"Пять лет пролетели, как один день... Строился храм. Строилась и крепла православная народная газета "Русь Державная", которая родилась во время акафистов Державной Божией Матери рядом с ним. Храм Христа Спасителя стал самой важной нашей темой, надеюсь, и всегда будет".
Статья священника Николая Булгакова о Державной иконе, воспоминания о крестном ходе Коломенское - станция Дно, история создания газеты "Русь Державная", размышления о духовном возрождении Отечества.
Великая духовная тайна
Великое чудо русской истории совершилось 2/15 марта 1917?года.
Когда во Пскове генералы предавали Царя, вынуждая его подписать письмо об отречении от престола, попирали присягу, данную ему перед Крестом и Евангелием, Царь поступил в точности согласно Кресту и Евангелию: смиренно покорился воле Божией, принося себя в жертву, горячо молясь Богу, Царице Небесной.
В этот же самый день под Москвой, в царской вотчине Коломенском, чудесным образом явилась икона Пресвятой Богородицы, на ней Сама Пречистая Дева возседала на царском троне с Богомладенцем, держа знаки царской власти, которые беззаконно вырвали из рук Царя - скипетр и державу.
Икона была названа Державной.
Царский русский трон не остался пуст ни на один день.
Люди беззаконные думали, что они победили царскую власть. Но?в духовном плане оказалось наоборот.
Так уже было в истории человечества. Люди думали, что они убили Иисуса из Назарета, но оказалось, что Спаситель воскрес из мертвых и победил смерть, грех и дьявола.
Матерь Божия открыла явлением Своей Державной иконы, что Она не оставила Россию в самый черный день ее истории, но вновь явила ей Свой Покров. Что?Она Сама стала тем "Удерживающим" мiровое зло, препятствующим приходу беззаконника - Антихриста, о котором говорил святой апостол Павел: Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. II, 7).
"Удерживающим здесь называется глава величайшего государства, каковым была в то время Римская империя, - писал Е. Е. Алферьев. - Русская Православная Церковь с полным правом и основанием относит эти слова св. апостола к русскому Царю, наследнику православных христианских императоров Рима и Византии, возглавителю Третьего Рима - Православного Самодержавного Царства. Он был священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через него и удерживала распространение зла. Император Николай?II был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на нем религиозно-мистической миссии. После отречения Николая II роль Удерживающего перешла к Царице Небесной, о чем русскому народу было объявлено через явление иконы Божией Матери, названной "Державной".
Миссия Удерживающего не была отъята от России, она продолжается до сего дня, несмотря на то, что земные власти после этого ставили себе цели, даже противоположные задачам Третьего Рима. Но?не они определяют роль России в мiре, в истории, а Державная Владычица.
- Всё решает Пречистая! - говорил 20 августа 1991?года, в те смутные дни, великий почитатель Державной иконы, насельник Троице Сергиевой Лавры иеросхимонах Моисей (Боголюбов; 1915 1992).
Как важна нам сегодня благодарность Царице Небесной за спасение России в минувшем столетии, когда изнемогала надежда, когда даже верующим людям казалось, что наступил уже полный конец, как важно обращение к Ней за помощью, когда вновь кажется: теперь уж, видно, конец России близок, народ наш действительно может сойти с исторической арены - по человечески сил для возрождения страны нет…
Почитание Царицы Небесной - важнейшая черта русской святости.
Старец Николай Гурьянов особенно почитал Царицу Небесную. Часто он пел - словами преподобного Амвросия: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, р?су благодати Твоея и яви нам милосердие Твое.
Русские святые словно заповедали нам особенно почитать Заступницу нашу Усердную…
А кто еще поможет нам, как не Матерь Божия, когда по человечески помощи ждать неоткуда?..
В тяжелейших испытаниях наш народ не погиб прежде всего духовно, но стал народом-исповедником в духовной брани, народом-победителем в самой лютой войне человеческой истории, всем ходом истории XX?века он сказал таки то самое особое слово всему мiру, которое предсказал Ф. М.?Достоевский. Своими ранами, морем своей крови, своими страданиями наш народ доказал безсилие насилия, безсилие богоборчества, силу веры Христовой, силу правды Христовой, которая прошла все испытания и возсияла в год рубежа тысячелетий, в год завершения ХХ века, на Преображение Господне, прославлением страстотерпца и мученика Царя Николая и Его семьи во главе сонма новомучеников и исповедников Российских в возрожденном Храме Христа Спасителя России. Это?ли не знамение?!
- Батюшка, - спросил однажды у отца Николая Гурьянова, - в Коломенском сейчас - та самая Державная икона?
- Да, та самая, - подтвердил старец.
В 2001 году мы привезли Батюшке Николаю в подарок только что вышедшую книгу "Сим победиши! Православие, армия, держава" - о соединении Церкви и армии. На?обложке - крест и боец в БТРе, который держит в руках икону Божией Матери. Батюшка заулыбался и стал вдруг нас ею благословлять, давал приложиться по многу раз к обложке...
