Добавлено: 29.08.2023

«Духовная твердыня народа русского»

К 120-летию прославления преподобного Серафима Саровского

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины, 1 августа/19 июля, в день рождения святого. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.

Подвиги Саровского Чудотворца — молитва на камне в течение тысячи дней и ночей и иные — далеко превосходили естественные человеческие возможности. Пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие венчаются старчеством.

Старец светился необыкновенной радостию духовной и с избытком наполнял ею сердца приходящих, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!» На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Преподобного Серафима называют учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась подвижнику, наставляла и укрепляла. Любимец Царицы Небесной слышал Ее слова, сказанные Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

По выходе из затвора преподобный созидает четвертый земной удел Пресвятой Богородицы — девичью монашескую общину в Дивееве, сокрытую столицу Святой Руси.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе», — ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

+ + +

Это было давно, 19 июля 1903 года. Тогда жива, мощна и славна была великая Россия — Русь Святая православная. Тогда на русском престоле сидел Царь —

Божий Помазанник; тогда великий русский народ был свободным и мирно творил свою нелегкую историческую работу. Незабвенное время. Время великих и светлых надежд. Всем казалось, что XX век будет временем мира, плодотворной работы и процветания всех народов. Такова была общая мечта, волновавшая всех — старых и молодых. Вот в это время великих ожиданий и светлых надежд Господу угодно было послать России великую радость, пережить великому русскому народу светлые дни Саровских торжеств.

Совершилось великое торжество веры, торжество Церкви православной — прославление во святых и открытие для всенародного поклонения честных мощей угодника Божия — преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Это великое торжество совершилось с необыкновенным благолепием. Довольно сказать, что оно происходило в присутствии и при личном участии державного Вождя русского народа, Государя Императора, Государынь Императриц — Супруги и Матери — и других лиц Царствующего Дома, а также многочисленного собора иерархов и духовенства в предстоятельстве Первосвятителя Церкви Российской — Санкт-Петербургского Митрополита Антония, при огромном стечении народа, исчисляемого сотнями тысяч.

Чрезвычайно пеструю и живописную картину представляли простые люди, пришедшие насладиться духовным торжеством. Здесь собрались представители едва ли не всех народностей, населяющих Великую Россию. Большинство богомольцев, конечно, составляли великороссы и малороссы. Все эти люди, живущие у себя дома в далеко не одинаковых условиях, составляли здесь как бы одну семью, одушевленную одною мыслию — поклониться святым мощам преподобного Серафима и в простосердечной, но пламенной молитве пред ними найти своей душе отраду и утешение.

А какое множество людей собралось здесь, чающих получить предстательством преподобного Серафима благодатную помощь и исцеление от разных обдержащих их недугов. Хромые, слепые, расслабленные и другие убогие встречались на каждом шагу. И многие из них, благодарение Богу, по вере своей исцелялись. О случаях исцеления приходилось постоянно слышать, да и не только слышать, но и видеть самих исцеленных, славящих и благодарящих Бога, явившего над ними, молитвами преподобного Серафима, Свою милость. У источника преподобного Серафима — этого кладезя исцелений, постоянно проявляются знамения милости Божией. В один из дней здесь было более десяти случаев исцелений хромых. Последние, как бы в доказательство чудесно явленной над ними милости Божией, собрали свои костыли и в присутствии множества народа на берегу реки Саровки предали их сожжению. Кроме этого источника, привлекающего постоянно стечение богомольцев, другим таким излюбленным местом являлась обширная монастырская площадь в стенах самой обители, где расположены храмы и келии иноков. Здесь до начала торжеств особенное внимание богомольцев привлекал двухэтажный каменный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия. Пред этим храмом постоянно приходилось видеть коленопреклоненных богомольцев, хорошо знавших, что здесь сокрыто до времени драгоценное для них сокровище — святые мощи батюшки Серафима.

+ + +

17 июля. Солнце склонилось почти к закату, когда мощный удар монастырского колокола прорезал воздух. Знак — что Царский кортеж приближался к Обители. На встречу Царской Семьи вышел крестный ход, духовенство, возглавляемое Петроградским Митрополитом Антонием (Вадковским). Все подтянулось и притихло. Монастырский двор все больше и больше пополнялся новыми паломниками. Было объявлено, чтобы при вступлении Царской Семьи в Обитель и Ее следовании в главный монастырский храм хранилась полная тишина. Народное приветствие должно начаться только после встречи Государя в соборе.

