— Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Феофилакт, очень рад сегодняшней встрече с Вами и, я думаю, что наша беседа коснется и праздников, которые прошли: и Рождества Христова, и Крещения. На Крещении, может быть, остановимся подробнее, если Вы благословите. Крещенские праздники в монастыре очень близки мне. В связи с этим я постараюсь вспомнить какие-то эпизоды из своей личной жизни. Хотелось бы начать этот разговор с Вами с праздника Крещения Господня, поскольку мы находимся в стенах нашего любимого Ново-Иерусалимского монастыря, которым Вы руководите.
— Руководит Святейший Патриарх Кирилл. Он наш настоятель. Я лишь его наместник и стараюсь всячески выполнять волю Божию и волю Святейшего Патриарха об этой святой обители, о ее братии, трудниках, паломниках, сотрудниках.
А сегодня мы, действительно, встретили праздник отдания Крещения Господня. Попразднство Крещения длится восемь дней. Очень большой период у этих святочных дней или святочных вечеров, когда сама Святая Церковь нас призывает к тому, чтобы мы встречались, общались, друг с другом делились этой радостью, этим светом, который воссиял вначале в вертепе, затем на Иордане. Мы сегодня с радостью поговорим об этих январских праздниках. Вообще в январе столько праздников, что порой уже не хватает сил все праздновать. Так и у нас с Вами. Мы нашли сегодня первый возможный день, когда, совершив самые неотложные богослужения, выполнив срочные дела, смогли встретиться и спокойно беседовать.
Праздник Крещения Господня, конечно, связан с праздником Рождества Христова. Первые столетия христианства они порой праздновались вместе. Он тогда назывался тоже праздником Богоявления или праздником Просвещения, потому что Господь родился и явился людям и миру. То же самое на Иордане. Господь пришел на Иордан, и Иоанн Креститель о Нем свидетельствовал, что Он — Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира. То есть это тоже Богоявление.
В древних православных церквах праздновался именно момент самого Богоявления, когда Отец Небесный произнес: «Се Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение». Дух Святой от Отца в виде голубя сошел на Господа Иисуса Христа. И явилась вся Святая Троица. Этому моменту уделялось даже большее внимание в текстах, в проповедях, чем троекратному погружению Христа в воды Иордана. Это было сокрыто в Ветхом Завете, но прикровенно уже говорилось о событии с первых глав, с первых страниц книги Бытия.
Постепенно во всех церквах установилось празднование двух отдельных самостоятельных Господских двунадесятых праздников — Рождества Христова, двадцать пятого декабря по старому стилю или 7 января по новому стилю; и Богоявления Господня, 6 января по старому стилю или 19 января по новому стилю.
Один из святых отцов, толкуя такое окончательное соборное решение Церкви о времени празднования Рождества и Крещения, говорит: «Вот два прекрасных великих Господских праздника, а между ними двенадцать дней». Мы сегодня их называем Святками. Он говорит: «Это в честь двенадцати апостолов». Все отцы святые согласились с этим порядком. И для нас сегодня от Рождества до Крещения идут Святки, святые дни или святые вечера, исполненные всяческой радости, ликования, хвалы, благодарения явившемуся нам Господу.
Мы не можем говорить о празднике Крещения без воспоминания о празднике Рождества Христова. Господь родился, и в этот же день, как мы знаем, Ему поклонились пастухи, прямо там, в пещере. А когда пришли волхвы, Христос был уже в самом Вифлееме, потому что перепись закончилась, освободились гостиницы, дома частные, и Богомладенец Христос с Богоматерью и Иосифом Обручником поселились в городе. На восьмой день
Иосиф совершил обрезание Христа. До сорокового дня они жили в Вифлееме, а в сороковой день пришли в Иерусалимский храм, где Богомладенец Христос был посвящен Богу, и была принесена жертва: две голубицы. После этого Святое Семейство пошло в Назарет, в свой дом, а когда явился ангел и сказал о бегстве в Египет, то Иосиф, дав распоряжения по дому, взял своего сына Иакова помогать, прислуживать в этом путешествии. Святое Семейство отправилось в Египет, где они пробыли, кто говорит, четыре года, кто называет другое количество лет. То есть точное время пребывания в Египте является некоей тайной в Церковном Предании. А затем они вернулись в Назарет.
Христос, Его Пречистая Матерь и Иосиф Обручник жили в Назарете, и Христос помогал Иосифу в древоделании. Иосиф был плотник, столяр, то есть древодел. Христос тоже занимался столярничеством. Представляете, какое же это на земле благородное, достойное дело — обрабатывать древесину, делать из нее какие-то изделия, нужные человеку в его быту, в его жизни. Когда Иосиф умер, Христос продолжал его дело — столярничество, был древоделом до 30 лет. Этим Он зарабатывал необходимое, потребное для пропитания и своей Пречистой Матери, и Себя. Здесь Христос нас всех учит трудолюбию. Чем мы должны заниматься до 30 лет? Каким-то делом, какой-то труд мы должны исполнять.
