Добавлено:

ДОРОГУ К ХРАМУ ТОРЯТ ДЕТИ

 Нынешние времена, полные безпрецедентных соблазнов и искушений, проверяют на крепость духа современных русичей. С чем крепко стоят христиане православные - малые да старые, мужи да жены русские? С Верой и Любовью Христовой, которые помогают одолеть многоликое зло. Не секрет, что средства массовой информации обходят стороной факты их самоотверженной борьбы. А между тем есть в нашей жизни место простому человеческому подвигу, с определением которого, как правило, никогда не соглашается верующий человек, ибо дух православный почестей земных не приемлет. Иной взгляд на эту непонятную скромность у материалиста-обывателя. Но разве сможет он до конца понять, например, православного хирурга, кто вопреки демонстративному отказу от безплатной помощи стяжателей-коллег борется за жизнь умирающего «безплатного» ребенка и побеждает?! А что для больного игроманией подростка библиотечные поиски его сверстников, предпочитающих историю православного храма компьютерным забавам или дискотеке?!
 Вне сомнения, в сегодняшней бездуховной круговерти незавидная участь слыть белой вороной среди черного воронья, кто больше радуется диктату рекламы и моды, чем духовным победам. Таким отважным в помощь слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Путь Христов – это постоянное совершенствование. Любому, кто живет по совести, никогда не бывает легко. Но духовно – это поистине бремя легкое и благое». Ну что ж, с этим пастырским благословением малые и великие, сильные и немощные подвижники Веры Православной обязательно осилят все свои нелегкие пути.
 Одна из таких непростых дорог привела четверых учащихся муниципального лицея г. Орехово-Зуево к местной церквушке, настолько разрушенной и оскверненной прежней атеистической властью, что некоторые горожане уже подумывали о новоделе, чем о восстановлении из руин прежнего храма. Но Катя Пичужкина, Виталий Рудь, Андрей Апушкин и Светлана Гусева, взявшись за исследовательскую работу, решили иначе – их земляки должны узнать всё о Крестовоздвиженском храме, чтобы встрепенулись сердца навстречу истории, заинтересовались драматической судьбой этой бывшей городской достопримечательности. Работа получилась стоящей, ведь она, словно неугасимый во времени светильник, действительно разбудила простых орехово-зуевцев.

 «…6 сентября 1860 года по прошению Надворного Советника Константина Ильина московское епархиальное начальство разрешило образовать самостоятельный приход из деревень Зуево и Дубровки по причине их отдаленности (12 и 9 верст) от Вырковской церкви и неудобства сообщения, и в деревне Дубровке построить новую каменную церковь. Но так как сумма, необходимая для строительства каменной церкви, не могла быть собрана в скором времени, то с 1860 до 1872 года при деревне Дубровке существовала деревянная Крестовоздвиженская церковь, построенная стараниями Коллежского Советника г. Ильина…
 
Для продовольствия причта при новообразовавшемся приходе помещик деревни Зуево Тайный Советник Николай Гаврилович Рюмин и Надворный Советник Константин Ильин пожертвовали 33 десятины земли и к новообразованному приходу в 1862 году определен трехчленный причт…»
 Далее исследователи уточняют, что в годы упразднения крепостного права на Богородской земле стали активно развиваться фабричные и иные производства, поэтому в то время крайне необходима была духовная поддержка крестьян: «... Вдова Н.Г. Рюмина Елена Федоровна Рюмина и Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игумен Парфений писали в прошении Епархиальному начальству о том, что церковь в Зуеве нужна по многочисленности фабричного и раскольничьего населения, для возвышения нравственности и распространения Православия, которое ослабляется тем, что раскольники имеют в Зуеве до 10 моленных домов...»
 
