Священник Виктор Кузнецов в дни, связанные с памятью воина-мученика Евгения Родионова, встретился с его мамой - Любовь Васильевной, провел заинтересованный диалог с ней.
Вопрос: - Ваши впечатления о прошедшем недавно, важном для всех нас событии?
Любовь Васильевна: - 23 мая, в день рождения и гибели Жени, и на следующий день, 24 мая, особенно к вечеру, люди шли поклониться ему. Много было людей, отовсюду. Меня удивило еще то, что в этом году было много детей. Двадцать третьего в основном были ребята из организаций скаутов, из воскресных школ при храмах. На следующий же день были больше неорганизованные группы. Это показатель благого. Значит, многие уже начинают воспитывать детей на живых примерах. Может быть, это время такое наступает, когда воспитывать детей становится уже не на чем. И родители начинают понимать, что воспитать, для себя же, наступила неотложная пора. Больше доверять это государственным структурам нельзя. Именно там их больше всего губят. Воспитание на сегодняшнем телевидении, компьютерных играх, Интернете и прочем значит убивать своих детей на корню. Еще люди стали чувствовать, что впереди у всех нас большие испытания. К ним надо приготовить не только себя, но и детей тоже. Дать им опору в трудных ситуациях. Господь, видно, испробовал все возможные средства для нашего исправления.
о. В. – Остались только радикальные, хирургические методы? Голод, война?..
Л. В. – Война уже есть.
о. В. - Да, есть. Но боюсь, что грядет большие, крупнее.
Л. В. – Конечно, будут. Что значит «боюсь»? Уже ясно, как Божий день, конечно, будут, и очень кровавые.
о. В. – Особое опасение у меня за Белоруссию.
Л. В. – Да. Дело в том, что Белоруссия сейчас, как бельмо в глазу у тех, кто губит все на Земле. Против этого живого островочка такие средства вкладывают, чтобы ее сломать!.. Не жалеют. Как против России когда то. И теперь Россия, как с Украиной, смотрит на все со стороны.
о. В. – Вы же знаете, почему это…
Л. В. – Знаю, знаю и понимаю. Я, как та умная собака, не только молчу, но и соображаю кое - что. Достаточно упомянуть такую фигуру, как Чубайс, - преступник, который может позволить себе все. Оставлять зимой без тепла и электричества больницы и детские сады, жилые дома, школы... на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Отрубать энергопитание от стратегических воинских частей… Не имея на то достаточных оснований, арестовывать людей. А что он натворил вчера, 25 мая! Какие миллиардные убытки он принес нам. Скольких людей закупорил в метро, в лифтах, на трамвайных и троллейбусных остановках?.. Сколько людей в волнении, на жаре окончили дни свои по его вине? Сколько многие потеряли. Сколько предприятий понесло убытков, потерь. Сколько неисчислимых бед произошло, по вине одного только этого преступника. И все «шито-крыто». Это вам не какие-то несчастные, отдельные выдуманные скинхеды, побили где-то за дело вора-кавказца. Тут такой гвалт поднимется! Дня три по всем программам вопить будут, а тут – «другое дело». Какое? А пойдите разберитесь у них… Но не будем сейчас об этом. Хочу поздравить всех с наступающим Днем пограничника. Это не означает только узкопрофессиональный праздник одного из родов войск. Граница России проходит не только по территории. Граница это не только то, что проходит по земле. Она проходит через сердце каждого небезразличного человека. Я желаю, очень желаю, от всего сердца, чтобы мы все не позволяли нарушать эту нравственную, чистую, четкую границу. Еще я хочу поблагодарить всех, кто приехал сюда, к Жене. Всех и кто не смог приехать, но мысленно был здесь. Поблагодарить всех, не только тех, кто из России, и приехавших с Украины, из Белоруссии… Здесь были представители Финляндии, Сербии, Германии… и из других мест. Всем от меня низкий, материнский поклон. Мы живем в непростое время. Но во все смутные времена женщины вставали рядом с мужчинами. Мой сын сделал меня человеком верующим. Это я могу твердо сказать. Он сделал меня воином. Я очень хочу надеяться, неплохим воином. Во всяком случае верность и самоотверженность до последнего своего вздоха могу от себя гарантировать. Как сказано в одном стихотворении:
«И до последнего
До самого конца
До смертного креста
Душа моя останется чиста».
