Рассказ-воспоминание
Это рассказ-воспоминание о двух генералах, которые, конечно же, были и капитанами, и лейтенантами, и курсантами. Причем поднимались они по военной лестнице одновременно и параллельно, нога в ногу, шаг в шаг.
Одного из них — Героя Советского Союза, генерал-майора воздушно-десантных войск Александра Петровича Солуянова мне посчастливилось не просто знать — мы дружили более тридцати лет. Второго — генерал-полковника ВДВ и Героя Советского Союза Валерия Александровича Востротина я знал только по рассказам Александра Петровича. Оба они — люди удивительной судьбы, связанные одним служением Отчизне, одним долгом, одной жизнью и одной смертью. Погодки (Валерий Востротин — старший), они одновременно закончили Суворовские училища, Рязанское ВВДУ, с разницей в считанные месяцы становились ротными, комбатами, командирами полков и дивизий, заканчивали Академию. С разницей в четыре года оба получили высшую награду Родины, звание Героя Советского Союза. И тот, и другой входили в кадровую элиту ВДВ, были реальными кандидатами в состав высшего командования прославленных войск.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Путь их воинской карьеры был воплотившейся, реализованной мечтой. И реализовывалась она не в штабных кабинетах, а на полях, вернее, в горах сражений. В горах Афганистана. Это о них слова песен Газманова «Офицеры» и группы «Любэ» «Батяня-комбат». Их путь воинской славы с разницей в 170 лет во многом напоминает путь их героических предшественников, которым посвящены строки стихотворения Марины Цветаевой «О, молодые генералы…».
По-человечески удивительным, но промыслительно предопределенным абсолютное сходство их воинского роста прослеживается с учебы в Суворовских училищах, Востротина — в Свердловском, Солуянова — в Казанском. Наверное, уже с этих восточных меридианов готовились их доблестные биографии, самые героические страницы которых были написаны именно на Востоке, где оба осознанно боролись с Западом и боролись на протяжении всей своей жизни до последних ее мгновений. Удивительно совпадение и сходство их почти одновременного ухода. Александра Петровича не стало в начале зимы, 2 декабря 2023 года, а Валерий Александрович ушел в ее конце — 13 февраля 2024-го. Оба ушли после продолжительной борьбы с недугами — вечными спутниками наград. Раны, полученные в боях за Родину, отнимают у Героев годы, которые обычные люди, не герои, так привычно-обывательски тратят на себя. Но, несмотря на то, что жизнь их была прервана на одре, погибли они на поле боя потому, что никогда его не покидали. Правда, воевали на разных фронтах. Востротин — в самых разных сферах управления исполнительной и законодательной власти, Солуянов — на поле духовной брани.
Мне довелось быть рядом с Александром Петровичем, когда в день Архистратига Михаила в Архангельском Соборе Московского Кремля покойный Патриарх Алексий II благословил его иконой Архангела Михаила и предоставил редчайшую для мирянина возможность обратиться к верующим после Божественной Литургии. Благодаря Его Святейшество за оказанную честь, Александр Петрович с огромной силой внутренней убежденности сказал, что для русского православного воина нет высшей награды, чем смерть за Родину на поле боя. Он и пал на поле боя, только не каждому это очевидно. Как не каждому, даже среди десантного братства, было понятно его воцерковление в ставшие нарицательными 90-е годы. Это непонимание выражалось даже в сомнении в его адекватности — настолько естественное состояние православного воина стало непривычным за годы богоборческой власти. И возрождение Союза Архангела Михаила, небесного покровителя Русского воинства, ставшее основным делом генерала Солуянова в те годы, выглядело для многих недавних сослуживцев какой-то полудетской игрой в политику, не стоящей того, чтобы тратить на нее драгоценное время. Хотя сколько мы тратим этого самого времени на суету каждодневной текучки, главным результатом которой, как обычно, становится полное отсутствие ощутимо значимых полезных результатов.
А ведь Александр Петрович отличался не только уникальными качествами военачальника и аналитическими способностями, его отличал, в каком-то смысле, и дар провидца. Ведь он еще в 1989 году, за тридцать лет до начала СВО, на Всеармейском офицерском совещании предостерегал присутствовавшего на нем Горбачева: «За развал страны мы заплатим кровью!» Все эти тридцать лет он неустанно предупреждал всех нас — «от прораба до министра» — о готовящемся силами мирового зла сценарии стравливания бывших частей огромной общей державы. Наше — от министра до прораба — легкомыслие сделало возможной реализацию этого сценария, итогом которой, пока промежуточным, уже стали десятки тысяч жизней граждан этой державы и десятки миллиардов прибылей, оседающих на счетах и в карманах врагов не только русского, но и всех остальных народов планеты.
Конечно, Победа будет за нами, «яко с нами Бог!». Бог дарует Победу нам по заступничеству наших святых. И здесь не могу не вспомнить еще об одном очень важном в жизни генерала Солуянова деле — подготовке канонизации генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. В этом та важнейшая часть жизни Героя Советского Союза, его вклада в возрождение неразрывной связи и принадлежности Русского воинства Русской Православной Церкви. Большую работу Александр Петрович проводил как один из руководителей Ассоциации Героев Советского Союза, Российской Федерации и Героев Социалистического Труда, уделяя особое внимание военно-патриотическому и духовному воспитанию молодежи, тех, кто завтра, а многие уже сегодня приняли и примут из рук старших наставников оружие и ответственность за судьбы страны. Валерий Александрович, к сожалению, не прошел целиком путь личного воцерковления. Для него десантное братство являлось в каком-то смысле религиозной средой. Но относился к Русской Православной Церкви с должным для каждого русского офицера почитанием.
Принадлежа одному поколению начала 1950-х, которому принадлежит и наш Верховный Главнокомандующий, оба они были настолько схожи своим служением десантному призванию, что представить их кем-то другим практически невозможно, даже зная, что Александр Петрович Солуянов, 41-летний генерал отправлен Ельциным в запас в 1995 году (указ от 23 февраля!), а Валерий Александрович Востротин 10 лет служил в МЧС в должности заместителя министра, которым являлся Сергей Кужугетович Шойгу.
Трагедия Русской Смуты ХХ века, разделившая русскую историю на «до» и «после», разделившая общество борьбой за власть, территорию огромнейшей в мире империи национальными границами, Церковь — расколом, семьи и близких отчуждением, повлекла за собой и наказание за это разделение, искуплением которого стали миллионы жертв сначала Гражданской, а спустя 20 лет — Великой Отечественной войны. Сейчас Россия получила от Господа еще одну возможность вернуться к Православной Вере своих предков, почитанию Царя, возврата на свой исторический предопределенный путь служения Вечной Истине. Русское воинство — та охранительная сила, которую пытается одолеть мировое зло. Для двух генералов, Царствие им Небесное, вечная память, борьба с этим злом была не теоретической, не книжной. Оба были на самом передке этой войны и отдали свои жизни за Родину, которой слава во веки веков!
А. Б. ПЕРШИН