Крестный ход Владивосток-Москва
...Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни, - домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна сделались причастниками Божественной Благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное. (Скрижали, 245)
Крестный ход — дорога жизни, данная нам Господом. Понимаешь это, когда уже прошел некоторый путь, непрестанно молясь. В непрестанной молитве — сила Крестного хода, спасение России.
Под покровом Богородицы Вседержавной все как один молятся не за себя — друг за друга. Один за всех и все за одного. Неуютно, стыдно, боязно, ноги стерты, с работы могут уволить, огород не вскопан, дети дома одни и мысли разные: «Вот я тут иду, пою, сухари жую, а дома тем временем…». Унция веры на тонну сомнения! Даже под покровом Богородицы дьявол не дремлет, все время искушая сойти с покаянного пути.
Читая историю о самобытности, стойкости, выносливости русского народа, его особом пути, как-то не совсем понимаешь, в чем именно заключается это своеобразие. Теория подтверждается на практике: идешь, молитва прервалась, сразу чувствуется, как кандалы грехов тянут назад… Столько причин вернуться, а нет, идешь дальше, теперь уже сердцем…
Так и шли из Владивостока до Хабаровска рабочие, интеллигенты, военные. Такие разные, а все-таки вместе.
АЛЕКСАНДР, паломник, казак:
— Наши собственные проблемы — это общенациональные проблемы. Все взаимосвязано. Поэтому проблема страны -это проблема каждого из нас в отдельности.
— В чем, по-вашему, смысл этого Крестного хода?
— В попытке отмолить Россию. Мы пытаемся спасти Россию, хотя все еще находимся в поисках свободы для греха — успеха, благополучия. Не на успехе Россия поднималась, а на сохранении духа. Если на Западе все время говорилось о том, как благополучно прожить, то у нас вопрос стоял иначе: как достойно прожить.
— Это ваш первый Крестный ход?
— Второй. Первый состоялся в 2003 году на столетие преподобного батюшки Серафима Саровского. В него я попал случайно. Не случайно, конечно, по воле Божией. Прошагали под молитву около 1000 км от Курска до Дивеево. Было много знамений, чудес.
— Крестные ходы чем-то отличаются друг от друга?
— Каждый Крестный ход своеобразен. По духу, прежде всего. Когда все как один поют Иисусову молитву, то и ближнего своего ты чувствуешь сердцем.
— От чего зависит километраж пройденного пути?
— От обстоятельств. Бывало, мы шли 7 км — и привал. А иногда шагали 50 км подряд. Количество километров зависит от настроя каждого отдельного человека. Хором, дружно, молитвенно — хоть до края света. Именно в Крестном ходе можно увидеть, в чем особенность нашего народа. На пути встречалось много причин для раскола, разъединения, но крестоходцы продолжали идти рядом и молиться.
ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ, водитель Православной гимназии г. Владивостока, шеф-повар, охранник, старший администратор Крестного хода:
— Каждый год в октябре ребята из Православной гимназии совершают Крестный ход на Хасан. Дети проходят по 30 км в день в любую погоду, несут крест и иконы, молятся. Они — наше будущее, их молитвами да воскреснет Россия. Этот Крестный ход является символом укрепления веры, объединения русского народа. И он очень важен именно в этот исторический период.
СТЕФАН, руководитель Крестного хода:
— В Крестном ходе молиться нужно постоянно. Как только перестаешь — начинает работать голова. А голова не умеет молиться. Она заботится о теле, думает, как бы вернуться. И ухо начинает роптать. И глаза осуждают. Только в покаянии — спасение наше, а значит, и России.
Наталья Валентиновна Альенок и Людмила Федоровна Пинько, участники Крестного хода:
— Радовало, когда подъезжали на машинах и присоединялись батюшки со своими прихожанами из разных благочиний края, и тогда особенно легко было петь единым сердцем и едиными устами наше крестоходное: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».
Были и трудности — на то он и Крестный ход! Приходилось нам шагать и под палящим солнцем, и под проливным дождем — иногда путь казался нескончаемым…
И, конечно же, мы никогда не забудем самих участников хода. Потрясающе интересные, добросердечные и искренние люди шли рядом с нами — из Москвы, Иркутска, наши приморчане. Порой казалось, что идущие рядом с тобой — родные люди!
«Русское воскресение», № 3 за 2007 г.