Добавлено:

«… Чтобы священники молились»

К 90-летию явления иконы Божией Матери «Державная»

Спору нет, каждая икона Пресвятой Богородицы - Великая Святыня, но Державная — образ особый. И по значимости для нас — как видимый символ прикровенного правления Ею Россией. Это Она все это время, начиная с черного дня нашей истории 2 марта 1917 г., когда мы (наши предки и мы — скованные в единую неразрывную цепь греха) позволили Помазаннику Божию оставить нас, — правит нами. Ни Временное правительство, ни Совет народных комиссаров, ни Совет министров, ни ЦК, ни какое-либо иное правительство. Ни министр-председатель, ни генеральный секретарь, ни президент. У Царицы-Владычицы Русь в горсти. Это надо твердо помнить и нам, и им. В интересах тех и других.

(Писатель и публицист В. И. Карпец даже предлагал, чтобы в любом правительственном здании находилась Державная икона. «И любое правительство, — пишет он, — должно осознавать себя как сугубо временное и твердо исповедовать Самодержавие как принцип, какая бы форма власти ни была». Здравая идея.

Державный образ знают все, но чтут ли по-настоящему? По слову Господнему книжникам и фарисеям: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7, 6-7).

А напоминает нам Она ох как о многом!..

Хотя задумываемся ли мы в полной мере, что же означает Ее явление. Чего мы удостоились по молитвам Царя-Мученика? Что это была за молитва? Не до кровавого ли пота?

Державный образ напоминает о том, что мы неблагодарны, недостойны той молитвы. Ведь разве вскоре после Ее явления у нас не отобрали эти иконы? Разве дали нам напечатать службы, воздвигнуть в честь Нее храмы? Но большевики-безбожники (нисколько не оправдывая их самих) — только орудие, находящееся в руках… Божиих.

Но и еще: там, где это было возможно, разве мы чтили Державный образ? Нам опять-таки могут возразить: всем хорошо известны акафисты, изданные за океаном, которые привезли потом и в Россию. Но, во-первых, печатать-то стали уже после войны. А, во-вторых, сами-то службы, написанные еще до Карловацкого откола, там так и не издали. И не служили. Так что, опять-таки почитание было чисто внешним, по касательно». (И личное почитание иконы отдельными клириками и Мiрянами зарубежья, как и на Родине, ничего по сути не меняет, хотя, разумеется, не может, как таковое, не иметь ценности в очах Божиих.)

Из великого множества храмов, воздвигнутых в годы первой и второй русских эмиграций, только три (!) были посвящены Державной иконе. Причем строго по одному в юрисдикциях Московской Патриархии, евлогиан и Зарубежной Церкви. Первое — прямо скажем — просто удивительно! Нельзя во всем этом не видеть Промысла Божия. Но далее.

На Афоне, в Ее Уделе, до недавнего времени, исключая, возможно, нашу Пантелеимонову обитель, Державный образ был неведом. А виноваты в этом мы — русские монахи, русские священники, русские паломники. («Этой иконы на Афоне не было, — писал в 1996 г. игумен Алексий (Просвирин). — На Святой Земле нам она однажды встретилась — в древневизантийском исполнении, — если не ошибаюсь, было это в Кане Галилейской. А вот на Святой Горе этот иконописный образ нам встречать не приходилось…»)

Но все это не может быть просто случайностью. Произойти без Промысла Божия!

Вот внесли в Православный церковный календарь на 2006 г. изменение, выделив название иконы полужирным шрифтом (это значит, что Державная икона Владычицы поставлена в один ряд с самыми почитаемыми в России Ее иконами), а служить по Церковному уставу в этот день нельзя. «И так бывает почти всегда, поскольку этот день обычно приходится на Великий пост», — пишет в своем обращении в Синодальную богослужебную комиссию редакция газеты «Русь Державная». В обращении предлагается рассмотреть на комиссии вопрос о внесении в Церковный календарь Русской Православной Церкви второго дня празднования Державной иконы — 14/27 июля.

В этом, конечно, есть свой резон. (На вопрос, чем же помочь нашей матушке России, блаженная Любушка Сусанинская в свое время отвечала: «Никто не поможет. Только Бог. Надо, чтобы священники молились».) Но нельзя ли в этой невозможности (точнее, редкой возможности) служить, согласно Церковнму Уставу, усмотреть и какого-либо запрета на это Свыше? Ведь могло быть и так, что Бог во гневе затворил щедроты Свои (Пс. 76, 10). Что наложена Там до времени печать неразрешимого поста. Обойти чисто внешне, конечно, можно. Но будет ли это нам на пользу?..

от 22.12.2024 Раздел: Март 2007 Просмотров: 617
Всего комментариев: 0
avatar