Добавлено:

Единение Армии и Церкви

На V Всероссийских Сборах военного духовенства, завершившихся в Новгородской области, представители всех традиционных российских вероисповеданий и командования Вооруженных Сил РФ единодушно указали на необходимость введения в стране института военных священников.

Публикуем выступление генерал-майора А.В. Черкасова.

Сегодня от имени и по поручению многих моих товарищей и сослуживцев хочу сказать искреннее и сердечное спасибо священнослужителям Русской Православной Церкви за их бескорыстный и самоотверженный труд. Вечно живет то, что делается бескорыстно. Они были и останутся первыми. Их имена навсегда останутся в истории Вооруженных Сил новой России.

Путь пройден большой, и результаты впечатляют, особенно если знать, как трудно было начинать под крики, а часто и злобный вой псевдолибералов, псевдодемократов и т.н. правозащитников. Больше всего они боятся единения Армии и Русской Православной Церкви, прихода православных священников в воинские части, вузы и на корабли. Они прекрасно понимают, что Православие — это несокрушимый Дух Армии и Флота России. Поэтому и пытаются мешать нам, подбрасывая разные заумные вопросы. Ссылки на конституционное положение об отделении Церкви от государства и его светский характер не что иное, как лукавство. Этого или от злого умысла, или от нежелания работать, или незнания и маскировки того и другого заумными, но пустыми рассуждениями.

Почему в Вооруженных Силах сохраняется недопонимание роли священника в Армии и на Флоте?

Первая причина — это вопиющее незнание офицерским составом истории и роли Русской Православной Церкви в строительстве Армии и Флота, это незнание и непонимание офицерами духовных истоков побед русского оружия, в т.ч. изумлявших весь мир побед Суворова, Ушакова, Кутузова, Скобелева и других выдающихся полководцев и флотоводцев России.

Мы имеем успешный и уникальный исторический опыт создания стройной и детально продуманной системы духовно-религиозного и духовно-нравственного воспитания воинов Армии и Флота России на основе Православия.

Подобного опыта никогда не было ни в одной армии мира. Наши выдающиеся военачальники все дело воинского обучения и воинского воспитания осуществляли в неразрывном единстве с духовным воспитанием своих воинов, сами лично содействовали этой работе и руководили ею. Но этот опыт сегодня по-настоящему не востребован. Стыдно и недопустимо, что современные офицеры и генералы не знают и нигде не изучают опыт духовно-нравственного воспитания воинов Армии и Флота нашими прославленными полководцами. Многие из них даже о «Науке побеждать» А.В. Суворова знают лишь понаслышке.

Вторая причина — это отсутствие должной подготовки священников к работе в Вооруженных Силах. Дальше разговоров дело не идёт. Их нигде и никто к этому не готовит. Часто они не понимают сути Армии, смутно представляют содержание и смысл воинской службы, а потому не видят своей роли, не находят своего места и неправильно себя ведут.

Священнослужитель, прежде чем идти к военным людям, должен знать особенности их мышления, их психологию и ментальность, особенности восприятия военнослужащими всего окружающего и себя в этой окружающей его обстановке. Есть детали, которые некоторым могут показаться мелкими и незначительными, но которые часто могут определить отношение военнослужащих к священнику.

Занимаясь с 1992 года по зову души и по благословению сначала архимандрита Кирилла Павлова, иеросхимонаха Моисея Боголюбова, а затем и Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вопросами взаимодействия Вооруженных Сил РФ и Русской Православной Церкви, я часто задавал себе вопрос: «Зачем в армии священнослужители?» — и экстраполировал возможные ответы на себя.

Всегда, независимо от звания и должности, мне важнее всего было получить от священника утешение души, успокоение сердца и ума, которые часто бывали в смятении.

Священник в Армии — это, прежде всего, носитель духовного опыта и духовный утешитель, в любой ситуации священник призван наполнять сердца и души воинов Благодатью Духа Святого.

Сегодня это особенно важно и очень трудно.

Важно потому, что, не успев освободиться от государственной атеистической идеологии, наш народ подвергся страшной духовной агрессии. Над основополагающими духовными ценностями народа и защитников России нависла опасность их полной утраты, и это самая большая угроза будущему России. Это надо остановить.

А очень трудно это потому, что Вооруженные Силы — инерционный институт, и эта инерционность сохраняется во взглядах на природу и ведения войны, подготовки и воспитания личного состава.

Большинство современных отечественных военных теоретиков и практиков твердо стоят на материалистических позициях марксизма-ленинизма, их взгляды на войну, подготовку и воспитание личного состава опираются на методологию исторического материализма и другие догмы безбожной и бездуховной государственной идеологии нашего недавнего прошлого.

Война неумолимо меняет свое лицо. До недавнего времени вооруженная борьба играла едва ли не главную, единственную и решающую роль в ходе и исходе войны. Сегодня ее роль часто носит демонстрационный, обеспечивающий, устрашающий и подстраховывающий характер, а итог определяется использованием других сил, средств и способов борьбы.

Основным содержанием войны все больше становится противоборство в духовной, нематериальной сфере, когда победа в войне будет достигаться за счет духовного превосходства, несгибаемой моральной и психологической стойкости одной из противоборствующих сторон.

Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе специальных тренировок и на основе специальных методик (такая подготовка тоже нужна), а полное превосходство духовного, морального характера, на основе глубокого осознания правоты и справедливости воинского служения Отечеству, на основе понимания, что твое дело освящено Божьим Промыслом.

Основания для подобных выводов дает анализ хода и исхода всех войн и вооруженных конфликтов, имевших место после второй мировой войны, в которых многие цели достигались не вооруженной борьбой, а иными эффективными средствами, например проведением специальных психологических операций, активным информационно-психологическим воздействием на общественне мнение отдельных государств и мировй общественности в целом.

