Обращали ли вы внимание на одну загадочную особенность психологии украинских националистов: они как огня боятся понятия Малая Русь. Казалось бы, здоровое национальное чувство должно быть обращено к собственной истории, ценить и дорожить исторической памятью об исконном названии своей Родины, своего народа. Но в случае с украинским национализмом мы видим совершенно обратное.
Ни для кого не секрет, что древнейшим историческим названием нашей Родины было – Русская земля. Киевская Русь, расширяя свои пределы, получила различные региональные названия. Еще в XIII-XIV веках возникли понятия Малой Руси для южнорусских земель, и Великой Руси – для севернорусских земель. Известно, что эти названия в то же время приобрели международное признание. В XIV веке греки употребляли понятия Микро-Россия для Киевской Руси и Макро-Россия – для Северной Залесской Руси. Никакого пренебрежения к Малой России, как и никакого возвеличивания Великой России, в этих понятиях не было. Это традиционное деление изначальной территории – Матери России и ее расширения. Точно так же, как существуют понятия Малая Азия, Малая и Великая Британия, Малая и Великая Греция. Если задуматься, то понятие Малая Русь наоборот является почетным титулом, ибо постулирует ее изначальность, ее центральность для всей остальной Руси. Казалось бы, именно эта мысль и должна стать основой патриотической идеи.
Первоначально так и было. С XIV века и вплоть до начала XX века, то есть более шести веков, Украина и была Малой Русью, а ее жители называли себя малороссами. Достаточно вспомнить Галицкого князя Юрия Второго – Болеслава, который не стыдился в грамоте к великому магистру немецкого ордена Дитриху в 1335 году писать о себе: «Божией милостью прирожденный князь всея Малыя Руси». Очевидно, что львовский князь писал об этом с чувством достоинства. Также Малой Россией называли свою Родину и кошевой атаман Петр Сагайдачный, и гетман Богдан Хмельницкий, и что особенно важно, святые Феодосий Черниговский и Димитрий Ростовский. Киевские Митрополиты в XVII веке под юрисдикцией Константинопольского Патриархата имели титул «экзарха Малой России». Даже Тарас Шевченко в своем дневнике и письмах чаще употреблял название Малороссия, нежели Украина.
Почему же украинский национализм стыдится этого понятия, почему считает его оскорбительным? Уже бывший Президент Украины В.Ющенко с самых высоких трибун не раз заявлял: «я – не малоросс, а украинец». Эту идеологему можно назвать «парадоксом Ющенко». Его признание невозможно понять с точки зрения исторической логики. Невозможно быть украинцем, не будучи малороссом. Возможно ли представить себе, чтобы грек сказал: «я не эллин, а грек», - или немец: «я не германец, а немец». Это было бы равносильно отречению от своего прошлого. В этом броском афоризме содержится идея забвения своей исторической памяти, отречения от своего истинного национального достоинства и подмены его новой мифологией.
Понятие Малой Руси вводит Украину в пространство Святой Руси. Характерно, что у украинских националистов нет понятия «святая Украина», а есть лишь «Украина незалежная».
В этом отношении имеют особый исторический смысл обе поездки Патриарха Кирилла на Украину.
Последняя поездка Патриарха Кирилла 25 февраля 2010 года на инаугурацию президента Украины Виктора Януковича – событие исключительной важности. Его никто не мог предположить еще месяц назад. Оно произошло столь быстро и неожиданно, что возникает чувство произошедшего на наших глазах чуда. (Даже всегда столь оперативные СМИ не успели вразумительно отреагировать). Задумаемся: в стенах древней Киево-Печерской лавры Патриарх Московский и всей Руси благословил президента Украины.
Это событие для Патриарха не носило формально-протокольный характер, и в то же время не было эпизодом частной жизни президента Украины. Очевидно, что Патриарх мог не ездить на Украину, и Президент Украины мог бы не приглашать Патриарха Московского. Поэтому перед нами знаковое событие, означающее возвращение Украины в лоно Святой Руси. Весьма знаменательны те слова, с которыми Патриарх Кирилл обратился к новоизбранному президенту:
«Есть и другая ценность – это великое наследие Киевской Руси, это великое наследие князя Владимира. Наследниками святого благоверного равноапостольного великого князя являются братские народы, которые связаны единой исторической традицией. И как важно, чтобы эти составляющие части единой Святой Руси всегда связывали дружба, мир, сотрудничество. Такова, несомненно, воля Божия, ибо Господу было угодно, чтобы из семени, посеянного здесь, на Киевских холмах, развилось могучее древо православной восточноевропейской христианской цивилизации».
Патриарх под священными сводами Киевской Лавры вручил президенту Януковичу знамя Святой Руси. Это в корне меняет духовную ситуацию на Украине.
То, что совершил Патриарх Кирилл, – это духовное собирание Святой Руси.
