского флота по мирному времени составляет более 15000 военнослужащих. Фактическая укомплектованность флота позволяет решать все поставленные флоту задачи.
 В боевом составе флота насчитывается 46 надводных кораблей, катеров и подводных лодок. Их состояние позволяет выполнять задачи, которые могут возникнуть в настоящее время. Потенциальные возможности сил флота можно представить в следующем виде: общий ракетный залп — более 100 ракет; общий торпедный залп — более 60 торпед; количество артиллерийских орудий всех калибров — более 200; минная подъемность — более 500. Все это позволяет оценить фактическую значимость присутствия флота в Черном море.
 Вместе с тем, внешние и внутренние процессы развития региона за последние годы поставили перед Черноморским флотом ряд новых серьезнейших обстоятельств.
 В условиях истерии на Украине, складывается нездоровая обстановка, в которую оказался, втянут и Черноморский флот. Политики начисто «забыли» условия международного Договора между Россией и Украиной и спекулируют на его правовом базировании в Крыму. В частности, воровски был захвачен Ялтинский маяк.
 Присутствие Черноморского флота в Крыму является гарантом мира и безопасности в этом регионе. Его уход из Севастополя не только подорвет боеготовность флота, но и ослабит Россию. Более века назад Лев Николаевич Толстой писал: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...». Для России Севастополь — это святыня. Мысль отдать Севастополь Украине равносильна передаче Ватикана мусульманам или Мекку католикам (не принижая ни тех, ни других).
 Несмотря на изменившуюся геополитическую обстановку, Черноморский флот по-прежнему играет доминирующую роль в Черном море с учетом трансформации задач в регионе. От вопросов подготовки операций и боевых действий на театре в прошлые годы, сейчас во главе угла стоят задачи подготовки и участия сил Флота в военных конфликтах различной интенсивности, борьбы с международным терроризмом, защиты собственных экономических интересов. По-прежнему остается важнейшей задача по поддержанию оперативного режима и защиты Кавказского побережья от ударов с моря.
 Сейчас совместно с Российским Черноморским флотом Украинским ВМС легче влиять на эту серьезнейшую ситуацию. Однако в случае вступления Украины в НАТО и, не дай Бог, вывода Черноморского флота из Севастополя все это ляжет тяжелейшим бременем на Украину.
 А проблема Черноморских проливов? Ведь в 1936 году при подписании договора в Монтрё Украина не была в числе переговорщиков и подписантов договора. Это дает возможность турецкой стороне трактовать в отношениях с Украиной положения договора, как ей заблагорассудится.
 На переговорах в Киеве в феврале сего года, где Россия собиралась «планово» обсуждать отдельные шероховатости и недочеты уже подписанных соглашений, украинская делегация, готовившаяся к переговорам десять месяцев, начала свою политическую атаку, а точнее, амбициозный политический шантаж в отношении Черноморского флота. Прежде всего, были заявлены имущественные иски, претензии на значительное увеличение в десятки раз арендной платы, поставлено требование — убрать с улиц российские патрули, ликвидировать суды, прокуратуру и многое другое. А, если виртуально предположить, что все это происходит не в Крыму, а на Марсе, то лишить русских и воздуха.
 По решению Севастопольского апелляционного хозяйственного суда Минобороны России обязано передать украинской стороне 18 из 22 объектов навигационно-гидрографического обеспечения, находящихся в Крыму. Среди них — важнейшие маяки в системе навигационного обеспечения кораблевождения и судоходства на Черноморском театре: Тарханкутский, Евпаторийский, Ялтинский, Солодунова и другие (кстати, обслуживание и эксплуатация навигационной системы театра не под силу Украине).
 В настоящее время в Севастопольском хозяйственном суде продолжается рассмотрение иска генеральной прокуратуры Украины к Минобороны России об изъятии из владения еще 82 подобных объектов. Российская сторона безуспешно пытается убедить украинскую сторону в том, что такие вопросы согласно договорам по параметрам раздела ЧФ должны решаться на правительственном уровне, а не «поселковым или деревенским» судом, как об этом недавно заявил министр обороны РФ Сергей Иванов. Дело в том, что регламентация правового статуса военных объектов ЧФ на территории Украины предусматривает порядок разрешения споров, возникающих в связи с толкованием или применением действующих соглашений. Для этих целей создаются смешанные комиссии, в состав которых стороны назначают своих представителей. Смешанные комиссии действуют на основании принятого ими регламента, собираясь на свои заседания, как правило, по мере необходимости. Если комиссия не может разрешить переданный ей на рассмотрение вопрос, он должен быть урегулирован по дипломатическим каналам, на правительственном уровне.