Удары колокола мерно потрясали воздух. Собравшиеся в монастырском дворе стали прислушиваться. Далеко-далеко где-то послышалось стройное пение. Приближаясь, оно становилось все яснее и отчетливее. Ясно, крестный ход уже с Царем-Повелителем великой России — Божиим Помазанником приближался к Обители. Вдруг мощно заговорили-запели все монастырские колокола. Мурашки пробежали по телу, сердце учащенно забилось. Крестный ход у самого Монастыря. Еще минута и через главные монастырския ворота стали проходить тяжелые золоченые Кремлевские хоругви, нередко несомые тремя хоругвеносцами, одетыми в присвоенные им роскошные одежды: за ними хор, многочисленное духовенство и, наконец, ОН — Радость — Надежда Российская с Августейшей Своей Супругой и Царицей Матушкой Марией Феодоровной. Незабвенный момент! Все замерло. Звук пролетающей мухи можно было услышать. Медленно и величественноспокойно продвигалась Царская Семья к Собору. Если на лицах и одеждах Царственных Паломников была заметна придорожная пыль, то тем пленительнее был Их взор, полный глубокого умиления и радостной встречи. Да, Великий Царь среди своего народа; великий народ со своим Царем — встретились и незримо, сердечно облобызались. И где? Под кровом святой Обители; куда Царь и народ пришли почтить «убогого Серафима» — дивный сосуд Даров Духа Святого и несравнимый цветочек из духовного Сада Церкви Христовой Православной. Вот — она, кроткая, убогая, но безконечно-чарующая по своей духовной красоте Русь — Святая Православная!.. Чувствовал это Царь, чувствовал это и народ, со слезами умиления в безмолвии провожавший своего Царя-Батюшку в Соборный храм.

Кончилось краткое моление в Соборе. Царская Семья опять среди народа.

Что произошло потом, пером не описать и словом невозможно передать. Громовой гул приветствий, мощное русское «ура» понеслось со всех сторон; головные уборы полетели вверх; ближайшие к Царственным особам лица в умилении падали на колени и со слезами радости целовали края Их одежд. Народный восторг продолжался до 10 часов вечера. Только в начале 11-го часа народ стал покидать монастырский двор. Нужно дать покой Царю-Батюшке; завтра Он с Супругой и Царицей Матушкой будут у Святого таинства Причастия Тела и Крови Христовых...

«До глубокой ночи длилась беседа: речь шла о Царе, о Преподобном Серафиме и вообще о христианской жизни, — пишет один из участников тех незабываемых событий. — Тут передо мною раскрывалась народная русская душа в ее глубинных устремлениях и исканиях. И снова в сознании моем блеснула мысль — “Вот она Русь Святая православная — народ Богоносец!..”»

+ + +

18 июля в 5 часов утра начался благовест к ранней Литургии. Литургия совершалась во всех храмах обители. Государь Император и Государыни Императрицы были на Литургии в Антониевском приделе Успенского собора, причем Их Величества там причастились Святых Таин, а исповедовались они накануне вечером, у иеросхимонаха Симеона. Причастников в этот день стояло великое множество.

«В этом многолюдном, но единомысленном и единосердечном собрании богомольцев у святых мощей преподобного выражается исконный, основной смысл жизни русского народа, — сказал в своей речи митрополит Антоний. — Он знает свое Отечество и свою историю не столько по политическим или военным событиям, сколько по подвижникам веры и правды, любви и добра. Он знает Киев по преподобным Антонию и Феодосию Печерским, Троицкую Лавру и Москву по преподобному Сергию и святителям Московским, свой север и Соловки по преподобным Зосиме и Савватию, Сибирь — по Симеону Верхотурскому и святителю Иннокентию Иркутскому. Из года в год, из века в век он посещает прославленные подвигами угодников Божиих святые места, поучаясь в них правилам жизни святой и утверждаясь в вере и правде, добре и любви.

И теперь в лице преподобного Серафима воздвигает Господь новый светильник, нового учителя, новую духовную твердыню народа русского».

Поздняя Литургия в Успенском соборе началась в 8 часов утра. Богослужение совершал митрополит Антоний вместе с другими участвующими в торжестве преосвященными. В соборе присутствовали Государь Император с Государынями Императрицами и Великими Князьями. Окончена Литургия. Звучат слова архиепископа Казанского Димитрия в честь и память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского Чудотворца:

«Какой великий, высокознаменательный, глубокопоучительный день переживаем мы все ныне — это величественное, благочестивое собрание сынов и дщерей нашей Святой Православной Церкви Российской. А с нами празднует и радуется и вся православная Россия. Уединенная подвижническая обитель превратилась временно в многолюдный город. Всегда пустынный, молчаливый лес Саровский полон ныне волнения и говора, движения и шума. Но это — не волнение обыденных забот и мелких зачастую интересов; это — не шум житейской суеты. Это — по местам шепот глубокого душевного умиления; это — перебегающий из уст в уста рокот житейской радости духовной; это — громкий взрыв благоговейного изумления, восторга пред совершающимся. Это — могучий подъем и неудержимое шумное проявление сильного и здорового духа благочестия, которым дышит и живет святая Православная Русь. Хромые — ходят. Слепые — видят. Немые — заговорили».

