А. Ю. Сегень – лауреат премий: Московского правительства – за роман «Державный» об Иване III, имени В.М. Шукшина – за роман «Похоронный марш», имени М.А. Булгакова – за серию статей о русской истории, «Золотой гонг» – за серию статей о чеченской войне, Большой литературной премии Союза писателей России – за роман «Русский ураган».
– Александр Юрьевич, во-первых, спасибо Вам за Ваш литературный труд. Сейчас тяжело живётся писателю оттого, что культура находится в рынке, как и история, как и кинематограф. Хотелось бы поговорить о том, как ей всё-таки приходится жить-быть…
– Радоваться надо, если трудно. Потому что, когда легко, стало быть, что-то не так. Россия никогда не погибнет до тех пор, покуда со всех сторон её будут гнуть и ломать, проклинать, завидовать, нападать, ставить подножки, придираться, обливать клеветой. Это значит, что для врага рода человеческого русские люди остаются не своими. Это значит, что с нами всё ещё Христос. Ибо Он сказал, что будет с теми, кого гонят во имя Его.
Когда у меня в жизни всё начинает внезапно складываться, сердце охватывает тревога: а всё ли я правильно делаю? Легко пробежать по кривым дорожкам, где тебя, может, и не заметят. А вот пройти по прямой дороге и выдержать, когда тебя станут с неё сбивать…
Подлинной русской культуре всегда было, есть и будет тяжко. Вспомните, как обрушились на Гоголя за его «Выбранные места из переписки с друзьями». И не только Белинские и прочая либеральная братия. Многие другие отцы Церкви с другой стороны взялись крушить Николая Васильевича. Только святитель Филарет Московский сказал, что, несмотря на многие заблуждения Гоголя, надо радоваться, что он встал на истинно православный путь.
Сейчас время с виду благополучное во многих отношениях. А по-своему страшное. Недавно я приводил своих студентов в журнал «Москва» на встречу с Леонидом Ивановичем Бородиным, и он хорошо сказал им: «Вы живёте в такое время, когда вроде бы ничего не происходит – ни войны, ни гонений, ни лагерей, ни ссылок, никакого гнёта. Вот в такие-то времена труднее всего стать настоящим писателем. Особенно писателем русским».
– Русская литература является ключом к пониманию народного национального характера, хранительницей традиций. Вы чувствуете себя продолжателем русской литературы?
– Да, я это чувствую. И не стесняюсь признаваться. Это так же, как если спрашивают: «Веришь ли ты в Бога?», и многие начинают стесняться. А христианин должен чётко отвечать: «Верю!» Как на молитве, когда произносит «Верую». Точно так же русский человек должен чётко осознавать, что он русский, что является продолжателем величайшей в мире культуры и обязан провозглашать это. А если он начинает мямлить: «хотелось бы считать себя таковым…», сие, знаете ли, уже подозрительно.
Я хочу и буду наследником, продолжателем и по мере сил творцом русской литературы и истории. В этом вижу своё призвание и цель жизни.
– Александр Юрьевич, в свои книги Вы как бы за руки приводите людей чистых душой и способных на подвиг, не рассуждая и не лукавя. Действительно такие люди живут на нашей земле? В них спасение России?
– Людей, чистых душой и способных на подвиг в мире и в России, больше, чем подлецов. Просто подлецы всегда выпячиваются. Особенно сейчас, в насаждаемом мире буржуазной культуры. Буржуазный мир подразумевает своё существование на процветании подонков, для которых главное в жизни – как можно больше нахапать. Но Россия никогда не станет образцовой капиталистической страной, потому что народ её остаётся богоносцем, сколь много бы ни смеялись над этим любители поглумиться над святынями.
Конечно, я не отвергаю сатиру, но, как ни крути, она остаётся низким жанром. Показывая подлецов, негодяев, жуликов, автор даёт читателю возможность утешиться: «Я всё таки не такой гад!» И потихоньку читатель делается хуже. Потому что, как он считает, есть люди хуже него и можно не особо беспокоиться. Убеждён, что писатель призван показывать людей, с которых можно брать пример, которым сочувствуешь, с которыми хочется быть рядом. Они призывают читателя к иному: «Посмотри на себя! Ты смог бы выдержать испытания? Ты можешь поставить себя рядом с героями? Тебе не стыдно быть не таким, как они?»
– Наверное, о таком человеке ваша книга «Поп». Главный её герой отец Александр несёт все тяготы своего народа, а также и терпит поношение от него. Но продолжает верить в народ, любить, помогать и выводить за собой такие же светлые сердца...
– Да, эта книга о таком человеке, которого ломали и гнули со всех сторон. А он не согнулся и не сломался. Мне хочется верить, что лицо России – это лицо священника Александра Ионина из книги «Поп».
– Когда выйдет на экраны фильм «Поп» по вашей одноимённой книге?
– Насколько мне известно, премьера должна пройти в Светлое Пасхальное воскресенье 4 апреля сего года в соборном зале храма Христа Спасителя. После этого он отправится на экраны. Жаль, что следом за ним вскоре выйдет «Утомлённые солнцем – 2» Никиты Сергеевича Михалкова. Этого режиссёра я считаю великим деятелем русской культуры, но его фильм непременно оттянет на себя основную массу зрителей.
– С какими трудностями сталкивались создатели фильма «Поп»?
– Главная трудность была в том, чтобы найти исполнителя главной роли. Рассматривались такие актёры, как Станислав Любшин, Олег Янковский, Александр Балуев. Любшин был не здоров, Янковский предпочёл играть в «Царе» у Лунгина, Балуев не подошёл по иным причинам, о которых не хочется говорить. Выбор Сергея Маковецкого, сделанный выдающимся режиссёром Владимиром Хотиненко, поначалу казался странным. А вышло – попали в десятку. Маковецкий, несколько лет назад пришедший к православной вере, с огромным трепетом отнёсся к роли. Понял, что это одна из самых главных в его жизни. Не рассчитывал только на свой искромётный талант, но прибавил к нему огромное количество труда. И сделал так, что фильм получился. Не сыграй он, не было бы такого фильма.
Роль матушки Алевтины исполнила несравненная Нина Усатова. В отношении её сразу не было никаких сомнений. Она словно родилась в этой роли. И человек она давно уже православный. В фильме Нина Николаевна не играет, а живёт. На ней строится всё. Как на матери-земле. Чудаки у нас в киноакадемии! Присвоили ей «Золотого орла» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Поп», а у неё самая что ни на есть настоящая главная женская роль.
А вообще фильм снимался не без Божьей помощи, и все трудности Господь насылал лишь для того, чтобы создатели киноленты не слишком расслаблялись.
– Что в будущем ждёт наш кинематограф? Есть ли надежда, что он сможет выйти из рынка и жить своей органичной жизнью, отражать жизнь народа, выводить на телевидение таланты из народа? Очень хочется видеть героев Шукшина…
– Для того, чтобы это произошло, надо, чтобы русскому кинематографу оказывалась поддержка от властей. Иначе в кино трудно. Можно сделать шедевр и за небольшие деньги, а его затрут, затолкают, не дадут выхода к зрителю. После того, как лучшим фильмом 2009 года признан не «Тарас Бульба» и не «Поп», а поганенький фильмешничек «Стиляги», трудно мечтать о поддержке сверху.
Но вернёмся к тому, с чего я начал: радоваться надо, что трудно.
– В Ваших книгах много исторических фактов, писем, документов. Много рассуждений на историческую тему. Учит ли чему история?
– История-то учит. Вот только историю не хотят учить!
Беседу вела Ирина УШАКОВА