За последние десятилетия ХХ и начала XXI в. изменилось все, что влияет на генезис, эволюцию и характер войн и вооруженной борьбы, а система знаний о войне изменилась менее всего. Необходим решительный и бесстрашный пересмотр устоявшихся взглядов и представлений о сути войны, поиск истинного понимания явления войны, особенно ее глубинных духовно-нравственных аспектов.

В связи с вышесказанным мы обязаны по-новому оценивать возможные последствия духовного кризиса, охватившего сегодня все сферы и все слои нашего общества.

Для Вооруженных Сил угрожающими являются кризисные явления в любой области, но наиболее опасным является духовное, морально-нравственное опустошение военных людей, потеря ими духовных основ, нравственных ориентиров жизни, а сегодня мы стоим перед суровой и реальной перспективой полного уничтожения духовной основы воинской деятельности, ратного труда, воинского служения Отечеству. Связано это с опасной и губительной, а потому неприемлемой для России идеей перехода к комплектованию Вооруженных Сил только на контрактной основе и отказа от службы по призыву.

Это вроде-бы и не по теме, но хочу об этом сказать, надеясь на резонанс такой авторитетной и представительной аудитории.

Возражений, и достаточно серьезных, против этого перехода очень много: экономического, демографического, правового, геополитического, мобилизационного и иного характера.

Но главное возражение в том, что комплектование Вооруженных Сил России только по контракту подрывает и уничтожает с корнем основное качество воинского служения в России — его духовное наполнение, его духовную и национальную самобытность. Меняется глубинный, освященный тысячелетней верой и традицией смысл ратного труда. Разрушается высокий духовный, морально-нравственный стержень, который всегда был присущ русскому воинству, воинская служба превращается из высокого и святого служения Отечеству в наемное ремесло.

Некомпетентные рассуждения о профессиональной армии, контрактной и альтернативной службе заполонившие почти все средства массовой информации, послужили в недавнем прошлом и служат, к сожалению, и сегодня средством унижения самих понятий воинской службы, воинского и патриотического долга.

Фридрих Великий справедливо говорил, что русского солдата мало убить, его еще и мёртвого надо повалить. И не случайно заявлял Наполеон, дайте мне русского солдата и я завоюю весь мир. Таким русский солдат был и пока такой он в своей основе и остается. Но ещё немного, и Армия превратиться в организацию вооруженных людей, объединяемых далеко не духовными целями, и именно это может стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой не смогут ликвидировать никакие успехи в экономике, не дальнейшее продвижение реформ и т.п.

Вся военная история страны и ее Вооруженных Сил позволяет нам утверждать, что полный переход на контрактную систему комплектования Армии и Флота недопустим в духовном, разрушителен в нравственном плане, обременителен и неподъемен для страны и народа в экономическом отношении, не эффективен с чисто военной точки зрения, ибо не решает проблем улучшения качественных характеристик военнослужащих Армии и Флота, подготовки мобилизационных ресурсов и многих других важных проблем обороноспособности страны и боеспособности ее Вооруженных Сил.

Исторические исследования свидетельствуют, что как только какое-либо государство поручало свою защиту наемникам, оно неминуемо разрушалось и исчезало с исторической арены. Судьбы Римской империи и Византии — тому убедительное подтверждение.

Показателен и факт покорения Наполеоном европейских государств, на воинской службе которых использовались наемные армии. И не случайно его блистательные победы закончились в России. Русскую землю и Веру православную защищали не наемники, а ее сыновья в военной форме, а помогал им весь русский народ. Российская империя была отеческим домом для всех народов, ею объединенных, и все они вместе с русским народом защищали свое Отечество в Отечественной войне 1812 года.

Патриотизм заключен в самой сути Православия. Русская Православная Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке и обществе. «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…», — проповедовал Святитель Феофан Затворник (Журнал «Пастырь». М., 2005 г.).

И не только коммунистическая идеология явилась источником героизма и стойкости нашего народа в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией, а воспитанная веками внутренняя потребность защищать Отечество «не щадя живота своего». Советский Союз выстоял и потому, что народ сохранил эту внутреннюю готовность защищать Родину. Обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси смогло в нашей официально атеистической стране поднять и объединить все слои общества на всенародную борьбу с врагом. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия, и они ее защищали вместе.

И кто бы что ни говорил, сегодня объективно только Православие и Русская Православная Церковь последовательно и во всей полноте противостоят духовному разрушению России и ее Армии и Флота. Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом для воинского и патриотического воспитания военнослужащих российских Вооруженных Сил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные идеалы и нормы, внутреннюю, нравственную чистоту, правду и силу.

Поэтому так необходим приход в Армию и на Флот православных священнослужителей. Отсюда вытекает и главная задача военного и морского духовенства — вернуть высший духовный смысл воинской службы, возродить Православный Дух Армии и Флота России. Именно эта высокая цель и должна определять основное содержание подготовки и работы военных священников.

Во все времена несокрушимый православный Дух был главным оружием русских воинов. Присутствие высокого и крепкого Духа необходимо им и сегодня. Вернуть высший духовный смысл воинской службы можно лишь на основе Православной веры, с помощью Русской Православной Церкви и её самоотверженных сынов — военных священников. Только с их помощью можно возродить систему духовного воспитания, разработанную нашими выдающимися военными мыслителями и военачальниками, духовными пастырями прошлого. (В сокращении).

Профессор Военного университета Министерства обороны РФ Черкасов Александр Владимирович, генерал-майор в отставке, Председатель Попечительского Совета фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «ОМОФОР»
от 24.11.2017 Раздел: Июль 2007 Просмотров: 79
Всего комментариев: 0
avatar