День 18 июля — это день общения Государя со Своим народом. ОН нередко появлялся то там, то здесь: в пределах монастырского двора и вне стен Монастыря. Появлялся без особой внешней охраны. Народ всюду принимал своего Царя-Батюшку радостно, восторженно — по-царски. Гром рукоплесканий, мощное русское «ура» неслось со всех сторон, где только появлялся Божий Помазанник. Нередко к Государю подходила группа крестьян. Образовывался круг, в центре — Государь. Начиналась беседа Отца с детьми, детей с Отцом. С какою радостию и слезами умиления отходили от Государя те, кого удостаивал Он своей речи и царской ласки. «Боже, спаси и сохрани нашего Царя-Батюшку», — осеняя себя крестным знамением и глубоко вздыхая, молились простые православные люди.

«Нашего». Да, Он наш; не только по крови, по изволению, но и по духу, по вере Христовой, Православной. Недаром Он здесь с нами. Пришел прославить и поклониться батюшке Преподобному Серафиму. И приготовил Себя к этому великому делу исповедью и принятием Святых Тайн Тела и Крови Христовых. «Да, Он наш и мы Его...» Тут мистика русского самодержавия...

+ + +

Вечерело: солнце уже ушло на покой. Мощный голос соборного колокола звал собравшихся верующих на пиршество веры. И не напрасно. Безконечные вереницы поклонников потянулись к святой Обители. Скоро монастырский двор был наполнен; тысячи народа должны были оставаться вне монастырских стен. Всюду в Монастыре и за Монастырем море голов. Почти все стояли с зажженными свечами.

Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия Святых Мощей Преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие.

«Предо мною находилась большая группа больных-несчастных, — пишет очевидец; — у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10–12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо чистое прозрачное шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас», «Помоги», «Исцели», «Уврачуй» — неслось со всех сторон заполненного молящимся народом двора. Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: «О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает: веселися, обитель Саровская... взыграйте, православных множества…»

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: «Помоги!» Стонала в молитвенном восторге свято-русская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется НЕБО? Неужели ТОТ, КТО некогда взывал: «Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я успокою вас», — не протянет Своей мощной Десницы? «Батюшка Серафим — радость-надежда наша», умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет; этого не может быть! Все верили; все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе и ликовала народная душа. «Она услышана». Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Святые мощи преподобного все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца — устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: «Батюшка, Преподобный, отче, Серафиме, помоги»!..

«В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, — продолжал воспоминания очевидец, — сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: «Мама, я здорова». Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли — остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»!

+ + +

Гроб со святыми мощами несли Государь Император и Их Высочества при участии архимандритов. Народ так же, как и накануне, живою стеною стоявший по пути хода, был охвачен сильным религиозным воодушевлением. Плач и рыдания женщин раздавались повсюду. По возвращении крестного хода в собор владыкою-митрополитом, с преклонением колен молящихся, была прочитана молитва преподобному Серафиму, и затем молебен окончился обычным многолетием. Государь Император и Их Высочества, приложившись ко святым мощам, вышли из собора. Так закончилось церковное богослужение главного дня Саровских торжеств.

На следующий день Саров провожал своего Государя в Дивеевский женский монастырь, находящийся в 14 верстах от Саровской пустыни, и преосвященный Иннокентий, епископ Тамбовский и Шацкий, напутствовал Государя словами:

«Благочестивейший Государь! Русский народ, собравшийся на великое торжество милости Божией, явленное в Саровской обители, пережил знаменательные дни тесного общения с Тобою: православный Царь был на богомолье вместе со своим народом в святой обители. И народ видел, как пешим его Царь-батюшка посещал святые места Сарова, как нес он на своих плечах святые мощи новоявленного Саровского чудотворца; народ видел, как с?ним вместе на коленях и со слезами молились угоднику Божию Царь и Царица. Он пойдет теперь в разные концы Святой Руси и будет с восторгом рассказывать в селах и деревнях виденное, а слушающие будут умиляться душой и благословлять в сердцах своих имена своих Государя и Государыни, бывших на народном богомолье в Сарове. Сама же обитель Саровская переживает ныне две радости: небесную — в ниспосланном ей заступнике и молитвеннике всей Русской Земли преподобном Серафиме, и земную, видя Тебя, Государь, благочестивых Цариц и членов Царствующего Дома, в стенах своих. За небесную радость, ей посланную, она усердною молитвой благодарит Господа и Его угодника, а за радость земную, за счастье видеть Тебя, Государь, своим дорогим гостем, она приносит Тебе свой земной поклон».

