Добавлено: 04.06.2021

День славянской письменности и культуры

Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла

Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

24 мая 2021 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкино. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Церковь нашу мы называем апостольской — прежде всего потому, что она была основана Господом через святых апостолов. А апостолы разнесли по всему миру Божественный дар, явленный в день Святой Пятидесятницы — день основания Церкви Христовой. Христианские общины, получившие этот дар через святых апостолов, стали образовывать местные Церкви, соединенные, однако, через Самого Христа во единое тело Церкви Вселенской. Именно поэтому Апостольская Церковь и существует до сего дня и распространена по всей вселенной, а те, кто распространял веру Христову, кто нес свидетельство о Христе распятом и Воскресшем, кто создавал местные общины, — продолжатели святых апостолов — стали именоваться равноапостольными. Таких выдающихся равноапостольных мужей мы сегодня и вспоминаем молитвенно — святых Кирилла и Мефодия.

Они вышли на проповедь в IX веке. Уже много столетий минуло со времен апостольской проповеди, но значительная часть Европы всё еще не была просвещена светом Христовой истины. И мы знаем, что особо выдающуюся роль в распространении веры Христовой в Восточной Европе имели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, два образованных мужа. Старший, Мефодий, впоследствии ставший епископом, и младший, Кирилл, человек особенно одаренный, занимавший высокое положение при византийском императорском дворе, — именно они были призваны к тому, чтобы принести свет Христовой истины на север, с тем чтобы ко Христу обратились славяне. Святые равноапостольные мужи совершили этот подвиг, и потому мы называем святых Кирилла и Мефодия просветителями славян.

Этот подвиг невозможно забыть, и потому имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поминаются и на святой проскомидии, и на многих богослужениях, но особенно в день их памяти. Сегодня такой день, и, вознося благодарение Господу за великий апостольский труд солунских братьев Кирилла и Мефодия, мы обращаем к ним свою молитву, чтобы они своим предстательством пред Господом и Спасителем не оставили свое наследие — славянские народы. Конечно, мы молимся и особенно просим их о всей исторической Руси, которая стала наследницей Византии и, пройдя через кровавые гонения, нашествия иноплеменников, междоусобные брани, не только сохранила, несмотря на тяжелейший исторический опыт, наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, но и приумножила это наследие. И было бы идеально, если бы всякий раз, когда мы входим в православный храм, мы бы молитвенно обращались к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, без которых православная вера вряд ли пришла бы в наши земли и имела такое скорое распространение. Мы молимся также и о всех, кто продолжал равноапостольный подвиг святых Кирилла и Мефодия. Всегда в памяти нашей святой равноапостольный великий князь Владимир, волей которого был крещен наш народ. И, вознося сегодня молитвы к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, мы просим, чтобы их молитвами Господь сохранил веру православную в нашем народе, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не смогли бы оторвать наши народы от той духовной основы, на которой возникла и развилась вся наша культура, вся наша национальная жизнь.

Открытие памятника Кириллу и Мефодию 24 мая 1992 года

24 мая 1992 года в России впервые в статусе государственного был широко отмечен праздник Славянской письменности и культуры. В Москве центральным событием стало открытие памятника Кириллу и Мефодию.

После Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля начался крестный ход с Неугасимой лампадой, возженной в пасхальную ночь в Иерусалиме от Благодатного огня в храме Гроба Господня. Крестный ход возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который и освятил памятник.

Проект монумента выполнил известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков при участии архитектора Юрия Пантелеймоновича Григорьева. Монумент основателям славянской письменности представляет собой установленные на высокий постамент ростовые статуи братьев Кирилла и Мефодия, которые в своих руках держат Святое Писание и православный крест. У подножия находится Неугасимая Лампада.

Из слова на открытии памятника апостолам славян святым Кириллу и Мефодию
Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II

В дни, когда Церковь наша переживает пасхальную радость о Христе Воскресшем, мы становимся участниками знаменательного события, которое, несомненно, войдет в историю России и всего славянского мира.

Открытие в самом центре Москвы памятника апостолам славян святым Кириллу и Мефодию — это не культурная акция. Это не только дань глубокого почтения тем, чей самоотверженный подвиг заложил основы славянской духовной культуры. Памятник, представший ныне перед нашими глазами, является живым свидетельством и символом возвращения нашего народа к своим духовным ценностям. Для будущих судеб славянского мира возвращение к своим истокам имеет гораздо более важное и глубокое значение, чем любые другие общественные процессы. Успехи в политике, экономике, прочих сферах человеческой деятельности будут иметь положительный результат только тогда, когда в основе процесса будет лежать духовное и нравственное обновление. И это мы обретаем вновь!

Что же принесли святые солунские братья славянам? Что положили они в духовное основание народного бытия? Равноапостольные Кирилл и Мефодий вместе со своими учениками и последователями принесли нашим предкам благую весть о Боге, во Святой Троице славимом, и о воплотившемся Единородном Сыне Божием — Господе нашем Иисусе Христе, совершившем подвиг спасения человеческого рода и даровавшем надежду Вечной Жизни всем верующим в Него.

