Добавлено: 12.02.2015

Идти навстречу Богу

Сердечно благодарю всех вас за молитвы как в сегодняшний, весьма значительный для меня день, так и каждый день. Чувствую эту молитву, эту поддержку, опираюсь на полное единомыслие нашего епископата, духовенства и на абсолютное большинство верующего народа. Эта поддержка не выражается ни в каких цифрах – она выражается в той духовной силе, которая реально помогает Патриарху нести его служение.

Сегодня в соответствии с Уставом мы читали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям (Евр. 11, 7-23, 27-31), и одна фраза меня просто поразила. Многие из нас читали это послание и этот отрывок много раз, но в том-то и сила Слова Божия, что одна фраза, одно предложение вдруг начинает блистать такими гранями, отражать такой силы духовный Божественный свет, что оторваться от него невозможно. Вот и сегодня апостол, говоря о ветхозаветных отцах, об Аврааме, Исааке и Иакове, о примере их веры, переходит к Моисею и говорит: «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо был тверд, как бы видя Невидимого».

Так ведь в этих словах содержится все, что нужно каждому человеку, тем более архиерею и тем паче Патриарху! Что такое Египет для Моисея, для еврейского народа? Это страна, где они жили, не имея свободы, но зато в сытости, так что даже, уйдя в пустыню, они вспоминали котлы с мясом. А Моисей, воспитанник фараона и его супруги? Он мог бы быть вторым или третьим во всей этой огромной языческой египетской империи. Чего ему не хватало? Все было! Но он от всего этого отказывается, потому что все это второстепенно и даже третьестепенно. Не для этого человек живет, и Моисей понял это, и подвиг его отказа был велик.

Но это было не просто проявление мужества, связанное с отказом от земного богатства и процветания. Моисей не убоялся гнева царского, а фараону было на что гневаться. Воспитанник фараона и его жены не просто выступает против фараона – он народ свой выводит из Египта. А ведь народ, как сейчас говорят, умножал общенациональный продукт, и его уход вел к утрате части могущества Египта. Каким же мужеством нужно было обладать, чтобы не просто разорвать узы, связывающие тебя с теплым, обеспеченным, почетным местом в жизни, но и отказаться от поддержки своего царя, учителя, воспитателя во имя высшей цели – спасения народа!

Все эти слова помогают нам понять и подвиг Церкви, и подвиг каждого архиерея, тем более Патриарха. Ни образ жизни, ни любые материальные блага не могут и не должны затмевать для нас самого главного – возглавить движение своего народа, этот великий метаисторический исход, навстречу Богу и Его Божественному Царству. И не только притяжение земных богатств, но и никакой страх перед сильными мира сего не может и не должен изменить наше призвание.

А почему? А потому что мы призваны, как и Моисей, быть твердыми и как бы видеть Невидимого, как видимого. Кто-то спросит: как же вы Бога невидимого видите? Мы отвечаем: сегодняшняя Божественная Евхаристия, как и всякая Божественная служба в храме, особенно Святая Литургия, – разве не открывают нам зрение, чтобы увидеть Невидимого? А если б это не происходило, откуда черпать силы всем нам, людям слабым, грешным, подверженным разного рода внешним воздействиям? Откуда эта великая сила Церкви сохранять свое единство, вопреки сильнейшему давлению извне? Откуда эта сила Церкви, способная сопротивляться гонениям, разделениям и, что самое главное, обрушению на нее различных идей и предложений, которые на самом деле несли и сегодня несут огромную опасность для единства Церкви и для дела спасения? Мы черпаем эту силу не от своего разума, не от своего образования, не от своего воспитания, не от своего положения, а только от духовного видения Бога в величайшем Таинстве Святой Евхаристии.

Знаю, как эта вера подчас не осознается даже нами, ведь и мы, архиереи Божии и духовенство, тоже вовлечены в суету мира сего. И даже когда мы исполняем наш архипастырский долг, как много нам приходится делать того, что как бы не имеет прямого отношения к этому видению Бога, к достижению этих величайших в жизни целей! Но ведь достигаем цели! Может быть, не так, как хотелось, и многое не удается сделать, но ведь словно вопреки логике всего исторического процесса мы как Церковь Божия идем навстречу Ему и говорим: «ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что наше движение не направлено ни к каким конкретным историческим целям – наше движение навстречу Христу Воскресшему, Который явится в конце веков и Который каждому явится по его земной кончине. Удивительным образом то, чем занимаются Патриарх, архиереи, духовенство, весь народ Божий, – это реальность, которая присутствует и здесь, в истории, и переходит в метаисторию, в жизнь будущего века.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
от 21.11.2024 Раздел: Февраль 2016 Просмотров: 1436
Всего комментариев: 0
avatar