Христа никто не содержал ни из какого бюджета: ни федерального, ни регионального, ни местного. Никакой благотворительный фонд Его не содержал. Он Сам питался от трудов рук Своих. Также Божия Матерь что-то вышивала, шила. И Святое Семейство научает нас, что мы не должны предаваться лени, а все мы должны трудиться. Вот видите, в самом празднике нам открывается такая глубина… Это прекрасный труд, когда мы чувствуем дерево, мы его любим, мы из него может сделать что-то полезное для жизни. Такое взаимодействие с миром природы, с миром, окружающим нас, который создал тоже Сам Господь, и он премудр, прекрасен.
И вот сказано, что Христос до 30 лет таил, прятал свое Божественное величие. Кроме того, по еврейскому закону до 30 лет нельзя было становиться учителем или священником. И тоже хочется на этом моменте остановиться. Христос и в 12 лет поражал законоучителей в Иерусалимском храме, когда они стали Ему задавать вопросы, Он стал им отвечать так, что они Его расспрашивали несколько дней и дивились Его премудрости и благодати. Он и в 12-летнем возрасте Отроком уже блистал своим Божеством, но Он его прикрывал. И так до 30 лет.
И, Вы знаете, сегодня, наверное, надо вспомнить о том, что у нас в Православной Церкви и в Новом Завете сохранилось установление о рукоположении в сан священника не раньше 30-летнего возраста. Желательно так. В диаконы и в 25 можно, а в священники — в 30 лет. И если порассуждать в этом направлении, то, может быть, нас с Вами услышат и установят некие возрастные нормы, чтобы у нас не было депутатов, которым не исполнилось 30 лет. Или, может быть, даже учителей в школе допускать до учительства не ранее 30-летнего возраста. Иначе чему они научат там подрастающее поколение? У нас, может быть, и возникают в школах такие коллапсы, конфликты отцов и детей из-за того, что мы нарушаем эти возрастные цензы. Думается, нельзя быть мэром, губернатором и занимать прочие должности ранее 30 лет. Как это было бы прекрасно! Но чем надо заниматься до этого возраста? Люди должны учиться побольше, кому Бог дал премудрость и разум, трудиться, как трудился Христос, создавать свою семью, кто избирает путь семейной жизни, рожать детей. А то бывает у нас: какой-то политик придет, а он нигде не работал, у него нет ни жены, ни детей, ни семьи. Как он сможет руководить обществом? Что он сможет провозглашать? Или тот же преподаватель в школе. И поэтому мы видим в Европе, что большинство руководителей даже бездетны, они принимают такие законы, которые приводят к содомским грехам, по сути дела, их оправдывая. Вот это, наверное, из-за того, что до 30 лет они занимались не тем, чем следовало бы. Не учились у Христа, не взирали на Него. И потом те пороки, что себе усвоили, стали передавать другим.
Когда Господу исполнилось 30 лет, то был голос Божий ко Иоанну в пустыне, повелевающий идти и крестить во Иордане и возвестить о пришествии Мессии: «На Ком ты увидишь Духа, сходящего и пребывающего, Тот и есть, Который вас будет крестить Духом Святым». И также важно: Иоанну тоже было 30 лет. Почему он не вышел раньше? Ведь можно же крестить и в 20-летнем возрасте, какие проблемы? Оказывается, Иоанн в пустыне беседовал со своим сердцем, он разбирался с ним. И понимал, что если он выйдет и начнет проповедовать покаяние, то есть начнет касаться грехов, и грехов тяжелых, страшных, то его никто по головке не погладит. Он обличал и фарисеев, и саддукеев, называя их: «Порождения ехиднины». То есть встречал так жестко, как будто холодным душем. И воинам давал наставления, и всем сборщикам податей. И обличал даже Царя Ирода за его прелюбодейную связь, что он взял себе жену Филиппа, брата своего. За что Ирод посадил его в темницу, и Иоанн Креститель этому уже не удивлялся. Он в этом всем уже разобрался со своим сердцем в пустыне. И даже когда Ирод, после пляски Саломеи и наущения Иродиады, послал оруженосца отсечь ему голову в темнице, то Иоанн Креститель встретил его радуясь, он был уже готов к этому.
И сегодня люди, знаете, порой рвутся к микрофону, к экрану, хотят кому-то что-то сказать; все хотят учить, лечить, воспитывать… Но надо поставить вопрос: а вы готовы понести ответственность за свои слова? Вы готовы к тому, что вам потом придется отвечать и, может быть, очень серьезно за каждое слово? То есть нас Господь в этом празднике Крещения приучает к ответственности за каждую мысль, за каждое слово, тем более, за каждое дело.