Хочу пожелать всем нам смелости, правдивости. Может, это не всегда нам в наше окаянное время полезно. Многие говорят: «Надо быть осторожней…» Еще что то такое подобное… Я убеждена, глубоко убеждена. Жизнью своей, болью своей. Не надо ничего этого… Осторожничать не надо. Уже доосторожничались до того, что враги в нашем доме хозяйничают, как хотят. Мы должны хотя бы для того, чтобы подать детям нашим благой пример, вырвать их из подлого, самоубийственного рабства. Если мы не хотим, чтобы они стали окончательными подлецами, чтобы они не развратились совсем и не спились. Мы должны начать снова жить и действовать открыто и честно. Каждый. Помогать, отстаивать друг друга. Высказывать безбоязненно свою позицию. Мы должны с открытым забралом встречать врагов. Глядя им прямо в глаза. Если мы при этом даже сделаем что-то не так. Лучше это сделать. Чем ничего не делать.
о. В. – Абсолютно с вами согласен. Мало кто из нас так себя настраивает. Особенно не желают такое воспитывать в детях родители. Ложное понимание «пользы» заставляет их внедрять в своих деток прямо противоположное.
Л. В. - Недавно мне довелось испытать острое переживание, как матери. Накануне девятой годовщины дня рождения и гибели Жени. Ему бы сейчас исполнилось двадцать восемь лет. Меня пригласили в школу, где он учился. Я пришла, села за парту. Потушили свет. На большом экране мне показали детское сочинение ученика первого класса Жени Родионова. С ошибками написанное. Не очень красивым почерком. Но оно, это сочинение, меня поразило. Вот чем. Там было написано: «Утром я встаю сам. Одеваюсь. Обуваюсь. Умываюсь и иду в школу. Иногда завтракаю, иногда нет, и прячу завтраки, чтобы мама не расстраивалась. В обед я прихожу домой. Готовлю есть. Мама приходит на обед, и мы с ней обедаем. Я ухожу на продленку. Мама - на работу. После продленки готовлю уроки. Отношу свои и мамины в библиотеку. Ухаживаю за рыбками. Очень хочу собаку, но мама говорит, что нам негде ее держать. У нас всего одна комната. Очень хочу велосипед. Мама говорит, что нам негде его ставить. Вечером я всегда стираю». С самых малых лет я учила его носочки и носовой платок стирать самому. Сидя в школе, просматривая эти дорогие для меня строчки моего маленького, но еще живого сына, я с ужасом подумала: «А где же была его мать? А вообще, у него есть кто-нибудь? Мне показали сочинение круглого сироты!.. Мне стало горько, горько. Все свои силы, время мы отдаем чему угодно: работе, карьере, суете и забываем о более главном, что рядом с нами – живые люди, маленькие росточки, которым мы нужны. Вот кому мы необходимы больше всего, больше всех. Они страдают без нас, и им плохо. А мы житейской суетой, общественными и рабочими хлопотами лишаем их детства. Вот от такой горечи мне стало очень не по себе, нехорошо. Совет и пожелания мои каждому человеку: работа, карьера – хорошо. Деньги, заработок – неплохо. Но чтобы это не было в ущерб маленькому человеку, живущему с вами. Ему мама нужна, каждую минуту, каждую секунду. Не забывайте об этом. Не лишайте детей своих детства.
о. В. – Но именно в таких суровых условиях возрастают настоящие мужчины.
Л. В. – Может быть. Но это меня слабо утешает. Материнское тепло нужно всем.
о. В. – В разумных дозах. У многих ныне это перешло все допустимые нормы. Результат – один из десяти призваны в этом весеннем призыве.
