Добавлено:

«Духовная основа возрождения»

В августе 2000 года совершился исторический акт – Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Юбилейным Собором. Канонизация новомучеников и исповедников Российских явилась одним из величайших событий за всю историю существования Русской Православной Церкви. Она становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа.

Как бы ни была ценна земная жизнь, она не ценнее вечности. Важна не внешняя победа и не материальный результат, а стояние в Истине: «Претерпевший же до конца спасется» (Матф. 10 : 22). Новомученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, когда претерпевали те или иные гонения, пытки, голод, холод, нужду. Победить своих гонителей одному человеку оказывалось невозможным. Новомученики верили в Бога и уповали на Него. Верили в Его реальное присутствие. Даже в самых глубинах тяжелейших страданий вера давала им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями - не по силе, а по благодати.

Изучая жизнь и подвиг мучеников и исповедников нового времени, мы видим в них образец не только религиозного совершенства, но и не можем не восхищаться их любовью к Родине, которая переживала один из самых трагических периодов своей истории. Для них вера и память отцов были не просто внешней традицией, исторически унаследованной. Православная вера и православная Родина стали содержанием их жизни, измена которым была равнозначна совершению предательства. Мученики и исповедники стояли перед выбором: совершить ради веры и Отечества подвиг самопожертвования или отступить. И с помощью Божией многие из них этот подвиг совершили.

Сегодня Церковь Христова активно возрождает порушенные святыни. Этим не только восстанавливается утерянная красота облика родной земли, но и возвращается народу историческая правда и многовековая память. Связующим звеном прошлого и настоящего являются новомученики и исповедники Российские. Их жизненный путь - неотъемлемая часть истории Церкви и Родины, продолжателями которой являемся мы, ныне живущие на Земле.

Знакомство с жизнеописаниями тех, которые жили и подвизались на нашей благословенной Псковской земле, необходимо, поскольку это наша история, наши корни. Один из выдающихся церковных иерархов митрополит Арсений (Стадницкий) в бытность свою управляющим Псковской епархией (1903 - 1910 гг.) по этому поводу сказал: «Прошлое всякого народа составляет фундамент его настоящего, изучение своего прошлого помогает выработке своего национального самосознания, национального достоинства, понимания смысла родной земли. Знания родной старины составляют основу истинного просвещения и помогают уяснению путей грядущего. Корень зла заключается не столько в недостатке мероприятий и законов, ...сколько в недостатке знаний старины и тесно связанного уважения к ней. Достигнуть этого уважения и любви к старине, гарантирующих ее целостность, возможно только путем познания ея. Нельзя уважать и любить то, чего мы не знаем». (Речь архиепископа Арсения, сказанная им 27 февраля 1910 года на годичном собрании Псковского церковно-археологического Комитета).

Один священник незадолго до ареста и мученической смерти архиепископа Пермского Андроника (+ 1918) спросил у него: «Как спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от озверения в народе и предстоящего поругания святынь?»

Владыка Андроник ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. Не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело - собирать стадо Христово, организовать живые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди здесь, в Церкви, и среди верующих нашли живую пристань и добрый покой. Воскреснет душа народная - воскреснет и тело ее - наша здоровая государственность. Да помогает вам Премудрый Господь».

Новомученики и исповедники XX века - сила и слава нашей Церкви и нашего народа, свидетельство «победы, победившей мир» (1 Иоан. 5 : 4). Будем же благоговеть перед ними, молиться им, предстоящим перед Престолом Божиим и молящимся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну.

Россия выплавила в своих недрах великий народ и создала великую культуру. Вклад псковичей, наших земляков, в сокровищницу христианского наследия России несомненен и немал. Новомученики и исповедники Псковского края умножили славу Христовой Церкви, славу России, нашего дорогого Отечества.

Будем верить, что, укрепляясь молитвенной помощью новомучеников, молясь о пострадавших за веру Христову наших земляках, мы сможем исполнить свой долг перед Богом, Отечеством и благословенной нашей Псковской землей.

Архимандрит ГЕРМОГЕН (Муртазов)

Чудо обновления икон

В Русской Православной Церкви в XX в. совершалось чудесное явление - множество обновлений и мироточений икон. Начало 70-летнего пленения безбожной властью российского народа совпало с первой волной этих знамений Божиих (1920-е годы). Волна обновлений икон прошла по Петроградской, Новгородской епархиям, коснулась Оптиной пустыни и особенно Украины: «Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде. Обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях… У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где бы ни совершилось подобное чудо...» (С. А. Нилус, письма, 1929 г.).

