Из беседы с наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря архимандритом Феофилактом (Безукладниковым)
Праздник Крещения Господня, конечно, связан с праздником Рождества Христова. Первые столетия христианства они порой праздновались вместе. Он тогда назывался тоже праздником Богоявления или праздником Просвещения, потому что Господь родился и явился людям и миру. То же самое на Иордане. Господь пришел на Иордан, и Иоанн Креститель о Нем свидетельствовал, что Он — Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира. То есть это тоже Богоявление.
В древних православных церквах праздновался именно момент самого Богоявления, когда Отец Небесный произнес: «Се Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение». Дух Святой от Отца в виде голубя сошел на Господа Иисуса Христа. И вилась вся Святая Троица. Этому моменту уделялось даже большее внимание в текстах, в проповедях, чем троекратному погружению Христа в воды Иордана. Это было сокрыто в Ветхом Завете, но прикровенно уже говорилось о событии с первых глав, с первых страниц книги Бытия.
Постепенно во всех церквах установилось празднование двух отдельных самостоятельных Господских двунадесятых праздников — Рождества Христова, двадцать пятого декабря по старому стилю или 7 января по новому стилю; и Богоявления Господня, 6 января по старому стилю или 19 января по новому стилю.
Один из святых отцов, толкуя такое окончательное соборное решение Церкви о времени празднования Рождества и Крещения, говорит: «Вот два прекрасных великих Господских праздника, а между ними двенадцать дней». Мы сегодня их называем Святками. Он говорит: «Это в честь двенадцати апостолов». Все отцы святые согласились с этим порядком. И для нас сегодня от Рождества до Крещения идут Святки, святые дни или святые вечера, исполненные всяческой радости, ликования, хвалы, благодарения явившемуся нам Господу.
Мы не можем говорить о празднике Крещения без воспоминания о празднике Рождества Христова. Господь родился, и в этот же день, как мы знаем, Ему поклонились пастухи, прямо там, в пещере. А когда пришли волхвы, Христос был уже в амом Вифлееме, потому что перепись закончилась, освободились гостиницы, дома частные, и Богомладенец Христос с Богоматерью и Иосифом Обручником поселились в городе. На восьмой день Иосиф совершил обрезание Христа. До сорокового дня они жили в Вифлееме, а в сороковой день пришли в Иерусалимский храм, где Богомладенец Христос был посвящен Богу, и была принесена жертва: две голубицы. После этого Святое Семейство пошло в Назарет, в свой дом, а когда явился ангел и сказал о бегстве в Египет, то Иосиф, дав распоряжения по дому, взял своего сына Иакова помогать, прислуживать в этом путешествии. Святое Семейство отправилось в Египет, где они пробыли, кто говорит, четыре года, кто называет другое количество лет. То есть точное время пребывания в Египте является некоей тайной в Церковном Предании. А затем они вернулись в Назарет.
Христос, Его Пречистая Матерь и Иосиф Обручник жили в Назарете, и Христос помогал Иосифу в древоделании. Иосиф был плотник, столяр, то есть древодел. Христос тоже занимался столярничеством. Представляете, какое же это на земле благородное, достойное дело — обрабатывать древесину, делать из нее какие-то изделия, нужные человеку в его быту, в его жизни. Когда Иосиф умер,
Христос продолжал его дело — столярничество, был древоделом до 30 лет. Этим Он зарабатывал необходимое, потребное для пропитания и своей Пречистой Матери, и ебя. Здесь Христос нас всех учит трудолюбию. Чем мы должны заниматься до 30 лет? Каким-то делом, какой-то труд мы должны исполнять.
Христа никто не содержал ни из какого бюджета: ни федерального, ни регионального, ни местного. Никакой благотворительный фонд Его не содержал. Он Сам питался от трудов рук Своих. Также Божия Матерь что-то вышивала, шила. И Святое Семейство научает нас, что мы не должны предаваться лени, а все мы должны трудиться. Вот видите, в самом празднике нам открывается такая глубина… Это прекрасный труд, когда мы чувствуем дерево, мы его любим, мы из него может сделать что-то полезное для жизни. Такое взаимодействие с миром природы, с миром, окружающим нас, который создал тоже Сам Господь, и он премудр, прекрасен.
И вот сказано, что Христос до 30 лет таил, прятал свое Божественное величие. Кроме того, по еврейскому закону до 30 ет нельзя было становиться учителем или священником. И тоже хочется на этом моменте остановиться. Христос и в 12 лет поражал законоучителей в Иерусалимском храме, когда они стали Ему задавать вопросы, Он стал им отвечать так, что они Его расспрашивали несколько дней и дивились Его премудрости и благодати. Он и в 12-летнем возрасте Отроком уже блистал своим Божеством, но Он его прикрывал. И так до 30 лет.
