Добавлено:

Духовный центр Русского Севера

Моё решение поехать в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь было вызвано желанием укрепиться в вере. Много слышал о пребывающих в этой северной обители открытых для поклонения нетленных мощах её основателя – преподобного Александра Свирского. Виденные фотографии, журнальные статьи, рассказы очевидцев поражали воображение – по прошествии более чем 450 лет со дня преставления угодника Божия, его тело полностью сохранилось – не подверглись тлению даже мягкие ткани лица! Казалось, увидев это чудо собственными глазами, невозможно будет далее оставаться теплохладным, продолжать вести прежнюю, расслабленную, греховную жизнь.

Основанная по Божьему откровению валаамским иеромонахом Александром в конце XV века в карельском междуозёрье, близ реки Свири обитель стала на долгие годы настоящим духовным центром Русского Севера. Сюда, в надежде получить просимое, стекались тысячи паломников со всех концов необъятной страны! Ещё до отшествия в мир иной преподобного известно немало случаев исцеления и получения помощи по его молитвам страждущими и нуждающимися. За прошедшие после его преставления столетия число таких чудес только росло.

О том, что мощи преподобного действительно обладают великой силой, что бесы в буквальном смысле трепещут, не вынося их близости, свидетельствует сама история. Едва 5 января 1918 года в Олонецком крае установилась Советская власть, как уже на следующий день её ярые сторонники устремились в монастырь с целью изъятия мощей. Не иначе как реально мешали они им проводить политику расцерковления, расхристывания, расчеловечивания народа. Однако осквернить святыню им тогда не удалось. Пять раз пытались сделать своё чёрное, святотатственное дело безбожники. Но лишь на шестой, после того, как были арестованы и расстреляны настоятель монастыря архимандрит Евгений и наиболее активные из числа братии противники изъятия: иеромонахи Варсонофий и Исайя, святыня была насильно вывезена. Именно после этого осмелевшие большевики начали открытую «кампанию по ликвидации мощей» 1919-22 годов по всей стране.

Мощи преподобного Александра Свирского надолго были скрыты от верующих. Найдены они были только через 80 лет в запасниках музея Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Тогда же произошло первое чудо по их повторном обретении: во время чтения акафиста, прямо в рентгеновском кабинете здания СМЭС они начали обильно мироточить! Перевезённые и хранящиеся первое время в петербуржском храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии мощи продолжали источать миро и там. Благоухание было настолько сильным, что на запах, напоминающий цветочный мёд, стали слетаться пчёлы: они роились вокруг мироточащих ступней преподобного, ползали по подоконнику. Этот удивительный сюжет попал в видеорепортаж телеканала НТВ с места событий. Мироточение, по свидетельству братии, периодически случается и до ныне. Собранное монахами в пузырёчки миро, смешанное с маслом от лампад у раки преподобного, – одна из святынь, доступных каждому посетителю монастырской лавки. Там же, помимо икон преподобного, духовной литературы и сувениров, можно приобрести освящённые на мощах платочки и тапочки.

Но главное, зачем приезжают сюда люди, чтобы самим приложиться к святыне, помолиться у раки. Сделать это можно после молебна с акафистом святому, который каждое утро (кроме понедельника) служится в Преображенском храме монастыря: «Избранный угодниче Христов и чудотворче, преподобный отче Александре, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, жития твоего добротою и множеством чудотворений, восхваляем тя любовию в песнех духовных: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами Твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся, преподобне отче Александре, Свирский чудотворче!»

Чтение акафиста закончилось. Насельники монастыря, а также немногочисленные в это раннее, морозное зимнее утро паломники прикладываются к мощам. Преодолевая восстающее в слабой душе неверие в подлинность открытых взору нетленных останков угодника Божия и мысленно прося в этом прощения, прикладываюсь к доступным в это время всем присутствующим ножке и ручке преподобного Александра. Знакомая, побывавшая здесь ранее женщина рассказала, что мощи, словно живые, хранят тепло. Я какой-то особенно ожидаемой теплоты не почувствовал, но могу поклясться, что это была не ледяная, безжизненная рука покойника, лежащего в гробу, а скорее десница пожилого священника, благословляющего крестом паству по окончании Литургии.

В монастырь я приехал в будний день, когда не было шумных паломнических групп, и у меня появилась прекрасная возможность остаться у раки одному. Монах-смотритель, заперев крышку гробницы на ключ, наблюдает за порядком издали, и кажется ничто не мешает предаться молитве. Но не тут-то было! Мысли, суетные мысли о хлебе насущном, о делах житейских обрушиваются на меня потоком, роятся в голове, мешают сосредоточиться. Пытаюсь отогнать их, как бездомных, голодных псов – ведь приехал к преподобному я за самым главным – за верой, а всё остальное, житейское, по слову Божию, должно к ней приложиться! Начинаю, продираясь сквозь дебри искушений, молиться своими словами: «Преподобный отче Александре, ты знаеши все мои нужды, скорби, тяготы и лишения, коим не будет конца до гроба. Помоги мне укрепиться в вере. Испроси у Господа, Которому ты угодил своей праведной жизнью, сил переносить мне всё посланное Им достойно: стойко и непоколебимо, без ропота, безбоязненно и с упованием на Его же неизреченную милость...» Хочется верить, что я услышан, а значит, со временем всё благополучно разрешится: и мой жилищный вопрос, и проблема трудоустройства жены, и отец-чернобылец после очередной операции выкарабкается...