Л. В. – Да, это уже позор и катастрофа.
о. В. - Большую «помощь» здесь оказывает Комитет солдатских матерей. Попробовали бы эти дамы поработать в Штатах или Израиле. Мало нашлось бы охотниц на это. Их бы разом там скрутили. У нас же армию разрушать не только можно, но и престижно. Положение наше все хуже и хуже.
Л. В. - Посмотрите, как все вокруг меняется. Нас, русских, перестали не только уважать. Нас перестали считать людьми. Кому только не лень унижают, угрожают нам. Но в такие дни, как эти, мы встаем, распрямляемся. Опять мы доказали, что есть еще много неравнодушных, несломленных, смелых людей у нас. Мы не сдались, пытаемся и будем пытаться изменить к лучшему в России. Потому, что это – наша страна. Нам в ней жить и умирать. Другой у нас не будет. Все, что от нас зависит, мы постараемся для нашей страны сделать. Они, те, кто говорит «эта страна», «в этой стране», это им здесь – делать нечего. Они и не пытаются ничего полезного делать. Только вредное нам, разрушительное. Воровать, развращать, убивать… вот их «дела» у нас. Но мы не покоримся им. Пусть не надеются.
о. В. – Этот день особый для вас. На что он вас настраивает?
Л. В. - Всем желаю добра, мира, благополучия, счастья. Пусть у вас и ваших близких не будет таких страшных потерь, как у меня. Да, я – воин, но и у меня сердце до сих пор кровоточит, поседела все оттого, что выпало на долю Жени. Это – прежде всего. И уже потом мне стало больно оттого, что выпало на мою долю. Мой сын сегодня объединяет всех. Он не вносит никакой смуты, злобы. Наоборот. Он учит нас ясности, любви, заботы друг о друге, верности Родине.
о. В. – Любовь Васильевна, расскажите, пожалуйста, о вашей миссии в Чечне. О ваших поездках к солдатам, в воинские подразделения.
Л. В. - Мне удалось совершить тридцать одну поездку в Чечню. И все это благодаря тем людям, которые меня поддерживают, помогают, собирают подарки нашим солдатам. Сама по себе я – ничто без этих людей. Говорят: «Вот опять мама Жени едет в Чечню». А это не я еду туда. Я лишь сопровождаю то драгоценное для солдат, что вы собрали для них. И на кладбище, в Женины дни, в кружку набралось более трех тысяч рублей! Я благодарю всех и каждого человека кто добром, участием, просто сердцем своим – мой соратник. Мы с вами теплом сердец своих согреваем наших солдат, к которым я вновь поеду.
о. В. – Вернемся к 23 мая, годовщине вашего сына. Вы упомянули, что среди нас и наших сограждан на кладбище в Курилово были и приехавшие из-за рубежа. Они вам говорили что-нибудь запомнившееся?
Л. В. – Да. К примеру, гость из Сербии, приехавший специально, чтобы поклониться могиле Жени, подарил мне удивительную икону. На ней фоном изображено поле битвы. Лежат убитые турки и сраженные защитники Сербии. В центре женщина подает израненному сербскому воину чашу с водой.
Воин принимает благодарно чашу с живительной водой, не выпуская при этом из другой руки меч. Сильный образ. Воин освободитель восстанавливает иссякшие силы, готовясь снова вступить в бой. Паломник из Сербии сказал, что образ этой женщины, подносящей чашу, похож на меня. Конечно, я недостойна такого сравнения, но надеюсь, что моя скромная лепта, как чаша той придающей силы чистой воды, ободряет наших солдат в Чечне, помогает им выстоять. Мне же довольно немногого. Того, что в успехах нашей армии есть и наше с вами, хоть небольшое участие и помощь. Если хоть одному человеку на Земле: в госпитале, на войне или просто дома... стало чуть-чуть лучше, теплее, светлее, может, он вспомнит о Жене. О том, как ему и его товарищам было плохо. Они были лишены всего. Но выстояли. Не поддались. Не предали.
