Светлой памяти героев
В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Пскова митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил панихиду по геройски павшим 10 лет тому назад воинам-десантникам 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной десантно-штурмовой дивизии, сообщает сайт Псковской епархии.
Напомним, что ценой своей жизни десантники шестой роты 76-й десантной дивизии не допустили прорыва из Аргунского ущелья более 2,5 тыс. чеченских боевиков. За этот бой 22 гвардейца (из них 21 посмертно) были удостоены высокого звания Героя России, 69 награждены орденом Мужества (из них 63 посмертно).
По окончании панихиды владыка Евсевий обратился к собравшимся. «Сегодня мы пришли молитвенно почтить и помянуть наших мучеников, героев, наших защитников, убиенных 10 лет тому назад. В своей жизни я пережил два особо тяжелых трагических момента. В детские годы, когда мне было только 6 лет от роду, а это в конце Великой Отечественной войны, моя родная мать получила похоронку о том, что наш отец погиб на войне. Мать осталась с четырьмя малыми детьми. Ее крик, ее боль, ее непрерывные горькие слезы отозвались в моем детском тогда еще сердце. Это невыразимое горькое чувство осталось на всю мою последующую жизнь до сего дня», сказал митрополит.
«Не менее болезненное чувство моей души было и остается во мне, когда я совершал чин отпевания 10 лет назад в нашем Свято-Троицком кафедральном соборе погибших на поле сражений наших молодых бойцов из 6-й роты воздушно-десантной дивизии. Видя надгробные их фуражки, видя слезы их детей, жен, матерей и отцов, было мучительно трудно это пережить», – отметил иерарх.
«Прошло вот уже 10 лет со дня их мученической кончины. Боль и скорбь не покидают нас и сегодня. Но вместе с этим мы помним и верим, что их подвиг, мужество, героизм живут в каждом из нас. Их светлая память жива. Она и сейчас с особой силой своим примером вдохновляет наш народ, и особенно молодых, на новый подвиг для защиты нашей родной Отчизны от посягательств на нашу Русь..
В минуты скорби для родных и близких пусть будет то чувство, которое говорит, что ваши родные воины отдали свои жизни за нашу Родину Россию, за жизнь нашего народа, за жизнь каждого из нас. А для воинов наших пусть наши усопшие герои будут примером мужества, бесстрашия и преданной любви к нашему Отечеству и своему народу. Сегодня поминальная молитва пусть напомнит всем нам о том, что все мы на этой земле не вечны. А кто и как нас помянет, будет зависеть от нашей жизни и наших дел. Молитвенно почитая память наших воинов-героев, павших в неравном бою, мы выражаем им нашу глубокую, сердечную благодарность и приносим земной поклон, как защитники нашей жизни, отдавших свою жизнь за целостность нашей Родины, за единство и сплоченность народов России. Вечная им память, вечная слава и вечная им радость от Бога!» – сказал митрополит Евсевий.
На панихиде присутствовали: представитель Главного управления воспитательной работы ВС России полковник С.И.Шевченко, командующий ВДВ России, герой России генерал-лейтенант В.А.Шаманов, командир гвардейской воздушно-десантной Черниговской краснознаменной дивизии И.В.Виноградский, глава города Пскова И.Н.Цецерский, родные и близкие павших воинов. Почтить память воинов-десантников пришел старейший прихожанин храма св. блгв. кн. Александра Невского полковник Алексей Алексеевич Соколов, которому скоро исполнится 99 лет.
Русская линия
Исторические границы России обнесут освященной землей
Читатели «Руси Державной» знают, как два года тому назад вдоль границ России был совершен крестный ход с Державной иконой Матери Божией.
И вот новое радостное известие.
Освященная земля из Брестской крепости – символ Великой Победы братских народов над фашизмом будет провезена вдоль исторических границ России и СССР, сообщает ИА «Православие на Северной земле». Молебен и чин освящения земли совершил 10 февраля в Архангельске настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского игумен Феодосий (Нестеров).
Как сообщили порталу в Пограничном управлении ФСБ РФ по Архангельской области, молебен объединил воинов-пограничников, ветеранов и учащихся архангельских школ. Освященная брестская земля будет провезена вдоль арктических и дальневосточных границ России, затем проследует по границе с Китаем и Монголией, охватит внешние границы советской Средней Азии, Закавказья, Украины, Белоруссии и Прибалтики. Освящение земли – это часть стартовавшей 2 февраля 2010 года в Мурманске пограничной эстафеты, посвященной 65-й годовщине Победы. Одна из главных задач эстафеты напомнить гражданам когда-то единой страны о бессмертном подвиге героев, положивших «жизнь за други своя». Кроме того, организаторы надеются привлечь внимание к необходимости духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения, особенно молодежи приграничья.