Отхожу от раки, а к мощам уже подходит терпеливо ожидавшая меня всё это время женщина. Она роняет голову на гробницу и плачет о чём-то. Всхлипывая, просит преподобного; поглаживает стекло, будто это живая длань монаха и упрашивает, уговаривает, умоляет Александра непременно помочь ей. Несколько минут длится этот удивительный разговор двух людей: святого подвижника и пришедшей к нему смирившейся грешницы. И я понимаю, что вот ей точно поможет преподобный – она изливает ему душу, как живому! А я молился не так искренне, через силу. Повергаюсь на пол и, закрыв лицо руками, опять начинаю молиться, прося на этот раз прощение за своё лицемерие, малодушие, безчувствие...

Преподобный Александр слышит наши молитвы, надо только ради Бога немного потерпеть! Ведь терпением спаслись многие, такие же, как и я, люди, и все без исключения святые. А как переносил все посылаемые ему скорби и страдания Александр Свирский?! Без ропота, терпеливо и даже с непонятной нам радостью! Вот и мне надо только научиться терпеть, предав себя целиком и полностью в волю Божию! Что плохого может произойти с тем, кто доверится Устроителю мира и создателю Вселенной? Тому, Кто, придя на землю в образе человека, Сам столько терпел и страдал от окружавших его, таких же, как я сам, людей? Кто мужественно и стойко перенёс все страдания и даже смерть по воле пославшего Его Отца? «Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвященным сердцем творите волю Твою...» Чувствуя, как по рукам текут слёзы, как размягчается сердце, как накатывает умиление, успокаиваюсь и получаю облегчение.

Женщины у раки уже нет. В душе воцаряется удивительная, спасительная, благодатная тишина. Она словно передалась мне от горящих свечей, от тонкого благоухания стоящих у раки роз, от ликов старинных икон, от мерцающих лампад и, конечно (теперь твёрдо верю), от незримо благословляющей меня десницы преподобного. В этом блаженном состоянии хочется пребывать до скончания своих земных дней. Как хорошо, Боже! Как должно быть счастливы живущие здесь монахи, имеющие такое утешение и такого утешителя! Ну почему же я не монах или хотя бы не насельник Свирского монастыря и зачем мне надо возвращаться в бестолковую столичную сутолоку, окунувшись в которую так легко потерять обретённую здесь веру?!


Становится стыдно за своё недоверие, за сомнение в силу и святость угодника Божия и его цельбоносных мощей. Ведь даже большевики, изо всех сил пытавшиеся развеять «религиозный дурман» «отсталых граждан» и отрицающие всяческие чудеса, вынуждены были признать, что мощи – это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная плоть. Вспомнился рассказ своей знакомой про одного дотошного журналиста, пытавшегося без благословения сфотографировать преподобного в раке и получившего от него... ощутимый пинок. Она же рассказывала про женщину, которая, с грудным ребёнком на руках склонившись к святому, выронила младенца и преподобный тут же подал ей дитя из раки! О чудесах, происходящих по молитвам Александра Свирского, уже в наше время здесь известно немало случаев. Многие из них вошли в книгу, изданную в 2004 году при участии пресс-службы монастыря.

Нетленные мощи преподобного Александра Свирского, чудеса, связанные с их обретением, обильная помощь, получаемая по молитвам к нему, выдвигают его в ряд особо угодивших Богу святых. Наука, опирающаяся на знания, отвергающая веру и сам фактор святости, как критерий познания истины, здесь бессильна что- либо объяснить. Пожалуй, единственным веским аргументом, ключом к разгадке тайны Александра Свирского, может служить удивительный случай, описываемый в житии святого, составленного учеником преподобного игуменом Иродионом. Вот как он описан: «В 7016 году от сотворения мира (1507 г. по Р.Х.), а по пришествии преподобного Александра в пустыню в 23 год, однажды ночью, когда преподобный Александр, по обычаю своему стоял на молитве в отходной пустыне, явившийся внезапно свет сильно осиял ту келию, где он молился... И вот видит он трех мужей, вошедших к нему, одетых в весьма светлые одежды; видом они были весьма благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца, и каждый из них имел в руке посох. Преподобный, видя их, весь затрепетал, будучи объят страхом и ужасом. И спустя немного времени, придя в себя, поспешил поклониться им до земли. Они же, взявши его за руку (выделено мной – Р.И.), подняли, говоря: «Уповай, блаженне, и не бойся»...»

Да, преподобный Александр Свирский – единственный после ветхозаветного Авраама человек, который сподобился видения святой Троицы! Дважды Господь касался руки преподобного, дважды освятил его Своим божественным прикосновением. И именно этой нетленной десницы мы, грешные, сегодня имеем возможность прикоснуться! Стоит добавить, что преподобному неоднократно являлись благовествующий Ангел Господень, а не задолго до кончины и сама Матерь Божия с Богомладенцем на руках в окружении сонма святых.

На месте явления Богородицы стоит Покровский храм, начатый строиться ещё при жизни Александра. А там, где ему явилась Троица, сейчас стоит часовня. Внутри – огороженный участок, где, по преданию ,и произошла зримая и осязаемая встреча Бога с человеком. Сейчас братия для всех желающих и имеющих веру подсыпает сюда песочек. Келию же, в которой случилось это событие, по отшествии ко Господу преподобного, по щепочкам разобрали первые богомольцы-паломники.

Уезжая из монастыря, я тоже насыпал в пакет песочка: для себя, родителей, родных, близких и знакомых. По-моему, вместе с иконками преподобного, маслицем и платочками, освящёнными на мощах святого, это будет хороший подарок в наше время почти абсолютного изобилия всего вещественного и тотального дефицита веры.

Роман Илющенко, специально для газеты «Русь Державная».
Фото автора и из монастырского архива

от 19.04.2024 Раздел: Февраль 2010 Просмотров: 1220
Всего комментариев: 0
avatar