Иоанн Креститель проповедовал, и к нему со всех сторон шли, исповедовали свои грехи. Он в знак прощения этих грехов погружал их в водах Иордана. Учил, давал им наставления, каждому свое. Когда Иоанн Креститель говорил, что идет за ним бoльший его, у Которого он недостоин, нагнувшись, развязать ремень обуви Его, то в это время и приходит Христос на Иордан. И вот, когда пришел Господь, то Иоанн Креститель, чувствуя свой грех, — он ведь тоже нес на себе грех первородный, то есть грех ослушания Адама, который распространяется на всех жителей мира, — говорит: «Я не буду Тебя крестить. Я требую от Тебя крещения». То есть Ты омой мой грех. А Господь отвечает: «Нам подобает исполнить всякую правду, всякую истину». Здесь Господь имел ввиду под правдой весь закон: Христос к этому дню исполнил весь закон, осталось выполнить последнее — креститься. И вот Христос идет на Иордан креститься.
Хочется, чтобы эти слова Христа услышали все, кто еще сегодня не крещен. Сам Христос выполняет заповедь Отца Небесного, идет креститься на Иордан. Придите и вы вслед за Христом и покреститесь, примите тоже Святое Таинство Крещения.
Услышьте этот призыв Отца нашего Небесного. Вот Сын Божий не ослушался, пришел и крестился. И сказано, что Иоанн Предтеча смирился и крестил Господа Иисуса Христа. И хотя, в отличие от других людей, будучи безгрешен, Христос не имел нужды креститься, но Он крестился для того, чтобы освятить водное естество: не только Иордан, но вообще все водное естество. У нас есть четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух. Когда Господь родился в земляной пещере, в яслях для скота, тогда Он освятил стихию земли. А в крещение Господь освящает стихию воды. Она тоже, мы видим, сопровождает нас во всей истории — и миротворения, и истории человечества, — потому что сказано в первых строках книги Бытия, что Дух Святой носился над водою. Или, скажем, потоп омыл грех ветхозаветного человечества при Ное.
Господь освящает водное естество, чтобы в этот день вода восприняла в себя столько благодати, сколько она вообще может воспринять. В праздник Крещения приходит епископ или священник, погружает трижды крест в водах реки, пруда, озера, моря — в этот день везде Иордан. Но великой Агиасмой становится только та вода, которая освящается чином великого освящения. Эта вода, действительно, не портится. В этот день надо стараться сначала пить богоявленскую воду, а уже потом садиться за трапезу. Мы освящаем жилище, освящаем и помещения для скота.
Священник в праздник Крещения должен обойти всех своих прихожан и покропить дома крещенской водою, при этом петь тропарь, кондак, величание праздника, и, конечно, мы стараемся это выполнить хоть в какой-то мере. Но сегодня это большей частью у нас получается символически, то есть сегодня мы всех охватить просто физически не можем, поэтому мы просим самих прихожан прийти домой, принеся эту водичку, чтобы каждый член семьи попил богоявленской воды, и обязательно окропить все свои помещения. Это очень важно. В сам праздник Крещения или в дни попразднства обязательно необходимо всем окропить свое жилище и самим попить крещенской воды. У кого есть желание и позволяет здоровье, могут окунуться трижды с головой, чтобы все тело соприкоснулось с этой великой Агиасмой. Это тоже прекрасная традиция. Но тут надо быть очень тактичным, деликатным, нельзя никого заставлять насильно и надо обязательно учитывать состояние здоровья человека. У нас в Церкви нет не только насилия, но даже навязчивости. Это надо оставить на благоусмотрение каждого человека. Если врачи запрещают, то не будем Господа искушать. На Иордане намного теплее, и там все погружаются. А у нас страна северная, холодная. Но все равно мы видим, что желающие погружались. Само по себе погружение — это не грех. Его тоже делать нужно. Если кому-то противопоказано, то можно принести сосуд с водой домой, набрать воды в ванну и вылить туда из сосуда, погрузиться хотя бы у себя в теплой квартире в ванной в теплую воду, но все равно в нее добавив крещенской воды.
И так, Христос совершил крещение, чтобы для нас установить Таинство Святого Крещения. Христос пришел ко Иордану, трижды погрузился в водах Иорданских, это теперь стало основой Таинства Крещения. Теперь всякий, кто принимает это Таинство, становится членом Церкви Христовой. То есть через Иордан, через крещение Христово наша Церковь стала многочадной. Все, кто будут читать этот текст, должны помнить, что вы вошли в Церковь тоже через Таинство Крещения и вас тоже священник погружал три раза с головой так, чтобы над вами вода сходилась трижды. Когда человек сходит в воду, это символизирует смерть Господа Иисуса Христа; когда он поднимается из воды, это символизирует Воскресение Христово. И поскольку мы крестимся в честь Святой Троицы, то человек должен погрузиться трижды, то есть вода должна трижды над ним сомкнуться.
Кроме того, мы знаем, что Господь пришел спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти. И поэтому Господь, взяв на Себя все грехи человечества, омыл эти грехи во Иордане. И в этот праздник плачет только дьявол, потому что в Иордане пришла его погибель. Он рыдает. Все остальные в этот день радуются. Для нас это радость огромная, праздник.