Духовное значение и замысел пограничной эстафеты созвучен двум другим знаковым событиям в современной духовной и государственной жизни России. Напомним, что летом 2007 г. по инициативе пограничной службы и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по всем крайним точкам границы России были построены часовни и установлены памятники Святителю Николаю Чудотворцу. Тем самым Россия была перекрещена с севера на юг и с запада на восток своеобразным духовным крестом. В мае 2008 г по благословению Патриарха Алексия из порта Архангельск вышел морской крестный ход. Крестный ход прошел по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, вдоль южных границ Дальнего Востока и Сибири и завершился в Москве.
На протяжении столетий русский народ, Церковь и государство рука об руку созидали Великую Православную державу. Сегодня Российская Арктика, Сибирь и Дальний Восток – объект притязаний для тех, кто не прочь продлить свое «благосостояние» за чужой счет. Эстафета Победы призвана духовно освятить и защитить исторические границы Отечества и братских стран, символизируя единство и нерушимость России.
Чечня – 15 лет назад
Из письма в редакцию:
«Я уже несколько лет читаю вашу газету, она мне очень нравится. И вот решил послать вам свою статью. Она - о первом, новогоднем штурме Грозного в 1995 году. Сейчас почти все забыли об этой войне, и очень больно, что своим забвением страна предаёт тех ребят, которые там воевали и умирали. Эта статья всё, что я могу сделать ради светлой памяти бойцов и офицеров, погибщих на этой войне. Вечная им память...»
Александр Давыдов
Уважаемый Александр!
Мы тоже свято чтим память о погибших, разделяем боль их родных и близких. Мы не смогли ранее опубликовать вашу большую по объему статью, и сейчас знакомим читателей с ее заключительной частью.
Недавно исполнилась 15-летняя годовщина первого штурма Грозного – самого трагического события в постперестроечной истории России...
Много сказано о покаянии за наши общенародные грехи – за предательство Царя, за отречение от Бога, за братоубийственную войну… Да, на нас лежит страшное проклятие за наши страшные грехи, и Россия приносит покаяние. Но необходимо сказать, что тогда, в канун нового 1995 года, мы добавили к своим грехам ещё один- предательство. В эту новогоднюю ночь мы стали настоящими россиянами- людьми, избегающими называть себя русскими, которые послушно голосуют за того, на кого укажут в телевизоре, и которые послушно вливают в себя алкоголь запредельными дозами- точно так, как указывают в телевизоре и как командуют многочисленные рекламные плакаты на улицах. Однажды, когда я учился на 2-м курсе, один преподаватель сказал, что первой чеченской фактически не было – по политическим последствиям. Я начал было спорить, но мне объяснили, что это политика, этика и мораль тут ни при чём и т. д. Но что значат эти слова, кроме предательства? Сейчас про первую чеченскую уже почти все забыли – я больше чем уверен, что материалы о ней займут мало эфирного времени и газетных полос в новогодние праздники. А ведь мы не имеем морального права забыть эту кровавую ночь- мы, если хотим остаться нацией, способной жить, должны впитать в себя всю боль и горечь той войны, и навсегда запомнить героизм и высоту духа, которые проявили наши бойцы и офицеры во время той войны, защищая свою страну.
Да, страна предала их.
Но эти ребята, распинаемые в Грозном, своей кровью искупили многие наши грехи, и, возможно, Господь только потому и терпит существование нашей погрязшей в пороках страны, что 15 лет назад тысячи её лучших сыновей беззаветно жертвовали своей жизнью ради своей Родины.
Они вместо нас испили ту кровавую чашу, которая могла достаться всей стране.
И мы должны помнить их подвиг, и молиться за них, и каяться в своих грехах. И только через покаяние мы спасёмся- ни ядерный щит, ни высокая цена на нефть не дают нам будущего сами по себе. Его может даровать лишь Господь.
Наша страна гибнет, несмотря на рост уровня жизни, рождаемость всё равно ниже смертности, а алкоголя, как уже все знают, наша страна потребляет в три раза больше предельно допустимой нормы. Мы не просто вымираем- мы вымираем планово, и только рост нашего религиозного и национального самосознания может удержать нас на краю пропасти- точнее, Господь, видя наше покаяние и наше стремление к нему, может не дать нам упасть.
П. Столыпин однажды сказал: народ, не имеющий национального самосознания, подобен навозу, на котором произрастают другие народы. Он безусловно прав, но как больно видеть его правоту в России сейчас! Мы настолько лишены сейчас национального самосознания, что не смогли даже удержаться от пьянства в разгар Рождественского поста и в годовщину великой трагедии нашей нации…
Но что бы ни случилось, Россия была и остаётся земным подножием Престола Небесного, и пока есть кому молиться в России- Господь будет миловать нас. И хочется закончить статью высказыванием святого батюшки Серафима Саровского: «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе!».
Нам пишут
Не забудем!
Пишет вам Сурыгина Анна Ивановна, бывшая малолетняя узница фашистского концлагеря.
Прочитала в газете статьи, посвященные 65-летию Победы, и решила написать об издевательствах немцев, которые я перенесла во время войны, и как чудом осталась жива. Детская память, не знаю почему, очень отчетливо сохранила все подробности того времени. Шел третий год войны, фронт, отгремев, отошел к Ленинграду. Иногда к нам в деревню заезжали немцы-оккупанты за продуктами, которые старосте деревни велено было собирать для них.
