Добавлено:

Год Иоанна Кронштадтского

Из цикла "Знаки нашего времени"

25 августа с.г. исполняется 60 лет писателю и постоянному автору "Руси Державной" Николаю Коняеву. Редакция нашей газеты от всей души поздравляет юбиляра и публикует один из его очерков.

Николай Коняев не просто замечательный русский писатель. Его творчество имеет неразрывные духовные скрепы с православием. Н.Коняев - державник и патриот нашего Отечества. Его сотрудничество с "Русью Державной" началось буквально с первых лет выпуска газеты.

Многия и благие лета тебе, дорогой друг!

Редакция газеты "Русь Державная"

"Народная подпочва многих произведений Николая Коняева как бы омывание сюжетов водами фольклора, чрезвычайно насыщает многие истории прозаика, рассказывать которые он мастер…

Художественная речь Коняева берет начало в пластах народной языковой культуры. Его проза - явление самостоятельное и в земле укорененное. А потому - живое…"

Андрей Арьев ( журнал "Звезда")

Николаю Коняеву посчастливилось из целой цепи разнообразных событий выстроить уникальное здание под именем "жизнь". Состоящая из этажей-рассказов, она подкупает прежде всего тем, что кажется предельно реальной, будто подсмотренной минуту назад.

Жизнь в понимании автора есть бесконечное завоевание каждого дня любовью. Что примечательно, ко всякой человеческой судьбе, описанной в рассказах, Коняев находит свой язык. Отличный от предыдущей истории и в то же время родственный ей…

Еще одно слагаемое книги Николая Коняева - трепетное сочувствие деревне. Истоку, который не иссякнет на щедрость сердечную, на своеобычность, разнохарактерность. Современная русская проза знает немало признаний в любви к крестьянству, но такое выражение нежности и сопричастности удается немногим. Коняев в числе избранных.

Наталья АЛЕКСЮТИНА ("Российский писатель")

Вот две даты…

10 июня 1990 года, в Неделю Всех святых, в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а через два дня на Поместном Соборе Русской Православной Церкви произошло почти девяносто лет ожидавшееся нашей Церковью событие -прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского…

22 сентября 2008 года на девятнадцатом году патриаршего служения Алексий II побывал в Кронштадте и отслужил молебен на строительстве часовни Андреевского собора во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, восстанавливаемой к столетию со дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского…

1.

Выступая на XI Всемирном Русском Народном Соборе, который проходил в Москве 5-7 марта 2007 года под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, мне довелось обратить внимание участников Собора на приближающийся юбилей.

"Кто, как не Иоанн Кронштадтский и память о нем необходимы нам в предстоящем таком непростом для нашей страны году? - говорил я (цитирую по стенограмме) тогда. - Празднование его 100-летия без сомнения объединит страну крепче, чем любые пиаровские и политехнологические мероприятия.

Если мы организуем крестный ход от кронштадтской площади, на которой стоял Андреевский собор, в котором святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил 19 345 Литургий, до Сурского монастыря, его Родины, мы соединим весь северо-запад страны.

Если мы сумеем поднять всероссийское движение мемориализации мест, связанных с памятью святого, мы объединим все наше отечество - сотнями исчисляются города и поселки, в которых служил и проповедовал наш Всероссийский батюшка.

Если мы проведем съезд настоятелей всех храмов, посвященных памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, мы объединим весь православный мир - во многих странах имеются такие храмы.

В юбилеях есть своя магическая сила. Во всенародном переживании происходит не только воспоминание о событии, но и укрупнение, подлинное осуществление его.

И главное же, что мы можем сделать в ходе празднования столетия памяти Иоанна Кронштадтского, это достичь единства в самих себе, понять наконец, что судьба православия и России для нас важнее любых наших привязанностей и обольщений".

Увы…

Хотя и была принята резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора о праздновании 100-летия памяти Иоанна Кронштадтского, но почти ничего из предложенной программы мероприятий (а разрабатывалась она при непосредственном участии и руководстве протоиерея Геннадия Беловолова) реализовать не удалось.

Не было крестного хода от кронштадтской площади до Сурского монастыря, не было съезда настоятелей всех храмов, посвященных памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, да и всероссийское движение мемориализации мест, связанных с памятью святого - открытие памятника, закладка часовни - проходило преимущественно в Кронштадте и носило эпизодический характер.

Почему так случилось, можно обсуждать, но сейчас важнее понять другое…

2.

Безусловно, важнейшей датой юбилейного года стало 22 сентября 2008 года, когда Алексий II отслужил молебен на строительстве часовни Андреевского собора во имя Тихвинской иконы Божьей Матери в Кронштадте.

Однако подлинный духовный смысл этого события, проходившего в рамках мероприятий церковного празднования года святого праведного Иоанна Кронштадтского, открылся не сразу.

Только три месяца спустя, когда завершился земной путь патриарха Алексия II, стало ясно, что молебен на строительстве часовни Андреевского собора, по сути, и завершил его Святительский путь, начавшийся прославлением Иоанна Кронштадтского 10 июня 1990 года.

