К 90-летию явления иконы Божией Матери «Державная»
Спору нет, каждая икона Пресвятой Богородицы - Великая Святыня, но Державная — образ особый. И по значимости для нас — как видимый символ прикровенного правления Ею Россией. Это Она все это время, начиная с черного дня нашей истории 2 марта 1917 г., когда мы (наши предки и мы — скованные в единую неразрывную цепь греха) позволили Помазаннику Божию оставить нас, — правит нами. Ни Временное правительство, ни Совет народных комиссаров, ни Совет министров, ни ЦК, ни какое-либо иное правительство. Ни министр-председатель, ни генеральный секретарь, ни президент. У Царицы-Владычицы Русь в горсти. Это надо твердо помнить и нам, и им. В интересах тех и других.
(Писатель и публицист В. И. Карпец даже предлагал, чтобы в любом правительственном здании находилась Державная икона. «И любое правительство, — пишет он, — должно осознавать себя как сугубо временное и твердо исповедовать Самодержавие как принцип, какая бы форма власти ни была». Здравая идея.
Державный образ знают все, но чтут ли по-настоящему? По слову Господнему книжникам и фарисеям: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7, 6-7).
А напоминает нам Она ох как о многом!..
Хотя задумываемся ли мы в полной мере, что же означает Ее явление. Чего мы удостоились по молитвам Царя-Мученика? Что это была за молитва? Не до кровавого ли пота?
Державный образ напоминает о том, что мы неблагодарны, недостойны той молитвы. Ведь разве вскоре после Ее явления у нас не отобрали эти иконы? Разве дали нам напечатать службы, воздвигнуть в честь Нее храмы? Но большевики-безбожники (нисколько не оправдывая их самих) — только орудие, находящееся в руках… Божиих.
Но и еще: там, где это было возможно, разве мы чтили Державный образ? Нам опять-таки могут возразить: всем хорошо известны акафисты, изданные за океаном, которые привезли потом и в Россию. Но, во-первых, печатать-то стали уже после войны. А, во-вторых, сами-то службы, написанные еще до Карловацкого откола, там так и не издали. И не служили. Так что, опять-таки почитание было чисто внешним, по касательно». (И личное почитание иконы отдельными клириками и Мiрянами зарубежья, как и на Родине, ничего по сути не меняет, хотя, разумеется, не может, как таковое, не иметь ценности в очах Божиих.)
Из великого множества храмов, воздвигнутых в годы первой и второй русских эмиграций, только три (!) были посвящены Державной иконе. Причем строго по одному в юрисдикциях Московской Патриархии, евлогиан и Зарубежной Церкви. Первое — прямо скажем — просто удивительно! Нельзя во всем этом не видеть Промысла Божия. Но далее.
На Афоне, в Ее Уделе, до недавнего времени, исключая, возможно, нашу Пантелеимонову обитель, Державный образ был неведом. А виноваты в этом мы — русские монахи, русские священники, русские паломники. («Этой иконы на Афоне не было, — писал в 1996 г. игумен Алексий (Просвирин). — На Святой Земле нам она однажды встретилась — в древневизантийском исполнении, — если не ошибаюсь, было это в Кане Галилейской. А вот на Святой Горе этот иконописный образ нам встречать не приходилось…»)
Но все это не может быть просто случайностью. Произойти без Промысла Божия!
Вот внесли в Православный церковный календарь на 2006 г. изменение, выделив название иконы полужирным шрифтом (это значит, что Державная икона Владычицы поставлена в один ряд с самыми почитаемыми в России Ее иконами), а служить по Церковному уставу в этот день нельзя. «И так бывает почти всегда, поскольку этот день обычно приходится на Великий пост», — пишет в своем обращении в Синодальную богослужебную комиссию редакция газеты «Русь Державная». В обращении предлагается рассмотреть на комиссии вопрос о внесении в Церковный календарь Русской Православной Церкви второго дня празднования Державной иконы — 14/27 июля.
В этом, конечно, есть свой резон. (На вопрос, чем же помочь нашей матушке России, блаженная Любушка Сусанинская в свое время отвечала: «Никто не поможет. Только Бог. Надо, чтобы священники молились».) Но нельзя ли в этой невозможности (точнее, редкой возможности) служить, согласно Церковнму Уставу, усмотреть и какого-либо запрета на это Свыше? Ведь могло быть и так, что Бог во гневе затворил щедроты Свои (Пс. 76, 10). Что наложена Там до времени печать неразрешимого поста. Обойти чисто внешне, конечно, можно. Но будет ли это нам на пользу?..