Явление Державной иконы Божией Матери - это великая духовная тайна. "Что Бог творит, никому не говорит".
Русская история веками, тысячу лет готовила эту духовную вершину (недаром прославление Царской Семьи и всех новомучеников и исповедников Российских совершилось в 2000?году от Рождества Христова!), как веками, тысячелетиями ветхий Израиль готовил Пречистую Деву, достойную принять Бога. Новый Израиль, православный мiр достиг своей высоты - ... на русском престоле явилась Сама Царица Небесная…
Отец Николай Гурьянов однажды сказал:
- Россия - на Голгофе. А Америки уже нет.
И у этого креста опять - Матерь Божия.
А за Голгофой - только Небеса. Воскресение.
Священник НИКОЛАЙ Булгаков, настоятель Державного храма,
г. Жуковский, Московская обл.
(Печатается в сокращении)
Державный храм г. Жуковского передал Крестному ходу Владивосток-Москва свою святыню - икону св. Царственных мучеников, и было явлено чудо мироточения этой иконы в самом начале покаянного пути.
Крест нашего покаяния
Дети несли крест… Он был огромных размеров и очень тяжелый - этот покаянный крест, который в считанные часы привезли и собрали из добротной северной сосны молодые православные парни из Великого Новгорода.
Из храма Архангела Михаила Крестный ход шел на станцию Дно, где 90 лет тому назад произошло загадочное и до конца еще не осознанное нами событие - отречение императора Николая II от власти.
В память об этом и пришел сюда Крестный ход из Коломенского, где 2?/?15 марта 1917 года была обретена икона Божией Матери Державная. В руках у восседающей на троне Царицы Небесной - скипетр и держава, символы царской власти.
Православный народ еще девять десятилетий тому назад связал воедино эти два события: чудесное явление иконы Державной Божией Матери в храме Вознесения Господня в селе Коломенском и трагическое отречение от Престола нашего Государя.
Матерь Божия Державная приняла из рук Императора Всероссийского символы монаршей власти и взяла на себя верховную царскую власть над Россией.
Духовную ниточку нашей слабой, неокрепшей покаянной молитвы и принес из Москвы на станцию Дно Крестный ход, организованный фондом "Андреевский флаг" и редакцией газеты "Русь Державная".
На всем пути к станции к торжественному шествию присоединялись местные жители, ход набирал силу… Яркое весеннее солнце высвечивало у многих на глазах слезы. Наверное, в тот момент вряд ли кто из участников хода смог бы объяснить, почему это происходило.
На крохотном клочке земли между рельсами железной дороги лопаты вгрызались в тяжелый каменистый грунт… И через несколько минут под торжественные песнопения сотен православных людей взметнулся на четырехметровую высоту белый крест. На перекрестии кто то успел надежно прикрепить икону Царственных Страстотерпцев и икону Матери Божией Державной.
Этот крест нашего покаяния принесли сюда, возможно, внуки и правнуки тех, кто в те далекие годы своим молчаливым попустительством отдал нашего Царя на растерзание. Да, именно дети и внуки искупают сегодня грехи своих родителей.
В руках у одного из участников Крестного хода, который стоял рядом с крестом, я увидел самодельную иконку. На ней наш Император грустно смотрел на нас из окна вагона. Руки его были закованы в кандалы. И внезапно из правого глаза Государя истекла тонкая, почти незаметная издалека слеза… Она струилась прямо из стекла иконы и тонкой нитью стекала по нему. Это чудо увидели все, кто пришел сюда в этот памятный день. Замироточили, покрылись живительным миром и две иконы Державной Божией Матери, которые мы привезли из Москвы после молебна у чудотворного образа в Казанском храме в Коломенском.
Этот чудесный день, я думаю, навсегда останется в памяти многих людей. "Вы принесли нам вторую Пасху!" - сказал один из местных священников.
Крестный ход Коломенское-Дно-Псков-Коломенское проходил на крестопоклонной неделе Великого Поста, накануне празднования 90 летия чудесного обретения иконы Державной Божией Матери. Юбилейную Литургию совершал наш Святейший Патриарх. Те, кому посчастливилось побывать в этот день в Коломенском, уверен, навсегда запомнят его слова: "…Обретением Державного образа Матери Божией Господь явил и являет Свою милость нашему Отечеству. Сегодня мы молились о том, чтобы Царица Небесная укрепила нас в вере своим предстательством перед Престолом Божиим, чтобы избавила наш народ и Отечество от междоусобной брани, чтобы народ в согласии созидал свое будущее, будущее страны и Церкви Христовой…"
По окончании Литургии мне было поручено вручить от имени участников Крестного хода Его Святейшеству икону Державной Божией Матери, которая прошла с нами весь этот трудный крестный путь. Когда я снял с аналоя лежащую на алом бархате икону, то увидел, что она вновь мироточит. Святейший Патриарх бережно принял Державный образ.