А вот цитата из ведомости о церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в селе Крестовоздвиженском при деревне Дубровке Богородского уезда Богородского благочиния за 1897 год: «…обитель строилась с весны 1872 года 15 лет усердием прихожан Богородского уезда Павловского Посада купцов братьев Николая, Лаврентия и Никиты Брашниных на собственные их средства (с середины XIX века в деревне Дубровке существовало шелкоткацкое производство купца П.В. Брашнина, а в начале XX века в ней располагались две фабрики братьев Брашниных). Здание каменное, теплое, колокольня каменная. Престолов в ней три в ряд: главный - средний во имя Святой Живоначальной Троицы; правый - во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня; левый - во имя святителя Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. При церкви существовали приют и церковно-приходская школа».
 Авторы подчеркивают роль этого храма, ставшего для жителей и духовным оплотом, и той нравственной силой, которая весь дореволюционный период укрепляла каждого мирянина, его семью. Но, к сожалению, послереволюционная трагедия Крестовоздвиженского храма оказалась созвучной истории России в целом: «В 1929 году храм был закрыт и за долгие годы претерпел много невзгод: в здании было устроено ремесленное училище, которое впоследствии было переименовано в ГПТУ-1. В конце 80-х годов здесь квартировал целый батальон ОМОН МВД. За многие годы безхозяйственности произошло окончательное разграбление обители. Весь израненный, утративший признаки культового здания, ставший немым укором духовному опустошению и исторической безпамятности храм был возвращен верующим в 2000 году.
 
Для первых служб было выбрано помещение, где раньше была милицейская столовая. Весь пол был завален толстым слоем гниющей капусты. Окна выбиты, ветер, холод, грязь... Остальное же здание до сих пор хранит печать самой дикой мерзости осквернения и запустения: на солее остатки отхожего места, канализационных труб…»
 Так благодаря детскому поиску появилась хронология жизни одного из тысяч поруганных безбожной властью храмов. Она стала доступной жителям Орехово-Зуева, запомнившим март 2001 года как время начала возрождения Крестовоздвиженской церкви. Тогда, в неделю Крестопоклонную Великого поста, первую службу провел благочинный церквей Орехово-Зуевского округа протоиерей Сергий Ткаченко. Здесь же прихожанам был представлен настоятель Крестовоздвиженского храма священник о. Андрей Зозуля. Спустя два месяца православные укрепились в своей надежде на скорое благополучие, ведь при отбивании наслоений краски были обнаружены настенные фрески прежнего храма. Одна из них – фреска «Явление Христа народу» – необычайно взволновала очевидцев…
 К сожалению, жизнь храма до сих пор проходит в бывшей милицейской столовой, хотя и преобразованной под церковные богослужения, но мысли прихожан по-прежнему возвращаются к продуваемым всеми ветрами стенам храма. К сожалению, теперешние руины – эти безпощадные обличители человеческого зла – находятся вне поля зрения власть имущих, которым невмоготу выделить даже пару муниципальных машин для вывозки многолетнего мусора. А может, все-таки стоит задуматься, сколько начальников было причастно к разрушению храмов, сколько простых исполнителей приложили к этому свои руки, а после осознания всей этой безмерной вины приступить к возрождению Божиих домов. И на земле и в собственной душе, чего, собственно, и ждет от всех нас Господь.
 Пока же далеко не богатые прихожане, душой проникнувшиеся великой идеей духовного возрождения новой Руси, мало-помалу убирают территорию, выносят строительный мусор, максимально поддерживают чистоту.
 Но если с физической работой справляются и взрослые, и дети, то без финансовой поддержки со стороны им не осилить ни купол, откуда, как и в прежние времена, всю округу должен осиять крест, ни перекрытия и полы, ни отопление. Тут нужна помощь всего православного мира. Если, даст Бог, кому захочется поработать здесь в теплое время года, орехово-зуевцы будут рады любым добровольцам. Если же у кого появится возможность вставить в храме окна-двери, то прихожане и за такую помощь будут очень благодарны. Они верят в народную мудрость, которая во все времена с мира собирала по нитке, после чего обездоленному получалась рубашка. В таком случае от каждого из нас зависит, чтобы храм Воздвижения Креста Господня как можно быстрей залечил старые раны и зажил новой жизнью. Юные летописцы обещали о ней обязательно написать.

Ирина НИКОЛАЕВА

 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН о.АНДРЕЯ: 8-903-586-72-55.

от 20.09.2020 Раздел: Январь 2005 Просмотров: 419
Всего комментариев: 0
avatar