Начавшись осенью 1923 г. на Украине, волна обновлений икон перекинулась на восток, перешла на Россию и к лету 1924 г. была явлена в Псковской области Первое чудо обновления икон на Псковской земле произошло при следующих обстоятельствах. 8 июня 1924 г., в воскресенье, в д. Варварино Краснопрудской волости Псковского уезда 19-летний церковный певчий Андрей Семенов остался дома один. Его домочадцы ушли в церковь. Андрей стоял у божницы и молился. Вдруг старая темная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы просветлела, засияла и обновилась. Изумленный юноша поспешил в церковь и рассказал о чуде, свершившемся у него на глазах. Приходской священник Иоанн Городовицкий после службы стал расспрашивать Андрея о совершившемся. Андрей все подробно рассказал и попросил батюшку отслужить пред обновившейся иконой молебен. Но поскольку духовенству ходить по домам было запрещено законом, батюшка предложил Андрею принести икону в церковь. Народ не расходился. Когда икона была принесена, священник Никандр Добрянский принародно снова расспросил Андрея о чуде. С большим подъемом и воодушевлением перед обновившейся иконой соборно отслужили молебен. Когда Андрей обратился к батюшке за советом, что делать с иконой - оставить в церкви или нести домой, о. Иоанн ответил: «Ты хозяин иконы, как хочешь, так и делай». Андрей решил отнести икону домой.

Вскоре от иконы стали происходить исцеления. Тяжело больной ребенок Прокопия Екимова из д. Меленки, приложившись к иконе, стал ходить. Исцелилась женщина, давно страдавшая тяжелой болезнью внутренних органов. Пошел слух, что масло в лампаде перед иконой горит и не выгорает. Этим маслом спешили помазаться приходящие, помазывали головы, руки, больные места. Андрей и его мать Александра раздавали масло болящим и всем желающим. Народу к обновившейся иконе приходило множество; за все время прошло около 8000 человек. Андрей стал записывать исцеления и чудеса, происшедшие от иконы. Записки его переписывались, переходили из рук в руки, вызывая все новые потоки приходящих к обновившейся иконе.

Одна такая записка попала в Пскове на рынке к красноармейцу, а тот передал ее «куда следует». Впоследствии записка была предъявлена на суде в качестве «вещдока».

Священник Иоанн Городовицкий приходящих к нему с вопросами отсылал в Варварино - своими глазами увидеть чудо обновления иконы. От о. Иоанна власти потребовали, чтобы он говорил, что обновление - обман. О. Иоанн заявил, что этого сделать он не может. Тогда о. Иоанна арестовали. Его арест совпал с началом массового обновления икон. Наибольшее количество икон обновилось в Краснопрудской волости. В Прудском приходе 5 икон сразу обновилось у Акилины Ларионовой, две - у Сергея Афанасьева, 3 – у Василия Кондратьева, по одной иконе - у Марии Морозовой, Татьяны Антоновой. Иван Григорьев с неизвестной монахиней обнаружили, что на Краснопрудском кладбище, на крестах, обновилось 40 икон.

Количество их росло с поразительной быстротой. Ежедневно в десятках изб обновлялись все новые и новые иконы. Это явление перекидывалось из уезда в уезд. В течение двух дней, 12 и 13 июля, массовое обновление икон произошло в деревне Плоская Лука: у Ивана Нефедова, Петра Александрова, Дмитрия Ефимова и других - по одной иконе, а у Анастасии Романовой - десять. Сразу пять икон обновились у Ивана Иудина из деревни Лыткино. В деревне Подоклинье у коммуниста Ивана Татаринова в его отсутствие обновилась икона, которую его жена хранила тайно, несмотря ни на какие его уговоры и угрозы. Иван Татаринов был предан суду.

