Добавлено:

Духовное просвещение народа – насущная необходимость

Православие сыграло особую роль в истории России, в становлении и развитии менталитета ее народов.

Во-первых, Россия – моноэтническое (в отличие от Америки, например) государство, поскольку 82 процента ее населения – русские, менталитет которых на протяжении тысячелетней истории государства Российского складывался под влиянием Православных ценностей. Приведенное утверждение отнюдь не отвергает того факта, что Россия многонациональное государство, но эту «многонациональность» составляют лишь 18 % народов других национальностей и потому, согласно всем демократическим принципам, они не могут быть равными большинству в своих притязаниях на главенствующую или даже равную позицию в формировании государственно-образующей религии России. В противном случае Россия как самостоятельное, самодостаточное и единое государство просто перестанет существовать.

Признание верховенства Православия как религии большинства населения России не означает, что Россия не должна быть светским государством или что другие конфессии должны подвергаться дискриминации. За всю историю своего существования Россия, признавая Православие государственно-образующей религией (до 1917 г.), на своей территории не уничтожила ни одного малого народа (в отличие от американцев) и не посягала на их религиозную принадлежность.

К сожалению, 70 лет насильственного насаждения атеизма привело к тому, что Православие стало поистине неизвестной религией для многих слоев россиян, особенно из числа так называемой «творческой интеллигенции», которая в эпоху вседозволенности и плюрализма больше увлекается оккультизмом, сайентологией или дианетикой, рерихианством и даже неоязычеством, чем изучением своих Православных корней. Это явление отнюдь не случайно, а является следствием макромасштабной религиозной экспансии с Запада и Востока, целью которого является постепенная духовная колонизация населения России. Не логичнее ли, что прежде чем бросаться в объятья «новых религиозных течений», деструктивных и тоталитарных сект, сначала следует познать религию своего собственного народа.

Изучение основ Православия, основ ее культуры, начиная с детского сада и до высших учебных заведений, в том числе ведомственных, силовых министерств, конечно же, не означает призыва к немедленному, насильственному воцерковлению личности. Православию, в отличие от католицизма и протестантизма, насильственное насаждение своего учения никогда не было свойственно. Только истинные знания о его основах, принципах, догматах, о его влиянии на образование, культуру, построение единого государственного механизма, политику поможет человеку в наше время сделать по-настоящему свободный выбор в своих религиозных, духовных, нравственных позициях.

Настало время, когда нам следует перестать бояться произносить слово «русский», «православный» из-за того, что нас могут обвинить в «шовинизме», «русофильстве», «недемократичности» и т. д. По утверждению Ф.М. Достоевского, понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию. Надо перестать оправдываться, что мы не католики, не протестанты, не буддисты, что обряды и взгляды у нас иные, что у нас свой собственный менталитет, который не только русскому народу, но и всему миру несет любовь, мир, согласие, взаимное уважение иных взглядов и традиций, но при сохранении собственной «самости». Да, Православная Россия во многом не похожа на Запад, но это не значит, что она ему враждебна. Через Россию, Запад и весь мир может открыть альтернативный, т. е. непотребительский путь существования и развития.

Однако прежде чем дать пример другим, нужно самим россиянам объединиться, собраться, т.е. реализовать наш основной принцип – соборность. Но без самого широкого просвещенuя народа этого достичь невозможно. Решать данную проблему только воскресными школами или православными учебными заведениями – это на десятки лет затянуть Возрождение России как единого и сильного в своей духовности государства. Именно поэтому православные священники и миряне (катехизаторы) пошли в школы, детские сады, больницы, тюремные учреждения. Однако осталось большое «белое пятно» – средние и высшие учебные заведения, где в основном и формируется наше будущее. Нельзя сказать, что в них совсем не ведется просвещенческая работа, но она в основном эпизодична и поэтому малоэффективна. Настала объективная необходимость систематического изучения основ Православной культуры, рабочая программа разработана сотрудниками Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами.

от 25.11.2024 Раздел: Февраль 2007 Просмотров: 797
Всего комментариев: 0
avatar