Разверзлись Небеса, и был глас Бога Отца: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И Дух Святой сошел в виде голубя на Господа Иисуса Христа. На вторую ипостась Святой Троицы, то есть явилась вся Святая Троица. И поэтому икона Богоявления освящается таким же чином, как и икона Троицы.
Явление голубя тоже очень многозначительно. Почему? Потому что голубь явился Ною при окончании потопа, показывая, что завершается время, когда водой очищался человеческий грех. Так и здесь голубь явился в знак того, что Господь пришел и через Иордан, через крещение омывает человеческий грех. Это символ того, что власть греха над человеком завершается. И теперь всякому человеку, который пришел креститься, в момент крещения прощаются все грехи, какие бы он ни совершил.
Еще надо сказать об одном очень важном моменте: почему Господь крестился именно в тридцатилетнем возрасте, а не раньше. Потому что Господь хотел освятить этот возраст. Мы с Вами уже говорили, что это возраст, когда можно выйти на учительство, кого-то наставлять, можно стать в этом возрасте священником. Но этот возраст имеет и другую сторону: к тридцати годам у человека обостряются и проявляются все его грехи и страсти. Это надо знать. Юношей мучают в основном плотские похоти, страсть блуда, а к тридцати годам всякого человека начинают мучать златолюбие, сребролюбие, властолюбие, гнев, ярость и прочие страсти. И поэтому Господь хочет освятить периоды нашей жизни и показать, как нужно спасаться нам от смертных грехов. А именно: через совершение таинств церковных, через покаяние, крещение (кто еще не крещен), через святое причастие, в браке — через венчание. Также через другие средства церковные, которые нам несут благодать Божию, например, через то, чтобы окроплять себя крещенской водичкой или ее пить. Помните, был у отца Димитрия Смирнова хороший совет. Когда его спрашивала одна женщина: «Батюшка, как мне справиться со своей яростью и своим языком?» Он отвечал: «А ты возьми в рот глоточек крещенской воды и походи, пока ярость в тебе не закончится. Ты же выплюнуть не можешь, вот с водичкой и походи. И ты уже соседке или кому-то еще не сможешь сказать горьких, оскорбительных слов. Или выпей полстаканчика крещенской водички». Такие богомудрые батюшки и сегодня дают спасительные советы, которые тоже имеют прямое отношение к празднику Богоявления.
О чем еще нужно сказать?
У Иоанна Крестителя, по церковному повествованию, был такой порядок: он каждого человека заводил в воду по шею. И держал его в этом положении, пока человек не исповедует всех своих грехов. И только после окончательной исповеди он его трижды погружал в воды Иордана и выпускал на берег. Когда я в этом году освящал воду в нашем подмосковном Иордане, то сказал: «А теперь, дорогие браться и сестры, представьте, если бы я как Иоанн Креститель каждого из вас заводил по шею в ледяную воду и принимал бы у вас полную, генеральную исповедь, пока вы во всем не покаетесь и только после этого трижды окунал вас и выпускал на берег. Что было бы?» Вы знаете, огромное количество людей благодушно рассмеялись.
Но вот со Христом так не было. Сказано, что Он вошел, Иоанн Креститель возложил руку на Его главу, то есть раб возложил руку на своего Владыку, трижды погрузил Его в водах Иордана. И сказано, что Христос абие, то есть тотчас же вышел из воды, потому что Он не имел нужды в покаянии. Он был безгрешен. Христос Сам является источником чистоты, святости. И поэтому мы в праздник Крещения Господня воссылаем Ему вместе со Отцем и Святым Духом всяческую хвалу, славу и честь.
— Спасибо Вам, дорогой батюшка! Очень интересная и многоплановая беседа. Скорее, это даже проповедь. Сразу же нахлынули воспоминания. Я хорошо помню, как в начале 90-х в Ново-Иерусалимском монастыре, когда он еще не был восстановлен, служба проходила только в Рождественском храме. Однажды здесь побывал наш Президент Владимир Владимирович Путин. Я помню, как с детьми, они еще маленькие у меня были, мы приходили на реку Истру, которую в этом месте называли Иорданом. Эти реки в чем-то даже похожи. Побывав на Святой Земле, я увидел, что, действительно, есть удивительное сходство Иордана, в его среднем течении, и Истры.
К сожалению, несколько раз я и печальную картину заставал, когда под Крещение какие-то сатанисты спиливали крест на берегу. Кстати, такая же история произошла тогда, в 90-е годы, в Москве на Кутузовском проспекте, когда еще только строился наш комплекс на Поклонной горе. Огромный крест под Крещение был кем-то спилен, хотя нижняя часть его была обита железом. Это какой же нужно было инструмент применить!