Дивеевский монастырь основан и живет заветами отца Серафима. Оттого дни торжеств Саровской обители стали временем духовной радости и в Дивеевском монастыре. Духовные торжества той и другой обители усугубились участием в них Высочайших особ.

Ко времени приезда Государя весь путь в обитель украшен был зеленью, флагами, триумфальными арками; крестьяне, местные и из далеких губерний, в праздничных костюмах, с восторженными лицами встречали Царя и Царицу. В монастырской ограде, по пути царского следования выстроились шпалерами до собора инокини обители, а впереди их ученицы церковно-приходских школ. Около 10 часов утра царские экипажи при несмолкаемом одушевленном «ура», при звоне колоколов приблизились к Дивеевскому собору. Высочайшие гости встречены были при входе их в собор преосвященным Назарием, епископом Нижегородским, в сонме священнослужителей, с святым крестом и святою водою. Владыка приветствовал Государя речью.

Государь молился пред иконою Божией Матери «Умиление», пред которою в молитве скончался в Сарове отец Серафим, и пред местночтимою иконою «Нерукотворенный Образ Спасителя» и прикладывался к ним.

При посещении монастырской школы Государь спросил одну девочку-сироту, знает ли она что-нибудь наизусть, и девочка-малютка прочитала стихотворение «Сиротка», а на вопрос Государыни, знает ли она наизусть какую-нибудь молитву, эта крестьянская девочка, 4 лет, прочитала молитву Господню «Отче наш», после чего Государыня, как мать, наклонилась к малютке и поцеловала ее.

В три часа дня Высочайшие особы выехали из обители. Инокини, ученицы и народ стояли по пути Царского следования. При колокольном звоне и несмолкаемых криках «ура.

Состоялось величайшее событие в истории Российской Церкви — прославление святых мощей преподобного Серафима Саровского. Кончилось пиршество веры: завершилось торжество народно-русского православного духа. Русский народ, насытившись плодами своей православной веры и осчастливленный не только лицезрением, но и общением со своим Царем-Батюшкой, радостно стал расходиться по своим родным, нередко чрезвычайно удаленным, уголкам необъятной России.

Об этом угоднике Божием и о его прославлении будет много написано нашими русскими богословами позднейших времен.

+ + +

Какой внутренний смысл приобретает все то, что имело место в 1903 году?

Смысл глубокий-провиденциальный и достойный того, чтобы остановить на нем внимание многострадального русского народа. Открытие мощей Преподобного Серафима, рассматриваемого в свете последовавших за ними событий — есть исключительное по своему значению в истории нашего великого Отечества.

В «Саровских торжествах» принимали участие: Церковь, Царь и православный русский народ — три силы, три начала, три кита, на которых держалась, росла и крепла Святая Русь Православная. Святая соборность этих начал, при том основанная не на каких-то политико-экономических и материальных соображениях, а на глубоко-мистической преданности Правде Божией и Истине Православия — вот та всеобороняющая творческо-животворящая сила, которой жила и питалась Святая Русь в течение почти 1000-летнего своего существования.

«Саровские торжества» — это как бы предуказание русскому народу на то, где он должен искать и в чем должен полагать свою радость, надежду и укрепление, особенно в те дни, когда чаша Божьего суда прольется на грешную Россию. В преддверии надвигающейся страшной грозы Господь дал русскому народу великую радость. Послал событие, которое дало Царю возможность увидеть свой народ, народу видеть и приветствовать своего православного Царя. Царю и народу, охваченным порывом глубочайшей веры у священной гробницы величайшего из русских подвижников выявить истинный облик того, чем должна быть Святая Русь Православная. Ее глубочайшая сущность — верность Богу, верность Царю Православному и тем заветам, которые оставили нам славные, благочестивые предки.

+ + +

Страдания великой России неслучайны. Они были предсказаны и Преподобным Серафимом, и великим молитвенником земли Русской праведником Батюшкой отцом Иоанном Кронштадтским. Но они же — эти праведники — предсказывали и духовное возрождение, как и славу спасенной Богом великой России. Значит, нам и всему православному русскому народу, очищенному огнем невыразимых страданий, нужно напрячь все свои духовные силы, чтобы ускорить наступление этого счастливого и радостного для нашего великого народа момента.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

«Русь Державная», 2003, № 8
и другие источники
от 21.11.2024 Раздел: Август 2023 Просмотров: 715
Всего комментариев: 0
avatar