Тогда невозможно было представить, что сегодня мы будем вспоминать еще об одной важнейшей роли, а скорее подвиге святителя Филарета.
В 1830 году, 190 лет назад, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, митрополит Филарет не покинул свой город, в ответ на приглашение переехать в Петербург сказал, что готов умирать вместе со всеми.
В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами. Все правительственные учреждения, фабрики, театры, учебные заведения и магазины были закрыты. Улицы города опустели.
Храмы, тем не менее, остались открытыми.
Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных.
Также он учредил Московский архиерейский Временный комитет помощи нуждающимся. В числе жертвователей этого Комитета был государь Николай I, дворяне Голицыны, Шереметевы, Самарины, купцы Аксеновы, Лепешкины, Рыбниковы.
17 сентября святитель Филарет писал в письме своему викарию Игнатию: «Напрасно более бояться болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась».
Святитель Филарет не раз повторял, что врачевания медицинские должны сочетаться с врачеванием духовным.
25 сентября в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе митрополит Филарет совершил соборное «Молебствие с коленопреклонением о прекращении заразы в Отечестве».
29 сентября в Москву приехал государь Николай I. Он посетил Иверскую часовню у Воскресенских ворот, где долго молился на коленях перед иконой Богородицы, затем отправился в Чудов монастырь и поклонился святым мощам святителя Алексия митрополита Московского. В тот же день Николай I прибыл на молебен в Успенский собор, где митрополит Филарет встретил его словами: «Благословен грядый на спасение града сего».
Государя сильно волновал вопрос о мерах предостороженности, кои должны приниматься. Неслучайно он первым делом спросил Филарета о всенародных молебнах и получил твердое уверение святителя о том, когда речь идет о церковной соборности, одухотворенной истинной верой, меры предостороженности излишни.
Приезд императора Николая I в. Москву в самый разгар эпидемии вызвал у ее жителей небывалое воодушевление. Он лично руководил устройством больниц, отдавал распоряжения о снабжении Москвы жизненными потребностями, о денежных вспомоществованиях неимущим, об учреждении приютов для детей умерших родителей, посещал холерные палаты в госпиталях.
Холера унесла много жизней и оставила много сирот. Мужественная позиция митрополита Московского Филарета сыграла большую роль в укреплении духа москвичей.
19 апреля 1831 года, после того, как холера оставила Москву он «за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырьском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозванного».
Сегодня весь мир, наш страна, ее столица Москва переживает эпидемию коронавируса. Это нелегкое испытание для государства, Русской православной церкви и всех нас.
«Святитель отец наш Филарет, моли Бога о нас!»
Ананьина Г.В., Председатель
Правления Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук
Союзправославныхженщин.рф
Правления Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук
Союзправославныхженщин.рф