Добавлено:

«Это удары, зовущие ко спасению»

Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения, удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар, и вся жизнь перевернулась.
Если без воли Божией не падает ни один волос с головы нашей, то уж, конечно, не без воли Божией бывают эти сокрушительные жизненные удары. Бог ведает причины каждого из них, а нам нужно твердо знать и свято верить, что это рука Божия, воля Божия о нас, благая и совершенная.
Трудно переносятся эти страдания, но когда проходят они, то оставляют в душе человека явственный след, свидетельствующий о том, что эти жизненные удары имеют силу очищать душу человека, приближать ее к Богу, а потому делать ее лучше, чище, возвышенней. Недаром существует в народе нашем поговорка: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». И посылаются Господом эти удары с благой целью, чтобы одумались забывшиеся люди, перекрестились и изменили свою жизнь... Господь с болью и состраданием посылает их, жалеет человека страдающего, но не может иначе: огрубевает сердце человека так, что только гром заставляет иного перекреститься.
Не дожидайтесь, дорогие детки, этого грома, будьте всегда богобоязненны и благочестивы: страшно впасть в руки Бога Живаго! Бегайте греха, как самого омерзительного и страшного чудовища.
Кроме этих внезапных громовых ударов, которые Господь посылает иногда для нашего спасения, угодно было Ему учредить спасительные времена, нарочито устроенные к тому, чтобы мы, отрекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей душе, о ее вечном спасении. Это посты. Это мирные, тихие, негромкие удары, но все же удары, как удар колокола, зовущий ко спасению. Нужно так настроить себя, чтобы любить посты, понимать, для чего они установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьезностью.
Что такое пост? Это время, когда христианам запрещается вкушать все подряд, а разрешается есть только определенную, так называемую постную пищу. Большинство современных христиан легко смотрят на эту заповедь церковную, считают ее неважной – говорят: «Пустяки!» Но вспомним Писание: некогда Адаму и Еве было разрешено есть все и запрещено вкушать плоды только с одного дерева – вовсе легкий пост. Но вот Ева дерзновенно протянула руку к запрещенному плоду и съела его, дала мужу, и он съел (см.: Быт. 3, 6). И что получилось: от нарушения :>той заповеди, по видимости легкой и незначительной, погиб весь мир, все человечество. Для спасения людей потребовалось пролитие на Кресте, до того бывшем ужасным орудием по-лорной казни, невинной и пречистой Крови Основателя и Совершителя нашей веры Господа Иисуса Христа... Хороши «пустяки»!
Большинство современных христиан так же легко, как на пост, смотрят на то, иногда страха ради иудейскаго (Есф. 8, 17; Ин. 7, 13) или по другим причинам заявляют, что они неверующие. А такой же «пустяк» случился некогда с апостолом Петром: он тоже на словах только сказал, что не знает Сего Человека (Мф. 26, 72), не имеет отношения ко Христу, а получилось ОТРЕЧЕНИЕ. Апостол Петр сразу же был исключен из числа учеников Христовых: Ангел по Воскресении велел мироносицам сказать ученикам Его и Петру, что Христос воскрес (Мк. 16, 6, 7). Из этих слов Ангела видно, что ученики остались учениками, и так называл их Ангел, а Петр стал только Петром, был исключен из сонма апостолов. Горький плач апостола Петра, продолжавшийся всю его жизнь, и строгое троекратное испытание его Христом, когда оскорбе Петр (см.: Ин. 21, 15-17), говорят о том, что вовсе не пустяк то был, а событие колоссальной важности.
+ + +
Итак, христианство и подвиги – две вещи нераздельные. Или ты подвижник – и тогда христианин, или избегаешь подвигов, не хочешь их совершать – и тогда ты не христианин, свернул с христианской дороги, подался на широкий путь и легко и свободно зашагал к погибели...
Но мы хотим быть настоящими христианами, хотим и подвигов. Но в чем они? Что мы должны делать?
Пришло время поста, скажем, Великого. Семь недель, почти пятьдесят дней, нельзя есть скоромного. Первая неделя, Крестопоклонная и Страстная – особо строгий пост, нельзя вкушать даже с постным маслом.
Трудно? Очень. Особенно в середине и второй половине поста. Плоть корчится, протестует, требует, чтобы ее накормили до отвала. А ты принудь себя, одержи верх над телом, проведи весь пост как следует. И если одолеешь себя – вот и первый твой подвиг!
Настало время молиться? Принудь себя – вот и подвиг!
Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Вооружись, оставь все и иди – вот и подвиг!
Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста – вот и подвиг!
В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту – вот и подвиг!
Слышишь кощунства, пересуды, смехосло-ние, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи – вот и подвиг!
Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца – вот и подвиг!
Имеешь нравящуюся тебе вещь, а кто-ни-будь выразил желание иметь ее? Отдай – вот и подвиг!
Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остановись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро – это уже великий подвиг! Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Кто прощает врагов и молится за них, тот – чудотворец».
Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению? Уклонись — вот и подвиг!
Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей – вот и подвиг!
Вызывает тебя мир на веселость, на игру во время поста? Останься дома – вот и подвиг!
Хочется книжку светскую почитать постом, музыку послушать, поиграть? Воздержись – вот и подвиг!
Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь, а с радостью – вот и подвиг, подвиг блистательный! Подашь нуждающемуся человеку, а руку протянет невидимо и примет Христос. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на Небесах.
Видишь несчастных, хотел бы помочь, но не можешь, не в силах? Опустись на колени и молись за них Отцу Небесному именем Иисуса Христа, и Он окажет им помощь чрез других, а ты совершишь подвиг любви и милосердия.
Увидишь покойника – знакомый или не-инакомый, – помолись за него – вот и подвиг!
На утренних и вечерних молитвах и в церкви, молясь за знакомых и родных усопших, помяни и всех праотец, отец и братии наших и особенно тепло помолись за тех, за кого некому помолиться, – и это подвиг! И Господь отметит его, и за тебя помолятся верные христиане, когда сам будешь покойником. Не проходи мимо кладбища, не помолясь про себя, втайне за всех, кто здесь схоронен, – это подвиг!
Шум, гам, суета житейская кругом, помолиться негде? Войди внутрь себя и тверди молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И не раз, не два, а десять, сотню, тысячу и больше молитв прочитай – и это подвиг!

Священноисповедник
Сергий Касимовский

от 29.03.2024 Раздел: Март 2010 Просмотров: 779
Всего комментариев: 0
avatar