…События этих дней поистине незабываемы. Многое мы, наверное, не в силах сейчас объяснить. Очевидно одно: совершается на святой Русской земле покаянная молитва, просыпаются от многолетнего сна наши люди.
Я уверен, что дети, которые несли тяжелый покаянный крест на станцию Дно, вырастут честными, верующими людьми и отмолят наши тяжкие грехи перед Богом, поскольку другого пути у нас нет…
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Как это начиналось…
Семнадцать лет назад мне, журналисту совсем еще недавно "главной газеты страны", довелось познакомиться с людьми, которые называли себя общиной Храма Христа Спасителя.
Тогда я делал еще только первые шаги в Православии и хорошо помню, как меня изумило то горячее желание людей совершенно разных профессий и возрастов возродить порушенный храм. Побывал на молебне у действовавшего бассейна "Москва". На свои скудные средства русский скульптор Владимир Мокроусов отлил распятие и установил его с единомышленниками на серой гранитной глыбе. Вскоре место это обросло любовно выстроенной деревянной сенью.
Сюда на акафист Державной Божией Матери собирался православный люд со всего города, да и, наверное, не только москвичи приезжали. Сейчас уже не вспомнить, когда и как пришла мысль сделать номер газеты, посвященной Храму Христа Спасителя. Собирать материал активно помогал протоиерей Георгий Докукин, возглавлявший в то время братство Храма Христа Спасителя. А познакомился я с ним на спектакле русского духовного театра "Глас", который он духовно окормлял.
Вот только краткая фраза из устава братства: "Для нас своевременно звучат слова Манифеста Императора Александра I на поставление Храма Христа Спасителя: "В ознаменование благодарности нашей промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей гибели, и в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к вере, к Отечеству, каким в трудные времена превознес себя народ российский". Слова эти актуальны до сегодняшнего дня.
Материал для номера собирался на удивление быстро. Запомнились встречи и беседы с людьми, для которых восстановление храма стало поистине делом жизни. Автор неопубликованного еще в то время романа "Тайны Храма Христа" Аполлос Иванов, который был свидетелем уничтожения храма в 1931 году, предложил нам перепечатать главу из романа, повествующую о самом драматическом моменте - взрыве храма. Насколько должно было потрясти это событие, чтобы более чем через пятьдесят лет написать об этом роман.
Запомнилась беседа с протоиереем Аркадием Станько, которая вылилась затем в многозначительную статью "Слово о правде", рассказ скульптора Мокроусова, беседы с руководителями русского духовного театра "Глас" Никитой Астаховым и Татьяной Белевич.
Особую признательность хочется выразить Святейшему Патриарху Алексию, который специально для спецвыпуска написал статью "Дом молитвенный памяти" и тем самым благословил выпуск этого номера.
Выпустить газету "Храм Христа Спасителя" помог президент международного Банка Храма Христа Спасителя Валерий Сергеевич Балакирев, который полностью взял на себя финансирование номера. С выходом спецвыпуска связаны также некоторые совпадения и даже препятствия. Старый москвич Николай Ротов любезно предоставил нам для этого выпуска ряд фотографий, в том числе пожелавшего запечатлеть себя в храме перед самым взрывом Л. М. Кагановича, кстати, одного из инициаторов уничтожения храма. Так вот, во время верстки клише с этим фото трижды непонятным образом исчезало. Из-за этого выпуск номера задерживался. Можно было, конечно, поставить какую-нибудь другую фотографию, благо резерв был. Но я упрямо настаивал изготовить новое клише (с Кагановичем), который, видимо, никак не хотел попадать на газетную полосу.
Интересное происшествие было и с фотоиллюстрацией на 1-й странице. Художника у нас не было, а хотелось изобразить Храм Христа Спасителя как-то символически. Времени же на раздумья не было, и решили просто поставить на 1-ю полосу большое фото Храма. Посмотрели - не очень хорошо смотрится. И тогда наш фотоиллюстратор выстроил из трех храмов разного размера необычную на первый взгляд композицию. Все присутствующие были просто потрясены: в центре на 1-й странице, над краткой, но глубокой силы заметкой писателя Владимира Крупина "Загорится свеча" пламенем в трех лицах возвышался Храм Христа Спасителя. Так решено было и оставить. Правда, потом никто не верил, что это случайно получилось.
Когда отпечатали стотысячный тираж, в редакцию приехал отец Георгий Докукин. Порадовавшись вместе со мной и Владимиром Потаповым выходу газеты, он как бы невзначай заметил: "А вы знаете, какое сегодня число?" "22 апреля", - не задумываясь, ответил я. И только через некоторое время до меня дошло, что "Храм Христа Спасителя" появился на свет в день рождения вождя мирового пролетариата. Чудны дела Твои, Господи!
Реакция на выход газеты была неоднозначной. Были возмущенные письма и авторитетные звонки руководству редакции. Основным лейтмотивом этих обращений была такая примерно мысль: не посходили вы там с ума в "Правде"? Главным редактором был в это время Геннадий Николаевич Селезнев.
