Добавлено:

Дары волхвов - для Святой руси

Торжество Православия



«В Москве, Минске, Киеве, Симферополе, Севастополе, а также в Волгограде к святыне пришли более 1,6 миллиона человек», – отметил на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС инициатор принесения святыни в Россию учредитель фонда Василия Великого Константин Малофеев. «В Москве к ней пришли 412 тысяч человек, еще 8 тысяч поклонились ей в гимназии Василия Великого по пути в аэропорт Внуково. В Санкт-Петербурге число паломников достигло 165 тысяч человек. Рекорд Москвы побил Минск – здесь было 520 тысяч паломников. Затем в Киеве, несмотря на беспорядки в центре и 25-градусные морозы, в храм пришли 280 тысяч», – рассказал он.

Вне программы, по просьбам верующих, Дары волхвов также побывали в Крыму. Афонская делегация согласилась посетить Симферополь, так как там находятся мощи святого Луки Войно-Ясенецкого, особенно почитаемого в Греции русского святого. «За полтора дня в Симферополе к святыне приложились 50 тысяч человек, а за 15 часов в Севастополе – 100 тысяч, почти треть города, это было поразительно!», – сообщил Малофеев. Он также отметил, что в Севастополь Дары попали неожиданно, из-за плохой погоды самолет приземлился в аэропорту этого города, и священнослужители решили уступить просьбам местной епархии.

Особым пунктом программы стал Волгоград – город, недавно переживший теракты.
В полночь святыню перевезли из Казанского собора Волгограда в аэропорт, и она отправилась в монастырь святого Павла на Афоне.


Важно для нас великое духовное значение святыни и устремленности наших соотечественников к ней, но важна также и объединительная ее роль. Мы помним, как афонский Пояс Богородицы «перепоясал» наше Отечество, когда ему поклонились миллионы по многим и многим городам России.

Сегодня, когда цивилизационная распря пошатнула Киев (по преподобному Нестору летописцу – «матерь городов русских»), где обозначилось сегодняшнее стояние нашей веры и государственности, где бесы ведут атаку на наше Отечество (всем ведь понятно, что на Украине идет битва за всю Русь), пришествие Даров в столицу современной Украины имеет особое значение. Так же, как и несколькими днями прежде в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, здесь тоже стояла очередь. При посредстве святыни обращаясь прямо ко Христу, который – удивительно! – держал их в руках, люди молятся и просят как о личном, так и о всеобщем – о мире для Руси, о прекращении смуты. А кто-то сказал: «Хочу просто прикоснуться к светлому!»

С афонской обителью Св. Павла о принесении на Русь святыни договорился Благотворительный фонд Святителя Василия Великого, который много лет помогает монастырю. По письменному приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению Вселенского Патриарха. В привезенном ковчеге – 3 золотые подвески (всего сохранилось 28), к которым прикреплены бусины из смеси ладана и смирны. Дары волхвов связаны с земной жизнью Спасителя, восточные мудрецы – Валтасар, Гаспар и Мельхиор, чьи мощи ныне покоятся в Кельнском соборе, принесли их в дар новорожденному Богомладенцу: золото как царю, ладан как Богу, смирну как человеку.

Никодим, насельник монастыря Св. Павла, сопровождавший святыню в поездке, отметил: «Если судить по тому, что мы сейчас видим, нам остается только удивляться благочестию русского народа, его ревности и любви к православию». На фоне дехристианизации Европы Россия особенно впечатлила инока – как великая страна с миллионами православных христиан, являющаяся гарантией цивилизованной христианской Европы. «До слёз умиляют меня русские люди, – отметил о. Никодим. – Тяжело жить в России, много плохого, греховного, но есть сильнейшая тяга ко Христу. Русь Святая не потому, что беленькая и безгрешная, а потому что тянется к Святости. Люди стоят по двенадцать часов, чтобы полсекунды приложиться к Дарам волхвов. Жива Россия!»