С той поры все преобразилось здесь, в нашем любимом Ново-Иерусалимском монастыре. Я был на Крещение, подходил к берегу и окунался. Видел, как все хорошо сделано, как люди благоговейно приходят, молятся. Особенно мне всегда нравится, как после литургии 19-го числа Вы ведете крестный ход на берег и освящаете все.
Вы затронули еще очень много важных вопросов об ответственности, которую налагает на каждого человека крещение. И, действительно, я вспоминаю мою беседу с одним известным нашим сенатором, который сказал, что если человек не служил в армии, то он не имеет права занимать государственную должность.
— Чем надо заниматься до 30 лет? Пройти срочную военную службу, поучиться, создать семью, родить детей, поработать. Вот чем надо заниматься, прежде чем куда-то выходить, вставать за кафедру в институте или даже в школе, не важно, где-то и кого-то чему-то учить.
— Приближается очередная годовщина, как ушел мой духовный руководитель архимандрит Кирилл (Павлов) — 23 февраля. Я вспоминаю, как владыка Феогност на его могиле на сорок дней сказал о том, о чем Вы упомянули: «Отец Кирилл как жил, так и говорил, как говорил, так и жил. А разве многие из нас могут этим похвалиться?» Люди не прислушиваются к словам именно потому, что они обесценены. Вы как раз об этом очень хорошо сказали: нам всем придется нести ответственность за то, что мы говорим, за то, что мы делаем. И это, конечно, непосредственно связано и с праздником Крещения.
— Полностью Вас поддерживаю, потому что традицию освящения вод в праздник Богоявления Господня остановить нельзя. И даже в советское безбожное время, когда Церковь была несвободна, все равно батюшки тайно старались пойти освятить воду в реках, морях, на озерах, прудах и окунуться в этих водах с благоговением. Нам, действительно, повезло. У нас теперь благодатное время, когда Господь дает мир нашей Церкви — за молитвы новомучеников и исповедников, прежде всего. Теперь Церковь широко расправляет крылья. Можно заниматься и миссией, и просвещением, и паломничеством, и воспитанием подрастающего поколения. И праздники, торжества проводить с бoльшим размахом и достойным, благоговейным отношением.
Вы правильно говорили: раньше приезжали люди, начинали делать шашлыки, пить коньяк, даже еще до погружения. Или ругаться матом или в пьяном состоянии петь какие-то песни, заниматься тем, что не соответствует великому святому двунадесятому празднику Господню — Христос идет на Иордан, пойдемте и мы за Христом.
Христос крестится, и мы тоже должны погрузиться в воды Иордана. Когда священник идет на иордань из храма, он на голове несет крест — символизирует Христа. Спаситель, может быть, идет даже и между нами, в общей толпе молящихся.
Я очень благодарен государственным, светским властям. Когда стал наместником, то у нас вопрос, как организовать праздник Крещения, крестный ход, решался даже в Белом доме, на таком высоком уровне. Виктор Алексеевич Зубков был первым вице-премьером, и мы там начинали обсуждать эти вопросы, затем продолжили обсуждение с губернатором, с администрацией района. В итоге все стало решаться: чтобы люди могли спокойно подойти к реке или приехать на машине, припарковаться, чтобы не было скользко, чтобы дорожки были посыпаны песочком или сделан настил и спуск к «Иордани». Появились теплые палатки. Отдельно мужская, отдельно женская. Там люди могут переодеться, чтобы окунуться в рубашке, не смущая никого нижним бельем. Всем желающим бесплатно предлагается чай и кофе. Можете себе представить? Это все организуют наши районные власти или, как теперь говорим, администрация городского округа Истра. И мы им благодарны.
Трудятся и федеральные структуры. ГИБДД следит за транспортом, чтобы не было аварий, чтобы правильно парковались. Присутствует полиция, чтобы никто пьяный не пришел, не было бы воровства. Там находится МЧС, водолазы перед праздником обследуют дно, у нас река Истра быстрая и за год может нанести какую-то проволоку, осколки стекла, консервные банки. И они каждый год тщательно вычищают дно, обследуют конструкции, чтобы они были крепкие, не пошатнулись, не сгнили. Причем водолазы присутствуют во все время погружения, чтобы, если кого-то унесет, они вытащили, эвакуировали на берег. Стоит скорая помощь, даже машина реанимации. Устроена радиофикация, чтобы молитвы священника, пение хора было слышно всем. Могу сказать точные данные: у нас за один день прошло больше четырнадцати тысяч человек. На «Иордане», конечно, главное — молитва. И здесь мы без помощи наших государственных, федеральных, региональных, местных властей не справимся. И мы им очень благодарны. Даже уровень воды в Иордане и то регулирует гидроузел, дает в эти дни больше воды, чтобы она была не по колено, а хотя бы по грудь, когда уже удобнее с головой погрузиться. Слава Богу, все эти вопросы решаются!