Но было много благодарных и теплых писем и звонков с просьбой продолжить публикации.
Акафист Державной Божией Матери у стен бассейна "Москва" собирал сотни православных людей. Помню морозное воскресное утро, молящихся людей и раскрасневшиеся, пышущие здоровьем лица купальщиков, выходящих из бассейна, их любопытствующие взгляды.
В один из пасхальных дней 1994 года решено было провести Крестный ход вокруг опустевшего, но не сдававшегося бассейна. Городские власти, разрешив крестный ход, одновременно разрешили каким-то странным людям собраться внутри бассейна. Охарактеризовать эту публику было довольно трудно: не то хиппи, не то какие-то заблудившиеся в глубинах своих экспериментов художники, а может быть, и половые извращенцы. Помню, как они по одному прошмыгивали мимо нас за ограду бассейна, вход в который бдительно охраняла милиция. Невдалеке можно было заметить автобус, заполненный людьми в милицейской форме.
Перед Крестным ходом начался молебен. И в это время со дна бассейна, усиленные мощными динамиками, раздались ужасающие низкие звуки. У многих было впечатление, что это звучала преисподняя. Пошел Крестный ход. С хоругвями, иконами, с пасхальным пением шли православные люди вокруг облупившихся стен бассейна.
Был момент, когда противостояние людей внутри бассейна и верующих могло выплеснуться наружу. Помог отец Владимир Ригин. Пасхальная молитва сохранила мир.
Празднование Рождества христова 1995 года совпало с радостным и долгожданным для всех православных событием. После торжественного богослужения в Успенском соборе Московского Кремля к закладному камню возрождаемого Храма Христа Спасителя направился многотысячный Крестный ход. В одной из колонн шел и я с дочерью. Уже при подходе к храму по рядам начали шнырять какие-то люди в штатском, очевидно, из службы безопасности. Проверяли наличие каких-то особых пропусков. Оказалось, что у нас с дочерью такого не было, и строгий молодой человек попросил нас выйти из Крестного хода и перейти в другие ряды. Я решительно отказался это сделать. Но никакие аргументы на служителя охраны не действовали. Только после моих слов: "Как я объясню это своей дочери", - он отстал от нас, проронив: "Вас все равно дальше не пропустят!". И действительно, при входе на стройплощадку плотным строем стояли охранники и, насколько это было возможно, прочесывали массу идущих людей.
И здесь, мне кажется, произошло чудо: читая про себя "Богородице Дево, радуйся", мы беспрепятственно прошли за ограждение и оказались на помосте, где был водружен большой деревянный крест, совсем рядом со Святейшим Патриархом.
После водосвятного молебна Его Святейшество прочел грамоту, которая была положена в основание Храма. В ней говорилось: "Не нам, не нам, но имени Твоему... Спаситель наш, призри с высоты Святыя Твоея на место сие и избери его в жилище Себе, и благослови дело рук наших..." Запечатанная в капсулу, грамота эта под пение молитвы о спасении Отечества была замурована в бетонный блок фундамента Храма. А на нее поставили камень, привезенный из Святого Вифлеема, где родился Христос.
И в это время свинцовое январское небо внезапно очистилось над деревянным крестом. Ясный и однозначный ответ посылал Господь всем нам - верящим, колеблющимся и заблудшим: Храму Христа быть!
Пять лет пролетели, как один день... Строился храм. Строилась и крепла православная народная газета "Русь Державная", которая родилась во время акафистов Державной Божией Матери рядом с ним. Храм Христа Спасителя стал самой важной нашей темой, надеюсь, и всегда будет.
