Добавлено: 16.08.2021

Дорогой покаяния

Царский крестный ход в Екатеринбурге


В 2018 году в сотую годовщину расстрела Царской семьи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес в Екатеринбурге памятные слова:

«Это злодеяние до сих пор бередит нашу совесть, до сих пор заставляет вернуться мыслями в то время и попытаться понять, что же происходило со страной нашей, с народом нашим? Откуда это умопомрачение, эта напасть?.. Такие преступления, как совершенное здесь, не могут быть случайными. За этим преступлением нечто стояло, за ним есть некая коллективная вина всего народа, некий поворот в исторической жизни Святой Руси, который завел народ в тяжелый страшный тупик».

«Если России суждено еще возродиться, то основанием ее новой жизни будет мученический подвиг Царя», — эти слова епископа Никона известны многим православным русским людям. Вот почему так важно почитание мученического подвига святого Царя Николая и всей Царской семьи и сохранение традиции ежегодно совершать в Екатеринбурге крестный ход от Храма на Крови к монастырю Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.

В 2021 году в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге у Храма на Крови состоялось главное событие Царских дней — Божественная литургия.

Божественную литургию возглавили митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий, епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий.

По окончании Литургии часть верующих небольшими группами самостоятельно отправилась пешим ходом в сторону монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, чтобы принять участие в традиционном молебне. В нынешнем году Царский крестный ход, организуемый Екатеринбургской епархией, не был согласован из-за коронавирусных ограничений.

Как сообщает сайт епархии, «инициатива народного памятного хода шла от самих людей, желавших пройти с молитвой путь, по которому из дома инженера Ипатьева тела последних Романовых перевозились к месту их уничтожения».

Своими впечатлениями о Царском крестном ходе поделился с редакцией «Руси Державной» общественный деятель, доктор философских наук Владимир Ильич Большаков:

«Эта традиция имеет давнюю историю. Она еще более глубокая, нежели официальные крестные ходы, потому что начиналась еще тогда, когда Государь не был прославлен. В то время на съезде Союза православных братств было принято решение создать путь покаяния, по которому каждый может пройти и задуматься о судьбе России, о судьбе Царской семьи и о будущем возрождении. Первый такой крестный ход прошел в 1992 году, в нынешнем году был уже тридцатый по счету.

Каждый крестный ход в последние годы собирал несколько десятков тысяч человек. А в 2018 году, в столетие царского подвига, было уже до ста тысяч, тогда приезжал и Святейший Патриарх. Царский крестный ход в Екатеринбурге, я думаю, не имеет себе равных в мире. Люди нигде больше не собираются со всей планеты для того, чтобы пройти ночью совместно несколько часов с молитвой. В этом крестном ходе участвует даже большая группа из Санкт-Петербурга, которая в течение уже нескольких лет идет три месяца в Екатеринбург, чтобы пройти ночью вместе со всеми царским путем.

В прошлом году из-за известных ограничений тысяч 40–50 собралось народу на богослужение, и далее люди прошли крестным ходом. Надо сказать, что сразу после того крестного хода ситуация с заболеваниями там резко стала улучшаться. И довольно длительный был период стабильно хорошего состояния, хотя до этого было все плохо.

Поэтому ныне я ехал с таким оптимизмом, что нынешний крестный ход, может, вообще положит конец этим ковидным безобразиям. И удивительно мне было узнать, что в этом году из-за коронавируса крестный ход будет отменен. Это, конечно, вызвало бурю эмоций в самых различных сферах общества. Но самое главное, что была довольно твердая и очень духовно осмысленная позиция самого правящего архиерея митрополита Евгения. Его слово известно, оно было опубликовано. Владыка очень уверенно и обоснованно заявил, что крестный ход — это не просто мероприятие, которое можно отменить или не отменить. Для многих десятков тысяч людей он стал очень важным духовным действом. Я думаю, что это один из таких хороших примеров, когда правящий архиерей твердо встал на защиту Церкви и наших глубоких церковных традиций.