Паломник казак М. Вишняков отмечал на своей странице в «Фэйсбуке»: «Я сам видел вчера, именно так ведут себя казаки перед входом в храм Христа Спасителя, они помогают пожилым, инвалидам, родителям с детьми. На подходах к храму они «выхватывают» паломников с детьми и в обход очереди подводят к храму. …Мы с кумом Николаем и его женой Надеждой отстояли в субботу тринадцать часов вместе с младенцем Анастасией – четырех лет, пожилыми женщинами из Воронежа – 70 и 85 лет! Все отметили удивительную особенность: в очереди время летело невероятно быстро!»

Героя России генерал-полковника А. Романова, который после тяжелого ранения во время теракта на пл. Минутка в Грозном в октябре 1995 года впал в кому, родственники привезли на поклонение к Дарам волхвов в храм Христа Спасителя. Иноки монастыря Св. Павла подняли ларец с Дарами, поднесли его к воину, находившемуся в инвалидной коляске, и осенили его, аккуратно приложив ларец к голове, со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Не оставим без внимания и такой факт. 13 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании постпредства Республики Дагестан при Президенте РФ в Москве состоялась торжественная передача точной копии древней святыни – честных Даров волхвов – в дар Махачкалинской епархии. Епископ Варлаам напомнил, что история Православия на Северном Кавказе насчитывает по меньшей мере 1700 лет – именно такой юбилей отмечался недавно в дагестанском Дербенте. «Святыня посетит все храмы нашей епархии, и все люди будут иметь возможность к ней приложиться», – подчеркнул владыка и обратился с просьбой к игумену афонской обители поминать в молитвах с тем, чтобы Господь сохранил Кавказ и благословил его миром.

Да, люди шли и шли – терпя неудобства, усталость, а также насмешки и поругания со стороны всевозможных «умников». И вот лишь одна оплеуха либеральным злопыхателям, вроде бы тоже русским людям, но источающим яд и в СМИ, и в социальных сетях. Пишет И. Рахметов («Фэйсбук»): «У меня много друзей-мусульман, и в жизни, и в ФБ. И НИ ОДИН ИЗ НИХ не написал или не высказался хоть сколько-нибудь неуважительно об очереди в храм Христа Спасителя!»

Е. Чудинова на портале «Правый взгляд» (rusimperia.info) в реплике «Волхвы и комиссары» написала в эти дни: «Среди бела дня открытое оскорбление звучит в адрес полумиллиона людей, тяжелым физическим действием выказавших религиозную самоидентификацию… Сотни тысяч людей открыто делают православный выбор. Удивительного тут нет: в смутные времена народу свойственно просыпаться. Впечатляющая демонстрация, единение в идее – все это произошло на наших глазах. И это столь велико, что в глазах стоят слезы… Иной раз строки путаются – не сразу поймешь, кто заговорил о «примитивном магизме темных масс» – выпускник Свято-Тихоновского или русофоб с «Эха Москвы». Остановитесь! Вы что, сомневаетесь в том, что Господь может за несколько секунд у святыни одарить человека столь многим, что перед этим померкнет ваш богословский диплом? Мы ждем от святынь чудес. И разве не чудо то, что второй раз за два года мы видим – народ наш жив! Чуда большего трудно вообразить».

Протоиерей Артемий Владимиров высказался так: «Этот духовный энтузиазм, глубокий интерес, внутренняя жажда прикоснуться хотя бы на секунду к святыне говорит о том, что жива душа народа. Она хочет выйти из-под гнета пошлости, цинизма, хамства, разврата, которыми заботливо эту душу окружает “псевдокультура” СМИ с одной подспудной целью – закрыть небо для христианской души, угасить в ней жажду святыни, разучить ее молиться».

В Петербурге из-за обилия страждущих тоже продлевалось время доступа к святыням. Настоятельница Новодевичьего монастыря игуменья София (Силина) сравнила пребывание святыни в Петербурге с чудом: «Меня все время спрашивали, ждать ли чудес, и я отвечала, что христианин не ищет чуда, а ищет правды и благодати. Но чудо произошло, это чудо общения с золотыми сердцами нашего народа, с их светящимися лицами».
Интересно наблюдение вице-губернатора Ленинградской области В. Кичеджи: не меньше четверти паломников к Дарам волхвов в северной столице России – молодые люди.