…В нашей местности всегда отмечали православные праздники. Запасались, по возможности, продуктами, готовили разные кушанья, приглашали гостей. Накануне Рождества Христова деревня Дубище Солецкого р-на Новгородской области тоже готовилась праздновать. Была солнечная, морозная погода, безветрие, ничего не предвещало беды. Во второй половине дня вдруг к деревне подъехали машины с солдатами в черной форме, спешно выгрузились, поставили пулеметы, направили на дома, и с автоматами наперевес пошли к деревне. Заходили в каждый дом и всех выгоняли на улицу. Люди были в панике. Отец мой, Иван Яковлевич Яковлев, с войны 1914 года знал немецкий язык, поэтому спросил у офицера – чем все это вызвано? Деревня объявлена партизанской и подлежит выселению в концентрационный лагерь. Если кто окажет сопротивление или попытается бежать, будет расстрелян! Людям не давали одеться, почти полуголых выгнали на улицу и затем погнали в сторону станции Дно, в 29 километрах от нас.
Невероятно, но это факт: только что был ясный день, а тут по небу вдруг поползли густые серые облака, потемнело, подул сильный ветер, поднялась настоящая снежная буря. Идти было очень тяжело. И мы обращались с молитвой к Господу. Тогда и произошло это чудо – мороз стал крепчать, и фашисты потеряли бдительность, заторопились вперед, бросив конвоированных ими людей. Мы стали разбегаться, часть останавливалась у знакомых и родных по пути следования в деревнях. Мы тоже спрятались в пустом доме. Но на следующий день приехали на санях немцы со старостой нашей деревни и увезли нас в лагерь. Поместили в дощатые летние бараки с трехъярусными нарами. Бараки промерзали, ночью было особенно холодно. Кормили очень плохо: пустая похлебка из брюквы и немного эрзац-хлеба с кипятком. Взрослых и подростков гоняли днем на строительство дороги. Появились вши, их было много, на голове образовались болячки и струпья, начались простудные болезни, люди стали умирать. Убежать из лагеря было невозможно: высокий дощатый забор, ограждение из нескольких рядов колючей проволоки под электрическим током. По углам территории лагеря стояли вышки с прожекторами и охранниками. Многие, особенно молодые, доведенные до крайности, бросались на проволоку и погибали. Часто на автомашинах вывозили людей за пределы лагеря, и они не возвращались. Весной нас погрузили в товарные вагоны и куда-то повезли. Во время погрузки в вагоны нас заталкивали, как скот, били резиновыми палками, прикладами. В вагонах было очень тесно, все окна и двери были наглухо закрыты, от духоты и крайнего истощения многие теряли сознание, умирали.
Везли нас в Германию. Уж не знаю как, но в наш вагон просочились слухи, что партизаны могут взорвать этот «немецкий» эшелон. Они же не знают, что и кто в вагонах. Чтобы этого не случилось, в отверстия и щели вагонов вывешивали красные тряпки…
На одной из станций нас спешно выгрузили, как мы узнали, – в Литве. Фашистам срочно понадобились вагоны. В Литве нас использовали на сельскохозяйственных работах. С раннего утра и до позднего вечера, за скудное питание, наши родители работали на полях, а мы, дети, на прополке огородов и выпасе скота – пасли коров. Если у нас выдавалось свободное время, то ходили по хуторам, просили что-нибудь поесть, иногда нам давали хлеб или картофель. Одежда наша настолько износилась, что представляла жалкие лохмотья. В одном из хуторов на нас, детей, литовцы натравили собак, до сих пор у меня на ногах остались шрамы от их укусов.
В августе 1943 года нас освободила наша Красная армия. Помню, как город Бержай, недалеко от которого мы находились, брали наши войска. Город был сильно укреплен, ожесточенно сопротивлялись литовцы на стороне немцев. Нашим пришлось использовать знаменитые «катюши». Помню, как с сильным воем и громом на них летели снаряды. Мы находились у самых позиций в небольшой землянке и чудом спаслись от обстрела. Вскоре город Бержай был взят.
Нам, детям, любопытно было посмотреть, что же делается в городе, и мы тайком от взрослых пошли посмотреть: везде валялись трупы фашистов и их пособников литовцев. Помню отчетливо: стояла нетронутая обстрелом наша православная церковь!
По пути следования домой наши родные деревни и города являли жалкое зрелище: вместо домов стояли обгорелые трубы, город Витебск в Белоруссии был полностью разрушен. Когда мы вернулись на Новгородчину, то деревни нашей не было, на ее месте увидели лишь обгорелые фундаменты. Деревня исчезла с лица земли, и ее больше нет на карте Новгородской области. Соседняя деревня была тоже сожжена, немецкие каратели согнали жителей в сарай и всех сожгли.
Забыть те времена и зверское отношение немцев к нам невозможно.
С уважением к вам
Сурыгина Анна Ивановна
г. Всеволожск Ленинградской области