И, Вы знаете, сегодня, наверное, надо вспомнить о том, что у нас в Православной Церкви и в Новом Завете сохранилось установление о рукоположении в сан священника не раньше 30-летнего возраста. Желательно так. В диаконы и в 25 можно, а в священники — в 30 лет. И если порассуждать в этом направлении, то, может быть, нас с Вами услышат и установят некие возрастные нормы, чтобы у нас не было депутатов, которым не исполнилось 30?лет. Или, может быть, даже учителей в коле допускать до учительства не ранее 30-летнего возраста. Иначе чему они научат там подрастающее поколение? У нас, может быть, и возникают в школах такие коллапсы, конфликты отцов и детей из-за того, что мы нарушаем эти возрастные цензы. Думается, нельзя быть мэром, губернатором и занимать прочие должности ранее 30 лет. Как это было бы прекрасно! Но чем надо заниматься до этого возраста? Люди должны учиться побольше, кому Бог дал премудрость и разум, трудиться, как трудился Христос, создавать свою семью, кто избирает путь семейной жизни, рожать детей. А то бывает у нас: какой-то политик придет, а он нигде не работал, у него нет ни жены, ни детей, ни семьи. Как он сможет руководить обществом? Что он сможет провозглашать? Или тот же преподаватель в коле. И поэтому мы видим в Европе, что большинство руководителей даже бездетны, они принимают такие законы, которые приводят к содомским грехам, по сути дела, их оправдывая. Вот это, наверное, из-за того, что до 30 лет они занимались не тем, чем следовало бы. Не учились у Христа, не взирали на Него. И потом те пороки, что себе усвоили, стали передавать другим.
Когда Господу исполнилось 30 лет, то был голос Божий ко Иоанну в пустыне, повелевающий идти и крестить во Иордане и возвестить о пришествии Мессии: «На Ком ты увидишь Духа, сходящего и ребывающего, Тот и есть, Который вас будет крестить Духом Святым». И также важно:
Иоанну тоже было 30 лет. Почему он не вышел раньше? Ведь можно же крестить и в 0-летнем возрасте, какие проблемы? Оказывается, Иоанн в пустыне беседовал со своим сердцем, он разбирался с ним. И онимал, что если он выйдет и начнет проповедовать покаяние, то есть начнет касаться грехов, и грехов тяжелых, страшных, то его никто по головке не погладит. Он обличал и фарисеев, и саддукеев, называя их: «Порождения ехиднины». То есть встречал так жестко, как будто холодным душем. И?воинам давал наставления, и всем сборщикам податей. И обличал даже Царя Ирода за его прелюбодейную связь, что он взял себе жену Филиппа, брата своего. За что Ирод посадил его в темницу, и Иоанн Креститель этому уже не удивлялся. Он в этом всем уже разобрался со своим сердцем в пустыне. И даже когда Ирод, после пляски Саломеи и наущения Иродиады, послал оруженосца отсечь ему голову в темнице, то Иоанн Креститель встретил его радуясь, он был уже готов к этому.
И сегодня люди, знаете, порой рвутся к микрофону, к экрану, хотят кому-то что-то сказать; все хотят учить, лечить, воспитывать… Но надо поставить вопрос: а вы готовы понести ответственность за свои слова? Вы готовы к тому, что вам потом придется отвечать и, может быть, очень серьезно за каждое слово? То есть нас Господь в этом празднике Крещения приучает к ответственности за каждую мысль, за каждое слово, тем более, за каждое дело.
Иоанн Креститель проповедовал, и к нему со всех сторон шли, исповедовали свои грехи. Он в знак прощения этих грехов погружал их в водах Иордана. Учил, давал им наставления, каждому свое. Когда Иоанн Креститель говорил, что идет за ним бoльший его, у Которого он недостоин, нагнувшись, развязать ремень обуви Его, то в это время и приходит Христос на Иордан. И вот, когда пришел Господь, то Иоанн Креститель, чувствуя свой грех, — он ведь тоже нес на себе грех первородный, то есть грех ослушания Адама, который распространяется на всех жителей мира, — говорит: «Я не буду Тебя крестить. Я требую от Тебя крещения». То есть Ты омой мой грех. А?Господь отвечает: «Нам подобает исполнить всякую правду, всякую истину». Здесь Господь имел ввиду под правдой весь закон: Христос к этому дню исполнил весь закон, осталось выполнить последнее — креститься. И вот Христос идет на Иордан креститься.
Хочется, чтобы эти слова Христа услышали все, кто еще сегодня не крещен. Сам Христос выполняет заповедь Отца Небесного, идет креститься на Иордан. Придите и вы вслед за Христом и покреститесь, примите тоже Святое Таинство Крещения.
