Добавлено:

«Да пребудет Россия морской и могучей!»

Так уж Господу было угодно, что прошедший месяц ознаменовался важными «морскими событиями» — в Москве состоялась организованная Движением Поддержки Флота Всероссийская научно-практическая конференция «Состояние и перспективы кораблестроения в России», на которой люди флотской профессии развернули полезную дискуссию о путях и судьбах развития страны как великой морской Державы; российские подводники широко отмечали 100-летие Подводного Флота, этого замечательного детища ВМФ России, рожденного по указу государя императора Николая II; а на кораблях тихоокеанских была возрождена славная древняя традиция – давать имена святых боевым единицам наших Военно-Морских Сил: двум большим десантным кораблям ТОФ присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби…

В связи с этим наша редакция обратилась с рядом вопросов к Председателю Общероссийского Движения Поддержки Флота М.П. Ненашеву, капитану 1 ранга запаса, кандидату политических наук.

 — Михаил Петрович, перед нами лежит опубликованная в печати «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». Однако в разделе «Военно-морская деятельность» в ней почему-то ничего не сказано о ее «океанской составляющей» для нашей страны. Мы что – уже не выступаем в таком качестве на мировой арене?
 С точки зрения намерений, деклараций высших властных институтов мы, как раз наоборот, должны развивать именно океанские направления. Это взгляды и главы нашего государства, и правительства России, и они обозначены во многих документах государственного уровня. Но другое дело – что в реальности?! Мы все, кто зрячий, видим раздвоение. Деньги в стране есть, ресурсы есть, мировая конкуренция усиливается, опасности для России нарастают – а соорганизоваться власть, политический класс, ведущие общественные силы не могут на рабочем уровне. Словно сознательно в различных звеньях исполнения идет и видимое, и невидимое торможение. Но что немного обнадеживает на сегодняшний день - понимание самой морской проблемы увеличивается. Вы ведь сами были свидетелями обстоятельного и принципиального обсуждения на нашей Всероссийской научно-практической конференции по вопросам кораблестроения представителями властных, общественных, политических и деловых кругов нашей страны. Флоту необходимы современные надводные корабли, подводные лодки, авиация и соответствующая этому инфраструктура. Наряду с техническим обеспечением также остро стоит вопрос подготовки и обеспечения кадрами, известный во все времена как человеческий фактор.
 Судьбою нам, как народу, брошен вызов, и он четко сформулирован: мы, русские, способны быть великими или мы выбираем другую участь?! Вопрос стоит так и только так. Величие русских заключается ведь не только в том, какая у нас культура, какие выдающиеся открытия, изобретения свершаются в нашей стране время от времени. Наше величие должно быть подтверждено организацией достойной жизни, как всего общества, так и достойным местом России в мире. Без сильного Флота, Армии, силовых структур этого добиться невозможно.
 — То есть речь идет, собственно, о ранге государства?
 — В этом случае мировоззрение объемнее. Речь идет о нации, о народе. Эти понятия - выше понятия государства. Речь идет о постижении, осознании самим народом своего уровня, и только потом нация свои устремления реализует через институт государства. Народное самосознание идет от глубокой древности Руси. Наш общенациональный дух сформирован исходя из того, что мы – держава, расположившаяся благодаря предкам, меж трех океанов. Общественное сознание русского народа исторически является морским, речным, озерным. Правда оно то ослабевает, то восстанавливается. Но если власть будет действовать, руководствуясь заветами Петра Великого, то сама мысль об упадке Российского флота, как, впрочем, и армии, будет невозможна в любые времена. Но и в этом деле позитивные изменения будут, если будет активное гражданское поведение со стороны общества в отношении развития Флота через усиление воздействия на власть. Действенно влиять на людей, оказывающихся во власти, со стороны общественных институтов — это непременное условие развития самого русского народа. Как это делать? Только через объединение всех здоровых сил в деятельные организации, только через занятие принципиально важным для нашего народа, государства делом! Не через оханье и аханье — а через собирание потенциала русского народа и его использование на стратегических направлениях — среди которых находится тема развития Флота. Мы за эти годы, а нашему Движению в сентябре исполняется 15 лет, решали разной степени задачи, и на страницах Вашей газеты это освещалось. Так что, уважаемый читатель, присоединяйтесь к нам, если готовы содействовать укреплению России. Или определяйте для себя другой участок служения нашему Отечеству
