Добавлено: 05.08.2015

Душою навсегда с Афоном

– Валерий Иванович, очень многие люди, даже из православных, не бывали на Афоне и не представляют, что в принципе нужно, только их желание, чтобы туда попасть? Хотелось бы, чтобы Вы поделились впечатлениями, может быть, самыми первыми впечатлениями от этих святых мест. И вообще, что для вас Святая Гора?

– Я хоть и крещеный был, но о православной вере знал мало. В последние 20 лет стал живо интересоваться различными явлениями духовного плана. Сам я по специальности физик. Мне тогда казалось, что любое явление (включая чудеса) можно объяснить с точки зрения материалистического подхода, учитывая наличие и влияние физически малоизученных параметров и величин. Я мало тогда знал о разной духовности (ап. Павел) и решил на опыте понять, что это такое. Не понимал я тогда, что ступаю на опасный путь.

Жил на Тибете, на Гималаях, посетил много эзотерических, мистических, таинственных мест от Южной Африки и обеих Америк, до островов Тихого океана, был в Сибири, вообще во многих местах России, Индии. В результате поездок, а позднее чтения Евангелия, понял, что все эти духовные явления определяются действием Божественного Промысла – доброй заботы Бога о людях и мире. И есть духовность ложная, проявляющая себя разрушительно для внутреннего мира человека. Будучи на Тибете, в самых сокровенных его местах, местных монастырях, осознал, что тибетские боги принадлежат именно тибетцам, поскольку они выросли в этом окружении, взаимодействуют с ними. Это духовность языческая: вера в камни, деревья, идолов.

Понял, что искать духовность где-то в чужих местах абсолютно бессмысленно. Пришло осознание, что в человеке, во всех людях есть Бог! Ведь человек несет в себе образ Божий. Поэтому естественным шагом было вхождение в церковь, паломничество к православным святыням. Поехал в Дивеево, в Оптину.

Тогда я еще не знал о существовании Афона. И вот в период моих поисков жена посоветовала посетить Святую Гору. Так 15 лет назад через турфирму поехал на Афон и остался привязанным душой на всю жизнь.

Вышел в Аэропорту Салоники и на выходе познакомился с паломниками из Рязани, среди которых было два священника. Прибыли в св. Пантелеимонов монастырь и по благословению духовника о. Макария пошли к скиту Ксилургу. Место – где началось русское монашество 1000 лет назад. В те времена настоятелем там был иеромонах отец Николай Генералов. Большое счастье, что мне с первых дней на Горе довелось близко общаться с этим умнейшим и мудрым монахом. Разглядев мою ищущею натуру он благословил подняться на Святую гору Афон, Престол Богородицы.

Так, на второй день по прибытию на Афон мы приехали на Карулю и начали подниматься по этому очень крутому подъему. По лестнице, а затем сухому руслу выползли задыхаясь к первому кресту на перекрестке. Постоянно задыхался, чем круче шел подъем, тем труднее мне было двигаться. К вечеру паломники ушли далеко вперед, расположились в Панагии. Я уже ночью с трудом добрался до этих мест, где стояла Пресвятая Богородица, когда она прибыла на Афон. Есть ничего не хотелось, только пить. Утром продолжили подъем, чтобы успеть совершить литургию. Все мои спутники опять обогнали меня (тогда был апрель, много снега, примерно по пояс).

Шел я на пределе сил, совсем немного осталось, а я не мог подняться на вершину. Монахи говорят: «не каждый может подняться, грехи не пускают». Вспомнил их совет, молиться Божией Матери. В итоге дошел. Стою у Креста, на вершине, литургия уже закончилась, все собираются назад. Решил передохнуть. Остался один. Ощущения непередаваемые, невыразимые словами. Все заволокло густым туманом. Облако село на гору. Вроде бы не далеко, все рядом, а до Панагии иду и иду в тумане. Молюсь Богородице. Туман поднялся, я увидел, что уклонился резко вправо. Скорректировал направление, спустился до Панагии. Надо было бы остаться ночевать там, но решил продолжить спуск. Палки – посоха с собой не взял. Воды мало. Стемнело. Ничего не видно. Апрель. Темнеет рано.

Дошел до перекрестка, стою у креста. Куда идти – непонятно. То ли вправо к скиту святой Анны, то ли влево к монастырю святой Лавры. Мучила жажда. В разряженным воздухе пить очень хотелось. Внизу под обрывом ручей журчит, но не спустишься. Луна ярко светит в небе, На ее фоне чёрные тени ветвистых сухих деревьев. Вокруг шакалы подвывают. Понял, нужно остановиться на ночлег. Вдруг слышу где-то генератор застучал. Пошёл на звук. Под обрывом с густыми кустами увидел дом. Рюкзак скинуд, перелез и спустился. Колючки. Открываю дверь, там гастарбайтеры сидят. Ночь. Увидели меня - испугались. Я же сразу ринулся к крану с водой, пил из него без остановки. Местные рабочие привели меня в Георгиевский скит. Разместили в келье, в чем был в том и заснул. Будят на службу. С усилиями поднялся, служили четыре или пять монахов. Под утро монахи вывели меня на тропинку, ведущую в скит св. Анны, оказывается, за ночь я ушел очень далеко от места спуска. Дошел до св. Анны, сел на катер, и вернулся в Пантелеимонов монастырь.

Сейчас, вспоминая, трудно передать свои чувства, но понимаю, что на святой Горе, где Владычица – Богородица, с человеком не может случиться плохое, если он сам не отступает от Бога.

С тех пор, конечно, я уже не посещаю аномальные места, они мне стали абсолютно мало интересны.

Езжу регулярно на Афон, а особенно после того случая, когда я очень сильно заболел. Ходить не мог. Первое, что я тогда сделал – соборовался, а потом поехал на Афон в горизонтальном положении. Приложился к чудотворным мощам св. Пантелеимона, к иконе Святого Пантелеимона, подышал воздухом благодати Богородицы владычицы Афона. И стало лучше, болезнь отступила. Врачи недоумевали. С тех пор монастырь Целителя Пантелеимона, для меня место святое.

Афон – это место особого присутствия Божиего, с одной стороны, принадлежащее обычной земной реальности, с другой, представляющее особым образом выделенную сакральную реальность, таинственные врата небесные. Это место до определенного момента может вовсе не отличаться от прочих земных мест (для непосвященных), как и святые проявляются только в силу известных жизненных обстоятельств, но после этого отношение к ним меняется и возникает «сакральное восприятие».

Так вот я впервые туда попал и там душою остался навсегда.

– Говорят, кто побывал на Афоне, его туда постоянно тянет. Я это по себе знаю. Как у Вас?

– Да, тоже тянет, причем неожиданно, не постоянно. Ты живешь, живешь, дела, текучка, проблемы. И вдруг приходит мысль: надо ехать на Афон, как будто внутренний зов. Собираюсь и еду. Там три-четыре дня живешь в монастыре св. Пантелеимона, ходишь на службу, возвращаешься совершенно обновленным. Видимо, какая-то внутренняя связь образовалась у нас с Афоном. Святая Гора! Афон – это определенный Богом удел Божьей Матери и ощутимого присутствия святых.

– У меня друг, скитоначальник в Оптиной, отец Тихон, это называет «афонской болезнью». Ты, говорит, заболел. Он сам часто бывает на Афоне.

– Действительно, ты едешь туда, как в духовную лечебницу. Даже вот сейчас, в беседе с вами, я все это вспомнил, представил, у меня настроение поднялось и лучше стало.
от 09.09.2024 Раздел: Май 2015 Просмотров: 2802
Всего комментариев: 0
avatar