В Минске святыню отвезли в храм святого Иова Многострадального, что на территории минского Дома милосердия. Здесь, несмотря на морозы, ее ожидала многотысячная очередь паломников, было организовано круглосуточное дежурство волонтеров Белорусского Красного Креста, которые оказывали необходимую первую помощь, приглашали людей погреться в палатках и раздавали паломникам горячий чай.

Афонский иеродиакон Пантелеймон не сдерживал восхищения в Минске: «Мы такого нигде еще не видели: люди, встречавшие нас, стояли в снегу на коленях, в сугробах, на морозе и молились. Такого не было нигде – ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге».
«Принесение Даров волхвов в Беларусь – историческое и мистическое событие, – подчеркнул митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси. – Эти Дары были обласканы ручками Спасителя-Младенца, эти Дары были в руках Пресвятой Богородицы».

Пятидневным пребыванием в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры Дары волхвов завершили свое шествие по Руси. В городе, охваченном «евромайданными» бдениями, очередь к святыне была поменьше очереди в Москве или Питере. Ю. Мацарский в репортаже «Дары волхвов и армия антихриста» («Известия») привел слова пожилой паломницы Валерии Сергеевны: «Вы знаете, почему те, с Грушевского, сюда не идут? Да они армия антихриста. Раскольники, предавшие святую церковь и придумавшие свой сатанинский “киевский патриархат”. У нас в Донецке все знают, что там стоят только враги Украины, враги России, которые Христа забыли и к золоту тянутся больше, чем ко спасению».

Огонь Христовой благодати по-прежнему мерцает на Руси. (В сокращении).

Александр ПОЖАРСКИЙ
Фонд содействия гуманитарному
сотрудничеству «Русское единство»



Я верю, что Господь будет с нами



Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед ковчегом с Дарами волхвов в Казанском соборе Волгограда



3 февраля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил перед святыней молебное пение, в которое были включены особые прошения об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы, а также об исцелении пострадавших от рук террористов.

Среди молившихся были пострадавшие от террористических актов и члены семей погибших.
Затем прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:


«Я ехал сюда в первую очередь для того, чтобы увидеть вас и, насколько смогу, насколько хватит у меня сил, поддержать вас в вашей скорби, – сказал Святейший Владыка, обращаясь к родственникам жертв терактов. – В пределы нашей Церкви привезена великая святыня – Дары волхвов. Ей уже поклонились почти полтора миллиона человек в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и Киеве, и вот в завершение пребывания святыни на нашей земле, она привезена и в ваш город».

Святейший Патриарх поделился с собравшимися размышлениями о смысле страданий в жизни человека:

«Бог, пришедший во плоти, пострадал больше, чем любой из людей за всю человеческую историю. Зачем Ему нужно было пройти через эту бездну страданий? Именно для того, чтобы и нас с вами вооружить способностью преодолевать страдания, способностью идти на страдания во имя высшей идеи.

Может быть, на эту тему и не надо говорить здесь, в этом городе, где сотни тысяч людей погибли, исполняя свой долг. Всякий раз, когда мы отдаем себя любым способом – проявляя к кому-то внимание, заботясь материально, отдавая свою кровь или жертвуя собственной жизнью, – мы являем подлинную любовь, потому что любовь всегда связана с жертвой.

Господь взошел на Голгофу именно потому, что Он любил людей. Он призвал нас к любви, а у любви нет предела. Даже смерть не является пределом любви, и верим, что каждый человек, который живет по этому закону, живет по закону Божиему и получит от Бога воздаяние и в этой жизни, и в жизни будущей.

Я бы очень хотел, чтобы, прикасаясь к великой святыне – Дарам волхвов, вы вспоминали о Младенце – Господе Иисусе Христе, Который, принеся всем нам великий закон подлинной жизни, закон любви, призвал во имя любви отдавать себя другим. И как Христос воскрес в третий день после Голгофы, так и мы все воскреснем в жизни вечной.