К нам в этом году прибыл на праздник губернатор Московской области Андрей Воробьев, всех поздравил, пообщался с людьми. И мы очень благодарны Татьяне Витушевой, главе нашего городского округа Истра, которая создала штаб празднования, приезжала на «Иордан», проверяла ход подготовки крещенских купаний.
Все было сделано настолько тщательно! У меня была в этом году командировка, я не смог прийти ни на одну проверку, но у нас такое плотное многолетнее взаимодействие с администрацией, что они все подготовили на пять с плюсом даже без моего присутствия. В этом году была сделана и подсветка, как в сказке, даже внутри воды. И когда я с крестом подходил к воде, то видел, как ко кресту устремлялись рыбки — безсловесные твари, они тоже хотят быть там, где крест Господень, там, где Христос. Можно сказать, что великое освящение воды — это тоже таинство церковное, так его и хочется назвать. Конечно, мы официально говорим, что семь таинств в Церкви, но, на самом деле, мне кажется, их больше. Так я деликатно скажу. И вот великое освящение воды — еще одно из таинств церковных, к которому люди стремятся.
Нам, одним священникам или монастырям, приходам, без помощи государственных властей очень трудно все эти вопросы широкого празднования Крещения Господня решать. Например, организация питания. Если кто-то приезжал издалека, им же еще надо возвращаться назад, перед этим укрепить свои силы. Некоторые пока не искупаются, не вкушают пищи. И вот им было предложено и питание. Или даже костер устроили, чтобы можно было подойти и погреть руки.
С такой любовью, с такой заботой все было сделано, что мы выражаем искреннюю благодарность нашим властям.
— Хотелось бы, дорогой батюшка, еще такой аспект обсудить. К сожалению, не для всех людей праздник Крещения является таким, я бы сказал, высокодуховным. Есть люди, которые приезжают, окунаются в иордань, набирают канистры крещенской воды, но потом с ними ничего не происходит в итоге. Они остаются равнодушными и к таинствам Церкви, и к храму, и к молитве. Как бы на эту тему порассуждать?
— Здесь я с Вами не могу до конца согласиться. Вы знаете, мы в духовном плане должны ценить все, даже то, что нам кажется порой мелким, незначительным, ничтожным. Вы сейчас назвали какие-то шаги людей. На самом деле, это хорошие шаги. Понимаете, если человек, например, приходит в храм и на источники вод в Крещение, помолится, искупается сам, его окропят, возьмет с собой водички, попьет ее, окропит свое жилище — это уже неплохо. В Евангелии есть такие слова, Господь говорит: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Есть люди, которые надломлены в духовной жизни. Их что-то сломало, что-то надломилось в них. Знаете, как сейчас я не буду ломать вот эти прекрасные цветы. Стебелек, скажем, сломался, но цветок еще висит какое-то время на ниточке и не падает. И вот Господь такие тоже бережет. Или, например, лен. Он не горит, а только тлеет, не может разгореться жарким, светлым огнем. А Господь это тоже терпит. Видите, какие образы. И нас Господь учит, особенно батюшек, вести себя с людьми так же. Все люди очень разные. Сколько людей — столько и путей в Царство Небесное. То есть у каждого свой жизненный узор, и он не повторяется ни у кого. Понимаете, какой Господь интересный? Он говорит: «Се, все творю новое». А мы хотим всех привести к какому-то шаблону: всех строем на исповедь, потом на причастие. Идут, целуют иконы, строем и с песнями. Такое было, между прочим. Когда все также дружно учили Закон Божией и в гимназиях, и в университетах. И получали пятерки. Среди них был такой Владимир Ильич Ленин. Когда мы это сделаем обязательным, мы опять вырастим революционера, который будет ненавидеть Церковь, очень коварно, очень страшно нанесет ей потом самые больные удары. Церковь сама вырастила себе этих гонителей. Почему? Потому что нарушала принцип свободы. До революции, если ты раз в год не пойдешь не причастишься, не поисповедуешься, не принесешь справку на работу об этом, тебя уволят с работы. Если ты в гимназии не сдал Закон Божий, а он был первым предметом, то тебя не переведут в следующий класс. В университет не поступишь, или не закончишь его, если не сдашь Закон Божий. То есть это было как история КПСС в советское время.
Когда идет такой насильственный подход, то все рушится. Так у нас рухнула и Российская империя. И у нас также рухнул Советский Союз, когда решили: всех в пионеры, всех в комсомольцы принимаем, все сдают историю партии в вузах. И люди возненавидели все это.
Надо понимать, что Господь нам дал свободу: свободу воли, свободу выбора и никогда у нас ее не заберет. И мы должны вести себя по отношению к ближним точно так же. Никогда не нарушая свободную волю человека. Нам разрешается людям что-то рассказывать, объяснять, мы можем призвать людей. Не больше. Это и есть служение священника: проповедовать, возвещать, объяснять, что такое Крещение, например. Вот мы сегодня с Вами это пытались сделать. Но насильственное вторжение в чужую жизнь категорически запрещено.