 — Как известно нашим читателям, сейчас со стороны Украины все более «заостряется вопрос» о пребывании нашего Черноморского Флота в Севастополе. Поговаривают, что в будущем Киев даже намеревается передать этот исконно российский порт в ведение НАТО. А как же с нашими договорами о дружбе и стратегически-оборонном партнерстве? Можно это как-то прокомментировать?
 — На сегодняшний день четкой украинской позиции на этот счет нет. Как говорится, они сами не знают, чего хотят. Власть и народ в этом случае не одно и то же. По всем социологическим опросам, народ Украины видит себя рядом с Россией, ни о каком вхождении во враждебные нам блоки речь не идет. Но украинские верхи постоянно занимаются не политикой, а нервотрепкой, прежде всего в отношении России, страны, которая больше всех сделала добра для братского украинского народа. Приходится еще удивляться, что при такой безответственности Украина как государство пока что сохранилась на политической карте, хотя не знаю, насколько хватит у людей терпения. Видно по всему, что властные круги Украины игнорируют пример разваливающихся Грузии, Молдавии. Иначе, украинские руководители не хотели бы разорвать наши исторические связи, выкопать наши общие корни, забыть общую историю. Известно по прошлому, что все, кто мечется, стараясь угодить заокеанскому или иному «дяде», оказываются обыкновенной разменной монетой. На примере многих соседей получаем подтверждение правоты этой мысли уже и в наши дни.
 Вопрос на сегодня, с морской точки зрения, стоит следующим образом: России необходимо энергичным и последовательным образом развивать свой юг: акватории Черного, Азовского, Каспийского морей, иметь на них современно обустроенные военно-морские базы. Главное же — из Севастополя мы никогда не должны уходить. Он должен всегда оставаться городом русской истории, русской славы и русской действительности. Потому что сам договор, о котором Вы выше упоминали и который наши правители подписали в 1998 году, был ратифицирован обеими сторонами. Он, конечно, невыгоден для нас. Но он подписан и приходиться соблюдать. Но если он не будет соблюдаться украинскими властями, то этот документ должен быть объявлен российской стороной недействительным, в том числе и в отношении Крыма, Севастополя, и статуса баз Черноморского Флота. И тогда решать весь комплекс украино-крымских вопросов необходимо через референдум в Крыму.
 — Михаил Петрович, неужели у украинских политиков, не говоря уже о военных, нет ощущения, что наш Черноморский Флот защищает там, кроме всего прочего, и наше, так сказать, «общее подбрюшье»?
 — К сожалению, у нынешних украинских руководителей, в том числе и военных, давно уже проложен новый курс. И путь этот — в сторону Запада, НАТО. С интересами украинского народа здесь, как мы видим, за годы «незалежности», ничего общего. Я знаю: и ветераны, и люди среднего возраста, да и значительная часть молодежи Украины прекрасно понимают, что мы можем и должны, помогая друг другу развиваться вместе. Иначе, Украина — поставщик людских ресурсов для Запада и полигон для попыток давления на Россию. Но власть, взявшая такой курс, прикрываясь словами, словно дымовой завесой, меньше всего думает о собственном народе, она управляется своей корыстью: амбициозно-политической, финансовой. Вопрос защиты Украины для них имеет второстепенное значение (если вообще имеет!) — они спешат укрыться под «западный зонтик», где, как им кажется, защита для них гарантирована.
 Итог всего этого: Украина, являясь крупной европейской территорией, сегодня из-за такого рода политики стала государством-сателлитом, потому что готова, к примеру, по указке США направить своих хлопцев в Ирак, где они гибнут. А за что они там гибнут? Украинские войска используются в этой стране лишь в качестве оккупантов и приказы украинские военные получают с Запада, из-за океана.
 — Вопрос особый, связанный с перспективой развития нашей страны как океанской державы. Что надо сделать, чтобы молодые люди, наши соотечественники загорались романтикой морской профессии? Или в этом тоже есть свои проблемы?