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Наши авторы - о духовном возрождении Отечества
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
То, что Господь судил нам жить в это время, когда возвращаются святыни, когда зажигаются лампады в тех обителях, храмах, которые, казалось, были навсегда порушены и осквернены, - это великая милость Божия к нам, грешным, и мы должны за это благодарить Господа и радоваться тому духовному возрождению, которое происходит. Мы - православные христиане - должны быть все достойными этого возрождения. Чтобы люди, окружающие нас, те, которые сегодня еще не вошли в церковь, или идут по той дороге, которая ведет к Храму, видя наши добрые дела, прославили Отца Нашего Небесного. Это слова Христа Спасителя. И дай Бог, чтобы все мы были носителями христианских идеалов, добрых дел во имя Христово, и высоко несли честь и достоинство православного христианина. Мне, как предстоятелю Церкви Русской, выпал, конечно, тяжелый крест. В 1990 году, когда Поместный Собор избрал меня Патриархом, я, может быть, еще не осознавал той тяжести Креста, который придется нести мне как предстоятелю Церкви. И самым трудным вопросом моего служения является борьба с попытками разорвать хитон церковный, единство церковное, внести раскол в Русское Православие…
И я никогда не забуду молитву в Елоховском Богоявленском Кафедральном Соборе, когда туда была привезена икона Владимирской Божией Матери, чудотворный образ, из Третьяковской галереи. С какой надеждой, упованием и верой люди встречали эту Святыню - на коленях, со слезами, с зажженными свечами! Молитва, которая в тот день совершалась в Богоявленском Соборе перед нашей национальной российской святыней, была настолько сильной и горячей, что, я думаю, может быть, поэтому и не разлилась кровь по Руси, хотя трагично, что она все же пролилась в Москве. И Царица Небесная, перед которой мы молились, она, как и в древние времена, предстательствовала и хранила наш народ от междоусобной брани и гражданской войны, от которой мы, к сожалению, были столь недалеко…
Россиянам всегда была свойственна доброжелательность друг к другу, взаимопомощь. К сожалению, может быть, эти качества были утеряны в прошлом, когда осуществлялся поиск врагов. И сегодня мы хотим искать врагов и обвинять их во всех бедах, которые сопутствуют нам. Но нужно подумать о том, что каждому из нас необходимо вернуть те отличительные свойства, которые присущи были русскому человеку: это внутреннее спокойствие, это то, о чем говорил Преподобный Серафим Саровский: "Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя". Я думаю, что каждый на себе ощущал и проверил своей жизнью, что если у него на душе спокойно, то его внутреннее спокойствие отражается и на семье, на окружающих людях, с кем он живет, с кем он идет одной дорогой жизни. И, наоборот, если у него нет внутреннего мира, внутреннего спокойствия, то его неспокойное состояние отражается и на окружающих...
(Из интервью газете)
Дух созидания, бескомпромиссной православной оценки происходящих в обществе процессов, внесение в мятущиеся души многих русских людей духа мира и согласия заметно выделил "Русь Державную" из числа многих отечественных периодических изданий. Газету читают сегодня в приходах Русской Православной Церкви России, ближнем и дальнем зарубежье клирики и миряне и, что особенно важно, люди, только ищущие путь к Храму. Авторами "Руси Державной" стали иерархи нашей Церкви, священнослужители, известные русские писатели и деятели искусства, общественные и политические деятели.
Сей трудный подвиг пробуждения в нашем народе православного самосознания, воспитания в человеке, одурманенном десятилетиями атеизма, духа мира и любви - "Русь Державная" несет терпеливо и настойчиво, невзирая на большие материальные трудности.
Желаю редакционному и авторскому коллективу газеты творческого долголетия во славу торжества Истины Христовой в нашем Отечестве. Твердо надеюсь, что "Русь Державная" будет и впредь нести свет православного вероучения в каждый российский дом, объединять наш народ, вносить мир и согласие в души людей.
(Из обращения к читателям "Руси Державной").
Митрополит Солнечногорский
Сергий, постоянный член
Священного Синода,
управляющий делами
Московской Патриархии
Мы забываем о том, что мы имеем огромную нравственную и моральную силу. Православие может сделать чудо с нашей страной, и, вооружившись вот этой духовной силой и крепостью, мы действительно можем создать все, что угодно, в нашей стране.
Я хотел бы обратиться к собратьям, архипастырям и к священнослужителям: "Русь Державная" во многом способствует нашему большому деланию на ниве Христовой по возрождению нравственного отношения человека к жизни. И те материалы, которые публикуются в "Руси Державной", я думаю, заслуживают огромного, очень большого внимания. И если кто не брал эту газету в руки, я бы пожелал, чтобы он с ней познакомился и чтобы она стала настольной даже для руководства в жизни.
Валерий Николаевич Ганичев,
председатель Союза
писателей России
Самое главное, что настоящая литература потому, наверное, не умирает и не умрет, что она востребована нашим добрым, нашим верующим и нашим чудесным народом, великим народом. Потому и литература наша тоже великая, как бы ни пытались некоторые принизить ее значение.
А наше общество хотят от литературы отвратить - и баснословными ценами на книги, и крайне низким уровнем "литературного ширпотреба".
Россия - самая читающая страна, это было для нас аксиомой.
Вячеслав Михайлович Клыков,
председатель Международного
фонда славянской письменности
и культуры
Почему мы до сих пор не скажем, что русский народ имеет право, - а в наше время это еще и наш священный долг - на восстановление нашего исторического органа народного волеизъявления - Земского собора? Никто не вправе лишить нас выстраданного тысячелетиями права воспользоваться этим инструментом для восстановления нашей законной исторической власти. То есть Самодержавия.
Если на Небе Бог, то на земле образ и подобие Его - Помазанник Божий.
Александр Григорьевич
Лукашенко, Президент
Республики Беларусь
Не будем забывать, что нас объединяют не только тысячелетняя история, экономическая кооперация и хозяйственные связи, транспортные артерии и географическое положение. Нас объединяют Пушкин, Достоевский, Шолохов, Купала, Белов, Распутин и многие другие замечательные творцы нашего единого духовного и культурного пространства. Они несут нам свет духовности, красоты человеческой и нравственности. На поругание нашу славянскую солидарность мы никому и никогда не отдадим! Так же как нашу богатую духовную национальную культуру мы не позволим разрушить!
