Из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II к клиру, Приходским советам храмов гор. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 21 декабря 2005 года
«Сегодня, как никогда остро, перед нашим обществом стоит проблема обретения своих духовных корней, способных стать фундаментом для выработки того консолидирующего всех наших сограждан начала, которое принято называть «национальной идеей».
Мне не раз приходилось говорить о том, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Поэтому, пристально вглядываясь в исторический образ событий, отстоящих от нашего времени на десятки или даже сотни лет, мы должны стремиться увидеть в них то духовное зерно, из которого Промыслом Божиим возрастали могущество и слава нашего Отечества.
В самые суровые периоды испытаний внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира глубина веры в Бога и надежды на его благой Промысел, которой были исполнены сердца многих сынов и дочерей нашего Отечества, помогала им преодолевать все искушения и, пройдя через горнило огненных испытаний, явить силу духа, окрыленного этой верой, которая оказалась по слову Писания: «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1, 7).
Это должно побуждать нас к постоянному свидетельству о Христе перед лицом мира, лежащего во зле и чающего освобождения «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21). Ибо мы живем в сложном и противоречивом мире. В мире, декларирующем права и свободы человека, стремящемся к единству и справедливости и вместе с тем в мире враждебном, проникнутом грехом и пороком…
Современный мир, утративший чувство «священного», действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом «бери от жизни всё».
Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.
Когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, которая, по апостолу, есть «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14), тогда на смену им приходят равнодушие, отчужденность, вражда, ожесточение. Человек, таким образом, становится лишь средством, «живой вещью», необходимой для реализации определенных проектов.
Вместе с тем из аксиологии общества вытесняются «за ненадобностью» такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этом постепенно происходит процесс перемены моральных оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий.
Говоря словами одного из выдающихся мыслителей XX века Ивана Алексеевича Ильина: «Современный «культурный» человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности».
Ныне всем нам часто приходится слышать откровенную пропаганду жестокости и разврата. Почти круглосуточно с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет обрушивается на людей поток материалов, носящих однозначно развращающий характер, созидающий культ наживы, вседозволенности, агрессии.
Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако при этом грех осознавался в качестве нравственного преступления пред Богом. Прямым следствием этого было его социальное осуждение и стыд греха, желание скрыть его неприглядность. Сегодня, напротив, можно видеть, что грех выставляют напоказ, гордятся им, противоестественное считают естественной нормой жизни.
Реклама порока и насилия парализует волю нации, становится причиной распада семей, психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, угрозой полной моральной деградации общества и в конечном счете угрозой самому существованию России».
Седмица.Ru