Мы совершаем добрые дела, мы живем, потому что со смертью не кончается человеческая жизнь. А если б было не так, то все наше существование было бы безумием, лишенным всякого смысла.

И потому я хотел бы сказать тем, кто сегодня страдает: не надламывайте себя чрезмерным страданием. Утешайтесь в молитве, молитесь за ваших умерших. Помните, что очень скоро вы встретитесь с ними лицом к лицу. Сорок или пятьдесят лет – мгновение. Эти люди живы. «Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22:32). Вот я и хотел бы укрепить вас этими словами – всех, кто страдает сегодня, особенно оплакивает своих родных и близких, а также тех, кто потерял здоровье в результате этих террористических актов».

Предстоятель Русской Церкви особо отметил, что граждане России должны явить солидарность перед лицом угрозы международного терроризма:

«Неслучайно враг избрал Волгоград местом своих гнусных деяний. Идет необъявленная война. Наши противники хотят уничтожить Россию – великий форпост Православия. А если это война, то все мы должны быть мобилизованы – в первую очередь, мобилизованы духовно. Должны находиться в состоянии готовности наши войска, наши специальные службы, и все население должно быть мобилизовано на готовность помогать друг другу. Как наши санитарки здесь, в Сталинграде, вытаскивали из окопов солдат, так и мы должны сегодня протягивать руку помощи и семьям погибших и пострадавшим. Никто не может пройти мимо страдающего человека, который попал в такую ситуацию, – это тот, кто упал на поле брани. Быть мобилизованным – значит сохранять единство нашего народа. Мы все несем ответственность за Родину так же, как несли за нее ответственность солдаты, защищавшие Сталинград.

Я верю в то, что Господь будет с нами. У нас очень сильная вера. У нас есть духовная сила, а иначе быть не может, потому что история наша освящена подвигом святых новомучеников земли нашей, которые сегодня молятся за свое Отечество пред Богом».

Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси



Живая река



Последние десять лет войдут в духовную историю России как эпоха принесения вселенских святынь Православия в нашу страну. Каждое из них становится событием всенародного масштаба. Каждое носит глубокий духовный смысл, который, возможно, даже не вкладывают организаторы этих событий. Они становятся не только поклонением конкретной святыни, но и всенародным исповеданием веры нашего народа.

Когда я в Санкт-Петербурге пришел поклониться дарам волхвов, увидел огромную очередь – живую реку молящихся людей, растянувшуюся по Московскому проспекту и уходившую на Киевскую улицу (какие символичные названия!). И я подумал: а зачем еще наш народ будет стоять в наше время по 9 – 12 часов? Есть ли еще какая-нибудь ценность, которая заставила бы людей стоять на морозе весь день или целую ночь ради одной секунды? Какая еще причина может сравниться с возможностью на один миг оказаться рядом и приложиться к Святыне?

Я не смог назвать что-то еще, за чем наш народ стоял бы с таким терпением и мужеством. А ведь у даров не раздавали никаких материальных благ, люди не получали ничего земного – только одно: благодать Божию! Что же еще нужно, чтобы признать простую истину, что наш народ – верующий, что наш народ – православный?! Очевидно, что в обществе в наше время нет более сильной и объединяющей идеи, нежели Вера, нежели Православие! Как жаль, что власти до сих пор до конца не могут понять этого факта и не спешат опереться на великий духовный потенциал нашего народа — нерастраченную за время советского безбожия и демократического растления ВЕРУ!

На самом деле главный смысл принесения даров волхвов в Россию состоит не только в поклонении им. Есть более важный смысл: раз Дары волхвов приносят в Россию, значит в ней жив Христос. Ведь две тысячи лет назад волхвы принесли свои Дары именно туда, где родился Христос. Они не пошли в какое-либо место, где Его не было, – они пришли ко Христу. Спустя 2000 лет эта логика также действенна: Дары волхвов там, где Сам Христос. Для нас всех принесение даров имеет особое значение, поскольку является зримым свидетельством свыше о том, что в нашей земле жив Христос. Если к нам приносят Дары волхвов, значит мы может сказать: с нами Бог! Если при этом вспомнить о том, что Дары волхвов за последние несколько сотен лет никуда далее пределов Греции не износились, то очевидно, что факт принесения Даров волхвов в Россию нас ко многому обязывает.