Солуянов Александр Петрович,
генерал-майор, Герой Советского
Союза, председатель
Союза Архангела Михаила
Дорогие братья и сестры, я хотел бы передать слова, которые я услышал в 1996 году во время паломничества по Святой Земле, когда святые отцы после ночной молитвы, обсуждая то, что происходит в России, сказали нам: "Поскольку линия фронта проходит через сердце каждого православного, молитесь делами". Думаю, что газета помогает читателям молиться делами. И объединяет всех, кто сейчас борется за Россию. Не за власть, не за утверждение очередной партии или личности, а именно за Россию.
Владимир Крупин, писатель
Россия сейчас, как крейсер "Варяг", выходит в открытое море, чтоб там сразиться с превосходящими силами противника.
Народное ощущение современного состояния России выражается не в словах, а в поведении народа. Живя впроголодь, без зарплаты, в холодных домах и квартирах, русский народ ужасает врагов уже одним тем, что живет. Поставь в наши условия любую западную страну - вымрет в неделю, а мы живем. Великое счастье принадлежать к русскому народу, великое.
Митрополит Смоленский
и Калининградский Кирилл
На мой взгляд, сегодня наше Отечество больше всего нуждается в том, чтобы собрать людей воедино. Разброд и шатание царят у многих в головах. Выборы красноречиво об этом свидетельствуют: люди не знают, за кого голосовать, какую партию поддержать. И любая, порой даже грубая пропаганда сбивает с толку, потому что у многих нет корней, многие не обладают исторической памятью, способностью анализировать прошлое и делать из него соответствующие выводы.
Иувеналий, Архиепископ
Курский и Рыльский
Симфония государства и Церкви в наше время возможна. Даже если будет во главе государства не царь, а светский, но верующий человек, христианин. Но если это будет являться только красивой маской, ничего не получится. Ведь веровать - это одно, говорить о вере - другое. А быть верующим и исполняющим заповеди Божии - это основа всего.
Леонид Владимирович
Шебаршин, генерал-лейтенант,
президент Российской
национальной службы
экономической безопасности
Мы не можем быть уверены, что вслед за Ираком, Ираном, Ливией не наступит очередь России. Да, мир вступил в новый, исключительно неблагополучный период своего существования. Я не знаю, что может остановить американскую агрессию теперь уже глобального масштаба. У меня все же остается надежда, что есть Бог и с Божьей помощью захватчики сломают себе шею - и на внешних трудностях, и на внутренних.
Николай Петрович Бурляев,
председатель Международного
объединения кинематографистов
славянских и православных
народов
Русский человек - воин по сути. Все равно поднимается Россия.
Экран - мощное оружие, духовно-стратегическое оружие государства. И за приватизацию кинематографа, распродажу киностудий мы в ответе перед обществом, культурой, нашими детьми. Они растут совершенно на других примерах. Спасение - в евангельских законах, мы должны учить детей жить по этим законам.
Иоанн, митрополит
Санкт-Петербургский
и Ладожский
Будет русский народ силен и жизнеспособен - будет жива и необорима Держава Российская. Если же мы не сумеем вернуть русскому человеку его национальное достоинство, волю к жизни и к победе над врагами - погибнет и Русь, завершив свое тысячелетнее существование ужасами государственного распада и жестокой братоубийственной бойни.
Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх
всея Белоруссии
Речь идет не столько о политических или экономических преимуществах единства Руси Белой и Руси Великой, но о восстановлении многовековой исторической правды в отношениях между двумя братскими народами. А корни этой правды уходят не в пятнадцатый и не в семнадцатый века! Они произрастают из десятого и одиннадцатого столетий, из общей купели Крещения, единых святых. Соборных святынь и общих испытаний.
Залогом национального величия, национальной безопасности и вообще национального бытия наших народов была и остается благословенная особенность славянской души: христианство стало для нее генетически неотъемлемой составной частью.
Протоиерей Дмитрий Смирнов,
председатель Синодального
Отдела по связям
с Вооруженными Силами и
правоохранительными органами
Мы - коренное население страны - вроде добронамеренны и веруем в Бога, но буксуем на месте, и кажется, что уже вроде бы ничего не можем сделать.
Потому что, внешне веруя, мы, на самом деле, забываем о Боге. У нас нет такого сознания, как у Александра Васильевича Суворова, который говорил: "Мы - русские, с нами Бог!" А сейчас получается - мы русские, но Бог как будто и не с нами.
В чем же дело? Надо понять, что мы все во многом пред Богом неправы. Упускается самое главное - как достойно христианскому званию жить, как достойно дожить до смерти и достойно же умереть. Причина - в нашей духовной слабости, обезбожил народ, дух из него ушел Божий. Вернуть его можно только через внутреннюю жизнь.
Энергию нашу надо направить на воспитание детей, всего поколения, а не только сирот, трудных подростков. Нужно создать альтернативу этому безбожному, развратному гвалту, который существует в стране. Это главное делание.