— Слушая Вас, я вспомнил эпизод из своей жизни. Вы знаете об этом. Я работал в международном отделе газеты «Правда», и мне запланировали командировку в Афганистан во время войны. И кто-то мне сказал: «Андрей, как же ты поедешь? Ведь там же людей убивают, а ты некрещеный, как же за тебя молиться?» И вот так Господь управил, что я и моя дочь крестились в самом центре Москвы у отца Геннадия Огрызкова. И я заметил, что со мной начали происходить изменения. По-другому начал смотреть на этот мир, увидел его совсем с другой стороны.
Вы сейчас вспомнили о том, что Ленин был отличником.
— Эти же документы известны, они опубликованы. Пятерка была. Пятерка! По Закону Божию. За все курсы: и в гимназии, и в университете. Был круглый отличник.
— Что со мной произошло в 1992 году, когда у нас сменился государственный строй? Мне предложил наш главный редактор Геннадий Селезнев — и не только мне, но и другим людям — делать спецвыпуски «Правды» на разные темы. А я тогда просто заболел темой Храма Христа Спасителя. И я говорю: «Геннадий, я хочу сделать спецвыпуск, посвященный Храму Христа Спасителя». И мы его сделали. Батюшка, который окормлял духовный театр «Глас», отец Георгий Докукин, помогал в сборе материалов. И когда вышла эта газета, он мне сказал:
— Ты вообще понимаешь, когда она вышла?
— Ну как, 22 апреля.
— Совсем ничего не понимаешь?
В день рождения Ленина, в недрах газеты «Правда» вышел прообраз газеты «Русь Державная» «Храм Христа Спасителя». То есть Господь управляет всем. И я в этом нисколько не сомневаюсь.
— Господняя земля. Земля Божия. И каждый день — это день Господень. Господь миром правит. Когда нам хочется кого-то «построить» и куда-то направить, мы как бы забываем о Боге. А Бог-то где? Он также любит, печется о каждом человеке, каждого ведет. С другой стороны, мы должны осознавать, что мы мелкие сошки в руках Божиих. И мы должны послужить людям по любви ко Христу и по любви к ближним. Чем послужить? Прежде всего, образом своей жизни. Почему, например, сегодня крестится мало людей, а нам хотелось бы больше. Или в храм приходят редко? Это мы так живем. Надо на себя посмотреть, потому что люди маловерующие, маловоцерковленные или неверующие, они на нас смотрят. Они смотрят: ну вот он пошел в храм, вот он там причастился и что? А какие дальше его дела, поступки, слова и прочее? Они за нами очень внимательно наблюдают. Понимаете?
И во-вторых, конечно, необходимо слово говорить о Христе, о нашей вере, потому что вера от «слышания», как говорит апостол Павел. Поэтому мы должны, прежде всего, своей жизнью, потом молитвой за ближних действовать. Или когда нас просят, то мы должны дать ответ о нашем уповании, о нашей вере. Вот какие наши обязанности. То есть, люди должны говорить: посмотрите, как они живут, какая у них любовь между собою. Мы хотим быть такими же, как они. Их должно к нам как магнитом влечь. Но именно привлекать должны добрые дела и прекрасные отношения между христианами. Вот это наши главные действия, главные наши силы или главное наше оружие — любовь Христова, Евангельская, любовь к Богу и к ближнему. Вот в этом направлении мы должны подвизаться, и тогда об остальном уже Господь позаботится.
Нам очень важно никого не соблазнить, никого не оттолкнуть. Это же может произойти. Например, Господь ведет человека к храму, к Себе сорок лет ведет, зайдет человек в храм, а на него как накинутся: «Как ты одет, как ты свечку ставишь?» Или еще что-то. И человек может быть потерян для Церкви навсегда. Он скажет: «Сорок лет не ходил, тут пришел, меня так встретили, что больше вообще никогда не пойду». Мне такие случаи тоже известны, когда люди не могли пережить те упреки или замечания, которые им были сделаны в храме. Это очень опасный момент.
Приведу один пример. Я освящал квартиру, и когда ее освятил, то мы присели с хозяином, и он мне рассказал, что он, полковник танковых войск, командир полка, пришел в наш храм. Была зима. Идет он по храму, к нему подбегает уборщица и говорит: «Как Вы, мужчина, смеете в храме быть в шапке?» Полковник отвечает: «А что такого? Я же военный. Мы же в казарме, в штабе ходим в шапке, воинский устав требует быть в головных уборах». Он шел в форме полковника, на нем зимняя шапка с кокардой, и он ничего не нарушил как военный, а техничка на него накинулась, не зная воинских уставов. И слышу его слова: «Я больше в храм пойти не могу». Его сердце полковника, командира танковых войск было сражено замечанием этой старушки-уборщицы.