о. В. – Не меньше для солдат наших, укрепления их боевого духа сделали и вы.
Л. В. - Может, я смогла сделать тоже что-нибудь благое. Надеюсь. Надеюсь, что жизнь моя прожита тоже не зря. Состоялась ли я как мать? Трудно сказать. Богу судить. За все.
о. В. – Что бы вы хотели пожелать читателям?
Л. В. - Желаю передать главное. Оно в моем слабом призыве. Пожалуйста, делайте все так, чтобы никогда равнодушие не было в ваших душах. Это самое страшное. Благодаря равнодушным и происходит то, что происходит с нами.
о. В. – Встречалось ли вам за последнее время наблюдать такое, что бы взбодрило вас, придало вам сил и надежды?
Л. В. - Недавно мне довелось впервые побывать в Екатеринбурге. Там праздновался особый праздник и на таком уровне, что можно было позавидовать. Мы часто говорим о духовном возрождении и прочих высоких понятиях, но часто это уходит только в слова. Там же, на Урале, благодаря усилиям, энергии добрых людей города, управления епархии, местных властей удалось организовать, устроить большой праздник. На девяти площадках одновременно, по всему городу!.. Впервые. Праздник в честь «Жен-мироносиц». Городские власти, Владыка Викентий выступали прямо в центре города, у храма Спаса на Крови. Может быть, впервые огромные массы людей узнали, кто такие жены-мироносицы. Те женщины, которые не испугались. Даже апостолы разбежались, а несколько женщин остались и были свидетельницами распятия Спасителя. Они же первыми отважились, пришли ко гробу Христа. В благодарность их подвига, смелости, жертвенности чтит их Церковь. Им и был посвящен этот грандиозный праздник. Это и есть настоящий Женский день. Вместо того лживого, пустого, распутного посреди Великого поста. Там, на Урале, прозвучал настоящий гимн женщине – матери, жене, помощницам мужчинам в их подвигах. Вот какое грандиозное действо на высоком уровне, подъеме духовном и нравственном можно делать доброе, очень полезное для многих дело.
о. В. – Вы много ездите, много видите, встречаетесь с разными людьми. У вас поэтому больше охват, обзор происходящего по всей стране. Каковы ваши наблюдения, сравнения?
Л. В. - Часто бывая в пути по России, я заметила: провинция в более здоровом, лучшем состоянии, чем центр. Оттуда и пойдет возрождение: с Севера, с Урала, с Сибири… В Москве немало достойных и замечательных людей. И все-таки, проезжая по улицам Москвы, несмотря на то, что много блестит золотых куполов, впечатляющее величие церквей, есть что-то нездоровое вокруг. На сегодняшний день, я считаю, что Москва – расхристанная. Вся – вразнос, несется сломя голову в пропасть. Она перестала быть русским городом. К сожалению. Что у нее будет впереди?.. Один Бог ведает. Хочется, чтобы и столица, и вся наша Россия изменились к лучшему. Дай Бог! Очень надеюсь на это. Мы, христиане. Мы же верою живем. Мы верим в Воскресение Христово, а потому верим и в воскресение, возрождение нашей страны. Этим живем. Верим, и все! Вопреки, казалось бы, уже невозможному. Надеемся на что-то такое… Конечно же, прежде всего на Божью помощь нам. Россия, страна Богом любимая. Защитница наша – Сама Матерь Божия. Думаю, что все-таки страна наша не сгинет, не пропадет. И мы с нею.
о. В. – От благодарных читателей, всех тех многих, кто почитает вашего мужественного сына и вас лично, приношу вам большую признательность за вашу беседу с нами, драгоценные для нас наблюдения и советы.
Л. В. - Спасибо всем огромное, что облегчили мне горе в эти дни печали моей. Согрели меня в неутешности моего одиночества. Придали мне сил, бодрости для дальнейших моих дел, угодных Богу и полезных людям. Спасибо вам. Храни вас всех Господь.