 Украинская сторона, используя несовершенство существующих механизмов взаимодействия по Флоту и правовой «вакуум» в этих вопросах, предпринимает шаги по решению отдельных проблем, связанных с жизнедеятельностью Флота, в одностороннем порядке (аресты счетов, снятие навигационных знаков, штрафные санкции). Так, сохраняются имущественные претензии с украинской стороны в отношении Базового матросского клуба флота, признания архивных и музейных фондов Морской библиотеки и Музея ЧФ собственностью «народа Украины» и др.
 После «газовой войны» Украина, верная себе, решила опять поиграть в Черноморскую карту. Прошедшие в середине февраля переговоры между министрами обороны России и Украины С. Иванова и А. Гриценко были, по всей вероятности, прощупыванием позиций перед новой склокой, которую наверняка готовят на Украине определенные политические круги. После переговоров министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что для решения вопросов функционирования Российского Черноморского флота на Украине будет создан отдельный подкомитет в рамках подкомиссии Ющенко–Путин. «Вопросы, связанные с заменой корабельного состава и судов Черноморского флота, его инфраструктурой и базированием будут обсуждаться на площадке этой подкомиссии. Мы, как министры обороны, будем направлять в нее свои предложения и пожелания. Все вопросы функционирования Черноморского флота будут обсуждаться там», — сказал Иванов.
 А тем временем администрацией США готовится инициатива для оглашения на саммите НАТО осенью 2006 года выдвижения Украины в НАТО, что явится политическим сигналом ее руководству и требованием о поддержке других членов блока. По американской оценке основания к этому уже созданы. На сегодняшний день в альянсе сложилась сильная группа поддержки Украины (США, Польша, Литва и др.), есть группа сомневающихся, но нет ни одного государства, настроенного против приема Украины в альянс.
 Что касается стремления нынешнего руководства Украины присоединиться к НАТО, то на данном историческом пути решение примет народ Украины. Но, несмотря ни на что, Черноморский флот России из Севастополя не уйдет никогда. Поэтому «Варяга» на ЧФ никто петь не собирается, но если что — вся российская общественность по сигналу «Вставай, страна огромная!» заставит любых правителей сделать что требуется в интересах великой России. Такие лучшие граждане России как государственный управленец В.М. Серов, великий дипломат Ю.В. Дубинин, депутат С.Н. Бабурин и многие другие находятся в строю, на месте, всегда подскажут, что необходимо сделать.
 В заключение, обращаясь к любимым россиянам и севастопольцам, хотел бы сказать об исключительной важности этой проблемы. Украина — в НАТО! Что это такое? – это значит полностью в Черном и Азовском морях прибрежная полоса России замкнется системой НАТО. И с севера по срединной линии Керченского пролива по фарватеру Азовского моря, и с юга, где проходит морская и сухопутная граница с Грузией, хотя там же простирается дружественная непокоренная Абхазия, единственная наша союзница.
 До конца 80-х весь блок ОВД нависал над верным союзником США и членом НАТО Турцией. Сейчас с точностью до наоборот, вездесущая Кондолиза Райс уже подписала соглашение о военных базах США в Румынии и завершает аналогичные переговоры с Болгарией, где военные базы США будут размещены в районах Ново Село и Безмер, ни много ни мало — до 3000 человек военнослужащих США и Болгарии. И так около 10% береговой черты или приблизительно 400 км осталось у России, остальное — НАТО.
 Будут ли еще вопросы о необходимости иметь базу Черноморского флота в Севастополе или нет?
 В перспективе еще много ожидается ударов по ЧФ от бывшей дружественной Украины, предсказуемых и непредсказуемых, вероломных и ожидаемых. Это надолго. Но надо помнить слова философа — историка великого гражданина России Ивана Александровича Ильина, прах которого недавно был перенесен в Россию: «От родины оторваться нельзя!» Можно жить на свете, не найдя своей родины: мало ли их безродных теперь; всюду они мутят, желая привить другим свое убожество. Но кто раз имел ее, тот никогда ее не потеряет, разве только сам предаст ее и не посмеет покаянно вернуться к ней… А нам всем родина дала уже, дала раз навсегда, — неумирающее и неистощающееся богатство, в самих укрытое, всюду нас сопровождающее, дар навеки…».

Адмирал Касатонов
25 февраля 2006 года
г. Севастополь

от 29.03.2024 Раздел: Апрель 2006 Просмотров: 638
Всего комментариев: 0
avatar