Обновления происходили в домах как верующих, так и неверующих, но преимущественно в домах людей благочестивых и так называемых кулаков. Владыка Варлаам к местам чудес посылал певчих - монахинь из закрытых монастырей. Возле икон исцелялись десятки и сотни больных. Крестьяне, несмотря на горячую пору, бросали страду, спешили увидеть все своими глазами, поклониться святыням. Вера в народе возрастала, укреплялась, люди молились, шли в оставшиеся еще открытыми храмы. Пошли разные слухи о совершавшихся еще и других чудесах - о мощах в Бутине, возле которых сама собой появлялась горящая лампада, о том, что в Краснопрудской церкви по ночам зажигаются лампады и свечи. Крестьянка Мария Яковлева рассказывала, что ее соседка Александра Антонова видела, когда коммунисты дерзко взяли обновившуюся икону, она рассыпалась у них в руках. В Пскове, в Старо-Вознесенском монастыре, где разместилось ГПУ, вернулись на свои места иконы. Рассказывали, что к отцу, у которого в доме обновилось сразу десять икон, приехал в отпуск неверующий сын-красноармеец. Несмотря на мольбу престарелого отца, он в ярости выбросил из дома все иконы и сжег. После этого его руки стали черными и не отмывались.

О том, что случилось с иконой св. Параскевы Пятницы, обновившейся первой, рассказывали: «В деревне Варварино обновилась икона. Когда коммунисты хотели забрать ее, лошадь, везшая икону, сломала ноги, возницу-солдата разбило параличом, а икона исчезла. В виде такого чуда коммунисты стали молиться и каяться. Через 3 часа икона появилась, и тогда они уверовали в Бога окончательно. Вызвали из Москвы комиссию. Члены комиссии, расследуя обстоятельства дела, также уверовали, вышли из партии и решили строить церковь на месте обновления».

Происходившее в епархии было хорошо известно правящему архиерею, епископу Варлааму (Ряшенцеву). Владыка, предвидя последствия, разослал циркуляр, в котором призывал духовенство к осторожности. Просил случаи чудес не разглашать, чтобы об этом не узнали представители власти. Однако власти узнали и срочно приняли меры, после которых обновления прекратились: предали чудо суду.

Следствие делает выводы, о которых газета сообщает: «Массовое обновление икон - подделка, смута, шарлатанство, поповский обман... Шарлатаны попали на скамью подсудимых... Советская власть не постеснялась раскрыть плутовство, не могла пройти мимо эксплуатации невежества. Теперь, когда все надежды, все взоры советской власти направлены на смычку с деревней, она, эта власть, особенно сурово карает тех, кто старается эксплуатировать невежество масс...». «...В час ночи с 28 на 29 декабря, после двенадцатичасового совещания, по делу «шарлатанов-обновителей икон» суд вынес приговор: к лишению свободы без строгой изоляции с последующей высылкой из Псковской губернии на 3 года приговорен Виктор Ряшенцев (Варлаам, епископ Псковский и Порховский). Лишению свободы на 1 год: священник Иоанн Городовицкий, Андрей Семенов, Александра Семенова, священник Никандр Добрянский, священник Василий Назарецкий и священник Стефан Иванов. Лишению свободы на 6 месяцев: крестьяне Волков, Григорьев. Условно на 1 год: Рыжкова, Мария Городовицкая (супруга о. Иоанна). Лишению свободы на 5 месяцев: Малыгин с зачетом предварительного заключения и ввиду зачета от наказания освобожден. Условно на 1 год: священник Иоанн Кюппар, священник Василий Вознесенский. Условно на 6 месяцев: Антонов, Кондратьев, Афанасьев, Иудина, Александров, Ефимов».

Так завершился судебный процесс над чудом массового обновления икон в Псковской области. Из священнослужителей, проходивших по делу, впоследствии были расстреляны: Иоанн Кюппар, Василий Назарецкий, Александр Заклинский. Владыка Варлаам после долгих мытарств по тюрьмам и лагерям скончался в лагере в камере уголовников. О. Иоанн Городовицкий не вернулся из мест заключения.

Судьба многих осужденных по данному делу неизвестна, как неизвестна также и участь чудесно обновившихся икон. По некоторым сведениям, они находились в конце 1920-х гг. в музее В. И. Ленина. Газеты «Псковский набат», 1924 г., №№ 222, 280, 292-298; 1925 г., № 60; «Ленинская гвардия», № 8.

Отрывок из книги «Псковский синодик»

от 27.12.2024 Раздел: Ноябрь 2006 Просмотров: 975
Всего комментариев: 0
avatar