Как же мы можем легко кого-то уколоть и сделать человеку больно. Даже мужчине крепкому, в расцвете сил. И как мы должны быть аккуратны и осторожны со своим словом. Конечно, в дальнейшей беседе я его постарался успокоить, объяснить, сказал, что мы тоже в храме не снимаем головного убора, как и вы. Мы входим в храм в клобуке или в скуфье. Батюшка в определенный момент богослужения тоже находится с покрытой головой. Я у него попросил прощения за слова технички, сказав: «Вы меня простите, я с ней обязательно побеседую, но и Вас я прошу с пониманием отнестись к этому случаю. Вы сегодня прочувствовали момент при освящении жилища, какая же это благодать Божия!» Он говорит: «Да». Как будто удалось его все-таки успокоить, объяснить ему ситуацию. Но не всегда же так получается.
— Знаю, что Вы бывали на Святой Горе Афон в нашем Пантелеимоновом монастыре. Я сейчас вспомнил разговор с ныне покойным схиархимандритом Иеремией. Как раз о том, можем ли мы повлиять на людей неверующих, особенно на молодежь. Он мне ответил: «Пока молодые люди свои игрушки (он имел ввиду компьютеры, смартфоны) не отбросят в сторону, вряд ли ты чем-то поможешь». А у старца Гавриила Карейского, Вы его тоже наверняка знаете, я спросил: «Батюшка, как повлиять на человека неверующего, особенно молодого?» Он ответил: «Никак не повлияешь. Только своим примером». Вы как раз об этом сейчас сказали. Если мы не будем показывать пример окружающим, ничего у нас не получится.
— И нечего спрашивать с других. Прежде всего, — наш пример. Я отца Иеремию тоже знал. Он такой благостный, помню, мы были на всенощном бдении в Хиландарском монастыре, а потом заехали и в наш Русский Пантелеимонов монастырь, а там вся братия в это время отдыхала. Вышел отец Иеремия, ему уже было под сто лет. Встретил нашу группу, мы с ним побеседовали, он у нас у всех взял записочки — за кого помолиться. Он улыбался, никак не показывая, что у него позади была бессонная ночь, восьмичасовое всенощное бдение. А мы тут как раз приехали. И раз паломники прибыли, то неважно, какое время суток и как ты себя чувствуешь. Он вышел к нам и явил такую евангельскую любовь! Авраамово гостеприимство, которое должно быть в любое время суток, ко всем.
Но когда говорится: «Наиграются в игрушки», — тут надо, может быть, подкорректировать в той части, что гаджеты, компьютеры уже вошли в нашу жизнь. И они из нее вряд ли выйдут. Поэтому наиграться в них невозможно. Надо все время ставить вопрос о том, а зачем я вхожу в этот компьютер, в этот гаджет? Мы звоним по телефону, общаемся, идет масса информации, даже и рабочая, деловая. Например, на последних Рождественских чтениях в одном из докладов прозвучала такая хорошая мысль: когда ты работаешь на компьютере, возьми за правило: каждый час останавливайся на несколько минут и пойди сделай земной поклончик, сотвори Иисусову молитву. Ты ничем плохим в интернете не занимался, вроде бы все по делу, работал, ты бухгалтер или юрист, не лез в какую-то там чернуху, но все равно: остановись, даже если у тебя монастырское послушание, пойди, сделай несколько поклончиков, Иисусову молитву сотвори, то есть духовно отряхнись. Я думаю: какой хороший совет! Надо, действительно, приходить на Чтения, перенимать опыт других монастырей: как там подходят к этому, как там учат не увлекаться какой-то страстью, например, к этим современным средствам общения, которые все больше и больше пытаются захватить наше внимание, а все-таки это внимание хотя бы раз в час переключать на Христа — сделать земной поклон. Это и физически очень полезно, что ты сделаешь несколько поклонов, и у тебя спина и шея или поясница немного отдохнут от такого неподвижного сидения за клавиатурой, а самое главное: ты умом, сердцем и душой вспомнишь о Христе, поклонишься святому образу, помолишься, воздохнешь о своих грехах, может быть, даже восплачешь. А потом уже продолжишь свое послушание, свою работу. Отказаться от интернета у нас не получится. Наоборот, нам порой говорят, что нам надо и в интернете, и в соцсетях идти к людям. И вот даже Ваша сегодняшняя съемка на Ютуб тоже на это направлена, чтобы и там проповедовать о Христе. Может быть, и там кто-то встретит Христа и услышит о Нем, и в его душе, в сердце что-то произойдет позитивное.
— Дорогой батюшка, спасибо Вам за эту духовную и очень глубокую беседу. Я надеюсь, что она понравится многочисленным нашим слушателям, читателям. И будем надеяться, что это не последняя наша встреча для обсуждения высоких духовных тем, которые Вы затрагиваете.
— Благодарю Вас! Мне кажется, у нас сегодня получилось очень хорошее, настоящее отдание праздника Крещения Господня. Так Сам Господь управил и наши стопы. И Вам большое спасибо за Ваше доброе дело!
Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Видеоверсию беседы вы сможете увидеть на нашем канале в YouTube