 Надо самим взрослым суметь так поставить организацию жизни в обществе, в государстве, чтобы дети, молодежь стремились быть сильными, умными, красивыми, способными добиваться разумных целей. А для этого необходимо формировать соответствующую общественную обстановку в России. Власти, в первую очередь, социальным институтам необходимо остановить информационную агрессию против нашего народа. Неспособных руководителей соответствующих государственных органов надо немедленно освобождать от должности. Ставить на посты тех, кто способен организовать работу с молодежью, и не только с молодежью, в духе родной земли, наших интересов на морях и океанах.
 — А Кадетские корпуса?
 — Естественно, через устройство сильных по духу, уму, физическим возможностям наших кадетских корпусов, школ, военных вузов, воспитывать, образовывать достойных граждан России.
 Сегодня надо всем русским миром ставить вопрос об ответственности семьи и ее поддержке в деле воспитания и образования детей. Острейшая проблема — это проблема окружающей нашего ребенка, молодого человека социальной и природной среды. Будущих моряков, воинов и других членов общества должна формировать среда, в первую очередь — родители, затем учителя, а уж потом — управители. Вот такая выстраивается «цепочка». Эта триада, на мой взгляд, как раз и является ключевой. Надо самим уметь быть и уметь пробудить в молодых людях тягу к морской и любой другой мужской, настоящей профессии. Я сам служил матросом, а затем офицером, и знаю, что романтика — романтикой, а служба на море — это неизмеримый и ответственный труд. Но над всем этим морским миром витает атмосфера новых возможностей увидеть окружающее тебя человечество, и отличный шанс проявить себя в интереснейшем деле.
 — Мы не можем не радоваться, что в последнее время личный состав нашего Военно-Морского Флота все более воцерковляется. Многие наши православные священники в прошлом служили на российских боевых кораблях. Некоторые из них совместно с экипажами совершают дальние плавания, даже на подводных лодках. Скажите, Михаил Петрович, как этот факт присутствия в командах духовных пастырей наших сказывается на самой атмосфере в коллективах людей, выполняющих трудные и ответственные боевые задания?
 — Наличие представителя Русской Православной Церкви, особенно если это священник высокого духовного содержания, усиливает возможности коллектива и во время выполнения боевых задач, и в период обычного жития-бытия. Моряки, воины, особенно вдали от России с большой пользой для себя внимают душевному слову священника. По моему мнению, подготовленные священники укрепляют нравственное единение в экипажах кораблей. Их слова, присутствие служат часто побудительным мотивом к свершению добрых поступков. А в этой области мы, как общество, испытываем особо острый недостаток.
 Русское морское православное священничество образовано по указу Петра Великого для усиления патриотического духа, для скрепления воинских коллективов. И наша собственная движенческая практика неразрывно связана с Русской Православной Церковью. По инициативе нашего Движения и с одобрения настоятеля Храма отца Георгия Мезенцева, что находится на Сухаревской площади нашей столицы, как говорится, по жизни действует Адмиралтейский храм — Храм Живоначальной Троицы в Листах. Здесь регулярно происходят разные богоугодные встречи, в которых участвуют многочисленные представители мирян — от адмиралов до матросов и кадетов. Посещают храм целыми «морскими семьями». И армейцы также часто бывают в нашем, уже ставшим поистине морским, православном храме. Здесь бывают не только «служивые люди с кораблей», Главного штаба ВМФ, Морской пограничной охраны, но и кораблестроители, ученые-корабелы, рыбаки, моряки транспортного флота, речники… Новый настоятель храма о. Кирилл, что называется, не «морского происхождения», но уже вполне освоился с флотским народом.
 Мы отмечаем наше плодотворное сотрудничество с Синодальным отделом РПЦ, с другими православными церковными организациями. Во всех мероприятиях Общероссийского Движения Поддержки Флота принимают заинтересованное участие священнослужители со всей России. Мы, в свою очередь, тесно общаемся с епархиями. У нас от Калининграда до Камчатки — 62 региональных отделения. Так что масштабы этого сотрудничества только развиваются. Мы вместе с Русской Православной Церковью стремимся делать добро для нашей России.
 Большое спасибо Вам, Михаил Петрович, за эту очень важную для нашей газеты встречу. Эта беседа, несомненно, вызовет большой интерес наших читателей.

Беседовал Валентин НИКОЛАЕВ

 

от 19.04.2024 Раздел: Апрель 2006 Просмотров: 613
Всего комментариев: 0
avatar