Страницы церковной истории наполнены за прошедшие века многими свидетельствами и чудесами, являющими близость и заступничество пред Богом Пресвятой Богородицы за верующих во Христа, а многие святые и подвижники благочестия удостоились особой милости и радости, через реальное явление Ее им. С одним из таких столпов Православной Церкви, преподобным Серафимом Саровским, связана многолетняя традиция Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, дающая уже более 20 лет утешение и подкрепление тысячам москвичей и паломникам из других городов Святой Руси.
Начиная с 1991 года, на пятой седмице Великого поста, накануне Субботы Акафиста, Святейший Патриарх привозит в Соборный храм из своего Крестового храма чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Умиление», перед которым совершает пение Акафиста Пресвятой Богородице. Каждый икос этого хвалебного гимна в честь Божией Матери, составленного в VI веке предположительно прп. Романом Сладкопевцем, завершается пением - «Радуйся Невесто Неневестная». На чудотворном образе, эти же слова начертаны на венчающем главу Пресвятой Девы нимбе, который символизирует сияние Божественной благодати.
Удивительна и исполнена многих чудес история этой святыни. До 1833 года этот святой образ был неотъемлемой частью духовного подвига прп. Серафима Саровского, являясь его келейной иконой. Сейчас уже никто не может сказать о том, каким образом эта икона попала к преподобному. Принес ли ее святой, как родительское благословение, из родного Курска в Саровские леса, или подобрал, как невостребованную для храмового употребления, уже в Саровской пустыни, этого мы уже никогда не узнаем. Но дивная сила благодати Божией, изливаемая на нас посредством отклика на наши молитвы перед сим образом, дает нам надежду и упование на заступничество Пресвятой Девы. Эта же неиссякаемая благодать радости и утешения дала преподобному право именовать икону - «Всех радостей Радость», а встречу с любым человеком, будь то царь или простой крестьянин, святой старец завершал помазанием елеем от лампадки, горящей неугасимо перед этой иконой. Житие преподобного доносит до нас несколько явлений ему Пречистой Богородицы, одно из которых, накануне Благовещения 1831 г., было в келье святого Серафима Саровского по молитвам перед этим дивным образом. Свидетельнице этого явления Богородицы, дивеевской монахине Евпраксии, тогда еще девице Евдокии, старец заповедовал, готовя к чуду: «Ах, радость моя! Какая нам с тобою милость и благодать готовится от Матери Божией в настоящий праздник! Повторяй, матушка, несколько раз сряду: Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!».
Что же собой представляет этот образ, один из сотен в ряду икон Пресвятой Богородицы, прославившихся многими чудесами, знамениями? Пречистая Дева на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца. По мнению специалистов в области иконографического канона, этот сюжет изображает момент произнесения Девой Марией ответных слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске. Есть мнение, что этот образ является частью каких-либо Царских врат, т. к. данный иконографический тип свойственен именно Царским вратам алтарной преграды. Если это действительно так, то этот образ еще и еще раз отсылает нас к строкам мессианского псалма царственного псалмопевца Давида: Камень, Его же небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла: от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших (Пс. 117, 22-23) Промыслом Божиим и игумен Нифонт, настоятель Саровской обители, после блаженной кончины преподобного, которая последовала 15 января 1833 г. в молении перед этим образом, передал икону Божией Матери в Дивеевскую женскую общину, незадолго до этого основанную святым старцем. Исполнились пророчества преподобного Серафима, сказанные сестрам общины, когда он давал средства на постройку первых зданий для общины: «Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас! Надо все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас все было готово. А когда прибудет Она, то вы все и служите Ей…» Переданный общине святой образ стал тем «краеугольным камнем», который преподобный Серафим Саровский заложил в основание знаменитой в будущем женской обители.
Сегодня некогда скромный келейный образ святого старца украшает изящная, богато украшенная камнями и эмалью серебряная риза. Мало кто знает, что это благодарственный дар Пречистой Деве святого страстотерпца, последнего русского царя Николая II и его святого семейства. Изготовлена данная риза на личные средства царской семьи в мастерских знаменитого ювелирного дома Фаберже и преподнесена в обитель к дню прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского в 1903 году.