Услышьте этот призыв Отца нашего Небесного. Вот Сын Божий не ослушался, пришел и крестился. И сказано, что Иоанн Предтеча смирился и крестил Господа Иисуса Христа. И хотя, в отличие от других людей, будучи безгрешен, Христос не имел нужды креститься, но Он крестился для того, чтобы освятить водное естество: не только Иордан, но вообще все водное естество. У нас есть четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух. Когда Господь родился в земляной пещере, в яслях для скота, тогда Он освятил стихию земли. А в крещение Господь освящает стихию воды. Она тоже, мы видим, сопровождает нас во всей истории и миротворения, и истории человечества, — потому что сказано в первых строках книги Бытия, что Дух Святой носился над водою. Или, скажем, потоп омыл грех ветхозаветного человечества при Ное.
Господь освящает водное естество, чтобы в этот день вода восприняла в себя столько благодати, сколько она вообще может воспринять. В праздник Крещения приходит епископ или священник, погружает трижды крест в водах реки, пруда, озера, моря — в этот день везде Иордан. Но великой Агиасмой становится только та вода, которая освящается чином великого освящения. Эта вода, действительно, не портится. В этот день надо стараться сначала пить богоявленскую воду, а уже потом садиться за трапезу. Мы освящаем жилище, освящаем и помещения для скота.
Священник в праздник Крещения должен обойти всех своих прихожан и покропить дома крещенской водою, при этом петь тропарь, кондак, величание праздника, и, конечно, мы стараемся это выполнить хоть в какой-то мере. Но сегодня это большей частью у нас получается символически, то есть сегодня мы всех охватить просто физически не можем, поэтому мы просим самих прихожан прийти домой, принеся эту водичку, чтобы каждый член семьи попил богоявленской воды, и обязательно окропить все свои помещения. Это очень важно. В сам праздник Крещения или в дни попразднства обязательно необходимо всем окропить свое жилище и самим попить крещенской воды. У кого есть желание и позволяет здоровье, могут окунуться трижды с головой, чтобы все тело соприкоснулось с этой великой Агиасмой. Это тоже прекрасная традиция. Но тут надо быть очень тактичным, деликатным, нельзя никого заставлять насильно и надо обязательно учитывать состояние здоровья человека. У нас в Церкви нет не только насилия, но даже навязчивости. Это надо оставить на благоусмотрение каждого человека. Если врачи запрещают, то не будем Господа искушать. На Иордане намного теплее, и там все погружаются. А у нас страна северная, холодная. Но все равно мы видим, что желающие погружались. Само по себе погружение — это не грех. Его тоже делать нужно. Если кому-то противопоказано, то можно принести сосуд с водой домой, набрать воды в ванну и вылить туда из сосуда, погрузиться хотя бы у себя в теплой квартире в ванной в теплую воду, но все равно в нее добавив крещенской воды.
И так, Христос совершил крещение, чтобы для нас установить Таинство Святого Крещения. Христос пришел ко Иордану, трижды погрузился в водах Иорданских, это теперь стало основой Таинства Крещения. Теперь всякий, кто принимает это Таинство, становится членом Церкви Христовой. То есть через Иордан, через крещение Христово наша Церковь стала многочадной. Все, кто будут читать этот текст, должны помнить, что вы вошли в Церковь тоже через Таинство Крещения и вас тоже священник погружал три раза с головой так, чтобы над вами вода сходилась трижды. Когда человек сходит в воду, это символизирует смерть Господа Иисуса Христа; когда он поднимается из воды, это символизирует Воскресение Христово. И поскольку мы крестимся в честь Святой Троицы, то человек должен погрузиться трижды, то есть вода должна трижды над ним сомкнуться.
Кроме того, мы знаем, что Господь пришел спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти. И поэтому Господь, взяв на Себя все грехи человечества, омыл эти грехи во Иордане. И в этот праздник плачет только дьявол, потому что в Иордане пришла его погибель. Он рыдает. Все остальные в этот день радуются. Для нас это радость огромная, праздник.
Разверзлись Небеса, и был глас Бога Отца: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И Дух Святой сошел в виде голубя на Господа Иисуса Христа. На вторую ипостась Святой Троицы, то есть явилась вся Святая Троица. И поэтому икона Богоявления освящается таким же чином, как и икона Троицы.
Явление голубя тоже очень многозначительно. Почему? Потому что голубь явился Ною при окончании потопа, показывая, что завершается время, когда водой очищался человеческий грех. Так и здесь голубь явился в знак того, что Господь пришел и через Иордан, через крещение омывает человеческий грех. Это символ того, что власть греха над человеком завершается. И теперь всякому человеку, который пришел креститься, в момент крещения прощаются все грехи, какие бы он ни совершил.
Добавлено: 12.01.2024 «Господь нам дал свободу выбора и никогда ее не заберет» | |
|
Всего комментариев: 0 | |