И, наверное, мы не ошибемся, если скажем, что в каком-то смысле все патриаршее служение Алексия II можно назвать годом памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ведь все 19 лет изо дня в день воплощал он в практическую жизнь заветы Всероссийского батюшки…

По молитвам Иоанна Кронштадтского и по молитвам к нему исцелялись болящие, воздвигались храмы, устанавливался мир. Несть числа этим большим и малым чудесам, но особенно важно вспомнить сейчас, что именно благодаря Иоанну Кронштадтскому было спасено наше Отечество в смуте 1905 года.

Разжечь революционный пожар тогда не удалось.

Доморощенных врагов России и заграничных любителей кровавой революционной жизни смело тогда мощное движение Союза русского народа, которое благословил Всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский.

"Отчего ныне многие русские интеллигенты ненавидят Россию, желают ей зла и злорадствуют о ее неудачах? - задавал вопрос Всероссийский пастырь и тут же отвечал на него: - Оттого, что они отвергли учение матери своей Церкви… Это - жалкие межеумки, которые отпали от Бога и Церкви и пристали к безбожию и всяким порокам, растлевающим человека до костей и мозгов".

И про закон совести, которому надобно подчиниться, чтобы выбираться из смуты, охватившей нашу страну, тоже ведь было сказано нам, живущим уже в третьем тысячелетии:

"Наша душа состоит из трех главных сил - разума, сердца и воли, соединенных единым существом души. Область действия этих трех сил бесконечна; и для того, чтобы жизнь души текла правильно, благоплодно и с пользою для нас самих, и для окружающих нас людей, эти силы должны действовать согласно, повинуясь закону совести, вложенному в каждого Творцом… Таким образом искренний человек и истинный христианин весь с своим бесчисленным множеством мыслей, чувств, намерений и деяний подчиняется единодержавно совести своей.. и жизнь его идет правильно. Но, если душа человеческая не захочет подчинить эти три главные силы души - разум, сердце, волю - закону совести или закону Божию, она в один день или в продолжение жизни своей натворит тьму неподобных, самых вредных дел, додумается до ужасных вещей, - до неверия, до безбожия, до анархии, до конституции, до динамитов и казнокрадства и всякого безобразия. Вот до чего может довести внутренняя или внешняя анархия человека, неподчинение, неповиновение закону совести".

Подобно набатному колоколу звучал голос Иоанна Кронштадтского, и даже дух захватывает, когда понимаешь, что его поучения соответствуют реалиям нашей жизни, может быть, еще точнее, чем той жизни, в которой произносились они…

Еще более актуальны для нашего времени его слова о Соборе и о Соборности…

3.

Слово "Собор" затерлось от частого употребления.

А ведь обозначает это слово не просто разношерстную толпу, собравшуюся на то или иное мероприятие, а духовное собрание людей, объединенных или, по крайней мере стремящихся объединиться в православной и патриотической идеологии.

Мы знаем о великом Соборе новомучеников Российских, Соборе, который в страшные годы удержал и вознёс на ещё большую высоту в нашей стране православную веру… Мы знаем, что и в фундамент этого Собора немалую лепту внёс святой праведный Иоанн Кронштадтский. Никто - посмотрите дневниковые записи последнего года его жизни - так полно и глубоко, как он, не прозревал, что такое этот Собор и в чем сила его и могущество.

Соборное ощущение в Иоанне Кронштадтском было развито столь необыкновенно сильно, что, когда мы говорим, что это он благословил движение Союза русского народа, это не совсем верно. Наш Всероссийский батюшка превратил это движение в Собор и сам стал голосом этого Собора.

А сколь дивным был воздвигнутый Собор, свидетельствует очевидец - Павел Александрович Крушеван.

"Помню первый митинг Союза Русского Народа, - вспоминал он. - Он состоялся в Михайловском манеже. На митинге собралось тысяч двадцать народа... Это были величественные и потрясающие минуты народного объединения, которых никогда не забудут те, кому довелось пережить их. Все грани, все сословные и социальные перегородки исчезли; русский князь, носящий историческую старинную фамилию, стоял бок о бок с простолюдином и, беседуя с ним, волновался общими чувствами; тут же, в толпе, был и известный государственный деятель, были генералы, офицеры, дамы... Все перепуталось, все смешалось в какую-то кашу... Но над этой пестрой массой, сливая ее в одно существо, властно царила одна общая душа, душа народа, создавшего одно из величайших государств в мире, - и теперь угнетенная опасением, что и храм, созданный трудом десятков поколений, и народные жертвы, и подвиги предков - все это рухнет - бессмысленно под натиском врагов, которые уже рубят устои, поддерживающие священный храм".

Этой силой общей души народа, создавшего одно из величайших государств в мире, и была сметена в декабре 1905 года троцкистская бесовщина.

То, что соборная общность обладает качествами, значительно превосходящими качества отдельных людей, какими бы замечательными и православными они ни были, что этому Собору сообщается молитвенная сила, которая значительно превосходит даже и совокупную силу самых сильных молитвенников - сила, способная преображать историю - с необыкновенной глубиной понимал патриарх Алексий II.

Кажется, нет свидетельств о чудесах, которые бы совершал он, но вместе с тем каждый из нас является свидетелем грандиозного, небывалого чуда, когда прямо на наших глазах словно из небытия поднимается Святая Русь.

И совершено это чудо было за 19 лет патриаршего служения Алексия II, которые - так получилось! - всё замкнулись в год памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского…

от 20.04.2024 Раздел: Июль-август 2009 Просмотров: 600
Всего комментариев: 0
avatar