Хочется обратить внимание на то, что понятие «Дары» предполагает дополнение – «кому?». Мы, конечно же, скажем – Самому Христу. Но в данном случае эти Дары стали дарами Христа именно Русской земле. Это была рождественская награда и утешение нашему народу «за веру и верность», как писали на царских орденах.

Последние десять лет войдут в духовную историю России как эпоха принесения вселенских святынь Православия в нашу страну. Каждое из них становится событием всенародного масштаба. Каждое носит глубокий духовный смысл, который, возможно, даже не вкладывают организаторы этих событий. Они становятся не только поклонением конкретной святыни, но и всенародным исповеданием веры нашего народа.

У русского народа в нынешней ситуации не так много возможностей выразить себя. Нам постоянно внушают, что страна у нас «многонациональная и многоконфессиональная», и поэтому не толерантно напоминать о себе, о своей русскости и православности, дескать, другие народы могут обидеться. Даже намек на то, чтобы в Конституции отразить особую роль Православия в истории России, вызвал шквал негодования либеральной общественности.

И вот, когда в Россию приносится великая святыня и к ней выстраиваются многотысячные очереди, ей поклоняются миллионы людей, – это оказывается торжеством всенародной веры. И принесение даров волхвов не стало исключением.

Эти очереди становятся самым настоящим русским крестным ходом ко Христу, как на известной картине Нестерова. Стояние в очереди неожиданно становится внешним выражением стояния в вере, своего рода всенародным референдумом, который отвечает на один главный вопрос: кто мы такие, какой наш народ? И ответ очевиден: народ голосует за то, что «мы — православные»!

Нельзя не отметить и реакцию либеральных СМИ и интернета. Сколько недобрых слов было сказано в адрес нашего народа только за то, что он стоял в очереди к Святыне. Какая же клевета и какой плевок в душу народа все эти заявления, что это не народ, а толпа, что это идолопоклонство?! К этому случаю изобрели даже специальный неологизм, запущенный в интеренете, – «православнутые». А ведь это прямое оскорбление религиозных чувств и достоинства верующих людей. Власть должна отреагировать на это разжигание религиозной ненависти, защитить своих граждан, употребив соответствующие статьи закона.

Одна моя знакомая журналистка Людмила после этого стояния сказала: «Я наконец-то увидела Его Величество Русский народ». Она отстояла всю очередь и потом, потрясенная, говорила: «Это был сказочный мир добрых русских людей. Какая радость в этом жутком мире оказаться среди своего народа»!

В этой очереди стояла квинтэссенция нашего народа. Это был естественный отбор лучших русских людей. На этом стоянии люди вели себя по-другому, чем в любой другой очереди, жили по другим законам. Людей объединяла Святыня. Время пролетало быстро, усталость и мороз не чувствовались. Люди помогали друг другу. Царило какое-то приподнятое настроение, ощущение праздника. Даже без очереди пропускали безропотно: «Значит вам нужнее...» Поэтому и стояние в такой очереди воспринималось не как потерянное время, но как приобретенное. Мне рассказывали, что одна женщина искусствовед Татьяна специально приходила три ночи подряд, чтобы только постоять в этой необыкновенной очереди.

Нужно сказать также о миссионерском значении принесения даров волхвов в Россию. Самый главный эффект заключался в том, что, благодаря дарам, сам факт Рождества Христова и все его обстоятельства предстали как совершенно реальное историческое и документированное артефактами событие. Мы смогли реально соприкоснуться с евангельской историей, в прямом смысле слова – «коснуться рукой». Многие люди, прежде не интересовавшиеся Евангелием, заново перечитали и пересмотрели его. Многие пришли из любопытства, но открыли для себя реальность Боговоплощения. Одна прихожанка рассказывала, что к ней присоединился ее родственник – молодой человек по имени Сергей. Стоя в очереди, он много расспрашивал, слушал, узнавал. А после того, как поклонился, спросил, а когда в нашей церкви ближайшая служба – впервые за многие годы решил прийти помолиться.

