К 25-летию обретения мощей священномученика архиепископа Илариона Троицкого
Обращение Наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря епископа Порфирия к руководителям православных телеграм-каналов и церковных сообществ в соцсетях:>
Дорогие братья и сестры!
В июле этого года исполняется 25 лет обретения мощей соловецкого священномученика архиепископа Илариона (Троицкого). Владыка Иларион — один из выдающихся пастырей и богословов XX века. Свою богословскую и пастырскую деятельность он увенчал исповедническим подвигом в Соловецком лагере особого назначения, устроенном советской властью на месте разорённого Соловецкого монастыря.
Владыку Илариона любят и особо почитают не только на Соловках, но и далеко за пределами Соловецкой земли. За годы, прошедшие со времени прославления мученика в 1999 году, его почитание распространилось во все пределы нашей Церкви. Однако, имея сердечное и доброе отношение к владыке Илариону, мы до сих пор, зачастую, мало знакомы с его трудами. А они имеют большое значение не только для духовной жизни христианина, но и для понимания многих исторических процессов, которые происходят сейчас в мире и в нашем обществе.
Для пробуждения интереса церковных людей к наследию священномученика Илариона в преддверии 25-летия обретения его мощей наш монастырь запустил интернет акцию #ЧитаемИларионаТроицкого. Мы приглашаем руководителей православных телеграм-каналов и сообществ в соцсетях присоединиться к этой акции и до праздника Обретения мощей священномученика, который состоится 24 июля, публиковать в своих каналах и сообществах любимые фрагменты из творений святителя, сопровождая их указанным выше хештегом.
Также мы приглашаем интернет-пользователей публиковать цитаты из творений владыки Илариона на своих личных интернет-страницах с соответствующим хештегом или присылать их нам по каналам обратной связи в соцсети Соловецкого монастыря.
Владыка Иларион стал велик пред Господом, до последнего вздоха сохранив верность Богу и Его Церкви. Давайте достойно подготовимся к торжественной дате обретения мощей священномученика Илариона. Почтим память святителя, обратимся сами к его духовному наследию и наполним соцсети цитатами из Его творений!
Наместник и игумен Соловецкого монастыря епископ Порфирий
«Западная Европа потеряла просвещающую всякого человека благодать Божественного Духа»
«В Православной Церкви покаяние — врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжелых и гнетущих совесть греховных недугов. В католичестве покаяние — судилище, из которого обвиненные и приговоренные к тяжелым наказаниям преступники выходят мрачные и подавленные беспощадностью правосудия. Хорошо еще, что от наказания можно откупиться; иначе нет надежды на спасение, потому что вполне удовлетворить разгневанного Господина невозможно. Такая существенная разница в психологии покаяния церковного и католического весьма характерна вообще для религиозной психологии члена Церкви и члена католического общества. Св. Григорий Богослов знает три типа религиозно-нравственной жизни: рабов, наемников и сыновей. «Если ты раб, пишет св. отец, бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду: получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, — стыдись Бога, как Отца; делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить — угодить Отцу само по себе награда» (Слово на св. Крещение. Творения. Т. 3, стр. 283). Католичество с его понятием о покаянии не дает человеку подняться выше первой ступени — рабства, где он боится побоев, а Церковь возводит своего члена на ступень сына, где он сознает себя не трепещущим рабом и не мечтающим о заработной плате наемником, а именно сыном Небесного Отца.
Наши западники так часто говорят, что в Западной Европе были университеты еще тогда, когда на месте старейшего русского университета рыскали дикие звери. На это мы можем сказать. Пусть так! Но когда в Западной Европе ученые теологи принижали и извращали понятие о христианской жизни и нравственности, это понятие было чисто и высоко у наших едва бредущих по псалтири духовников, и это потому, что они жили в Церкви, отступив от которой Западная Европа потеряла просвещающую всякого человека благодать Божественного Духа. Без Церкви нет пользы ни в культурном прогрессе, ни в накоплении знаний, ни в усовершенствовании форм политического и общественного строя. Церковь — столп и утверждение истины, а вне ее одно земное мудрование, часто враждующее против мысли Божественной».
Священномученик архиепископ Иларион (Троицкий)