«Упоминание местности Ламишино, – рассказывает отец Николай, – начинается с 1504 года. И здесь уже встречаются первые сведения о храме. Можно предположить, что возник он здесь значительно раньше». Когда строили Москву, по реке Истре переправляли лес. И в этом месте, где река делала резкий поворот, он часто застревал и ломался. Так и появилось название деревни: Ламишино. Кстати, нигде такое название на Руси, да и, наверное, в мире не встречается. Когда-то здесь было три храма. И когда они от ветхости пришли в негодность в конце 19-го века, было решено построить новый. Сюда был назначен священником протоиерей Василий Смоленский. На строительство храма значительные пожертвования сделала одна московская вдова Анна Петрова, знаменитая на всю Москву акушерка. На ее средства было построено несколько храмов в Москве, в том числе и храм на Святой Горе Афон.
После смерти вдовы по завещанию были направлены большие денежные средства на строительство храма во имя Казанской Божией Матери в селе Ламишино. К сожалению, действовал храм недолго. Революционные события 1917 года не обошли его стороной – в 1928 году он был закрыт. Протоиерей Василий был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Архангельскую область за «антисоветскую деятельность». Вернуться в Ламишино он уже не смог, так как жить ему разрешалось не ближе ста километров от Москвы. Поселился отец Василий в селе Холмцы Шаховского района. Вскоре началась война. Село было оккупировано венгерской частью, и ему разрешили начать богослужения в местной церкви. После освобождения области от немецко-фашистских захватчиков отца Василия обвинили в сотрудничестве с фашистами и вновь арестовали. После ареста его приговорили к высшей мере наказания. Он умирает в тюрьме еще до вынесения приговора. В 2000 году он был причислен Русской Православной Церковью к сонму новомучеников.
В 1998 году храм в Ламишино был вновь открыт. Отец Николай Ельчев здесь второй настоятель после отца Василия Смоленского. Восстановление шло очень тяжело, не хватало средств, но с Божьей помощью и усилиями благотворителей храм был восстановлен. При храме действует воскресная школа. «Конечно, трудности всегда есть, но без них войти в Царство Небесное трудно будет», – улыбаясь, говорит отец Николай.
В этой сельской церкви какая-то особая, благодатная атмосфера. Это отмечают все. В ограде, рядом с дорогой, стоит вырубленный из белого камня образ Божией Матери «Неупиваемая чаша». Сюда приходят помолиться и попросить заступничества Божией Матери люди, которых поглощает страсть к винопитию. «Приходят даже ночью», – говорит отец Николай.
Каждый год традиционно освящаются на Крещение Господне воды Истринского водохранилища. Люди приезжают сюда из самых отдаленных мест. После молебна в храме Казанской Божией Матери крестный ход с хоругвями и иконами торжественно спускается к водохранилищу. Во льду в форме креста вырубают иордань. По краям горят факелы. Отец Николай освящает воду, и десятки людей погружаются в нее с горячим желанием очистить свою душу и тело. Реку Истру в районе Ново-Иерусалимского монастыря часто сравнивают с рекой Иордан, а Истринское водохранилище, с морем Галилейским. «Вот и получается», – говорит отец Николай, – мы освящаем воды Истринского водохранилища, а они попадают в Истру, и Москва ведь тоже питается отсюда...»
По инициативе ламишинского прихода в поселке был установлен крест, в память о тех заключенных, которые умерли здесь при строительстве Гидроузла. «Их даже не хоронили, а просто закапывали в землю, вся земля здесь усеяна костями ни в чем не повинных людей», – рассказывает батюшка.
«Создать в этом месте водохранилище хотели еще при Петре Первом, а создано было оно при Иосифе Виссарионовиче Сталине. И самое удивительное, что географически оно расположено по отношению к реке Истре так же, как Галилейское море по отношению к реке Иордан на Святой Земле. В нашем храме в 17-18 веках был даже придел во имя Марии Магдалины.
Враг мира сего всячески препятствует развитию духовной жизни, и прежде всего в России. Бесчисленные искушения и соблазны, которым подвергаются люди на пути к Истине, не могут не оказывать на них влияния. Наша церковь после возрождения в 90-е годы прошлого столетия еще очень молода. Большинство из нас выросло в стране, где духовные приоритеты не были во главе угла. Они и сейчас еще не на такой высоте, какой хотелось бы. Это своеобразное испытание, трудное, тяжелое, но его надо пройти. Духовная жизнь – это труд, кропотливый ежедневный труд. А мы, к сожалению, уделяем больше внимания внешней стороне – реставрации и строительству, а духовное пока еще только зреет в народе.
К сожалению, современная молодежь подвержена соблазну блуда, и это очень печалит, ведь святитель Игнатий Брянчанинов писал о том, что блуд – это после убийства второй страшный грех. Как жаль, что этому подвержена не только невоцерковленная молодежь, но и даже воцерковленные люди. Это как нож по сердцу, когда видишь, как твой сын погибает, и ты не можешь что-либо сделать, чтобы спасти его. Остается только молиться…
А ведь наш народ способен на многое. Вспомним хотя бы очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. Но хотелось бы, чтобы этот духовный порыв не был временным, чтобы стремление к Богу стало постоянным, стало самой сутью нашей жизни. Мы хотим все сразу и много. Так не бывает в жизни. Но будем молиться и надеяться на лучшее».
Андрей Печерский