Выступление Виктора Зоркальцева, председателя комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций
Я хотел бы остановиться на такой проблеме как духовная составляющая трудовой деятельности. К сожалению, она еще слабо представлена в обществе. Ее решение связано с будущим нашего Отечества, с дальнейшими шагами по укреплению страны. В последнее время все чаще духовная мотивация становится основой трудовой деятельности.
Что движет нами, когда мы организуем свой бизнес? Когда участвуем в политике? Когда занимаемся общественной деятельностью и отдаем ей лучшие годы своей жизни? Рассмотрим эту проблему с позиций нашей православной церкви, которая отразилась в Послании Патриарха Алексия II, в основном докладе и выступлениях на нашем Соборе. Казалось бы, что здесь особых проблем нет: люди напряженно трудятся, стремясь обеспечить и сохранить свои семьи, свое право на труд, берегут и воспроизводят культуру. Возрастает при этом роль духовно-культурных традиций, их влияние на созидательный потенциал нашего общества. Нужно только облагородить эту деятельность, сделать ее духовно насыщенной. Но, к сожалению, государство серьезно этим не занимается. Ведь самое главное –это создание нормальных условий для развития духовной деятельности.
Но труд в России сегодня не в почете. Люди труда исчезли с экранов телевидения, со страниц газет, не говоря уже о президиумах высоких собраний, произведений литературы.
Нужно осмыслить главное: урон России нанесен не только разграблением ее национальных богатств, не только резким обнищанием ее народа… Самый страшный удар - это принижение значения труда, созидания. Где и в чем может найти духовную поддержку человек труда? В православной этике, которая веками освящала повседневный труд людей. Именно христианская идеология принесла уважение к труду, идейное неприятие рабства. Духовные компоненты, как бы ни боролись против них в нашем обществе, и поныне превалируют в процессе созидательного труда.
В ходе последнего социологического исследования 2/3 опрошенных поставили на первое место труд, веление совести, соблюдение норм морали. Лишь 1/3 считает, что в любой ситуации следует действовать лишь как выгодно, т.е. именно так, как этого хотят сторонники либеральной концепции. И понятно, на что она опирается. Чего стоят известные слова на 100-долларовой купюре США: «Мы верим в Бога и либеральные ценности». Вот где преклонение перед мамоной!
Вспомним же слова Иоанна Златоуста: «Как велико достоинство души! Через ее силы строятся города, переплываются моря, обрабатываются поля, открываются безчисленные искусства и возвращаются дикие звери».
Российская духовность – именно то, что объединяет людей, придает коллективный, а, следовательно, общественный характер труду. Макс Вебер, рассуждая о протестантских корнях буржуазного индивидуализма, отметил первенство идеологии как мощного фактора в развитии общества. Эта мысль подтверждена была в годы СССР, а в 6О-е годы и в Японии. Идея должна соответствовать архетипам, менталитету нации, быть продолжением ее фундаментальных оснований. К сожалению, Россия поставлена ныне в стадию выживания, и поэтому у нас происходит стремительная ломка самих основ традиционной трудовой этики. Оказались смещенными границы и нормы методологии. Оказалось престижным быть киллером, проституткой, к чему взывают народ все экраны, а вот быть инженером или профессором с нищенской зарплатой стыдно. Но это путь в никуда. Сегодня мы теряем кадры ИТР, ученых, наши «мозги», а завтра обезличенный труд станет обездуховленным, и мы окончательно продадим души тем, кто наживает состояния на наших бедах, о чем очень красочно говорил на нашем Соборе академик Львов.
Как спасти Россию и ее главное богатство – человека труда? На мой взгляд, только созидательным трудом народа, когда все патриотические силы встанут на защиту человека труда, не жадного накопителя, чуждого интересам общества, а истинного труженика, чья деятельность объединяла бы людей в устойчивые деловые коллективы, укрепляла бы такие важные институты как семья и государство. На Руси любили говорить: мол, сперва дело делать, а после и блага по труду получать. А наши любители доктрины «делать деньги», даже не создавая материальных благ, отвергают тем самым духовную сторону труда, трудовую этику христианского мира.
Труд в России должен быть органично согласован с духовно-культурными традициями российской цивилизации. Как же реализовать этот принцип?
Во-первых, наше законодательство должно быть дополнено нормами, защищающими нравственную сторону в трудовой сфере.
Пора поставить заслон на пути безудержной рекламе наживы, оголтелому индивидуализму и безумному потребительству.
Во-вторых, необходимо определить, что защита труда – это вопрос безопасности нашего государства, и в том числе, возможно даже в первую очередь, нашей духовной безопасности.
В-третьих, серьезную роль в освобождении труда от стесняющих его оков, может сыграть нравственное, духовно-религиозное просвещение.
В-четвертых, для укрепления духовных компонентов трудовой этики необходимо разработать концепцию религиозной политики государственно-церковных отношений в России. В этой концепции хозяйственно-трудовых отношений традициям религиозным должно быть уделено особое внимание. Надо активно поддерживать основы этических норм хозяйствования, свойственных нашим традиционным религиозным организациям.
В заключение хотелось бы отметить, что религиозный Ренессанс в России состоялся. Но перед нами стоят новые задачи. Одна из них – сохранить и упрочить православный коллективистский дух трудовых отношений, основанных на наших духовных, культурных ценностях. Это и будет способствовать реальному освобождению труда от духовно-нравственного отчуждения, а, следовательно, и возрождению нашего Отечества.