Символично, что часть своего слова он произнес на украинском языке. Патриарх неожиданно выбрал текст из гимна Украины, с которым никто не может поспорить. Вот эти слова: «Боже великий, єдиний, Русь-Україну храни, Волі і світла промінням Ти її осіни» («Боже великий, единый, Русь-Украину храни, воли и света лучами Ты ее осени»). Я думаю, что Патриарх не случайно перешел на «мову», не только, чтобы высказать уважение к национальным чувствам украинцев, но прежде всего для того, чтобы его лучше поняли. Патриарх увидел в украинском гимне выражение своей идеи: Украина названа Русью. И он еще раз напомнил Украине словами ее же гимна, что она – Святая Русь.
После распада Союза – физического отделения от России, на Украине была поставлена стратегическая задача духовно разделить наши страны и народы, мистически отделить Украину от Святой Руси. И казалось, что оранжевой революции это удалось.
Патриарх Кирилл провозгласил идею единства Святой Руси как нашей общей и высшей исторической ценности. Святая Русь – это идеальный образ нашей Родины, она вмещает в себя и Великую, и Малую, и Белую Русь. Святая Русь являет единство нашей православной веры, единство днепровской крещальной купели, единство нашей Церкви, единство нашей истории. Наша национальная самоидентификация возможна только через понятие Святой Руси. Именно через Святую Русь мы глубоко сознаем братское единство наших народов как наследников единой цивилизации. Через Святую Русь мы понимаем, что на самом деле нет никого ближе и роднее на земле, чем русские, украинцы, белорусы. Под сводами лавры Патриарх напомнил завет святого князя Владимира Крестителя своим потомкам – завет единства. «Пусть Господь хранит Русь-Украину. Пусть Господь хранит священное наследие Святой Руси», – так завершил свое благословение Патриарх.
Виктор Янукович, обратившись за благословением к Патриарху Кириллу, совершил, безусловно, неординарный, сильный поступок. По отношению к «свидомому» электорату это не сулит никаких политических дивидендов. Он не пожелал благословляться у лжепатриарха-самозванца. Это открывает нам его масштаб как политика, как делателя Русской земли.
Но, приняв благословение Патриарха, он принял и великую ответственность не только перед избирателями, но и перед Самим Богом.
Мы понимаем, что в истории Украины наступил качественно иной духовный период. И поэтому мы не должны быть только сторонними наблюдателями, но прежде всего молитвенными участниками. Помню, несколько лет в России проводилась акция под девизом «Просите мира Иерусалиму». Пришло время молитвенно «просить мира Руси-Украине».
Националисты возмущались тем, что Президента Украины благословил гражданин другого государства. Но обратим внимание, что при этом они никогда не возмущаются тем, что большая часть западной Украины духовно окормляется вообще главой другого государства под названием Ватикан – римским папой (речь идет об униатах). Здесь почему-то забывают даже о культовом понятии «незалежности». На самом деле речь идет просто о двух проектах Украины: Украины как сердцевины Святой Руси или Украины как окраины католического Запада. Янукович сделал первый шаг в воплощении Свято-Русской Украины.
В конце хочется отметить и человеческое мужество Патриарха Кирилла. Ведь накануне поездки на Украину раздавались угрозы в его адрес, ему не советовали приезжать, чтобы не накалять страсти. Но, несмотря на все возможные риски, Патриарх приехал. Это была для него исповедническая поездка. По сути, он вновь утвердил идею, высказанную им не раз в течение первого года патриаршества: РПЦ не совпадает с границами РФ. Этой поездкой Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что он не только Московский, но Патриарх всея Руси. Если бы Патриарх не приехал, это был бы отказ от идеи единства Святой Руси. Хотя формально он посетил другое государство, но духовно он приехал к своему народу и к своей пастве. Для него Украина не может быть чужой страной, потому что там – его паства. Патриарх – духовный отец всех православных на Украине. (Как известно, он готов даже принять второе гражданство – Украины). Его титул «всея Руси» включает и Русь-Украину. Именно Церковь дает нам возможность духовно преодолеть те государственные границы, которыми нас искусственно разделили политики в 1991 году. Это одно из немногих событий за последние годы, которое вливает в сердце глубокую надежду, ощущение того, что совершилось нечто исторически важное и долгожданное.
Пять лет на Украине из России пытались создавать образ врага в расчете на зеркальное отражение в России этой же идеи. Сегодня стало очевидно, что этот проект оказался невостребованным народами Украины и России. Пир оранжевой чумы завершился.
За один день у нас изменилось ощущение Украины. Из страны, которую насильно втягивали в НАТО, из страны, где прославлялись бандеровцы и пособники эсэсовцев, Украина вновь становится нашей изначальной Русью, нашей исторической Малой Родиной, которую мы не можем забыть никогда и никогда от нее не отречемся.
Древний титул Киева как Матери Городов Русских сегодня становится новой формулой нашей национальной идеи. Царь-пророк Давид некогда восклицал о святом граде: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя!» Мы должны сегодня сказать: «Аще забуду тебя, Киев, второй русский Иерусалим, «забвена буди десница моя», т.е пусть буду забыт я сам.
Протоиерей Геннадий Беловолов