В годы лютых безбожных гонений на Русскую Церковь, когда были закрыты и поруганы как Саровская пустынь, так и Серафимо-Дивеевский монастырь изгнанные из обители сестры, во главе с игуменией Александрой (Траковской) бережно хранили святыню не смотря на все угрозы, гонения и скорби. С 1927 года и до самой своей кончины, которая последовала в 1942 году, игумения Александра проживала с немногочисленными сестрами, последовавшими за ней, в г. Муроме. После ее смерти икону хранила ее келейница, монахиня Мария (Баринова). Получив в сентябре 1927 г. известие о закрытии Дивеевской обители, проживавший там в ссылке священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, на последней проповеди сказал сестрам такие слова: «Монастырь закрывается, но монашество с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена чаша, но кто как ее примет, насколько достойно. Кто только к губам поднесет, кто отопьет четверть, а кто и до дна выпьет. До сих пор вы горели одной свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь». Горели эти «свечи» по завету священномученика теперь и в Муроме, где сберегали от гонителей великую святыню. В этом городе удивительным образом пересеклись пути многих людей, которым предстоял нелегкий труд по сохранению и возрождению Русской Церкви. 20 марта 1946 г. в штат Благовещенского собора г. Мурома был зачислен бывший лагерник, освобожденный по амнистии для участников войны, иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Там и произошло его знакомство с осиротевшими после смерти игумении Александры сестрами Дивеевской обители. Будущий Патриарх прослужил в Муроме около года, но мы с уверенностью можем сказать, что он не один раз посещал Дивеевских сестер и молился перед чудотворным образом Царицы Небесной. В 1947 году игумен Пимен (Извеков) продолжает свое служение в Ростове-на-Дону, где исполняет обязанности секретаря правящего епископа Ростовского и Таганрогского Сергия (Ларина) и ключаря Богородице-Рождественского кафедрального собора. В этом Соборном храме соединились пути будущего Патриарха и будущего хранителя Серафимо-Дивеевской иконы Богородицы протоиерея Виктора Шиповальникова (1915–2007), т. к. отец Виктор, к тому времени также прошедший через аресты, лагеря и ссылки, был переведен для служения в 1948 г. в Ростов-на-Дону. У этих исповедников веры было очень много общего – истовая любовь к богослужению, верность и преданность Св. Церкви. Через многие годы они пронесли эту искреннюю дружбу и преданность.
В начале 70-х гг., чувствуя немощь и приближение блаженной кончины, монахиня Мария (Баринова), хранившая в Муроме Дивеевские святыни, обратилась к Патриарху Пимену с просьбой принять чудотворный образ «Умиление» и вещи преподобного Серафима. Святейший Патриарх, осознавая сложность лукавых советских времен, когда власти в любой момент могли воздвигнуть новое гонение на Церковь, поручил хранение святынь своему старому сомолитвеннику и другу, протоиерею Виктору Шиповальникову. С 1973 г., по благословению Святейшего Патриарха Пимена, дивеевские святыни бережно сохранялись в доме протоиерея Виктора Шиповальникова, который к тому времени был настоятелем Троицкого храма в Удельной Московской обл. Почти 19 лет отец Виктор принимал в своем доме желающих поклониться чудотворной иконе Божией Матери, не страшась гонений от безбожной власти, даря верующим, по слову Преподобного «всех радостей Радость», пока не пришло то время, о котором Святейший Патриарх Пимен говорил, благословляя батюшку на хранение святынь: «Бог даст, еще возвратишь по назначению». В 1991 г. отец Виктор передал хранившиеся у него Дивеевские святыни Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Вещи преподобного Серафима Саровского были переданы Святейшим Патриархом Алексием в возрожденный Серафимо-Дивеевский монастырь, а икона Пречистой девы была помещена в домовый Крестовый храм в резиденции Святейшего Патриарха, став, можно сказать, келейной иконой Святейших Патриархов Московских и всея Руси.
Трудами и усердием секретаря Патриарха Московского и всея Руси настоятеля Богоявленского кафедрального собора протопресвитера Матфея Стаднюка с 1991 г. возникла благочестивая традиция привозить икону «Умиление» в Богоявленский кафедральный собор к Субботе Акафиста. Сегодня это стало неотъемлемой частью церковной жизни нашего Первопрестольного града. 4 апреля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл доставил в Соборный храм чудотворный образ Пресвятой Богородицы и совершил перед ним Акафистное пение в сослужении викарных архипастырей, клириков кафедрального собора и Богоявленского благочиния г. Москвы. В этом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил оставить святой образ в Богоявленском соборе до праздника Благовещения. Множество паломников из разных уголков Святой Руси приехало в эти дни в древний храм, чтобы помолиться перед святыней и почерпнуть утешения и благодатной помощи из источника неоскудевающей Радости.
Протоиерей Александр Агейкин,
настоятель Богоявленского
кафедрального собора
в Елохове
Фото: Патриархия.ru, Лариса Беляева