Когда завершилось богослужение — а присутствовало, по моим оценкам, тоже тысяч 40 молящихся — митрополит Евгений сказал очень хорошее слово, что мы исполнили чин богослужения, а утром в монастыре на Ганиной Яме будет молебен. Мы обычно шли туда крестным ходом, сегодня мы сделать это не сможем, сказал владыка, поскольку крестный ход запрещен. Поэтому, как каждому сердце подскажет, так и поступайте. Кто считает нужным, пусть идет, но идти нужно будет, соблюдая правила дорожного движения, по тротуарам. И действительно, кто-то пошел сразу после богослужения, кто-то стал дожидаться архиереев. Они, действительно, все вместе не вышли, а выходили по одному, по двое. Но, тем не менее, все равно все шли. Такими отдельными группами народ шел на крестный ход.

Оценить количество людей, которые приняли участие в крестном ходе, довольно сложно, потому что раньше шли все вместе единой колонной, а сейчас отдельными группами. По моим оценкам, тысяч 20–30 участвовало в крестном ходе, хотя официальных заявлений не было, только звучало, что шло несколько тысяч, не более пяти, но это, конечно, все сильно занижено. А рано утром, тоже с участием архиереев, состоялся молебен в монастыре.

Я знаю много примеров из истории, что как только начиналась какая-то эпидемия, люди выходили с иконами и побеждали ее крестными ходами. Поэтому, конечно, надо было бы ожидать самого доброго отношения к крестному ходу на всех уровнях власти.

Какие размышления появились в связи с Царским крестным ходом в этом году? Несколько слов о его маршруте. Самое главное, была изначально задача создать что-то такое, как Виа Долороза в Иерусалиме, то есть дорога скорби — дорога, по которой каждый мог бы пройти и задуматься над тем, как же так случилось, что великая империя развалилась словно карточный домик. Но эта дорога имеет еще и мистический смысл: одиннадцать только что убитых страдальцев погрузили на автомобиль и везли их этим путем, в продолжении всего пути капала кровь, то есть это реально дорога крови, дорога, орошенная кровью Царственных мучеников. Когда Святейший Патриарх Алексий II приезжал на Ганину Яму, он сказал: «Здесь сплошь антиминс». Поэтому очень важно идти прямо по тому маршруту, по которому ехал автомобиль. Сейчас он известен, надо только расчистить и как-то благоустроить около сотни метров лесной тропы, заросшей за эти годы мелким лесом. Что такое для Урала провести дорогу длиной сто метров в лесу? Любой предприниматель это сделает. Но нужна политическая воля.

На что я еще обратил внимание? Поскольку из-за ограничений, которые нам создали, крестный ход разделился на группы, то каждая такая группа, малая часть крестного хода, пыталась по-своему пройти — какие-то свои молитвы пропеть. В этом смысле нынешний крестный ход оказался более духовно разнообразным и в целом, может быть, даже более угодным Богу, поскольку заорганизованность, которая раньше всегда была, мешала духовной стороне крестного хода: множество разных людей старались следить, чтобы священство было впереди, а кто-то из ретивых верующих пытался опередить священство. Вот эта соревновательность немножко напоминала спортивные состязания. Как говорится, нет худа без добра. В этом году больше духовного содержания появилось из-за принятых ограничительных мер.

Самое главное, я считаю, хороший пример для всех, кто стремится к возрождению православия в России, что, во-первых, архиерей встал на твердую позицию защиты церковных традиций. Во-вторых, его поддержал сам Патриарх, и Святейший, обратившись к верховной власти, тоже нашел поддержку. И это, конечно, вселяет надежду, что событие, произошедшее недавно на Урале, действительно, будет поворотным моментом и в борьбе с этим вирусом, и в нашем стремлении возродить глубокие духовные традиции».

Владимир БОЛЬШАКОВ,
доктор философских наук, общественный деятель
от 22.09.2021 Раздел: Август 2021 Просмотров: 270
Всего комментариев: 0
avatar