Дмитрий Семенович Львов,
академик
Это крест над Россией, когда скорость вымирания населения России начала существенно обгонять скорость рождения. Это крест, висящий над Россией несколько лет, и власть, и мы с вами, я думаю, не сделали должных выводов, что же у нас происходит. Мне думается, очень важным было бы приоткрыть завесу над этой эпидемией.
Наши реформы, наша так называемая либеральная политика целиком и полностью работают на 20 процентов богатых. А к 80 процентам населения никакого касательства, кроме ухудшения жизненного уровня, эта политика не имеет. Ее надо менять.
Первое, что мы должны сделать, наши законодатели уважаемые, записать в порядке конституционной основы, что природа, все ее ресурсы, Земля, где не вложен труд человека, являются объектом священного договора человека с Господом Богом и должны принадлежать всем.
Всеволод Юрьевич Троицкий,
доктор филологических наук,
профессор
Неполноценным, ущербным, как бы несуществующим становится явление, которое лишается имени. Лишение имени, несомненно, имеет сакральное значение. Национальность - имя народа, сознание русских людей, русских тружеников сегодня глубоко оскорблено, ибо народ, создавший Россию, объединяющий ее народы, лишен по паспорту нынешними временщиками своего имени.
Официальное возвращение имени должно стать и станет стимулом возрождения сознания, самосознания, веры и созидательного движения в истории.
Сергей Павлович Карпов,
профессор, лауреат
Государственной
и Ломоносовской премий, декан
исторического факультета МГУ
Сфера образования требует особого, глубокого к себе отношения, поскольку в ней формируется само общество. И от того, какое образование дается от школы до университета, зависит, каким станет общество. Непродуманное реформаторство здесь чрезвычайно опасно. Каждое изменение должно учитывать исторический опыт России с анализом всех возможных последствий.
Эдуард Володин, писатель
Сегодня трудно разглядеть пути России в третьем тысячелетии. Мне кажется, наша цивилизация зашла в тупик. Безусловно и то, что дальнейшее наступление сил зла на Россию будет продолжаться. Надеюсь только на Господа Бога, что, по предсказанию Преподобного Серафима Саровского: "Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе!". Эти слова, ставшие эпиграфом газеты "Русь Державная", не дают упасть духом. Только на это и надеюсь.
Юрий Лощиц, писатель
Может быть, спасение наше лишь в том и есть, что никакое земное богатство и могущество нам уже не грозит. Именно в ушедшем веке Россия принесла величайшую за всю свою историю жертву Богу. И что бы ни было с нами дальше, а жалеть не о чем: "Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".
Неколебимая вера, смиренный труд, достоинство народное, высокое понятие о чести русского человека, неистребимое желание жить и созидать - разве малое богатство мы берем с собой в дорогу?
Сергей Лыкошин, писатель
Нет, не правда то, что гибнет и растворяется Великая Держава, испытуемая и искушаемая по всем весям наступающим мировым сообществом. Не правда потому, что в чреде искушений и испытаний слышится мерный удар повседневного и веселые переливы празднично трезвонящего колокола, а в дом Веры на молитву спешат тысячи наших детей. Покрытая, как коростой, гниющим скарбом вчерашнего и сегодняшнего цивилизаторства, Россия сосредоточивается в каждом русском сердце, находит в забытом знаки грядущего величия и неизбежного подъема. Пока не рухнула Вера Православная, пока есть русская паства и твердые духом, но милосердные ее пастыри, пока живет в народной красоте своей русское слово - стоять и быть Державе.
Митрополит Одесский
и Измаильский Агафангел
Сейчас восстанавливаются поруганные святыни, храмы и обители, люди стремятся к Церкви, и голос Церкви звучит уже по-новому, и близки слова апокалипсиса… И вы творите новое на страницах вашей "Руси Державной", созидая человеческие души, ранее распятые, а ныне души, которые становятся благодатью Божией… И, конечно, ваша газета - украшение Церкви, она является свидетельством той истины, которая пребывает вовек.
Елена Владимировна Панина,
Председатель Российского
Земского Движения
Я считаю, что в нынешний период истории, как и сотни лет назад, объединить нацию, народ - под силу только Русской Православной Церкви. Ни одна партия с этой задачей не справится. А без такого единения Россия с колен не поднимется. Именно Православие всегда было духовным стержнем нашего народа и духовным оплотом России как Великой державы.
Валентин Григорьевич Распутин,
писатель
Оставаться русским, помня, что русский человек без веры может быть искажен до неузнаваемости. Не мириться с поношением нашего русского имени бесами, засевшими на телевидении и в печати, не мириться с оболваниванием и растлением наших детей, с тем, что отечественное образование у нас отставлено и в школах преподают по учебникам чужих дядей. Хранить святыни наши и чаще обращаться к ним "во дни сомнений и тягостных раздумий", они дадут самые верные ответы. Понимать, что мы оказались в оккупированной чужой культурой и чужой идеологией стране. Не продаваться ни оптом, ни в розницу за сникерсы и красивые обертки. Не поддаваться изощренному обману - вера и в этом поможет. Стоять за Россию независимую нашу! Стоять!