Из исторических источников мы знаем, что первой книгой, переведенной солунскими братьями на язык, которому суждено было стать на многие века литературным языком большинства славянских народов, было Святое Евангелие. А первым чтением из него, которое они перевели, было то, что читается в храме в первый день Пасхи Христовой. Такая последовательность трудов святых братьев не случайна, ибо первейшей их заботой было просвещение славян светом спасительной веры Христовой. Эта вера легла в основу духовной жизни славянских народов. Когда тысячелетие назад она была принесена на Святую Русь, наши предки получили на понятном им языке Священное Писание и богослужебные книги, переводы святоотеческих творений и живое слово церковной проповеди. Все это стало возможно именно благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, трудами тех, кто шел за ними.

Русская земля стала благодатной почвой, на которой семя славянской церковной книжности принесло богатые всходы веры и благочестия. В силу своего исторического положения Русь стала главной хранительницей и распространительницей тех духовных сокровищ, основу которых составляет кирилло-мефодиевское наследие.

В последнее столетие мы наблюдаем особый рост почитания апостолов-славян как на Востоке, так и на Западе Европы. Это также не случайно. Обращение к памяти святых Кирилла и Мефодия должно указывать нам на величайшую роль славянских народов в духовной, культурной и политической истории Европы, равно как и в ее сегодняшнем дне.

К великому сожалению, не все теперь благополучно во взаимоотношениях разных ветвей единого славянского древа. Вселенская Полнота Православия скорбит, видя, как отчуждение и разделение воздвигают барьеры между братьями-славянами, как в кровопролитных бранях попирается первейшая и важнейшая ценность земного мира — богоподобная свободная человеческая личность. И это еще более побуждает нас обращаться к предстательству славянских апостолов, дабы по их молитвам Господь ниспослал мир и благоденствие всем славянским странам, вселил в сердца всех живущих в них дух братолюбия.

Да поможет нам Господь стать достойными духовными чадами славянских первоучителей! Да изгонит Он из наших сердец всякое озлобление, всякую неправду, зависть и ненависть! Да не попустит Он, чтобы единокровные и единоверные народы стали друг другу недругами! Да научит Он нас любить людей, как это делали святые Кирилл и Мефодий, посвятившие жизнь служению народу, бывшему для них по-человечески далеким, но близким по любви христианской.

Недавно возродилась традиция отмечать дни славянской культуры и письменности. Это празднование должно объединить всех нас и помочь преодолеть рознь и разделения мира сего.

Сегодня мы все вместе — и государственные деятели, и представители Церкви, общественность и люди разных политических и социальных взглядов; всех нас объединил праздник славянской культуры и письменности, память святых просветителей славянских народов.

Сейчас пред образами славянских апостолов будет возжжена неугасимая лампада, Благодатный огонь для которой был доставлен от Живоносного Гроба Господня в Иерусалиме, пройдя путь по местам проповеди святых равноапостольных братьев. Пусть ее свет будет всегда напоминать нам о немеркнущем свете Христовом, просвещающем всех. Этот свет уже более тысячелетия светит славянским народам, и именно в нем смогут они обрести неоскудевающий источник духовного возрождения и процветания своих стран, которое невозможно при забвении Правды Божией.

Мы благодарны общественным силам за инициативу, поддержанную главой нашего государства, России, — увековечить подвиг святых братьев открытием им достойного памятника.

Мы благодарны тем, кто взял на себя подвиг пройти с лампадой Благодатного огня по местам и странам кирилло-мефодиевского наследия. Полагаю, что проповедь святых братьев неоднозначно воспринималась их современниками, но они были убеждены, что их святое дело будет жить, и оно живет!

На пути следования Благодатного огня и сегодня по-разному встречали его наши братья-славяне, но свет Христов просвещает всякого человека в мире сем, сердце которого открыто для любви, правды и мира.

Мы благодарны автору памятника, который воплотил образы святых братьев и их просветительный подвиг. Вознесем же ныне наши молитвы ко святым учителям славян равноапостольным Кириллу и Мефодию, дабы их ходатайство пред Престолом Всевышнего принесло славянским народам в переломный момент их истории надежду на духовный расцвет, мирную жизнь и созидательный труд в семье европейских народов. Аминь.

История празднования дня Славянской письменности

Ежегодно 24 мая в России и во многих странах мира отмечается День славянской письменности и культуры.

Праздник приурочен ко Дню памяти святых Кирилла и Мефодия, которые создали алфавит и дали начало письменности славян.

Кирилл (светское имя Константин; около 827–869) и Мефодий (светское имя неизвестно; около 815–885) — братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.

Мефодий поначалу посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг на Олимпе (Малая Азия).

Кирилл получил образование в Константинополе, где его учителями были крупнейшие представители византийской интеллектуальной элиты — Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа.

Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию.

В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Кирилла и Мефодия. С этим событием связывают создание Кириллом азбуки, отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке — перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, читающихся во время богослужения).

По мнению исследователей, еще до приезда Кирилла и Мефодия в Моравию была переведена Псалтырь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст литургии и стали совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Кириллом были созданы «Проглас» — первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» — первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.

Кирилл и Мефодий создали корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.

Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру Болгарии (а через ее посредство — Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (в последней вплоть до новейшего времени сохранялась глаголическая письменная традиция). Разработанная ими письменность повлияла на развитие русской книжности и литературы.

В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий — символы славянского письма и славянской культуры. Их культ получил широкое распространение как в православных, так и в католических странах (братья были канонизированы вскоре после смерти). Установленный церковью день памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) в Болгарии был превращен впоследствии в праздник национального образования и культуры.

В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями в далекое прошлое и отмечается преимущественно Церковью. Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая (11 мая по старому стилю).

В годы советской власти этот праздник был забыт и восстановлен лишь в 1986 году. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в Советском Союзе родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

С 1986 года начали проходить региональные торжества, сначала в Мурманске прошел первый праздник, он назывался «Праздник письменности», в последующие годы праздник проводился в Вологде, Великом Новгороде, Киеве и Минске.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус.

Традиция празднования дня Славянской письменности в России

По своему содержанию День славянской письменности и культуры является уникальным в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной Церковью.

В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты.

До 2009 года ежегодно избирался определенный город — своеобразная столица праздника, в которой этот день отмечался особо торжественно. Центром Всероссийских торжеств Дней славянской письменности и культуры были такие города, как Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009).

В 2009 году было принято решение о проведении Дней славянской письменности и культуры с 2010 года в Москве.

В День славянской письменности и культуры, по сложившейся традиции, после патриаршей Божественной литургии в храме Христа Спасителя проходил праздничный концерт на Красной площади. Он начинался одновременно в целом ряде российских регионов, а в Москве открывался приветственным словом патриарха Кирилла.

Этот день торжественно празднуется по всей России.
В храмах Русской Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения.

В 1990-е годы в России сложилась традиция в день празднования Славянской письменности и культуры проводить крестные ходы в крупных городах.

Празднование дня памяти святым равноапостольным Мефодию и Кириллу 24 мая 2021 года

24 мая 2021 года в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, День славянской письменности и культуры по традиции был совершен торжественный молебен у памятника святым на Славянской площади.
Молебен возглавил митрополит Каширский Феогност, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Прямая онлайн-трансляция молебна велась на канале You-tube и сайте «Славянского фонда России».

В молебне приняли участие клирики Иверского благочиния: протоиерей Андрей Речицкий, благочинный Иверского церковного округа; иерей Максим Михайлов, клирик Патриаршего подворья храмов в Зарядье; диаконы: Даниил Нагорный и Стефан Ковальчук, клири-ки Московской городской епархии.

Пели певчие хора храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря под управлением протоиерея Андрея Нефедова.

В архипастырском слове по окончании молебна митрополит Феогност отметил, что просвещение и проповедь слова Божия и в наше время остаются актуальными среди всех славянских народов.

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Его Высокопреосвященство поздравил собравшихся с днем памяти свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, просветителей славянских народов.

Митрополит Феогност поздравил с Днем тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелал Его Святейшеству многая лета.

Представители посольств славянских стран возложили цветы к памятнику свв. равноапп. Мефодия и Кирилла.

Фестиваль славянской письменности и культуры в Херсонесе в 2021 г.

Фестиваль славянской письменности и культуры в Византийском дворике Херсонеса Таврического состоялся 22 мая. Событие — ежегодное. Приурочено к одноимённому празднику, который в России и многих других странах мира отмечают 24 мая. День славянской письменности и культуры — это праздник Слова, День мира, взаимопонимания и дружбы славянских народов. Он неразрывно связан с именами двух великих святых — равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые создали древние славянские азбуки (кириллицу и глаголицу), перевели на славянский язык Евангелие и другие богослужебные книги, объединив тем самым народы «буквой и словом». Именно с появлением общей азбуки славяне стали воспринимать себя единым народом с собственной письменностью и языком, ставшими основой развития государственности и цивилизации.

В этом году мероприятие началось с приветственного слова организаторов фестиваля. «Отрадно, что фестиваль славянской письменности и культуры проходит именно здесь, на территории Херсонеса Таврического. С каждым годом фестиваль становится все масштабнее и увлекательнее. И на сегодняшний день в фестивале участвуют не только славянские народы, но и представители других культур», — цитирует пресс-служба музея-заповедника заместителя директора Департамента внутренней политики Правительства Севастополя Дмитрия Янченко.

Традиционно в Византийском дворике музея-заповедника «Херсонес Таврический» национально-культурные общества Севастополя представили выставку декоративно-прикладного искусства и праздничную концертную программу.

Перед зрителями в национальных костюмах выступили представители Общества русской культуры, Севастопольского национально-культурного общества «Беларусь», Севастопольского болгарского национально-культурного общества «Изгрев» — «Восход», Фонда возрождения крымско-татарской культуры имени профессора С. О. Изидинова, Севастопольского греческого культурно-просветительского общества «Херсонес», Севастопольского чувашского национально-культурного общества и других коллективов.

Со сцены звучали песни на русском, украинском, белорусском, чувашском и других языках.
от 23.11.2024 Раздел: Июнь 2021 Просмотров: 822
Всего комментариев: 0
avatar