Из всех принесенных за последние годы святынь эта была отмечена особым детским поклонением. Дары волхвов напоминали о Рождестве Христовом. Люди шли не столько к дарам, сколько к самому Христу. И к дарам приносили множество детей. Жаль, что в общей статистике не указывают количество пришедших и принесенных детей, но очевидно, что их были тысячи и десятки тысяч. Можно сказать, что это было самое детское поклонение в истории России. Русские дети встречали Богомладенца-Христа!

Здесь, конечно, сыграло роль еще то обстоятельство, что с детьми к дарам пускали без очереди. И дети таким образом стали для родителей проводниками к Святыне. Я сам сопровождал семью с ребенком. Мама постоянно удивлялась, что ее маленькая Лиза не плачет в столь поздний час.

После Санкт-Петербурга Дары волхвов были перенесены в Белую и Малую Русь. Скоро они возвратятся на Святую Гору Афон. Но эти три дня их пребывания в нашем городе останутся в памяти. Вряд ли в ближайшее время на нашем веку повторится такое рождественское чудо. Эти дни, называемые в календаре Святками, навсегда останутся святыми днями в истории нашего града святого Петра.

Протоиерей Геннадий Беловолов,
настоятель храма
св.Иоанна Богослова
(Леушинское подворье)



Фарватер памяти духовной



Дары волхвов – на Графской пристани



Во Владимирском соборе Херсонеса поклониться дарам волхвов удалось ста с лишним тысячам человек. А поскольку с 1783 года морским форпостом Отечества является военный флот, организаторы акции поступили мудро и дальновидно, ближе к концу дня вывезя дары волхвов на Графскую пристань – для военных моряков.

К 16 часам на главном причале города становилось все многолюднее. Севастопольцы и гости города радостно приветствовали процессию священнослужителей, спускавшихся по лестнице к катеру.

Катер с реликвией проследовал в Южную бухту, а следующий – с журналистами – между тем направился к причалу, где дары волхвов уже ожидал парадный строй моряков Черноморского флота России и Военно-Морских Сил Украины.

Проход к реликвии был осуществлен по-военному четко и быстро и занял считанные минуты. Но как менялись лица людей в мгновения общения со святыней – это надо было видеть!

Жаль, что зимние дни такие короткие… Солнце отбрасывало на гладь Севастопольской бухты последние закатные лучи, когда катер прибыл на следующий причал – к крейсеру «Москва» Черноморского флота России. После поклонения реликвии на палубе корабля состоялась краткая пресс-конференция. Монах Никодим – почтенный седовласый гость с Афона – и другие организаторы акции, представители командования ЧФ выразили общее мнение о том, что дары волхвов нашли искренний отклик у севастопольцев, крымчан и военных моряков. Учредитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого Константин Малофеев вручил севастопольским иерархам освященную копию ларца с дарами волхвов для Владимирского собора в Херсонесе. Такой же ларец будет отныне находиться и в корабельной церкви крейсера «Москва».

Запомнились слова организатора акции о том, что хотя многодневная акция потребовала немало времени и сил, «эта ноша стала легкой благодаря отношению людей». И в Москве, и в Киеве, и в Севастополе…

Да, реликвия прибыла к нам очень своевременно, напомнив, что смутные времена, даже двадцать с лишним постсоюзных лет, – мгновения в масштабе истории. Неприятие раскола и смут четко выразил сын и преемник князя Владимира Ярослав Мудрый в своей «Русской правде»: «…Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих, которую они добыли трудом своим великим». В этом – гениальнейшее предвидение не только феодальной раздробленности начала XII века, но, пожалуй, и беловежского разделения 90-х годов прошлого века, и оранжево-коричневых майданов века нынешнего.

Хочется надеяться, что Севастополь – морской форпост Отечества – станет отправным пунктом в нашей исторической судьбе и выведет Отечество на верный фарватер.

Ольга СИГАЧЕВА

от 21.01.2018 Раздел: Февраль 2014 Просмотров: 278
Всего комментариев: 0
avatar