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан:
Да, в истории Церкви, в жизни святых отцов были случаи, когда они, если возникала в этом необходимость, стояли за веру насмерть. Но никогда, вчитайтесь в житие любого святого, не "лезли на рожон", когда не было в этом необходимости. И действительно, когда нас стараются втянуть в какие-то группировки, партии, объединения - в результате оказывается: дела-то конкретного никакого у них нет, пользы никакой нет для православия в целом. Шуму много, а за этим какой-нибудь шустрый организатор нарабатывает себе определенный капитал. Политический, а бывает и экономический.
Вадим Кожинов, писатель
Если рассмотреть значение России в контексте мировой истории, то мы знаем, что три великие империи, имевшие целью господство над всем миром - империи, основанные Чингисханом, Наполеоном и Гитлером - все были остановлены, так или иначе столкнувшись с Россией. Это не значит, что мы должны потребовать у народов какого-либо вознаграждения, но одного этого достаточно, чтобы говорить о величайшей роли России в мировой истории, которая до сих пор остается неоцененной.
Архиепископ Кемеровский
и Новокузнецкий Софроний
Только обращение к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, возвращение, так сказать, на пути отцов, является тем средством, с помощью которого социально-экономические потрясения в нашем Отечестве будут преодолены.
Архимандрит Платон,
Ученый секретарь
Московской духовной академии
Не от общества надо ждать каких-то перемен, а от каждого из нас, и в этом заключается великая миссия религии - в духовном возрождении, духовном преображении каждого отдельного человека. Но нужно помнить, что Церковь - это не только иерархия, это не только пастыри, это и народ Божий. И редакция "Руси Державной" своим трудом, своим творчеством, созиданием и подвигом являет блестящий пример, убеждающий в том, что жизнь Церкви - это прежде всего жизнь народа Божиего. Ибо от народа Божиего, от того, что таится в сокровенных недрах его духовной, не раскрытой еще мощи, зависит и будущее возрождение России.
Архимандрит Тихон (Шевкунов),
Наместник Сретенского
монастыря, лауреат
национальной премии
имени Петра Столыпина
Увидеть в человеке образ Божий и колоссальный творческий потенциал, который заложен в нем Создателем, и дать ему раскрыться - это задача пастыря по отношению к любому человеку…
Работай, будучи на своем месте. Не ищи другого. Делай то, куда тебя Господь поставил. И надо максимально делать то, что ты можешь, на своем месте… И когда хоть одну маленькую клеточку в большом теле нынешней России мы оздоровим, то и Слава Богу! Надо нести свой крест. И только тогда сможет произойти истинное возрождение России.
Александр Иванович Буркин,
председатель Общероссийского
движения "Россия Православная"
Порой нас, как дикарей, призывают приобщиться к "общечеловеческим культурным ценностям". А мы никогда не отвергали культурные достижения и европейского Запада, и богатые традиции Востока. Но мы должны помнить, что обладаем нетленными сокровищами. Мы - наследники великой, уникальной Православной цивилизации.
Михаил Николаевич Алексеев,
русский писатель-фронтовик,
лауреат Государственных премий
В истории нашего Отечества не раз случались трагические эпизоды. И Москву, бывало, сжигали враги дотла. Казалось бы, все, не возродить былого величия. Но откуда-то брались силы начать все заново. Мы должны сохранить в памяти поколений хотя бы самые яркие события нашей военной истории - Куликово поле, Бородино, Чудское озеро… О них написаны книги, сняты кинофильмы. Эти героические образы уже жили со мной на фронте, я помнил о них, чувствовал своим сердцем силу духа своих предков.
Виктор Иванович Илюхин, Депутат Государственной думы,
лидер общероссийского движения "В поддержку армии,
оборонной промышленности и военной науки"
Сегодня много трудностей в Вооруженных Силах, но это временный период. Если мы скажем, что нет Российской армии, откажемся от нее, то дальше следует откровенно выступать против России, говорить о ликвидации России как государства. Ведь многие так называемые реформы вызревали в головах тогда, когда Россия была мощным государством, и служить в армии, я уверен, снова будет почетно. Придет это время.
Граф Георгий Александрович
Шереметев, Сан-Франциско
Хотя и медленно, но все-таки люди в России начинают просыпаться. Вам, может быть, это не так заметно, как мне, со стороны. Возрождаются духовные центры. Свет той лампады, которая не угасала в России, но была где-то спрятана, сейчас разгорается все большим и большим огнем. А в Америке - противоположное. Это страшно! В ней нравстсенность, вера на глазах исчезают! Запад это русское явление вряд ли может понять, так как оно - невыгодно. Поэтому этот процесс пробуждения русского народа нас, русскую эмиграцию, воодушевляет, и нас тянет в Россию. Здесь живое, позитивное - хочется зацепиться за это…